Развитие эмоций у ребенка на первом году жизни
Социально — эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.
Первый год жизни является важнейшим этапом в развитии ребенка Интенсивно развивается интеллект, психика, эмоциональная физические возможности малыша. Эмоциональная сфера так же претерпевает изменения. Возникают чувства, присущие исключительно людям. Чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения начинает развиваться с рождения и часто зависит от того как ребенок накормлен и ухожен. Но взрослым необходимо обеспечить и удовлетворение социальных потребностей, которые дают ребенку ощущение защиты, уверенности в своих силах.
В этой связи, важное значение имеет знание того, как изменяются эмоции в детской деятельности и как они формируются. Если малыш много плачет, такое состояние вызывает тревогу у взрослых. Немедленно выясняется и устраняется причина беспокойства. Спокойное поведение ребенка считается нормальным. Именно в спокойном состоянии ребенок играет, совершенствуя свои умения и навыки. Положительное эмоциональное состояние наступает после окончательной адаптации к условиям внешней среды.
К двум месяцам ребенок начинает выделять людей из окружающей среды и реагировать улыбкой на общение с ними. Любящий взрослый должен как можно раньше установить с ребенком двухсторонний контакт. Эмоциональное общение между взрослым и ребенком не появится, пока взрослый сам не начнет организовывать его, то есть вести себя как любящая, заботливая мама. Ухаживая за ребенком, общаться с ним так, как будто он уже что-то понимает, относится к нему, как к личности, как к партнеру по общению. Взрослый внимательно смотрит в глазки ребенка, улыбается, зовет по имени нежно гладя и лаская тельце малыша. Разговаривая с ребенком, взрослый окружает его теплом и заботой, прививает ему вкус к ласке, рождая потребность в доброжелательном внимании. Привязанность ребенка к матери или другому близкому человеку к двум – трем месяцам становится основным проявлением эмоций.
Первые признаки доброжелательности – это интерес ребенка к взрослому и ответная улыбка. Улыбка – самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру. Основная задача на этом этапе – развитие «комплекса оживления» Вступая с ребенком в эмоциональный контакт, нужно стремиться удовлетворить его потребности в общении. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком, напевно проговаривает:
Ой, не знаю, как мы жили,
Как мы жили без Танюшки?
Без Танюшки – лопотушки,
Без Танюшки – топотушки,
Без Танюшки – потягушки. (Н.Пикулева).
Несколько позже кроме улыбки появятся и другие элементы «комплекса оживления» — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление. К трем месяцам все эти элементы объединяются в единый «комплекс оживления»: радуясь, ребенок не только улыбается, но и интенсивно двигает руками, выпрямляет их, издает радостные звуки.
В дальнейшем радостное состояние становится более ярким и возникает при виде игрушки, звучании музыки. Необходимо знать, что физические прикосновения также играют большую роль в развитии эмоций маленького ребенка. Поглаживайте малыша, легонько похлопывайте, перебирайте пальчики, выполняйте его руками и ногами движения типа пассивной гимнастики. Движения сопровождаются разговором с ласковой интонацией, с называнием малыша по имени. На руках у близкого человека ребенок чувствует себя счастливым и в безопасности. М.Н.Мельников писал: «Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования положительные эмоции. На первых порах, пока ещё ребенок не понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку…
Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста…
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Содержание его конкретно и касается только тех действий, которые производятся…»
Воспроизводите звуки из « репертуара» малыша.
Если ребенок издает звуки, очень важно «поддержать» его. Когда взрослые включают в свою речь, обращенную к ребенку, те звуки, которые он произносит: «гы», «агу»- он оживляется, радуется. Повторяйте (имитируйте) звуки, добавляйте к ним свои. Подчеркнуто произнося звуки, слова, ребенок обращает на них внимание и связывает их с тем, что происходит.
Кто гулит со мной,
Агу да агу?
Говорит, а я — понять не могу!
Говори, мой говорун, говори,
Подари словечко мне, подари! (Н.Пикулева).
Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого. Взрослый, выдержав паузу в 1-2 секунды, повторяет звуки снова. Ребенок должен видеть лицо разговаривающего с ним взрослого.
По мере роста ребенка параллельно развиваются зрительные, слуховые двигательные и речевые реакции. Как только ребенок овладевает первыми действиями (повороты, протягивание и захват игрушки и др.), изменяется и его эмоциональное состояние: нарастает двигательная активность, формируются положительные эмоции. В этот период важно эмоционально «подпитывать» ориентировочно исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов (людей, игрушек).
Гигиенические процедуры, кормление, игры и др. осуществлять на фоне эмоционально положительного состояния ребенка. Например, перед купанием, раздевая малыша, ласково проговариваем:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой,
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это Мы! (А.Ануфриева)
После шести месяцев ребенок вступает в новую фазу развития. Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Это начало «делового» общения.
Взрослый привлекает внимание не только к яркому предмету, но и к умению выполнять с ним различные манипуляции. Сообщая малышу свои намерения: « Сейчас будем строить башенку! Вот какие у меня красивые кубики! Поставим один кубик, а сверху другой! Вот какая башенка получилась!»
Если ребенок при осуществлении намеченной цели встречает препятствие, у него возникают отрицательные эмоции. Ребенку надо подсказать, показать, как добиться результата.
Но при успешном решении действия у ребенка ярко проявляются положительные эмоции и он радостно улыбается, всплескивает ручками, смеется.
В возрасте семи-девяти месяцев у многих детей возникают переживания от расставания с близкими людьми. Ребенок плачет, боится посторонних людей, когда они заговаривают с ним. Надо дать понять ребенку, что уходя, мама (или другой близкий человек) всегда возвращается. Машите ребенку при прощании, посылайте воздушный поцелуй и добивайтесь, чтобы ребенок помахал в ответ. Показывайте добрые намерения других людей, чтобы ребенок их не боялся. Радость, веселый смех вызывает игра в «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и другие народные игры. Слушая веселую музыку, ребенок «приплясывает», колыбельную: «качает лялю».
Эмоциональные реакции не только сопровождают деятельность ребенка, но и зависят от того, насколько прочно он владеет каким-то видом деятельности.
К концу первого года жизни у ребенка уже есть опыт: он пытается сам кушать, сам действует с предметами, сам передвигается в пространстве. Понимает запреты «нельзя», « нет», понимает, когда его хвалят. Проявляет дружелюбность к сверстникам: протягивает и отдает игрушку, сопровождая действия смехом и лепетом.
Теперь активность ребенка протекает чаще в спокойно-сосредоточенном состоянии. Постепенно овладевая способами действия в разных видах деятельности, он приобретает новые умения, которые не вызывают трудностей, а следовательно и отрицательных эмоций.
Создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям одна из главных задач раннего обучения ребенка.
Литература: К.И. Камышанова «Ребенок от рождения до года»
Р.Р.Фьюэлл « Обучение через игру»
Е. Волосова «Развитие эмоций»
Л.Н.Павлова «Энциклопедия раннего развития»
Источник
Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.
Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация — следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.
Следовательно, с одной стороны мать научается пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).
Благодаря этому ребенок овладевает социально-обусловленными формами эмоциональных переживаний. В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе и недовольство отсутствием общения. В ситуативно-деловом общении у него проявляется удовольствие от манипулятивно-практических действий с предметами, производимых совместно со взрослым, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии. В этом же возрасте закладываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств. Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатии малыша проявляются к людям, которые ухаживают за ним, демонстрируя доброжелательность и любовь. Данное чувство проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. Симпатия проявляется и как стремление к совместному со взрослым действию с предметами: ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание, оно носит характер заражения эмоцией другого человека.
Нормативные показатели уровня развития эмоций у младенца представлены далее.
На 1-ом и в начале 2-го месяца жизни имеют место отрицательные эмоции (возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей).
После 3-ей недели возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо.
В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.
В 3-4 месяцау малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты также, как и общение со взрослым, манипуляции, движения уже прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости постепенно становится ярче, закрепляется и сохраняется более длительное время.
В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери; громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподымает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Данные выразительные положительные эмоциональные реакции ребенка – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.
С 4-5 месяцев младенец дифференцирует своих и чужих; в последующем на основе данной дифференциации, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Большую радость доставляют действия с игрушкой, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.
На 5-ом месяце обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое: на незнакомое свойство в предмете, а также когда при рассматривании предмета меняется его положение приближением или удалением. Новизна побуждает младенца совершать повторные цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая при этом положительные эмоции.
В 5-6 месяцев резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он улыбается, громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, становится первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые являются причиной данных эмоций, ребенок старается повторить; удовольствие доставляют собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если ему не удается перевернуться на живот или если он перестает видеть предмет, за которым следил.
После 6 месяцев само освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим его предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность ребенку сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами и способствует проявлению его внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций младенца связано с тем, насколько он умеет действовать с предметами и получает в результате действия желаемый эффект. В связи с этим эмоциональные переживания осуществляют функцию подкрепления успешных действий ребенка, участвуют в становлении его самосознания. На основании такого эмоционального подкрепления пассивность младенца постепенно переходит в активность ребенка раннего возраста.
В 8-9 месяцев положительное отношение младенца вызывают дети его же возраста; он реагирует на изменение выражения лица близких ему людей (их улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы).
К концу 1-го годапоявляется чувство удивления, возникающее при воздействии нового необычного раздражителя. Постепенно ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления свидетельствует о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.
В 1-1,2 года младенец уже дифференцировано относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает); начинает понимать нормы поведения («можно» и «нельзя»); радуется, произнося первые слова; легко «заражается» чувствами других людей (плач сверстника вызывает у него слезы).
Источник
Развитие эмоций у детей первого года жизни в процессе игр-занятий в условиях «Дома — ребёнка»
Методическая стстья
Автор: Филонова Наталья Владимировна, МБДОУ детский сад 83, «Калинка» города Бийска Алтайского края
Главной целью работы дома ребёнка является создание условий для гармоничного развития малыша в 1-е годы его жизни, обеспечение соответствующего полноценного психофизического развития, оптимального состояния здоровья, подготовка малышей к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации.
Полагаю, что эмоциональное развитие детей — существенное условие, которое обеспечивает эффективность процессов обучения и воспитания. Человеческие чувства и эмоции не появляются обособленно, а вырабатываются с 1-ых дней жизни под воздействием внешней общественной и природной среды.
На протяжении пяти лет я работала над темой: «Развитие эмоций у детей 1-го года жизни в процессе игр-занятий, в условиях «Дома — ребёнка».
Цель работы: определить условия эффективного эмоционального развития малышей 1-го года жизни, в условиях Дома ребенка.
Объект: эмоциональное развитие малышей 1-го года жизни.
Предмет: процесс эмоционального развития малышей 1-го года жизни в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что эмоциональное развитие малышей будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- • эмоциональное общение взрослых с малышом;
- • организация общения с ребенком на специальных играх-занятиях.
Специфика работы заключается в этапах, каждый из которых соответствует определенному возрасту. На каждом этапе ставлю и решаю конкретную задачу воспитания.
I этапе (0-3м.) – развитие первых эмоционально-положительных реакций.
II этапе (3-6м.) – развитие ответной улыбки, «комплекса оживления» и смеха.
III этап (6-9м.) – развитие ярких дифференцированных эмоций.
IV этап (9-12м.) – стимулирование и поддержка радостного настроения.
Свою работу строю в соответствии с общедидактическими и методическими принципами. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.
Принцип наглядности – мышление детей в этом возрасте наглядно-действенное.
Принцип систематичности и последовательности – вся работа ведется последовательно и в системе.
Принцип доступности – то, что на данном этапе развития доступно пониманию ребенка.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей работе. Доказано, что взаимосвязь всех узких специалистов учреждения приведет к успешной реализации тех целей и задач, которые устанавливает перед собой каждый педагог.
Учет эмоциональной внушаемости детей раннего возраста. Им легко передается настроение окружающих. Проводимые игры, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции.
На основе опыта работы А.Н. Павловой и Ю.А. Разенковой разработала перспективный план, составила конспекты занятий, подготовила дидактический материал.
Использую в работе следующие методы:
- непосредственное воздействие взрослого на ребенка или действие вместе с ним – ведущий метод обучения;
- игра – является ведущим видом деятельности ребенка, где он получает возможность приобретения ценного жизненного опыта, вызывает положительные эмоции;
- показ способов действий – основан в значительной мере на подражании;
- упражнения – многократное повторение практических действий заданного содержания.
- художественное слово – источник знаний об окружающем мире;
- рисование – несет несколько развивающих функций: развивает чувственно-двигательную координацию, является способом выражения различного рода эмоций.
- массаж – усиливает обменные процессы во всех тканях и органах, нормализует многие функции организма.
Детям раннего возраста с ЗНР, отличающимся резким снижением работоспособности, сложно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях, поэтому основной формой занятий, которую я использую – это индивидуальное занятие. В каждый период бодрствования занимаюсь с каждым ребенком индивидуально, веду листы наблюдений. Одно и то же занятие повторяю несколько раз до достижения поставленной задачи.
Для обогащения тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка, провожу игры-занятия с погремушками, колокольчиком, неваляшкой. В итоге появляется первая улыбка и «комплекс оживления».
С 3-6 месяцев активизирую все компоненты «комплекса оживления» через игры-пляски с ручками и ножками, напевание песенок, потешек, показ картинок, игры в «прятки», «чудесный мешочек».
Итогом является частый и просто возникающий «комплекс оживления», малыш смеется в ответ на речевое общение, радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Наиболее значимыми в 6-9 месяцев становятся игры — занятия с кубиками, пирамидкой, музыкальными игрушками, куклой.
9-12 месяцев – радостное состояние вызываю и поддерживаю на занятиях неожиданным появлением и исчезновением ярких игрушек, веселыми подвижными играми, играми с пальчиками малыша. Ввожу новые виды занятий: чтение сказок, рассматривание книг, рисование.
Для анализирования учебной деятельности систематически отмечаю развитие детей, веду систематическую документацию по каждому малышу. Совместно со старшим воспитателем провожу ежемесячную диагностику нервно-психического развития малышей 1-го года жизни (Э.Л. Фрухт). Собранные мною данные подтверждают гипотезу о возникновении положительной динамики при развитии малышей с самого раннего возраста.
Источник