Развитие интереса у ребенка

Развитие интереса у ребенка thumbnail

Развитие интереса у ребенка

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Образовательный сайт ЛогикЛайк делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Развитие интереса у ребенка

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий: вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази.

Развитие интереса у ребенка

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будутстены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»). Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Как сделать так, чтобы процесс познания не останавливался

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Развитие интереса у ребенка

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Развитие интереса у ребенка

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Сходите с ним на квест или предложите решить нестандартные головоломки.

Развитие интереса у ребенка

На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате. У нас более 3500 задач, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно.

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Развитие интереса у ребенка

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Развитие интереса у ребенка

Например, эту задачу можно быстро обяснить с помощью набора кубиков.

Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Команда «ЛогикЛайк» делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Обучение по спирали

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий:

«Вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази…»

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будут стены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»).

Развитие интереса у ребенка

Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Возможно ли сделать так, чтобы процесс познания не останавливался? Делимся идеями!

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Развитие интереса у ребенка

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Развитие интереса у ребенка

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Предложите ему занимательные задачи и головоломки.

Развитие интереса у ребенка

У нас более 3500 заданий, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно. На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате.

Более 100 000 детей и взрослых

каждый день проходят 5-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. Узнайте, как построить эффективные занятия!

Развитие интереса у ребенка

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Развитие интереса у ребенка

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Предложите ребёнку следующее задание на пространственное мышление.

Как увидит фигуру девочка, если посмотрит на нее сверху?

Развитие интереса у ребенка

Эту задачу проще всего обяснить с помощью кубиков. Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник

Раиса Дудоладова
Детские интересы: как их развивать

Детские интересы, как их развивать.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких интересов, то это значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.

Что такое интерес?

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивление, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. д.)

Подчёркивая значение интереса в развитии ребёнка, замечательный врач и педагог Е. А.Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его руках является интерес».(1)

Как возникают у детей интересы?

Пока ребёнок мал, ещё нельзя говорить о том, что у него имеются какие – либо интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действия с ними. Например, яркая движущаяся игрушка издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. п. Ребёнка пока занимает лишь сам процесс действий. Копирование того, что он видит и слышит.В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось – дай попробую!

По мере роста ребёнка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Я «прививаю» интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки ит. д., их назначению, знакомлю с материалами и их свойствами, развиваю интерес к миру природы (живой и неживой) и её явлениям, к миру людей (детский сад, школа,улица: родной город, Родина и её лучшие люди, народы, населяющие нашу страну, к миру искусства (литература, живопись, архитектура ит. п.)

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, я учу детей смотреть и видеть. Привлекая их внимание к окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, я одновременно содействую и развитию детских интересов. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют развитию детских интересов.

На прогулке видим полянку всю зелёную, а в следующий день она усыпана жёлтыми одуванчиками. Через несколько дней эта полянка словно снегом припудрена. Ребята рассматривают лёгкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз…

— Куда же пропали одуванчики? – спрашивают ребята.

-А ну подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо просто поразмыслить, — говорю им я.

И ребята самостоятельно приходят к выводу: ветер разнёс белый пушок.

Формируя интерес к миру природы, я одновременно воспитываю у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Я не только учу детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучаю оберегать её. Ведь красота и богатство родной природы зависят от бережного обращения с ней.

Формирую интерес к явлениям общественной жизни, использую с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях труда и их отношениях, об исторических местах родного города и т. д.

Я стараюсь подводить детей к преодолению трудностей через интерес. Завершить начатое, добиться выполнение задуманного для ребёнка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребёнка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довёл дело до конца.

Находясь в обществе сверстников, дети учатся добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить, но и в умении отказаться от своего желания. А. С.Макаренко писал: «Если…ребёнок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»(6)

При формировании интересов я осуществляю и индивидуальный подход к детям. Так, например, один тянется к книгам, и его можно чаще видеть в книжном уголке, другой – к строительным играм, третий любит рисовать, четвёртый (не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т. д.

Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема.И чего он только не сооружает: самолёты, подъёмный кран, грузовики! Он знает марки машин, названия самолётов, но вот к книгам равнодушен. Я его ни разу не видела с книгой, хотя чтение он слушает внимательно. Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, я решила поместить туда журналы с иллюстрациями машин, самолётов. После этого я стала чаще видеть Володю в уголке книги. Он увлекательно рассказывал своим товарищам о самолётах, машинах.

Серёжу я привлекаю что – то рассмотреть, понаблюдать, стараюсь лишний раз расспросить его о том, что видел, что подметил.

— Серёжа, ты не заметил, когда шёл в детский сад, прилетели ли птицы в нашу кормушку? Когда пойдём на прогулку, напомни мне, пожалуйста, чтобы мы не забыли взять корм для них.

У мальчика постепенно развивается наблюдательность, теперь он замечает то, чего раньше не способен бал увидеть. Это содействует пробуждению устойчивого интереса к природе.

Благодаря целенаправленному влиянию воспитателя у ребёнка постепенно формируется устойчивый интерес, который затем расширяется и направляет его деятельность и поведение.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948, с. 87

2. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание. — 1993.-№1

3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. — М.: Знание, 1984.

4. Корчак Я. Как любить детей. М. ,1968.

5. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. — 2004.- №5

6. Макаренко А. С. Избр. Соч., т. 2,с101.

7. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1975.

Источник