Развитие эмоций и форм общения с ребенком
Родительское собрание на тему: «Роль эмоции в общении с ребенком»
Воспитатель. Главная функция эмоций — лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.
Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.
Вопрос к родителям: Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?
Ответы родителей:
Глаза и контакт с помощью взгляда
Мимика
Жесты
Поза
Прикосновения
Дистанция во время общения
Далее педагог-психолог предлагает кратко раскрыть (с приведением примеров) каждый способ невербальной коммуникации.
Упражнение «Узнай эмоцию».
Вариант 1 (цель — определение связи эмоционального состояния с мимикой лица).
Педагог-психолог показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как: гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т. п, (можно использовать приложение к «Атласу по психологии» М. В. Гамезо и др.), обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить, какая эмоция представлена на фотографии.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику (выражение лица)… Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»
Ответы родителей.
Вывод педагога-психолога: Умение понимать эмоциональное состояние другого человека не вербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает.
Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.
Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать, какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает.
Упражнение «Передай эмоцию».
Упражнение проводится в мини-группах. Педагог-психолог предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа:
«Убери свои игрушки»
«Помой руки»
«Выключай телевизор, ложись спать»
Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.
Инструкция: «У вас в руках находятся карточки-маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми.
Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка.
Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с карточкой-маской.
Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».
Вопросы к родителям:
- Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску?
- Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь?
- Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требуется наказать его за плохое поведение?
Ответы родителей (дискуссия).
Педагог-психолог: Как уже говорилось, нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Итак, существует три основных варианта выражения чувств:
- подавление
- агрессивное выражение
- конструктивное выражение (трансформация).
Пример: пообещали помочь, подвели — не выполнили обещания, в результате чего возникает некое негативное чувство… (например, гнев). Это чувство можно:
1) подавить;
2) агрессивно выразить;
3) трансформировать.
Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия (см. табл)
Педагог-психолог. Особое внимание для воспитания в ребенке здоровых эмоций, доброжелательности и правильного позитивного мышления нужно уделять развитию положительных эмоций.
Вопрос к родителям: Как вы развиваете в ребенке положительные эмоции? Приведите примеры.
Ответы родителей.
Вывод психолога. Самый главный путь к развитию положительных эмоций у детей — это любовь. Любить своего ребенка — это целая наука.
Воспитатель представляет мини-информацию «Любовь».
Воспитатель. Любовь — самое высшее чувство. Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. Мы любим своих детей, но далеко не все проявляем свою любовь столь очевидно, чтоб ребенок почувствовал ее. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь. И для многих родителей это — норма поведения!
Люди вкладывают в понятие любви тот смысл, который соответствует их личному развитию. И поэтому далеко не каждый вид любви приносит им радость.
Итак, Любовь может быть трех видов — детская, взрослая и совершенная
- Детская — люблю за то, что ты делаешь для меня или даешь мне;
- взрослая — люблю за то, что имею возможность делать для тебя или давать тебе;
- совершенная — люблю за то, что ты есть, — безотносительно к тому, что ты мне даешь или что я тебе даю; что ты для меня делаешь или что я для тебя делаю.
Примеры.
Детская любовь: «Если я люблю тебя, то ты должен…». Это любовь потребителя — но не обязательно в лице ребенка.
Высказывания: «Если любишь — купи игрушку», «Если любишь — учись хорошо», «Если любишь — не расстраивай меня».
Взрослая любовь: «Если я люблю тебя, то я должен…». Это любовь инвестора.
Высказывания: «Хоть ты и бестолковый работник, но выгонять тебя не хочется, потому что ты долго учился за наш счет».
Детская и взрослая любовь очень насильственны. По существу они представляют собой маятник, который качается от радости к печали, от принятия к непринятию, от любви к гневу и насилию.
Только совершенная любовь является настоящей, а также постоянным источником радости.
Вопрос к родителям (не для ответа, а для размышления). Какую любовь проявляете вы по отношению к своему ребенку? Ответы родителей.
Психолог. Любовь нерадостного типа ущербна, потому что отрицает чужую (или свою) свободу. И в этом отрицании она должна либо зайти настолько далеко, чтобы отрицать саму себя, либо вырасти в любовь совершенную (в тотальное принятие себя, и другого человека без желания его исправлять или переделывать, оценивать или критиковать, ублажать или контролировать). Любовь же к себе выражается в том, что, понимая сущность другого и принимая его таким, каков он есть, мы придерживаемся грани, за которой не позволяем ему нанести себе вред.
Итак, главной составляющей Любви является безусловное принятие. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.
Потребность в любви и принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился»; «Я рада тебя видеть»; «Ты мне нравишься»; «Я люблю, когда ты дома»; «Мне хорошо, когда мы вместе».
Не менее важен телесный контакт с ребенком. Психологами рекомендовано обнимать ребенка не менее четырех раз в день (что просто необходимо каждому для выживания), а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно же, ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
В заключении хотелось бы провести небольшое упражнение: «Пирог «Счастье мое»».
Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются «ингредиенты» для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.
Задание: написать рецепт приготовления пирога из полученных «ингредиентов»; озвучить каждый из вариантов.
Пример: «Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!».
Источник
Алена Григорьева
Консультация «Эмоциональное развитие детей»
Эмоциональное развитие детей
Замечали ли вы, как интересно наблюдать за развитием ребенка, как с каждым днем ваш маленький человечек не просто узнает что-то новое, а еще и по-своему проявляет то, что он узнал и освоил. На мой взгляд, самое увлекательное заключается в эмоциях, которые начинает демонстрировать ваш малыш. Сегодня я хочу поговорить о том, каковы особенности эмоционального развития детей. Для начала опять немного теории, без нее никуда. Что такое эмоции? Мне нравится вот такое определение. Эмоции – это психическое состояние, которое отражает отношение человека к происходящему вокруг него и к себе лично. Часто эмоциями называют то, что регулирует поведение человека. Например, тревога и страх защищают нас от опасности, скука и разочарование позволяют отказаться от ненужной и бесполезной деятельности, таким образом, экономя силы, а что-то интересное способствует приливу сил, отодвигает усталость, вызывает удовольствие. Но это только одна сторона медали. Другая заключается в том, что еще наши эмоции воздействуют на окружающих нас людей положительно, отрицательно или нейтрально.
Эмоциональное развитие детей Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, речь, память. А первые эмоциональные проявления малыша, такие, как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело заявить, что для
нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции. Чтобы ваши детки своевременно развивались, необходимо не только вовремя их кормить, одевать по погоде, обеспечивать хороший гигиенический уход, но еще и правильно организовывать то время, когда они бодрствуют. Когда ребенок не спит, очень важно поддерживать его в радостном и бодром настроении, часто общаться с малышом,создавать условия для игры: игрушки должны соответствовать возрасту, игры – развитию, и площадь для движения должна быть достаточной. Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом. Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.
Особенности эмоционального развития детей Маленький ребенок реагирует на окружающий его мир аффективно. Хочу привести такое описание аффекта.
АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. В отличие от чувств, которыми можно управлять, аффект возникает помимо воли человека и подавляется с большим трудом. Другими словами, ребенок реагирует эмоционально на то, что воспринимает непосредственно «здесь и сейчас». Его эмоции менее осознанны, чем у взрослого. Они могут так же мгновенно вспыхнуть, как и быстро угаснуть. Молниеносный переход от смеха к слезам и обратно не должен вас удивлять, это особенности эмоционального развития наших малышей. Просто ваш ребенок пока не умеет управлять своими эмоциями так же хорошо, как взрослый, он не может утаить своих чувств, у него все на виду. Непосредственность ребенка, его отзывчивость и искренность порой удивляют взрослых. Но часто дети, особенно в возрасте 4-4,5 лет, испытывают не только положительные эмоции, но могут кратковременно впасть в состояние гнева, раздражения, недовольства. Причем смена настроения ребенка обычно вполне обоснована. Эмоциональные проявления пяти – семилетнего ребенка зачастую становятся отражением поступков, что, в свою очередь, имеет четко выраженную мотивацию. В отношении ребенка будет справедлива формула – если меняется настроение, ищи почему. Но есть такие родители, которые требуют, чтобы их ребенок не допускал проявления отрицательных чувств, и даже могут наказать его за то, что он их показывает, вместо того, чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребенка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучии в отношениях. Взрослый на то и является взрослым, чтобы научить
ребенка, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Ему, взрослому, необходимо научиться чутко подбирать формы эмоционального воздействия. Они не должны быть или возникать стихийно, «по настроению» взрослого, а должны являться формой воспитания. Игры на развитие эмоций Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры. – Книжка эмоцийМоя подруга вот как сделала: она в разных журналах и Интернете нашла картинки с изображением людей, лица которых явно выражали какую-то эмоцию (радость, удивление, смех, злость, страх). Найденные картинки она наклеила на небольшую (формата А6) картонную книжку и регулярно ее рассматривала со своим сыном. Конечно, она рассказывала ему о каждой картинке и изображала те же эмоции, которые были на картинках. Малышу было очень интересно сначала просто наблюдать за мамой. Потом он сам, без всякого принуждения начал делать такие же действия (глядя на картинку вместе с мамой мог засмеяться, или изобразить плач голосом и пр.). А вскоре он уже самостоятельно разглядывал эту книжку, изображая эмоции на картинках. Чуть позже эту книжку можно использовать для
иллюстрации эмоций. Например, можно поиграть в такую игру (она направлена на развитие наблюдательности и воображения). После прочтения стихотворения А. Барто надо выбрать наиболее подходящую к тексту картинку. Например,сначала читаем стишок: Идет бычок, качается,Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!После этого спрашиваем малыша: Кто испугался за бычка? Малыш находит картинку с похожими эмоциями. И т. д. Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя, а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости).Варианты: • сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ищем картинку с похожим изображением эмоций) • Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся и пр. Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать… И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.
– Тренировка для эмоций Детям от 4 лет хочу предложить потренировать эмоции.Попросите ребенка: нахмуриться • как осенняя туча; • как рассерженный человек; • как злая волшебница; улыбнуться
• как кот на солнце; • как само солнце; • как Буратино; • как хитрая лиса; • как радостный человек; • как будто он увидел чудо; позлиться • как ребенок, у которого отняли мороженное; • как два барана на мосту; • как человек, которого ударили; испугаться • как ребенок, потерявшийся в лесу; • как заяц, увидевший волка; • как котенок, на которого лает собака; устать • как папа после работы; • как человек, поднявший большой груз; • как муравей, притащивший большую муху; отдохнуть • как турист, снявший тяжелый рюкзак; • как ребенок, который много потрудился, но помог маме; • как уставший воин после победы.
«Наше настроение»
Занятие для детей старшей группы, раздел программы «Мир социальных отношений».
Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость,
грусть, удивление, обида и т. д.). Выражать и объяснять свою точку зрения. Развитие воображения, творческого мышления; уверенности в себе, артистических способностей. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.Оборудование: клубок шерсти яркого цвета, фотографии детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (4 эмоциональных состояния, шаблоны для работы в парах. ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Вводная часть Упражнение «Паутина добрых слов». Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. — А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? II Основная часть 1. Упражнение «Тренируем эмоции». — А всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Каким оно еще может быть? Предлагаю немного побыть актерами. Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. А задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
• Уставший человек
• Больной ребенок
• Человек, который несет что-то тяжелое
• Человек сердится
• Два человека поссорились и обиделись друг на друга
• Радостный человек
• Ребенок, который потерялся в лесу (испуг)
• Человек, испытывающий боль от удара
• Добрая волшебница
2. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам» — Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Найденовой, которое называется «Ничего тебе не дам». Есть у Вити мячик новый, Конь, гармошка и ружье.Держит он свои игрушки И твердит: «Мое! Мое!»Говорит ему Наташа: — Есть матрешка у меня. Разреши моей матрешке Сесть на твоего коня. Хочешь, дам тебе посуду? Хочешь, с мишкой поиграй.Витя ей сказал: — Не буду! Отойди, не приставай! Ничего тебе не дам, Я во все играю сам. Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя?Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему? Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят). А вот, что пишет Н.Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка, Барабан, ружье и слон. Есть машина, серый зайка… Отчего ж скучает он? Все, что только захотите, Вы найдете у него, Но товарищей у Вити НЕТ НИ ОДНОГО! Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы). 3. Беседа. Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).А почему так говорят: «Настроение меняется, как мартовский ветер»? 4. «Пиктограммы». Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их.
грусть злость радость удивление Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Почему он такой? А что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает). Хорошего? (Не дерется). Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего). А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет). Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).
Что изображено на четвертой пиктограмме? И чему удивлен мальчик? (что-то увидел, узнал).
• «Определи настроение».
• А можно ли узнать о настроении человека на фотографии? Перед вами фотографии детей, ваших ровесников. Возьмите по снимку. Расскажите, какое настроение у ребенка. А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на фотографии (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, испуганный, недовольный).
III Заключительная часть
Работа в парах. Предлагаю вам найти себе пару. Вам вдвоем предстоит нарисовать ту эмоцию, которая указана на шаблоне (радость, грусть, удивление, злость, предварительно договорившись о том, кто и что будет рисовать, обсудив, как изобразить глаза человека, рот. Помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы не поссоритесь, а сумеете обо всем договориться.
Во время выполнения звучит мелодия «Песенка про дружбу»
Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.Подготовительная работа: оформление группы разработка рекомендаций для родителей.Оформление группы: на доске — тема встречи; к встрече готовится выставка рисунков детей на тему «Моя семья». 1. Игра «Знакомство» Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга и познакомимся. Сейчас мы представимся друг другу с помощью игры «Знакомство». Встаньте в круг. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя… 2. Игра «Похвали себя» Ведущий. Перед вами небольшой опросник «Какая (ой) я?» (см. приложение 1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности.
Похвалите себя. 3. Упражнение «Азбука эмоций» Ведущий. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках азбука эмоций, в которой находятся самые разнообразные чувства и эмоции, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. Возможно, после того как вы переступили школьный порог, придя на эту встречу, в вашем сердце поселились чувства и эмоции ожидания, любопытства, тревоги и др. Давайте заполним нашу азбуку эмоций своими впечатлениями. Родители записывают на стикерах чувства и эмоции, которые их переполняют. После этого каждый приклеивает стикер на страницу азбуки, рассказывая при этом, что он испытывает. 4. Упражнение «Символ семьи» Родители объединяются в группы по 4–5 человек. Ведущий. Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной «семьи», а также девиз. Время выполнения — 3–5 минут. По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз
и символ. 5. Упражнение «Законы семьи» Ведущий. Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным. На карточках каждой группе (семье)предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов (см. приложение 2). После завершения задания — обсуждение. 6. Игра «Дорисуй фигуру» Ведущий. У каждого из вас есть дети — мальчики и девочки — абсолютно разные. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. … Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство. Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник, которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему «Семья». Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые
мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируют полученные изображения друг другу. По окончании задания работы вывешиваются на доске. 7. Диагностическое упражнение «Домик» Ведущий. Конечно, каждый из нас хотел бы узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с мужем (женой, детьми, родителями? Существуют ли пробелы в воспитании детей? И т. д. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует выполнить упражнение «Домик». Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий просит расселить в этом домике свою семью. Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит самоанализ. 8. Тест «Имя существительное» Ведущий. Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи.Инструкция: за 1 минуту необходимо написать как можно больше существительных.Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо. 9. Упражнение «Азбука эмоций» (рефлексия) После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется «Азбука эмоций».
Также родителям предлагается ответить на вопросы: — Что вы думаете о прошедшей встрече? — Что было для вас важным, полезным? — Что вам понравилось (не понравилось? 10. Заключительное слово ведущего Ведущий. Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе. Ведущий в конце встречи раздает каждому родителю буклет с рекомендациями «В дневник родителям». Ведущий. Всем спасибо! До свидания!
Источник