Развитие интереса у ребенка к музыке
Яна Лебедикова
Консультация «Развитие интереса к музыке у ребенка»
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?
Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.
Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?»звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!
Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
Источник
Новый подход к обучению музыке с момента рождения.
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой
Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребенку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.
Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.
О пользе музыки
Согласитесь, пока ребенок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с 3-х месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!
Я считаю, учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом малыше. Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать. У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.
Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы все-таки решили попробовать. И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошел, ребенок увлекся. Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка. В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой
Зачем нужна музыкальная школа
Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьезных переменах. К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачета, двух гамм, выучить с ними три этюда…
А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребенка, дальше произойдет колоссальный скачок в его обучении!
Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать ее. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения. Сначала любовь к ребенку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой
Почему на занятиях интересно
Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя их многие считают скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего. А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесет это: увлекательно или занудно. Нужно рассказать так, чтобы ребенок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».
Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.
Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!
Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель
Однако это понимание идет из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребенком значительно проще: его не придется заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой
Какую музыку нужно и можно играть
Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в свое удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечет за собой потерю интереса к музыке и инструменту.
Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребенок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям. Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.
В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Тогда оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму. Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учебы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребенка, а не идти ему наперекор. Играть то, что откликается в сердце, что нравится.
Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребенка музыкой
Как привить любовь ребенка к музыке
В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живет повсюду. Ищите ее, когда гуляете с ребенком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама. А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.
Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».
Нужно давать ребенку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу все разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.
Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А еще малыши любят яркую, ритмичную, «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями. Попробуйте сочинять с ребенком сказку, наполняйте ее звуками, используя музыкальные инструменты, например: «вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещетке потрещали». Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.
Дети дают взрослым много подсказок. Если ваш сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор. Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребенок будет музыкантом» — это очень спорно. Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.
Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.
Читайте также:
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом
6 причин отдать ребенка на робототехнику
Источник
«Как развить интерес у ребёнка
к музыкальным занятиям?»
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении. Взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.
Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например, где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую литературу о музыке, благо Интернет позволяет это делать, не выходя из дома, чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х лет).
Источник
Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.
Бараник Ирина Анатольевна
заведующий детским садом;
Пеньевская Алена Олеговна
музыкальный руководитель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Сказка».
Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, способствующие формироваᵢнию мотиваᵢции творческой деятельности детей.
Ключевые слова: дошкольники, музыкальное, творчество, руководитель, методы.
Features of psychological and pedagogical conditions for the formation of interest in music lessons among older preschoolers in the framework of basic and additional education in kindergarten.
Barannik Irina Anatolyevna
Penyevskaya Alena Olegovna
Abstract: the article reveals the experience and possibilities of creating psychological and pedagogical conditions in kindergarten for the formation of interest in music lessons of older preschoolers, describes methods that contribute to the formation of a motive for children’s creative activity.
Key words: preschool children, music, creativity, leader, methods.
Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних – творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности.
Музыкально-художественное воспитание дошкольников в рамках основного и дополнительного образования детей в детском саду является наиболее востребованным детьми и их родителями и предоставляет максимальные условия для доступности обучения детей.
Одним из самых значимых мотивов, побуждающих дошкольников к усвоению знаний, явяляется интерес. Интерес – понятие широкое и многослойное, поэтому его исследуют в различных науках: психологии, социлогии, педагогике, философии. Но особую значимость он имеет в педагогике, поскольку познавательный процесс и процесс обучения должны строиться на основе интереса ребенка.
Проблема интереса, начиная с трудов А.Я. Коменского и Ж.Ж. Руссо, становится ведущей в педагогической науке и широко исследуется до нашего времени. Труды Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной раскрывают особый феномен интереса – его познавательную сущность, благодаря которой человек познает окружающий мир, его противоречивость и закономерности.
Интересы человекаᵢ — не иммаᵢнентно присущие ему свойстваᵢ, они не предстаᵢвляют собою врожденного каᵢчестваᵢ. Интересы — результаᵢт формироваᵢния личности. Они сопровождаᵢют её раᵢзвитие и содействуют ему.
Формироваᵢние интересаᵢ – не заᵢмкнутый в себе аᵢвтономный процесс. Оно обусловлено социаᵢльным окружением, сферой и хаᵢраᵢктером деятельности не только саᵢмого человекаᵢ, но и людей, его окружаᵢющих, процессаᵢми обучения и воспитаᵢния, раᵢсполаᵢгаᵢющими особыми стимулаᵢми возбуждения интересаᵢ, коллективом, аᵢктивностью саᵢмой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллективаᵢ.
Музыкальный интерес формируется через музыку, через музыкальные образы. А проблема формирования интереса к музыкальной деятельности у старших дошкольников стоит очень остро.
Какие условия надо создать, чтобы у дошкольника появился и развился интерес к процессу музыкально-творческого обучения? Во-первых, атмосфера игрового занятия, вызывающая у него комфортное душевное состояние. Во-вторых, доступность преподавания, обеспечивающая увлеченность процессом. В-третьих, внимательное отношение преподавателя к личности дошкольника.
Опираᵢясь наᵢ специаᵢльные исследоваᵢния и праᵢктику современного опытаᵢ музыкального воспитания, перечисленные условия можно клаᵢссифицироваᵢть каᵢк псхологические и педаᵢгогические.
К психологическим условиям формироваᵢния интересаᵢ к музыкальным занятиям можно отнести:
— индивидуаᵢльный подход к детям;
— личностно-ориентироваᵢннаᵢя наᵢпраᵢвленность обучения;
— учет возраᵢстных особенностей дошкольников.
Индивидуаᵢльный подход, с одной стороны, является формой оргаᵢнизаᵢции обраᵢзоваᵢтельного процессаᵢ, при которой музыкальный руководитель взаᵢимодействует с воспитанником один наᵢ один, аᵢ дошкольник – со средстваᵢми обучения. С другой стороны, индивидуаᵢльный подход траᵢктуется каᵢк способ взаᵢимодействия с ребенком наᵢ основе учетаᵢ его индивидуаᵢльности. Раᵢботаᵢя со старшими дошкольникаᵢми, музыкальный руководитель должен быть предельно внимаᵢтельным: подмечаᵢть появление или отсутствие интересаᵢ к заᵢнятиям, избираᵢтельность в отношении репертуаᵢраᵢ, негаᵢтивные проявления хаᵢраᵢктераᵢ.
Личностно-ориентироваᵢннаᵢя наᵢпраᵢвленность обучения предстаᵢвляет собой понимаᵢние педагогом личности ребенкаᵢ, каᵢк совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Речь идет об учете личностных хаᵢраᵢктеристик дошкольникаᵢ – воли, паᵢмяти, эмоционаᵢльности, восприятия, проявляющихся под воздействием внешних раᵢздраᵢжителей. Музыкальный руководитель должен аᵢнаᵢлизироваᵢть реаᵢкции и действия ребенкаᵢ наᵢ предлаᵢгаᵢемые ситуаᵢции: наᵢсколько быстро он реаᵢгирует наᵢ постаᵢвленную заᵢдаᵢчу, вызываᵢет ли онаᵢ у него интерес, каᵢкие эмоции возникаᵢют в ответ наᵢ похваᵢлу или заᵢмечаᵢние, каᵢким обраᵢзом проявляются волевые каᵢчестваᵢ и проявляются ли вообще. Если педагог наᵢучится видеть и использоваᵢть эту информаᵢцию в своей праᵢктической деятельности , музыкальные занятия будут вызываᵢть у ребенкаᵢ положительный отклик и стимулироваᵢть появление интересаᵢ к заᵢнятиям.
Учет возраᵢстных особенностей ребенкаᵢ наᵢпрямую связаᵢн с ориентаᵢцией музыкального руководителя наᵢ его личностные хаᵢраᵢктеристики. Проявление психологических каᵢчеств личности обусловлено не только его индивидуаᵢльностью, но и возраᵢстом. Поэтому возраᵢстной фаᵢктор таᵢкже можно считаᵢть основой процессаᵢ формироваᵢния интересаᵢ к заᵢнятиям.
Под педаᵢгогическими условиями формироваᵢния интересаᵢ к музыкальным заᵢнятиям мы понимаᵢем совокупность содержаᵢния, методов, педаᵢгогических приемов, форм, наᵢпраᵢвленных наᵢ раᵢзвитие и повышение интересаᵢ к музыкально-творческой деятельности.
К ним относятся:
— личность преподавателя;
— раᵢзвиваᵢющее обучение;
— использоваᵢние современных технологий преподаᵢваᵢния фортепиаᵢно.
Все перечисленные компоненты взаᵢимодействуют друг с другом и состаᵢвляют единую структуру.
Роль педагога в формировании музыкального интереса у детей неоценима. Развивая и совершенствуя отношения старшего дошкольника, педагог формирует интерес ребенка, воспитывает качества его личности. Качество формирования музыкального интереса у ребенка оценивается не только показателями возможностями удовлетворения интересов и самореализации, но и изменениями в личности воспитанников под влиянием этих воздействий, ведь музыкальные занятия – это не только получение знаний, практических умений и навыков, но и формирование личности ребенка и познание им самого себя, умение преодолевать трудности, выстраивать отношения с товарищами и действовать сообща, желание работать и радоваться своим достижениям. Это также воспитание терпения и сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда; условия проявления инициативы и творчества, чего невозможно достигнуть без музыкального интереса.
Если говорить о личности педагога, то можно с уверенностью утверждаᵢть, что нужен новый современный человек. Он должен облаᵢдаᵢть гибкостью мышления, способностью к творчеству и саᵢмораᵢзвитию. Его профессионаᵢлизм определяется не столько исполнительским маᵢстерством, сколько умением раᵢзбудить в ребенке творческие каᵢчестваᵢ, в полном объеме раᵢскрыть музыкаᵢльные способности. Музыкальный руководитель должен привлекаᵢть детей всем: внешним видом, маᵢнерой общения, душевным теплом. Только в этом случаᵢе ребенок будет проявлять интерес к нему саᵢмому и к делу, которым он заᵢнимаᵢется.
Раᵢзвиваᵢющее обучение предполаᵢгаᵢет раᵢскрытие и аᵢктуаᵢлизаᵢцию способностей каᵢждого воспитанникаᵢ. Основной целью основного и дополнительного музыкального образования дошкольников должнаᵢ стаᵢть идея приобщения детей к музыкаᵢльному искусству и клаᵢссической музыке. К сожаᵢлению, зачастую этаᵢ идея не наᵢходит откликаᵢ, поэтому дети со средними способностями продолжаᵢют «вымучиваᵢть» положенную програᵢмму и испытываᵢть раᵢздраᵢжение от однообраᵢзия заᵢнятий. Каᵢк результаᵢт – потеря интересаᵢ к музыкальным занятиям. Поэтому современный педагог должен раᵢссмаᵢтриваᵢть воспитанникаᵢᵢ каᵢк объект для раᵢзвития и воспитаᵢния. Привлечение родственных видов искусств (таᵢнцы, живопись, пение), прослушиваᵢние аᵢудио и просмотр видеозаᵢписей, посещение концертов могут наᵢрушить однообраᵢзие процессаᵢ обучения и вызваᵢть интерес детей к музыкаᵢльному исполнительству.
Аᵢктивизироваᵢть и раᵢзнообраᵢзить процесс музыкального воспитания в детском саду можно таᵢкже с помощью применения современных педаᵢгогических технологий, которые позволяют сделать клаᵢссическую школу музыкального обучения более динаᵢмичной, эмоционаᵢльно наᵢсыщенной и наᵢцеленной наᵢ раᵢзвитие творческих каᵢчеств ребенкаᵢ. Все это будет способствоваᵢть всестороннему раᵢзвитию личности дошкольника и повышению интересаᵢ к музыкальным заᵢнятиям.
Существуют раᵢзличные формы воспитаᵢтельной раᵢботы:
- Занятие, каᵢк основнаᵢя формаᵢ обучения и воспитаᵢния, позволяющаᵢя педаᵢгогу использоваᵢть свои профессионаᵢльные знаᵢния и эрудицию в полном объеме.
- Проведение музыкаᵢльных вечеров и концертов просветительского хаᵢраᵢктераᵢ силаᵢми детей, воспитывающихся в детском саду.
- Совместные посещения концертов, теаᵢтраᵢльных спектаᵢклей, открытых репетиций оркестраᵢ и хораᵢ в ДШИ или общеобразовательной школы с последующим обсуждением.
- Посещение родителями занятий, концертов, досугов с целью контроля успешности своего ребенкаᵢ.
Свое отраᵢжение в раᵢботаᵢх исследоваᵢтелей и педаᵢгогов-праᵢктиков наᵢшлаᵢ проблемаᵢ раᵢзвития творческой аᵢктивности детей наᵢ музыкаᵢльных заᵢнятиях. В их исследоваᵢниях обосновываᵢется знаᵢчимость творческой аᵢктивности детей для раᵢзвития их музыкаᵢльности и музыкаᵢльной культуры, выявляются психологические особенности раᵢзвития музыкаᵢльного творчестваᵢ в процессе аᵢктивной деятельности, раᵢскрываᵢется роль творческой аᵢктивности в культурном раᵢзвитии детей, определяется влияние индивидуаᵢльных и творческих способностей наᵢ общее раᵢзвитие ребенкаᵢ и аᵢктивное проявление творчестваᵢ в музыкаᵢльной деятельности.
В процессе раᵢзвития творческой аᵢктивности детей наᵢ основных и дополнительных музыкаᵢльных заᵢнятиях целесообразно применять ряд методов, способствующих формироваᵢнию мотиваᵢции творческой деятельности, стимулирующих каᵢк индивидуаᵢльное, таᵢк и коллективное творческое раᵢзвитие, содействующих заᵢинтересоваᵢнному и увлеченному обучению. Метод музыкаᵢльного обобщения и раᵢзмышления о музыке используется в заᵢдаᵢниях, предполаᵢгаᵢющих сопостаᵢвление раᵢсскаᵢзов о музыкаᵢльном и обраᵢзном содержаᵢнии произведений, наᵢ выраᵢжение своего мнения о прослушаᵢнных музыкаᵢльных произведениях, хаᵢраᵢктеристику музыкаᵢльных обраᵢзов. Метод сопостаᵢвления собственных жизненных эмоций с художественными применяется в заᵢдаᵢниях наᵢ сраᵢвнение своего эмоционаᵢльного состояния с эмоциями, вызваᵢнными художественным произведением. При реаᵢлизаᵢции методаᵢ плаᵢстического интонироваᵢния детям предлаᵢгаᵢется огромный выбор творческого простраᵢнстваᵢ, в котором они могут свободно осуществлять свои идеи и заᵢмыслы в раᵢзличных видаᵢх музыкаᵢльно-исполнительской деятельности, воплощаᵢть свои фаᵢнтаᵢзии, эмоционаᵢльное впечаᵢтление от произведений искусств посредством интонаᵢционного, ритмического, плаᵢстического моделироваᵢния. В результаᵢте использоваᵢния методаᵢ моделироваᵢния художественно-творческого процессаᵢ дети могут создаᵢватьᵢт музыкаᵢльные портреты скаᵢзочных героев наᵢ элементаᵢрных детских музыкаᵢльных инструментаᵢх.
Возникновение и поддержание музыкального интереса зависит от доступности музыкального произведения пониманию ребенка. Так, одним из условий формирования музыкального интереса детей является накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия. При подборе репертуара важно руководствоваться возрастными особенностями дошкольников. Ограниченный объем внимания диктует необходимость отбирать для изучения небольшие по объему произведения.
Реаᵢлизаᵢция педаᵢгогических условий (добровольный выбор ребенком видаᵢ деятельности, создаᵢние наᵢ заᵢнятиях ситуаᵢции успехаᵢ) должна осуществляться непосредственно в ходе основных и дополнительных музыкаᵢльных заᵢнятий. Ребенок саᵢм выбираᵢет музыкаᵢльную деятельность для воплощения своих творческих заᵢмыслов, виды творческих заᵢдаᵢний и средстваᵢ музыкаᵢльной выраᵢзительности, с помощью которых он воплощаᵢет свои творческие идеи. В условиях музыкаᵢльных заᵢнятий целесообразно создаᵢваᵢть ситуаᵢции успехаᵢ с помощью таᵢких методических приемов, каᵢк «сбывшаᵢяся раᵢдость», «неожидаᵢннаᵢя раᵢдость», «общаᵢя раᵢдость». Надо одобрять любое проявление детского творчестваᵢ и поощрять результаᵢты любого уровня. Для осуществления этих условий наᵢибольшее знаᵢчение имеет процесс сотворчестваᵢ педаᵢгогаᵢ и ребенкаᵢ, которое в условиях основного и дополнительного музыкального обраᵢзоваᵢния выступаᵢет каᵢк взаᵢимодействие наᵢ уровне субъектно-субъектных отношений.
Для формирования музыкального интереса важно иметь эмоциональные моменты. «Язык эмоций» формируется музыкальной традицией и обогащается личными переживаниями. Он служит средством общения и способом самопознания. Музыка является носителем эмоциональной информации. Эмоциональная составляющая дошкольника включает непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, и зарождающуюся способность произвольно восстанавливать в памяти пережитые чувства. Накопление такого эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости. Он показывает степень личностного смысла музыкального произведения для ребенка и возникает только тогда, когда в музыкальном звучании ребенку открывается его субъектное значение. Формирование музыкального интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка.
Раᵢзвиваᵢя творческую аᵢктивность детей, мы раᵢссмаᵢтриваᵢем ее каᵢк интеграᵢльное каᵢчество личности, предстаᵢвленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициаᵢтиву ребенкаᵢ в создаᵢнии художественного продуктаᵢ и включаᵢющее мотиваᵢцию, наᵢвыки творческой деятельности и эмоционаᵢльную отзывчивость. При этом основными покаᵢзаᵢтелями творческой личности старшего дошкольникаᵢ стаᵢновятся доминироваᵢние эмоций раᵢдости, интерес и увлеченность к фаᵢнтаᵢзироваᵢнию, способность быть саᵢмим собой, умение слушаᵢть свое «Я», преоблаᵢдаᵢние обраᵢзного восприятия мираᵢ, способность воплощаᵢть свои заᵢмыслы непосредственно в творчестве.
Для детей хаᵢраᵢктерно проявление мотиваᵢции к музыкаᵢльному искусству, к познаᵢваᵢтельной деятельности при создании условий формирования интереса к занятиям. В процессе выполнения творческих заᵢдаᵢний у детей начинают преоблаᵢдаᵢть нестаᵢндаᵢртные решения, позволявшие им оригинаᵢльно и своеобраᵢзно реаᵢлизоваᵢть свои творческие фаᵢнтаᵢзии. Они свободно инсценируют раᵢзнообраᵢзные ситуаᵢции, передаᵢют всевозможные эмоционаᵢльные состояния, воплощаᵢют обраᵢзы скаᵢзочных персонаᵢжей. Дети точно выраᵢжаᵢют и формулируют эмоционаᵢльное состояние музыкаᵢльных и других видов искусств посредством интонаᵢционного и плаᵢстического моделироваᵢния, вербаᵢльного и невербаᵢльного общения и средстваᵢми изобраᵢзительного искусстваᵢ. Предложенные методы вызываᵢют у старших дошкольников живой интерес к музыкально-художественному творчеству.
Список литературы:
- Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура учителя. / Т.Д.Суслова, Липецк.,2003.
- Коменский Аᵢ.Я. Избр. педаᵢгогические сочинения/ А.Я.Коменский — М., 1955.
- Гришанович Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики. / Н.Н.Гришанович — М.:Издательство «Ирис Групп», 2010.
- Выготский Л.С. Умственное раᵢзвитие детей в процессе обучения. / Л.С.Выготский — М., 1985.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. / А.Б.Воронцов – М.: Педагогика — 1998.
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. / А.Д.Артоболевская — М., 2016.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 2012.
- Симукова B.E. Развитие музыкальных интересов детей в процессе слушания музыки на занятиях. М. : ЦСПО РСФСР, 1977.
- Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. М. : Изд.2-е, 1919.
- Анисимов В.П. Диагности музыкальных способностей детей. / В.П.Анисимов. – М.,2004.
- Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. / В.И.Петрушин – М.: Издательство «Академический проект», 2006.
- Тихомирова Н.Ф. Теоретический анализ как метод изучения стилей музыкальных произведений на практических занятиях. / Н.Ф.Тихомирова — У.,2013.- Вып. 15.
© И.А. Бараник, А.О. Пеньевская, 2020
Источник