Развитие эмоций ребенка посредством изобразительной деятельности
«Развитие у детей эмоций,
воображения, чувства цвета,
красоты посредством
изобразительной деятельности».
Воспитатель: Мехова Зинаида Степановна.
ГБДОУ детский сад №2
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга.
2015год.
Говорят, если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность значит, он как человек, состоялся. В раннем детстве формируются духовные силы – основа становления личности. Ребенок должен пройти эмоциональную школу воспитания положительных чувств ко всему живому, к своей семье и родным людям, к окружающей природе, музыке, искусству, литературе, истории народа.
Мир радости, добра, красоты… Воспитателю нужно ввести в него детей, открыть его для них. Мир, в котором мы живем, огромный, сложный, загадочный, часто непонятный даже для взрослых. А нам, педагогам, родителям нужно подготовить к жизни в нем детей, научить понимать и различать добро и зло, фантазировать и предполагать, как изменить зло, сохранить красивое, удивительное, что есть в мире людей, их отношений. Но пока детям ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игр, радости, добра и красоты, а для воспитателя это главная задача – воспитание чувств ребенка через красоту, добро, радость.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости, воображения. Только на эмоциональном уровне возможно установить прочные связи ребенка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда рядом, они вызывают у детей радость познания мира, человеческих взаимоотношений, ценностей. Часто для детей красиво то, что ярко, броско, а научить видеть истинную красоту – это задача воспитателя, взрослых.
В вопросах воспитания у детей положительных эмоций, воображения, чувства цвета, красоты велика роль изобразительной деятельности. Ребенок начинает рисовать раньше, чем говорить. Его «каракули» — это первое проявление отношения к окружающему миру, выражение своих эмоций, желание показать их, познать мир вокруг и определить его для себя, себя в нем.
Дети младшего возраста очень эмоциональны, восприимчивы, но далеки от реального мира. Только со старшего возраста можно вводить много новой информации, так как дети уже могут ее осмыслить, переработать, соотнести с личным опытом и представлениями, они в состоянии изменить свое мнение, представление об окружающем в сторону реальности. Все это они стремятся отразить в своих рисунках. Дети рисуют то, что их задело, взволновало, что им нравится. Они утверждают себя как личность через свои рисунки. Здесь важно им помочь и направить: осторожно, ненавязчиво, чтобы рисунки были яркими, содержательными. Что может помочь в этом? Наблюдения в природе, знакомство с искусством, литературой, народной сказкой и игрушкой, эксперименты с изобразительными материалами. Это кропотливая ежедневная работа в группе, на прогулке, во время экскурсий, игровой деятельности, чтения литературы и т.п.
Мир природы огромен, в нем много загадок, красок, форм. Дети очень активны: все увиденное они стремятся потрогать, рассмотреть, обследовать со всех сторон, найти свои определения и объяснения для всего вокруг. Предметы, явления погоды, объекты живой и неживой природы наблюдаем постоянно, изо дня в день, от сезона к сезону. Только так дети научатся замечать постепенный переход явлений из одного состояния в другое, смену окраски листьев на деревьях, изменения на небе, земле; видеть в каждом предмете и явлении красивое, неповторимое, отличающее от других. Это такой простор для развития детской фантазии! Побуждаем детей думать, на что похожи облака, лужи, комки снега, листья, летящие с деревьев и т.п. Такие повторяющиеся наблюдения хорошо развивают у детей зрительную память, восприятие цвета, формы предметов, речь детей, воображение, вызывают положительные эмоции, будят желание передать все это в рисунке, рассказе.
Параллельно знакомим детей с пейзажной живописью, жанровой, портретами, натюрмортами. Произведения художников подбираем так, чтобы были доступны детям в восприятии изображенного. Дети очень отзывчивы на творчество, когда понимают, что художники рисуют именно то, что их взволновало, понравилось, они запечатлели картины природы для нас, зрителей. Знакомлю детей с «языком» художественного полотна, даю знания о форме, цвете, композиции. Дети часто удивляются, что нарисовано как есть, как бывает рядом. Им это нравится. Этим принципом можно пользоваться при обучении детей рисованию. Наблюдения в природе, изучение пейзажей помогают понять детям роль цвета в рисовании. Только оттенков зеленого цвета весной можно насчитать достаточное количество, чтобы понять многообразие цветовой гаммы. Постепенно, благодаря наблюдениям, они узнают, что небо не только синее или серое. Оно может быть розовым, алым, желтоватым, ярко – голубым, черным. Это зависит от состояния погоды, ветра, времени, суток, времени года. Чтобы передать такое небо в рисунке, следует получить краску нужного оттенка. Это побуждает детей искать пути получения новых цветовых оттенков и сочетаний, смешивать краски, использовать в работе разные материалы.
Поразительно проста и изысканна форма изделий народно-прикладного искусства. Малыши радуются матрешкам, дымковским игрушкам, игрушкам-свистулькам, а старшие дети увидят в них красоту формы, цвета, яркость красок и их сочетание между собой, расскажут о назначении предмета, если им помочь. Многое им не совсем понятно с позиций сегодняшнего дня и уровня развития современных детей. Зачем делать игрушки, посуду самим, если их можно купить в магазине красивые, из разных новых материалов. Но когда на занятиях лепкой у детей получаются лошадки, чашки или фигурки людей, они отлично понимают, что можно и сейчас радоваться лепной фигурке, сделанной своими руками. Малыши очень огорчаются, если их поделка развалилась, испортилась. Конечно, они ждут помощи, но многие будут пытаться исправить самостоятельно, что очень ценно.
Изделия народно-прикладного искусства интересны с точки зрения цвета, обучению использования цвета в рисунках, поделках. У дымковской игрушки яркие, сочные чистые краски. Изделия хохломы отличают золото, зелень, травяной узор. Гжель – царство бело-синих красок, сказочных птиц. Дети видят это буйство красок, форм. Им кажется, что так просто передать эту красоту в своей поделке и очень удивляются, когда у них получается не сразу. А меня радует то, что они с желанием, настроением, не боясь неудач, берутся за работу. Эта видимая простота народных изделий в форме, цвете, размере частей помогает дошкольникам в создании рисунков, поделок на любые другие темы.
Использование произведений художественной литературы, поэзии, сказок в развитии у детей воображения, творчества – большой, особый разговор. Они часто и тема работы и часть ее, вызывающая эмоции, переживания, будящие воображение. Часто специально читаю детям тексты без иллюстраций, чтобы они могли сами представить картину действия, персонажей, внешний вид, обстановку, краски. Об одном и том же событии, явлении можно прочесть тексты разных поэтов и отметить, чем они отличаются. Например, тема весны или осени в произведениях А.С.Пушкина, И.Сурикова, С.Есенина. Поэты по-разному воспринимают и чувствуют, происходящее в природе, по-разному рассказывают читателям об этом. Интересно, что и дети выбирают понравившееся произведение со своей индивидуальной мотивацией.
Добрый мир сказки, всегда побеждающий зло и утверждающий победу справедливости, радует детей, вносит в их души покой и уверенность. Сказка в простой форме учит понимать характеры персонажей. Это народная мудрость, простая и ясная: добро должно победить. Рассматриваем иллюстрации, выполненные художниками. Отмечаем, как прорисованы персонажи, какими красками, почему. Это главный вопрос: отношение художника к своим персонажам через цвет, украшения, композицию, форму. Дети учатся этому у художников-иллюстраторов.
Изобразительная деятельность не может быть без материалов: красок, кистей, бумаги и т.п. Гуашь, акварель, мелки – каждый из этих материалов обладает своими изобразительными возможностями. Акварель прозрачна, изящна, легка, живописна. Гуашь рисует плотно, четко передает границы рисунка, деталей. Карандаш поддается разной силе нажима и рисует по-своему. Одна и та же тема, выполненная разными материалами, удивляет детей выразительностью образов. Задача научить детей пользоваться разными материалами, знать их свойства и секреты, что тоже поможет детям в развитии воображения, передаче образов.
Трудно выделить что-либо одно, потому что вся работа подчинена одной цели: развивать у детей эмоции, воображение, чувство цвета и красоты посредством изобразительной деятельности.
Литература:
1.Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество. Под редакцией А.А. Грибовской. – М., 2009.
2.О.Л.Иванова, И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб, 2011.
3.Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2006.
4.А.Д.Алехин. Когда начинается художник. – М., 1993.
5.Н.А.Ветлугина. Художественное творчество в детском саду. – М., 1972.
6.Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина. Художественная культура детям. – М., 2005.
Источник
Вера Ивановна Ашихманова
Методическая разработка «Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители.
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность.
А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А. В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А. В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности [9, стр. 65]. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности.
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В свете существующих проблем изобразительная деятельность как средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.
Цель методической разработки – выявить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей.
Объект исследования – эмоционально-чувственная сфера ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс эмоционального развития средствами изобразительного искусства.
Гипотеза – изобразительная деятельность способствует более эффективному развитиючувств у ребенка при следующих условиях:
• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;
• создание эмоционального микроклимата в группе;
• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;
• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников.
2. Выявить значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста;
3. Экспериментально изучить характер развития высших чувств у дошкольников;
4. Разработать методику развития высших чувств у дошкольников средствами изобразительного искусства.
Методы исследования:
-Теоретический анализ;
-Наблюдение;
-Педагогический эксперимент
1. Экспериментальное изучение развития высших чувств у дошкольников.
Педагогический эксперимент,проходил в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
В эксперименте принимали участия 12 детей.
Задачами данного этапа были следующие:
1. Выявить эмоциональный микроклимат детей в условиях группы и семье.
2. Определить умения чувствовать эмоции, понимать состояние другого человека (жалость, сострадание и т. п.).
3. Выявить понимание и эмоциональное переживание ценности дружбы, доброты, развитие умение владеть своими эмоциями.
Для решения первой задачи мы использовали наблюдение за поведение детей в группе, общение детей друг с другом в различных ситуациях. Особое внимание уделили поведению и стилю педагогического руководства воспитателей. Для более детального изучения эмоционального микроклимата в группе была использована методика «Рисунок воспитателя». Для анализа рисунков я обращалась к помощи педагога- психолога дошкольного учреждения.
Анализ методики «Рисунок воспитателя» показал, что дети привязаны к воспитателю, некоторые рисовали рядом с воспитателем себя (3 из 12).
Как правило, в детских рисунках фигура воспитателю доминирует, что видно по ее размерам по отношению к другим объектам рисунка. Кроме того, наблюдается положительное эмоциональное восприятие воспитателя, так как в большинстве рисунков воспитатель изображен с улыбкой, радостным выражением лица. На других рисунках фигура воспитателя украшена короной, палантином на голове.
Для анализа эмоционального климата в семье и изучения влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка использовалась методика «Рисунок семьи». Анализ результатов данного исследования был направлен на изучение личности ребенка, а также его эмоциональной сферы.
Кроме того, нами была проведена социометрия (приложение № 1). Детям предлагалось подарить подарок своим лучшим друзьям. Проведенная социометрия дала желаемых результатов. В группе удалось определить статус детей. Дети выделяют предпочтительных им для игр и занятий партнеров. В отсутствии в поле зрения испытуемого ребенка детей, могут вспомнить ребят из своей группы. Предлагалось сделать подарок своему другу из групп. Как правило, дети дарили подарок тому ребенку, который в данный момент находился рядом. Устойчивых дружеских связей в группе обнаружено.
Для изучения уровня развития эмоций мной использовалась методика «Выбери нужное лицо» (см. приложение № 2). Почти все дети выбрали карточки с эмоциями, которая соответствует герою рассказа. Не зависимо от эмоционального состояния героя рассказа, дети выбирали лица с позитивной эмоциональной окраской, верно определяли эмоции всех героев и смогли объяснить, почему герой находится именно в таком эмоциональном состоянии. Изучение развития эмоциональной сферы детей показало, что 8 из 12 детей имеют высокий уровень развития эмоций.
С моей точки зрения для дальнейшего эмоционального развития детей дошкольного возраста необходимо учить их понимать эмоции, выражать свои чувства при помощи мимики, интонации, жестов. Это возможно по средствам изобразительной деятельности: знакомства детей с различными видами искусства, работой художников, иллюстраторов, скульпторов, включения детей в различные виды художественной деятельности.
2. Работа по развитию высших чувств у дошкольников.
Для развития высших чувств у дошкольников детского сада нами был разработана программа, под условным названием «Научим малыша улыбаться!».
Программа включает три блока-направления:
1. Дидактические игры;
2. Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства; ИЗО + нетрадиционные техники);
3. Психогимнастические упражнения
Дидактическая игра является одним из средств эмоционального развития дошкольников. Я широко использовала дидактические игры, так как игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте.
Мной были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.Использовались дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики (см. приложение 3). Дети принимали в них активное участие, с удовольствием играли.
Для введения детей в мир искусства проведены занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства (см. приложение 4).
Закрепление опыта ребенка происходит в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. На основе этого мной был разработан целый комплекс занятий, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей по результатам констатирующего эксперимента.
Интегрированные занятия (ИЗО+ восприятие изобразительного искусства) проводились в форме путешествия в картину. Знакомя ребенка с произведением искусства, я помогала ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Вмести с детми исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивалось. Мы отправлялись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение, таким образом, предлагали ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Детей увлекали такие путешествия, они активно включались в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями (см. приложение 5).
Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывало у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Поскольку группа разновозрастная, то занятия были разработаны таким образом, что каждый из детей смог проявить себя в силу своих возрастных особенностей и возможностей (см. приложение 6).
Для того, чтобы научить выражать свои эмоции при помощи мимики, интонации, жестов нами использовались психогимнастические упражнения (см. приложение 7). Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Каждое занятие я завершала чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями я в повседневной жизни обращала внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Герои (мальчик, девочка)обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение.
В следующих упражнениях детям, по желанию, предлагается из набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как одно из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть).
В последующем, я использовала творческие задания на передачу эмоциональных состояний, при помощи жестов и мимики, например «испуганный заяц», «радостная мама», «грустное дерево» и другие.
Таким образом, развитие эмоцийпроисходит в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в ходе выполнения различных творческих заданий, а также в повседневной жизни.
После проведения формирующего эксперимента мной было проведено исследование эффективности проведенных мероприятий: методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант, методика «Выбери нужное лицо», наблюдение за характером эмоциональных проявлений детей. Анализ, которых показал, что эмоциональные проявления стали более разнообразными, уровень развития эмоций стал на порядок выше, по отношению к констатирующему эксперименту. Дети стали эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства, книжные иллюстрации, у них возникает желание прокомментировать, задать вопрос, объяснить товарищу смысл иллюстрации. Кроме того, нами был проведен опрос родителей и близких родственников, живущих совместно с детьми,в анкете были предложены следующие вопросы: — изменилось ли что-то в поведении вашего ребенка за последнихе3 месяца? — если изменилось, то в какую сторону? В чем проявляются изменения? — заходила ли речь о чувствах и эмоциях?В результате опроса были получены следующие результаты: 80% родителей (9 человек) отметили положительные изменения в поведении ребенка в сторону большей внимательности по отношению к ним и окружающим. 20% (3 человека) «не заметили» изменений. 70% родителей вспомнили, что за указанное время дети задавали вопросы о чувствах («мама, а котик радуется, когда я с ним играю?»). В некоторых случаях (30%, родители отметили попытки детей корректировать поведение других по отношению к ним («почему ты не улыбаешься, когда я тебя целую?»).
Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования,подтвердилась: изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста,воспитывающихся в условиях круглосуточной группы при условии:
• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования; создание эмоционального микроклимата в группе;
• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;
• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.
В настоящее время современная педагогика отстаивает единство методов обучения и методов развития художественно-творческих способностей, обусловливающих выразительность, в основе которой лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому, определяющее активность восприятия и воображения. Успешному решению художественно-творческих задач способствует активизация психических свойств, относящихся к эмоционально-интеллектуальной структуре личности. Эти свойства имеют непосредственное отношение к обучению изобразительному искусству и взаимосвязаны с творческими способностями и уровнем их развития. Отдельные эмоции и эмоциональный фон в целом имеют важное значение во время формирования художественного сознания и приобретения новых умений и навыков. При наличии эмоций сокращается время, необходимое на формирование умений и навыков. Особую роль здесь играют положительные эмоции. Различные эмоции возникают в результате прямого воздействия раздражителей на головной мозг, то есть на непосредственно отражательном уровне. Вживание в образ художника помогает решить задачу, быстрее и глубже понять значение изображения с различными культурными и жизненными представлениями.
Главная задача – воспитание чувств дошкольника, необходимо способствовать обогащению их содержания, их большей устойчивости и глубине, учить ребенка овладевать внешним выражением своих чувств, преодолевать отрицательные чувства. Отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения педагога и группы, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии дошкольника. Познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т. е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым, как в своей семье, так и в детском саду. Воспитание чувств – это тонкий и сложный процесс, в котором не допустим механический подход, так как воздействия при воспитании чувств касаются не какой-то изолированной сферы психической жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. Чувства ребенка будут развиваться и крепнуть только в том случае, если они переживаются не пассивно, а превращаются в мотив соответствующих действий и поступков.
Разработанная мною программа по развитию эмоций позволит детям, по моему мнению, овладеть всей совокупностью эмоциональных проявлений, что положительно отразится на личности ребенка в дальнейшем.
Источник