Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка

Эмоциональная регуляция — это не то, с чем мы рождаемся. У малышей, к примеру, этого навыка вовсе нет. Их эмоции подобно маятнику, качаются туда-сюда. Только взрослея, они учатся контролировать и понимать свои эмоции, задача взрослых — помочь им овладеть этим навыком наиболее эффективно.

Эмоциональная регуляция состоит из внутренних и внешних процессов, участвующих в инициировании, поддержании и модуляции возникновения, интенсивности и выражения эмоций (Parthasarathy, 2016).

Чтобы регулировать эмоции, нужно замечать, контролировать, распознавать и оптимально адаптировать эмоции в соответствии с ситуациями. Обратите внимание, что оптимальная эмоциональная адаптация не всегда означает уменьшение негативных чувств и увеличение положительных.

Например, когда ребенку больно, родители могут регулировать свои собственные эмоции, чтобы не показать свою печаль, а проявить сочувствие.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать эмоции других людей, распознавать их и использовать эту информацию для облегчения собственного мышления, решения проблем и регулирования собственных эмоций. Эмоционально интеллигентный человек владеет не только саморегуляцией, но может адекватно реагировать на различные ситуации, и даже влиять на эмоции других людей.

Важность эмоциональной регуляции

Чтобы натренировать свой эмоциональный интеллект, нужно овладеть навыками саморегуляции. Кроме того, эмоциональная регуляция сама по себе имеет первостепенное значение для качества жизни в целом, потому что она влияет почти на каждый аспект нашей жизни. К примеру, возьмем семейные отношения. Если в семье есть ребенок, который не обладает навыками саморегуляции, попросту, не умеет распознавать и контролировать свои эмоции и закатывает ежедневные истерики, то его поведение создает напряжение между родителями и другими членами семьи.

Или вот еще важный аспект для ребенка — отношения со сверстниками. Неспособность контролировать эмоции может привести к развитию у ребенка неблагоприятных личностных качеств, таких как гнев, неконтролируемая агрессия, замкнутость или тревога, что может помешать развитию социальной компетентности ребенка в сложных ситуациях. Ребенку, которому не хватает навыков эмоциональной регуляции, труднее заводить друзей и поддерживать с ними нормальные, здоровые отношения.

Исследования, проведенные в последние несколько десятилетий, показали, что отношения со сверстниками — очень важный фактор в развитии ребенка. Дети, отвергнутые своими сверстниками, могут хуже учиться, их даже могут исключить из школы, а также они могут злоупотреблять курением и психоактивными веществами.

Эффективные эмоциональные регуляторные навыки позволяют ребенку иметь более высокую способность справляться с трудностями и действовать в стрессовых ситуациях. Ребенок становится более эмоционально устойчив, если вдруг сталкивается со стрессом дома, в школе или в другом месте. Многие клинические расстройства у детей тесно связаны с эмоциональной регуляцией, а точнее, с эмоциональной дисрегуляцией. Это и Вызывающее Оппозиционное расстройство, признаками которого являются повышенная раздражительность, гневливость, склонность к вызывающему поведению, что, как мы понимаем, не способствует общению со сверстниками и учителями. Также, это могут быть и тревожные расстройства, и клиническая депрессия, и расстройства пищевого поведения — анорексия и булимия.

В жизни взрослого человека саморегулирование эмоций тоже играет важную роль. Взрослый человек, обладающий навыками регулирования эмоций, более успешен в личной жизни и работе, тогда как тот, кто этого делать не умеет, напротив, менее успешен.

В общем, эксперты сходятся во мнении, что саморегуляция эмоций — один из важнейших навыков.

Природа или воспитание?

Исследователи обнаружили, что некоторые дети от природы более способны регулировать эмоции, чем другие. Наличие у ребенка заторможенного или раскованного темперамента может повлиять на способность ребенка к саморегуляции. Однако эта способность не закрепляется раз и навсегда. Дети могут научиться управлять эмоциями в соответствующей обстановке. Исследование в румынском детском доме хорошо иллюстрирует этот момент.

В этом контролируемом исследовании группа сирот была случайным образом распределена в приемные семьи с высококачественным уходом, в то время как другая группа осталась в детском доме. У усыновленных детей наблюдалось значительное улучшение эмоциональной регуляции по сравнению с группой, которая оставалась без присмотра. Мы видим, что в то время как генетика играет важную роль в развитии регуляции эмоций, окружающая среда, в которой растет ребенок, так же важна.

Когда рождаются дети, их мозг еще недостаточно развит. Мы можем сравнить развитие мозга ребенка со строительством дома. Генетика определяет основной план развития мозга ребенка, она как чертеж будущего здания. Жизненный опыт — это строительный материал для этого драгоценного дома. Некоторые навыки лучше или легче усваиваются в определенные периоды жизни. Эти оптимальные периоды называются чувствительными периодами или критическими периодами. После того, как этот чувствительный период обучения навыку прошел, происходит постепенное снижение способности набрать опыт. По-прежнему можно приобрести новый навык, но это займет больше времени или будет менее вероятно, чтобы достичь оптимального мастерства. Чтобы продолжить аналогию со строительством дома, представьте, что как только фундамент заложен и некоторые структуры завершены, будет сложнее, хотя и не невозможно, внести изменения в эти структуры.

Читайте также:  Роль и значение подвижной игры в развитие ребенка

Например, маленький ребенок может выучить второй язык и овладеть им гораздо легче, чем взрослый. Как только дети достигают половой зрелости, они, скорее всего, будут иметь проблемы с фонетикой или грамматикой. Таким образом, считается, что наиболее чувствительными (лучшими) периодами для освоения нового языка являются периоды до наступления полового созревания.

В рамках проекта румынского детского дома дети-сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до 2 лет, развили навыки эмоциональной регуляции, сопоставимые с навыками детей, которые никогда не были в специальных учреждениях. Таким образом, чувствительный период эмоциональной регуляции наступает до того, как ребенку исполняется два года. Но это не значит, что как только дети проходят возраст 2-х лет, они полностью упускают возможность учиться. Это только означает, что период обучения будет более сложным или займет больше времени.

Дело в том, что, хотя наш мозг гибкий (пластичный), пластичность уменьшается с возрастом. Поэтому, когда речь заходит о развитии саморегуляции, лучше сделать это правильно с первого раза, когда дети еще маленькие, чем исправлять это позже.

Симпатическая и парасимпатическая нервная система

Нервная система в нашем мозге, которая отвечает за эмоции, делится на две части: симпатическая и парасимпатическая. Симпатический отдел – это отдел быстрого реагирования, его основная задача – активировать реакцию организма “бей или беги”. Парасимпатический отдел – это медленно активируемая, успокаивающая система. Это как тормоз в машине, когда симпатический отдел – это газ. Парасимпатическая нервная система может противостоять возбуждению, создаваемому симпатической нервной системой.

Вегетативная нервная система играет решающую роль в контроле наших телесных функций и эмоционального благополучия. Когда симпатическая и парасимпатическая системы действуют в равновесии (гомеостаз), наши тела (“автомобиль”) работают правильно, и мы находимся в эмоциональном контроле.

Но когда система выходит из равновесия, эмоциональная регуляция необходима, чтобы вернуть наши эмоции (и тела) в здоровое, сбалансированное состояние.

Поскольку реакция «бей или беги» имеет решающее значение для выживания человека, не случайно часть симпатической нервной системы уже развилась при рождении. Даже если младенцы не могут буквально бороться или бежать, активация симпатической нервной системы может пробудить ребенка, чтобы предупредить родителей об опасности через плач.

Парасимпатическая нервная система, однако, не так хорошо развита при рождении. Младенцы имеют некоторые ограниченные самонаправленные регуляторные формы поведения, такие как сосание пальца, визуальное избегание и абстиненция. Однако такое поведение имеет ограниченную эффективность, особенно если возбуждение слишком велико или стимул сохраняется. Поскольку ранний жизненный опыт играет столь важную роль в формировании фундамента мозга, важно понять, как родители могут обеспечить оптимальный опыт для своих детей, чтобы научиться саморегуляции и адекватно реагировать в моменты сильного стресса.

Собственная способность родителей регулировать эмоции — это одно из первых проявлений эмоционального моделирования, которое видят дети. Дети узнают о «правильной» эмоциональной реакции в различных ситуациях, наблюдая, как родители реагируют и борются с сильными чувствами. Если родитель остро реагирует и ругается всякий раз, когда что-то идет не так, ребенок может “плохо себя вести” в аналогичной стрессовой ситуации. Если родитель спокоен и рационально подходит к решению проблемы, ребенок учится оставаться спокойным и искать решения вместо обвинений и истерик. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к родительским характеристикам. Помимо активного наблюдения, дети также узнают о регуляции эмоций через эмоциональное заражение.

Эмоциональное заражение происходит, когда дети бессознательно чувствуют эмоции своих родителей. Когда родители хмурятся, повышают голос или делают гневные жесты, у детей возникает похожая реакция. Например, когда родители расстроены или сердиты и кричат на детей, дети, скорее всего, ответят подобными эмоциями.

Со временем на ребенка начинает оказывать влияние поведение его сверстников. Они обращаются за “эмоциональной информацией” не только к своим родителям, но и к другим взрослым и сверстникам.

Родители, которые принимают, сопереживают и одобряют негативные эмоции своих детей, как правило, положительно влияют на регуляцию эмоций своих детей. Эти родители знают что все эмоции важны, среди нет них нет “плохих” или “хороших” эмоций. Они обучают детей вербализовать свои эмоции и поощряют решение проблем рациональным путем. С другой стороны, родители, которые пренебрежительно или неодобрительно относятся к выражению эмоций, особенно негативных, как правило, приводят к развитию дезадаптивной регуляции. Эти родители испытывают дискомфорт, выражая эмоции и тем самым как бы тренируют детей подавлять “нежелательные” проявления. Родители, у которых есть отрицательные или карательные реакции на эмоциональные проявления своих детей, могут привести ребенка к повышенному возбуждению (более активированной симпатической нервной системе), что затрудняет успокоение и в долгосрочной перспективе негативно влияет на эмоциональную сферу ребенка.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка долгопрудный

Некоторым родителям может показаться, что ребенок им дерзит, когда он слишком возбужден. И это значит что такой ребенок имеет более слабые навыки регуляции, чтобы успокоить более возбужденную систему! И, как мы уже знаем, карательные методы воспитания контрпродуктивны в обучении регуляции эмоций.

Исследования также показали, что чрезмерное обескураживание или поощрение детей выражать отрицательные эмоции приводит к большим проблемам управления гневом. Родители, которые спокойны или нейтральны к детскому гневу, скорее всего, имеют детей более спокойных, не склонных к вспышкам гнева в дальнейшем.

Факторы, влияющие на эмоциональный климат, включают личностные характеристики родителей, отношения между родителями и детьми, отношения между братьями и сестрами, стиль воспитания, веру семьи в выражение эмоций и супружеские отношения. Позитивная эмоциональная среда последовательно связана с адаптивной регуляцией эмоций у детей, тогда как негативность и напряженность связаны с дезадаптивными стратегиями.

Когда эмоциональный климат позитивный, дети чувствуют себя принятыми и защищенными. Когда эмоциональный климат негативный или непредсказуемый, дети склонны быть более реактивными и неуверенными в себе. Стиль воспитания, представляющий родительское отношение к детям, также влияет на эмоциональный климат в семье. Авторитетные родители — теплые и заботливые — адекватно реагируют на эмоциональные потребности детей. Дети из этих семей, как правило, имеют в своем распоряжении более широкий спектр методов эмоциональной регуляции.

Семейная экспрессивность — это количество эмоций, как положительных, так и отрицательных, выраженных в семье. Хотя принятие эмоционального выражения связано с лучшей эмоциональной регуляцией, не все родительские проявления помогают в создании благоприятного семейного климата.

Родители, которые выражают положительные эмоции, создают позитивный климат. Однако родители, которые выражают высокий уровень негативных эмоций, таких как гнев, враждебность или критика, приводят к негативной среде, которая связана с ухудшением эмоциональной регуляции у детей.

Одной из наиболее распространенных причин негативного семейного климата — это супружеские конфликты. Дети из этих семей учатся неадаптивным способам управления межличностными конфликтами и эмоциями. У этих детей также меньше шансов развить социальную компетентность и преуспеть в жизни.

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал!

Источник

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Цель: познакомить педагогов со способами и приемами регуляции эмоционального состояния, передать опыт проведения упражнений, способствующих развитию эмоциональной устойчивости у детей.

Содержание семинара

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировании, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.

Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления – выражения лица, смех и т.д. это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а поэтому обладают способностью взаимовлияния.

Самый простой способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.

Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, щек, губ, подбородка). Суть их – в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения.

Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.

В дыхательной гимнастике используются виды так называемого «вечернего» — успокаивающего или «утреннего» — мобилизующего дыхания.

Мобилизующее дыхание – как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха.

Дыхательную гимнастику успешно можно применять в учебном процессе. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например, перед публичным выступлением. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять «предстартовое» волнение и помочь расслабиться перед сном.

Читайте также:  Периодизация развития ребенка по фрейду

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.

Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из способов является сознательная концентрация внимания. Концентрация это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Можно сосредоточиться на своих зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в сознании.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущениях, а также их комбинаций. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

Целенаправленное использование предлагаемых способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе окажет существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости.  

Эмоциональная неуравновешенность ребенка может выражаться не только в резкой смене  и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Для общего успокоения детей можно использовать упражнения мышечного расслабления.

Предлагаемые упражнения помогут научить детей способам внутреннего расслабления, осознанию состояния покоя, ненапряженности. Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а потом, отпуская его, ребенок учится различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по собственному желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом следует не забывать, что внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому необходимо достаточное терпение взрослых при разучивании этих упражнений.

Предлагаемые формулы можно использовать и вне занятий. При возбуждении или волнении напомните ребенку знакомые слова: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко….». Если ребенок капризничает, можно отвлечь: «Успокойся, расслабься …». В конкретных обстоятельствах можно использовать различные формулы.

При проведении упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку. Разученные упражнения хорошо периодически повторять.  

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц.

Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку стула, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье …

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Упражнение «Кулачки».

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали! Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

Упражнение повторяется три раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем. (Легко приподнять и уронить расслабленную кисть).

Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики.

Упражнение для снятия напряжения «Волшебный сон».

Упражнения можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка. Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются …

Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают …

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза)

Шея не напряжена

И  расслаблена …

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза)

Дышится легко … ровно … глубоко …

Длительная пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Источник