Развитие языковой личности ребенка

Развитие языковой личности ребенка thumbnail

В новых условиях модернизации
образования на первый план выходит личность
ученика, его способность к самоопределению и
самореализации, к самостоятельному принятию
решений и доведению их до исполнения.
Формирование языковой личности является
основной задачей обучения языку в школе, а
языковую грамотность следует рассматривать как
составляющую культуры личности учащегося.

Понятие языковой личности составляют
языковые компетенции, ценностные установки
личности в отношении к родному языку, языковое
сознание, языковое мировоззрение личности.
Языковая личность с точки зрения лингвистики –
это языковые способности и характеристики
человека, благодаря которым он может создавать и
понимать различные по сложности, глубине и цели
тексты.

Структура языковой личности состоит
из трех иерархических уровней:

  1. Вербально-семантический – собственно владение
    лексикой и грамматикой (обыденным языком), он
    формируется в раннем детском возрасте и
    складывается уже к начальным классам школы, а в
    дальнейшем совершенствуется.
  2. Тезаурусный – в нем отражается “языковая
    картина мира”, иерархия понятий и ценностей,
    имеющая важность как в национальном, так и в
    социально-групповом и личном плане. Тезаурусный
    уровень, как и последующий, определяет основные
    черты языковой личности. Он в целом формируется к
    юношескому возрасту и может изменяться на
    протяжении всей жизни. Этот процесс опирается на
    речевую и языковую рефлексию.
  3. Мотивационный – включает в себя сферы общения,
    коммуникативные ситуации, роли, связан с
    коммуникативными потребностями и
    коммуникативным поведением личности. В рамках
    этого уровня происходит совершенствование
    владения широкими синонимическими
    возможностями языка, их адекватный выбор в
    соответствии с ситуацией общения.

Принято выделять внешние и внутренние
факторы, определяющие развитие языковой
личности. К первым относится прежде всего
состояние общества. Известно, что социальные
потрясения резко меняют не только общественные
устои, но и языковые нормы, “языковой вкус
эпохи”. Семья, круг общения, школа, средства
массовой информации, массовая культура также
влияют на формирование языковой личности извне.
Внутренние факторы: пол (гендерные осебенности
исследований современной личности), возраст,
темперамент, психологические характеристики
человека.

Языковая личность старшеклассника
находится в процессе активного формирования,
прежде всего это касается развития речевой и
языковой рефлексии и формирования языковой
картины мира. Сложность языковой личности
современного старшеклассника заключается в том,
что в школе он обучается нормам литературного
языка и в то же время является носителем
школьного сленга и часто носителем группового
жаргона (в силу принадлежности к тому или иному
неформальному объединению). К тому же он
испытывает влияние СМИ, окружающей речевой
действительности. Таким образом, он погружен в
сложную неоднозначную, противоречивую языковую
ситуацию, в которой учится разграничивать
различные по стилистической окраске лексические
пласты.

В связи с этим у школьников возникает
принципиально важная для развития языковой
личности проблема: как правильно выбрать
языковые средства, адекватные данной ситуации
общения; при этом у него формируется умение
переключаться с одного подъязыка на другой,
учитывая в общении фактор адресата. Говоря о
языковой личности, следует иметь в виду, что не
использование жаргона или сленга само по себе, а
умение переключаться с одного подъязыка на
другой в зависимости от ситуации, цели и
участника коммуникации свидетельствует об
уровне её развития. Как показывают эксперименты
и наблюдения, старшеклассники часто используют в
речи стилистически разнородные элементы, что
свидетельствует о том, что это умение ещё только
формируется.

Изучение языка с позиций
компетентностного подхода получает большую
мотивационную направленность. Мотивацию
усвоения языковой грамотности можно обеспечить,
если:

  • начинать обучение не с выработки отдельных
    операций, изолированных от целостной структуры,
    а с формирования того уровня организации
    письменной речи, на котором функционируют в
    единстве действие порождения смыслового
    содержания текста и действие его выражения;
  • включить процесс усвоения письменной речи в
    деятельность словесного творчества учащихся;
  • организовать сотрудничество учащихся с
    учителем и друг с другом и по мере овладения
    действиями письменной речи изменять его формы.
Читайте также:  Особенности развития предметной деятельности у ребенка раннего возраста

Языковая компетентность способствует
формированию важного умения – воспринимать и
создавать связные тексты, различные по
стилистической и жанровой принадлежности,
структурно-языковой организации,
целенаправленности, полноте и точности
выражения мысли. Выполняя на ЕГЭ задания части С,
выпускник применяет те виды компетенций, которые
востребованы не только на экзамене по русскому
языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни.
Большая часть заданий с выбором ответа проверяет
языковую компетенцию экзаменуемых: умение
определять, правильно ли написано слово, верно ли
расставлены знаки препинания в предложении, а
также способность выявлять соответствие или
несоответствие какой-либо речевой единицы
языковой норме. Компетентностный подход к
обучению русскому языку позволяет ответить на
вопрос, как ученик владеет языком, на каком
уровне: языковом (владение нормами литературного
языка), лингвистическом (знания о языке, его
устройстве), коммуникативном (владение языковыми
средствами), социокультурном (владение культурой
речи и этикой общения на национально–
культурной основе). Языковое образование
обеспечивает приобщение человека к духовному
наследию предшествующих поколений и является
основой формирования этнического и гражданского
самосознания личности.

Самым сильным и убедительным фактором
формирования языковой личности является
личность учителя, его манера поведения,
ценностные установки, определяющие его
отношение к партнерам по учебному общению.
Умение говорить правильно и выразительно, умение
жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и
отношения, умение управлять своим психическим
состоянием, видеть себя со стороны в
значительной мере определяют успешность
педагогического общения, способствует
наилучшему формированию языковой грамотности
учащихся.

Вся работа должна быть направлена на
воспитание думающего ученика, способного
работать и мыслить самостоятельно, творчески, в
повседневной жизни чувствовать себя комфортно,
обслуживать словом собственные запросы во всех
сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции
    школьников. Психолого-педагогические аспекты
    языкового образования. М., Воронеж, 2002.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
    парадигма результата образования. Высшее
    образование, 2003, №5.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.
    М, 1987.
  4. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной
    деятельности. РЯШ, №1, 2003.

Источник

Библиографическое описание:

Башмакова, Е. А. Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста / Е. А. Башмакова, Л. Н. Фадеева, И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5219/ (дата обращения: 21.01.2021).



В статье поднимается вопрос о формировании языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста. Подтверждается гипотеза о том, что развитие речи ребенка — это сложный творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого с участием собственной речевой активности. Описаны предикторы формирования языковой личности.

Ключевые слова: языковая личность, развитие речи, дошкольники, явления языка и речи, эмоциональное развитие, художественное творчество.

Введение. Актуальность исследования формирования и развития языковой личности в дошкольном возрасте обусловлена социальными, психологическими и педагогическими причинами. С педагогической точки зрения постановка проблемы вызвана реализацией нацпроекта «Образование» и гуманизацией системы образования, т. е., ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Понятие «языковая личность» появилось в лингвистике в 80-х годах прошлого столетия. Оно определяется как совокупность способностей человека, позволяющих общаться с другими людьми на основе знаний языка.

Ю. Н. Караулов считает, что у языковой личности имеется совокупность способностей к созданию и восприятию речевых текстов [2].

О. С. Ушакова обращает внимание на формирование языковой личности в когнитивном аспекте, и на то, как это обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка, отражающей индивидуальные способы хранения и поиска языковой информации [4].

В. А. Маслова, сопоставляя понятия «языковая личность» и «языковое сознание», выявила закономерность, в которой они взаимосвязаны, так как эти явления зависят от общества и от культуры: «…человек или группа людей совместно, посредствам собственной деятельности создают культуру и живут в ней, поэтому всякая культура личностна» [3].

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в сарове

Е. М. Беспаленко рассматривает процесс речевого общения, где говорящий выступает не как личность с социальными особенностями, а как личность, проявляющаяся в одной или нескольких своих социальных ролях и психологических особенностях. Автор рассматривает речевое поведение в трех аспектах: влияние внешних условий общения; влияние социально-психологического характера; внутриязыковые закономерности разделения общества [1].

Изучению языковой личности и развития языковой способности посвятили свои работы А. С. Андреева, И. В. Башкова, Е. М. Беспаленко, Г. И. Богин, С. Ю. Годунова, Н. А. Мартынова, Л. П. Халяпина, Н. Н. Шпильная и др.

Изучение научных и философских трудов по проблеме исследования позволило сформулировать цель — выявление особенностей формирования языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования — дошкольник как языковая личность.

Предмет исследования — факторы развития языковой способности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронеж с 2017 по 2020 г. Участвовало несколько групп детского сада. Использовался сопоставительный метод. Методом сбора материала стала организация образовательных событий и праздников в дошкольной образовательной организации.

Результаты и их обсуждение

Темпы овладения речью зависят от следующих факторов: особенностей личности ребенка; уровня его когнитивных способностей; речевой среды, в первую очередь семейной; от содержания методики развития речи в ДОО.

Развитие языковой способности у детей дошкольного возраста направлено на: развитие и воспитание дошкольника; социализацию; развитие интеллектуальных качеств; овладение языком как средством общения; развитие способности к коммуникациям; воспитание звуковой культуры речи; формирование способности осознавать языковые и речевые явления; приобретение компетентности в сфере родного языка.

При проведении образовательных событий, непосредственной образовательной деятельности, занятий по речевому развитию воспитатели ориентируются на реализацию основных функций языка: коммуникативная, когнитивная, эмотивная. Необходимой предпосылкой формирования системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе игровой деятельности.

Особую роль в становлении речи играет эмоциональное развитие дошкольников. С этой целью педагогами проводятся конкурсы для детей, задействованы средства дополнительного образования, творческие мастерские и др.

Например, формирование языковой личности проходит более эффективно в танцевальном искусстве. В данном случае, фактором развития языковой способности становится язык жестов, движений, пластика и мимика, пространственный рисунок, композиция, костюм, выражение эмоций.

дс144.jpg

Рис. 1. «Северное сияние»

Эмоциональное здоровье детей зависит от создания условий для развития их творческих способностей. В данном случае — это танец.

Речь ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем в контексте его общения с взрослыми и сверстниками, а также в его умения говорить, используя усвоенные речевые средства. Языковая личность проявляет себя в процессе коммуникации, поэтому важной составляющей оказываются потребности в общении и социальное поведение, манера общения, которые проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следующим фактором развития языковой способности является участие в конкурсе чтецов. 04.03.2020 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронежа прошел районный отборочный тур по номинации «Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки, способствует развитию темпа речи, умению правильно дышать при чтении стихов, соблюдать логические ударения, понимать смысл сказанного.

Выводы: языковая компетентность дошкольников — это элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.

Языковая личность формируется под влиянием культуры определенного народа. Основным свойством языковой личности является способность к речевой деятельности. Процесс формирования языковой личности начинается с овладения ребенком родным языком, а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений. Несомненно, велика роль педагогов дошкольной образовательной организации в формировании языковой личности. Планирование образовательной деятельности должно учитывать интеграцию развивающих заданий, игр, событий.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 6 лет вес

Формирование языковой личности в аспекте развития познавательных процессов обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка. Развитие языковой способности тесно связано с понятиями «речевая культура», «культура общения», «коммуникативные навыки» и немаловажную роль играет эмоциональный интеллект в речевом развитии ребенка.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.05.2020).
  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2010. -264 с.
  3. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетросистемс, 2008. — 272 с.
  4. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. — М., «Сфера», — 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, языковая способность, дошкольный возраст, развитие, Детский сад, дошкольная образовательная организация, речевое общение, родной язык, языковая картина мира, языковое сознание ребенка.

Похожие статьи

Особенности языковой картины мира ребенка

Однако, роль языковой картины мира ребенка в данной науке явно недооценена: процессу формирования детской картины мира уделяется

На современном этапе развития лингвистики языковая картина мира становится объектом описания и интерпретации в рамках…

Дошкольный возраст: язык и культура | Статья в журнале…

Раннее изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивида

личности ребёнка: медлительный он или подвижный, наделен ли чувством юмора, каким типом

дошкольный возраст, иностранный язык, ребенок, родной язык, родитель, английский язык

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…

Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая

О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М…

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке

Обучение детей развитию речи и умению общаться…

Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, уделяю большее внимание речевому развитию и общению детей со

Общение — та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствования которой продолжается всю жизнь.

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Положительное влияние родного языка на формирование аналогичных языковых и речевых навыков называется переносом. В тоже время мы часто сталкиваемся с такими языковыми явлениями, которые либо не имеют аналогов в родном языке, либо используются по-разному.

Психолингвистический и психолого-педагогический аспект…

Языковая способность — одно из ключевых понятий психолингвистики. Языковая способностьчеловека тесно связана с таким понятием как языковая интуиция (также чувство языка́), что определяется как умение чувствовать язык, его явления…

Психолого-педагогические условия развития речи у детей

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Языковые игры — путь формирования социокультурной…

Языковой барьер не является единственным препятствием, которое приходится преодолевать в процессе коммуникации представителям

С каждым новым словом дети транспортирует в свое сознание, в свой новый мир понятие из другого мира, из другой непривычной для него культуры.

Источник