Развитие интуитивного мышления у ребенка
«Философ — это человек, который много думает и хочет знать, как все обстоит на самом деле. (…) Таковы дети «(Я. Корчак)
Младенцы рождаются с безграничным желанием учиться. Ребенок, «впитывая» мир и информацию о нем всеми органами чувств, спонтанно развивает не только знания, но и умение их структурировать, делать выводы и генерировать обобщения.
Дети наблюдают и исследуют предметы, экспериментируют, задают вопросы, слушают объяснения и сами придумывают для них объяснения. Они также создают свои собственные теории о том, что такое мир и каковы правила его функционирования.
Некоторые исследователи считают, что почти все дети рождаются с задатками гениев, но этот потенциал используется редко. Почти неограниченные возможности развития новорожденного резко контрастируют с ограниченными интеллектуальными способностями ребенка школьного возраста.
Дети, благодаря своему естественному настрою открытости, способны ассимилировать, адаптировать и адаптировать необычайное количество стимулов, а атмосфера свободы и расслабления, сопровождающая детские игры, создает уникальное состояние расслабления, которое позволяет этим стимулам достигать «всего» человека.
Дети умные
Умственная деятельность ребенка сильно связана с его физической активностью в мире, сосредоточением внимания на объектах или конкретных событиях. Решаемые задачи, задачи, с которыми ребенок хочет справиться, являются для него важным источником накопленных знаний. Активность детей раннего возраста сравнивают с деятельностью ученых, которые решают проблемы, формулируют гипотезы и планируют исследования.
Из-за специфического образа мышления ребенок интуитивно применяет полученные знания к решению возникающих жизненных проблем, поэтому можно предположить, что детские знания имеют характер «жизненной мудрости» в своем первоначальном, практическом подходе.
Кажется, что дети обладают огромным количеством этой жизненной мудрости, все еще не затронутой логикой мира взрослых, не «загрязненными» процессом интеллектуализации и адаптации своего собственного опыта к научным теориям о сущности и функционировании мира. Поэтому можно предположить, что их рассуждения в основном доходят до интуитивной стороны разума.
Интуитивное мышление
Интуитивное мышление — это то, что объединяет все аспекты когнитивного функционирования ребенка и позволяет ему полностью развиваться. Кажется, что разум ребенка находится в состоянии осознания того, что он выбрал в качестве объекта для обсуждения и формулирования гипотез. В то же время он позволяет озвучить слой собственного внутреннего мира, который является алогичным, иррациональным, но наделенным глубиной смысла — слоем чувств и желаний. Если дети думают, то всей душой, всем собой, даже телом.
Ребенок мыслит более символично, чем взрослый, познавая мир «исконно», привнося в повседневную жизнь даже то, что для взрослого священно, конкретным образом общаясь с тем, что для него невидимо, но реально. Все внешнее, материальное и конечное для него одновременно глубоко внутреннее, чудесное и бесконечное.
Когда дети открывают для себя мир, они полны доверия и восторга, переходя от одного удивления к другому. Специфика этого возраста заключается в том, что то, что для взрослого наиболее чуждое и непонятное, часто кажется ребенку ясным и очевидным, если воспринимать его совершенно естественно.
Для взрослых необычные, сверхъестественные явления — это «чудеса» — для ребенка не невозможно испытать такое явление, это просто открыть для себя реальность как особенную и неповторимую.
Детская «наивность» и мифическое мышление — необходимые предшественники научного мышления.
Однако они не означают невежество и отсутствие интеллектуальных потребностей, напротив — они представляют собой бесценную потенциальную рациональность, которую взрослый должен не только принять, но даже заново изучить эту свежую точку зрения, которая характерна только для творческих и открытых людей. Позвольте себе приблизиться к тому, что первично и истинно в человеке.
Ребенок стремится к источникам данного явления, а не к его описанию или разгадке его структуры. Интуитивное мышление стимулирует их расти, спонтанно участвовать в данной ситуации и воспринимать явления. Многие события, важные для человеческого существования, происходят за пределами его сознания, ограничиваются внешними условиями, а чрезмерное количество привычек и шаблонов затрудняет раскрытие «сути вещей».
Интуитивное восприятие и рассуждение открывает особое пространство в сознании ребенка для целостного, глубокого взгляда на явления изнутри.
Источник
Как пробудить, развивать интуицию у ребенка и заодно свою
из этой рубрики
00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
- Как проявляется «шестое чувство»
- Как проверить интуицию ребенка
- Ошибки в воспитании, блокирующие «шестое чувство» у детей
- Как заинтересовать ребенка развивать интуицию
- Упражнения на развитие интуиции
- Когда и почему внутренний голос подводит
Мы гостили у подруги, ее дочь играла в компьютерную игру: на морском дне лежат ракушки, на которых написаны примеры на вычитание и сложение, среди них плавает маленькая рыбка с номерком. Чтобы найти маму-рыбу, ей нужно подплыть к ракушке с тем примером, ответ на который написан на номерке. Мой 3-летний малыш прилип к волнительному сюжету, обеспокоенный судьбой малька: громко радовался, когда тот находил маму и переживал, когда за ракушкой никого не оказывалось, из-за чего малек в игре начинал плакать. Сын тоже захотел поиграть.
Маленькая хозяйка гостеприимно уступила место, объясняя: прежде чем нажать «мышкой» на ракушку, реши пример. Естественно, сын ничего не понял, ведь не умел даже считать до 10. Он уселся за игру, быстро совладал с управлением «мышкой»… и рыбка раз за разом безошибочно находила маму. «Так не честно! Он не считает, он просто угадывает!», – надула губы девчушка.
«Да, он просто угадывает – интуиция!», – резюмировали и взрослые, в том числе педагоги и коллеги-психологи, которым рассказывала этот случай. С тех пор я крепко заинтересовалась темой интуиции, ее развития и применения. Чем и спешу поделиться.
Никогда не поздно: развитие интуиции у детей и их родителей
Этот материал в основном для тех, кто ждет ребеночка или уже читает сказки у детской кроватки. Ведь чем меньше детеныш, тем легче помочь ему научиться слышать интуицию. Статья пригодится и взрослым – практикуйте – учиться и развиваться никогда не поздно!
Интуиция – явление занимательное, ей уделяют внимание философы и мистики, психологи, физики, нейробиологи и другие ученые. О ней написаны научные труды и сомнительные статьи в блогах. Резюмируя, условно разделим их на два «течения»:
- Придерживается версии: интуиция – как шестое чувство, «хош не хош», а живет в человеке и вырывается наружу иррациональными подсказками. Живет в правом полушарии, где и творчество, эмоции. Но в таком случае, почему далеко не все «видят» выигрышный лотерейный билет?!
- Считает интуицию коктейлем из знаний, навыков, жизненного опыта, умения наблюдать, тонко чувствовать, анализировать… Каждая деталь, что успевает отпечататься, повышает процент успешных интуитивных (без длительных размышлений) решений. Живет в левом полушарии, где логика и анализ. Однако, как же тогда объяснить детскую интуицию?!
Кто «против течения» твердят, что интуиция проявляется благодаря слаженной работе обоих полушарий. Ее целесообразнее сравнивать с гением. Два музыканта создают гениальные произведения: один достигает гения лишь благодаря усердной учебе и практике, а другой – не напрягаясь, просто потому что музыка ему дается легко с рождения. Подобным образом проявляется интуиция: у одних врожденная, а другим придется потрудиться, чтобы ее развить.
Так, прежде чем «мучить» детеныша, понаблюдайте насколько развита его интуиция. А заодно и себя протестируйте. Как? Игра «угадайка»: возьмите 3-5 разноцветных фломастеров, или фруктов, или фото с портретами разных людей, держа один предмет вне зоны видимости (за спиной, например) предлагайте угадать его. Учтите, проводить такой или любой другой тест нужно несколько раз в разных обстановках и состояниях, поскольку самочувствие и внешние обстоятельства могут быть помехами.
С чего начать
С себя! Да-да, детки приходят в семью еще и, чтобы научить жизни нас. Осваиваете новое (будь то фортепиано или практика осознанных сновидений) вместе с ребенком: материал лучше усваивается, семейные отношения, взаимопонимание укрепляются и вообще это весело. Развитием интуиции – чудесная совместная практика, бесплатная, доступная в домашних условиях, в любом возрасте?!
К слову о возрасте, большинству дошколят не нужно как-то особо развивать интуицию – нужно лишь не мешать ей проявляться, подсказать как применять. Так, обратите внимание на распространенные ошибки в воспитании, блокирующие детскую способность слышать и понимать внутренний голос:
- Чрезмерно загонять в жесткие необоснованные рамки. Например, заставлять рисовать только правой рукой или есть четко в то время и в том объеме, как вы даете.
- Игнорировать, не принимать всерьез и, что еще хуже, унижать или запрещать рассказывать небылицы и переживания. К сожалению, некоторые родители отмахиваются от детеныша, когда тот хочет рассказать сон, выдуманные истории или пытается выразить свое виденье/ощущение взрослой ситуации.
- Запрещать выражать чувства, эмоции, переживания, высказывать мнение или предложения.
- Обманывать. Особенно в ситуациях, когда ребенок интуитивно чувствует обстановку, а ему говорят, что он ошибается (например, малыш догадывается, что мама расстроена, но она не признается – это не забота, это обман, который говорит человечку, что внутренний голос его обманул).
- Отмахиваться от вопросов ребенка. Если не знаете ответ, скажите, что нужно подумать или почитать, а пока можно вдвоем пофантазировать и потом проверить (это мы уже забегаем наперед, в раздел практики).
- Воспитывать в тепличных условиях. Касается, как защиты от бед и невзгод: берегите малыша, но дозировано и контролировано давайте возможность оказаться в стрессовой ситуации, учите преодолевать сложности. Также это касается среды – чем больше человечек видит, пробует, общается, тем лучше развивается и имеет возможность пробовать применять интуицию.
- Сильно порицать или хвалить ошибки. Ошибка – это не ужасно, не ругайтесь сильно. Однако похвала по типу «ну и что, что неправильно, зато хоть что-то сделал» – тоже неверная реакция, ведь ребенок должен понять, что нужно стараться не допускать ошибки, порой оплошность может дорого обойтись. Тут важна родительская чуткость, ведь реакция и формулировка сильно зависит от возраста малыша, темперамента и ситуации. В любом случае не впадайте в крайности!
- Развивать страхи и комплексы. Интуитивно понимаете. Не навязывайте детям страхи (в том числе собственные) и не акцентируйте внимание на недостатках. Эти «тараканы» мешают интуиции.
Упражнения на развитие интуиции
О! Их великое множество! Но сначала настройтесь, отнеситесь к практикам с легкостью: ответственно, но и не слишком серьезно. Не стройте иллюзии и ожидания, как «должно быть». Если не очаровываться, то и не придется разочаровываться.
Дитя дошкольного возраста? Делайте упражнения только играя, ни в коем случае не заставляйте через не хочу – бесполезно. Таким малышам можно вообще не рассказывать ни об интуиции, ни о том, что игры – это тренировка. Хотя, вы же лучше знаете свое чадо, возможно ему наоборот будет интереснее выполнять «задания».
Уже школьник? Придется увлекать и мотивировать. Например, пояснить, что возможности человека не ограничены органами чувств – если чего-то не видим и не слышим, еще не значит, что оно недоступно – можно познавать с помощью «шестого чувства». Либо предложить развивать интуицию, чтобы в перспективе угадывать вопросы контрольных и экзаменов. Что тут еще сказать, вам виднее, как подобрать ключик. Поехали?! И помните: ваша задача плавно перейти из зоны комфорта в зону развития, но не доводить до зоны стресса.
Что делать, чтобы развить интуицию
- Тренируйте оба полушария мозга – воображение, творчество, эмпатию, интеллект, логическое мышление, анализ, набирайтесь теории и практики.
- Ежедневно играйте в игры на интуицию. Прятки, «в какой руке», «орел или решка». Игры-«угадайки» проделывайте с разными предметами и свойствами (вкусы, животные, карты, цифры, эмоции).
- Пробуйте читать мысли друг друга.
- Поощряйте удачные попытки. На неудачные либо не реагируйте, либо сделайте маленькую неприятность (например, слегка ущипните) – как именно поступать, ориентируйтесь на возраст, характер и сложность задания.
- Наблюдайте, какие обстоятельства (внутренние и внешние), как влияют на результат. Например, сонное состояние повышает количество угадываний, а шумная обстановка – понижает. Пригодится, чтобы знать, когда доверять интуиции, а когда из нее слабый помощник.
- Практика «Поиск информации» — в библиотеке или книжном магазине, расслабившись, пройти мимо полок, взять такую книгу, к которой рука «сама потянется» — смело берите (покупайте) и внимательно читайте, там подсказки.
- Проводите несколько часов с закрытыми глазами (активно, а не сидя в медитации).
- Если правша – отдайте левой руке часть обязанностей правой.
- Приучите ребенка быть наблюдательным и воображать характеристики предмета наблюдения.
- Приучите чувствовать, сконцентрировавшись на внутренних ощущениях, а не буравить взглядом колоду карт.
- Будьте внимательны к себе, старайтесь прислушиваться подсказкам тела. Возьмите в привычку периодически «сканировать» свое состояние. А у ребенка спрашивайте, что чувствует, о чем думает, ничего ли не волнует, возможно без видимых причин возникают определенные ощущения.
Когда и почему интуиция подводит
С детьми такое бывает реже, чем со взрослыми. Малыши ошибаются, когда волнуются, устают или играют в «угадайку» нехотя. К слову, вам и чаду будет полезно: если не знаете, как поступить, что выбрать, спросите у ребенка. Но не взывайте к знаниям или размышлениям: «скажи, что делать», «как, думаешь», а сформулируйте вопрос так, чтобы малыш выдал версию, не задумываясь. Не бойтесь доверять интуиции – страх, что не опираетесь на разум подавляет внутренний голос и ведет к анализу обстоятельств.
У взрослых гораздо больше блоков, приглушающих голос интуиции. Во-первых, ошибки случаются, если уже взвесили выбор, а потом решили воззвать к интуиции. Подставлять ухо внутреннему голосу нужно ДО того, как успели подумать.
Во-вторых, «шестое чувство» подводит тех, кто живет чужой жизнью, навязанными идеалами и стереотипами. Такое происходит, когда человек погружается в сериалы, реалити-шоу, соцсети или жизнь блогеров. Еще хуже если он и детям прививает чужие идеалы. Человек привыкает сравнивать себя с жизнью по ту сторону экрана (а она часто «вылизана», чтобы смотрелось хорошо) и разучивается чувствовать себя, поддается манипуляции, становится марионеткой социума. А ведь нужно быть (собой), а не казаться (кем-то идеальным).
В-третьих, мешает самообман, привычка симулировать, имитировать, входить в образ, играть роль. Будучи заложником такого образа жизни, невозможно распознать свои истинные ощущения, отличить их от внутреннего диалога.
Избавляйтесь от такого поведения и не учите этому детей. У вас все получится!
Журналист, путешественник
Источник
Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей
Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.
В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
Свойства мышления
Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.
С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.
Виды мышления
В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.
Наглядно-действенное мышление.
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.
Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.
Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
Наглядно-образное мышление.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Отвлеченное мышление.
На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.
Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук — математики, физики, истории — имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.
Интуитивное и аналитическое мышление.
Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.
Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.
Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.
Теоретическое мышление.
Теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.
Эмпирическое мышление.
Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.
Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.
В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.
Способы развития мышления
Развитие наглядно – действенного мышления детей.
К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.
Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:
1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).
2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).
3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).
4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).
5) Обучение составлять сюжетные рассказы.
6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).
Развитие логического мышления детей.
Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:
1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).
2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).
3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).
Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:
1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).
2) Формирование умения давать определения понятиям.
3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс познавательный.
Список литературы:
1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Омега Л, 2006.
3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.
5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.
Источник