Развитие интереса ребенка к спорту

Статья
«Формирование интереса к занятию спортом у детей через систему разнообразия в спортивной деятельности».
Современное общество большое значение уделяет возрастающему значению спортивных занятий, как части программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создание в детстве надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Необходимо изучение новых форм двигательной активности, особенностей влияния новых видов спорта на подрастающее поколение, рассматривать сочетания комбинаций различных сторон подготовки спортсменов. Развитие новых видов двигательной активности, необычных видов организации этой активности, поможет привлечь большее число сторонников, активно занимающихся спортом, особенно это актуально в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда только формируется интерес к спортивной деятельности.
Однако методическая вооруженность специалистов физической культуры, основанная на традиционных подходах, не позволяет в должной мере внедрять новые виды или сочетания видов двигательной активности в детские учреждения, что часто ведет к потере интереса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к спортивной деятельности из-за однообразия спортивной подготовки юных спортсменов.
Таким образом, преодоление стереотипов через интеграцию традиционных видов двигательной активности с инновационными видами будет способствовать на этапе начальной подготовки формированию интереса к выбранной деятельности¹.
Предполагается, что использование в спортивной подготовке детей младшего школьного возраста интегрированной, системно-сбалансированной методики сочетающей различные виды спорта, повысит вариативность спортивной деятельности, что создаст благоприятные условия для формирования интереса у детей младшего школьного возраста к занятиям спортом в большей степени, чем традиционные методики.
Сущность спортивной подготовки — в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности методики подготовки.
Управление качеством спортивной подготовки относиться к ценностно-эмоциональному компоненту образования, изменение в лучшую сторону отношения учеников к спорту, развитие их познавательных интересов, повышение качества спортивной подготовки происходит как в рамках традиционно принятых, так и постоянно обновляемых содержание (инновационных) методиках педагогического процесса.
В спортивной подготовке существуют цели, которые имеют какой-то конкретный конечный результат – например, завоевание определенного места в определенном соревновании – и цели, которые не имеют конкретного результата — например, улучшение техники прохождения спусков в лыжных гонках или увеличение силы ног.
Сосредоточение на целях с конечным исходом, по мнению Р. Слимейкера, Р. Браунинга ² нецелесообразно, поскольку существует множество факторов, которые могут повлиять на место в итоговом протоколе.
Наибольшее внимание, следует уделять целям, которые не выражаются каким либо конкретным результатом.
Для решения задач исследования, проведен анализ литературы по выявлению противоречий, возникающих в современных условиях в процессе спортивной подготовки детей младшего школьного возраста в условиях спортивных школ. Определены закономерности влияния спортивной подготовки на формирование интереса у детей младшего школьного возраста к спортивным занятиям.
В результате анализа литературных источников, были выявлены противоречия в традиционном подходе к спортивной подготовке юных спортсменов.
Для получения необходимой информации исследования по сформированности интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям спортом, проводился Опрос.
Вформе беседы с детьми (25 человек), собеседования с родителями (20 человек), визуального наблюдения профессиональной деятельности 5 тренеров, изучения протоколов соревнований групп начальной подготовки СДЮШОР за 2007-2008 г., сравнительного анализа.
С целью определения отношения к спортивным занятиям, выявлению предпочитаемых форм физической активности, проводилась беседа с детей младшего школьного возраста разных тренерских групп СДЮШОР по схеме (сколько времени занимаешься, что нравиться, что не нравиться, что получается, что не получается, что в занятиях предпочтительней, почему занимаешься спортом)
Беседа с родителями, дети которых посещают СДЮШОР, проводилась с целью определения видов и форм двигательной активности, которые родители предпочитают для своих детей, а также процесс организации этих видов и форм в образовательном учреждении.
Опрос тренеров-преподавателей (беседы, визуальные наблюдения занятий, изучения протоколов соревнований) выявил различия в подходе к организации спортивной подготовки детей младшего школьного возраста.
Собеседование с администрацией образовательного учреждения и учреждением дополнительного образования с целью определения отношения администрации к инновациям в тренировочном процессе.
На основании литературных данных, изучения документов и опыта работы Образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в исследуемом вопросе была разработана инновационная модель спортивной подготовки детей младшего школьного возраста, обеспечивающая согласованность действий всех участников, заинтересованных в повышении эффективности и качества в формировании интереса к спортивной деятельности.
Модель предусматривает объединение усилий в спортивной деятельности, вызывающие интерес участников педагогического процесса, разными видами спорта. Предоставление возможности детям младшего школьного возраста иметь возможность проявить себя в различных видах соревновательной деятельности.
Модель была определена нами как открытая, динамически развивающаяся социальная система.
Заключение.
Погружение детей младшего школьного возраста в слаженную систему состязательности и использование в подготовке номинального вида спорта (лыжные гонки) элементов различных видов спорта показало свою эффективность на примере отделения лыжных гонок на базе школы № 119 Калининского района. В отделении были созданы условия для создания положительного отношения к лыжным гонкам, через систему участия детей младшего школьного возраста в различных видах состязательности: весёлые старты, к стартам готов, пионербол, ручной мяч, лёгкая атлетика, лыжные гонки, ачери-биатлон, стрельба из лука, ролики, велосипед. Возросла эффективность тренировки, увеличилась наполняемость групп. Предлагаемая модель позволяет улучшить качество подготовки сборных команд школы к различным соревнованиям. В дальнейшем, по мере взросления спортсменов, мы можем предположить, что Образовательное учреждение получит помощников учителям в проведении внутришкольной спартакиады.
Подводя итоги вышесказанному необходимо, сделать следующие выводы, что:
— современная организация спортивной деятельности допускает применение разнообразия подготовки детей младшего школьного возраста, как средства формирования интереса к спортивной деятельности.
— разнообразие в спортивной деятельности на этапе начальной подготовки позволяет привлечь к занятиям спортом, большее количество учащихся, чем традиционный подход.
— системная инновация в подготовке, благотворно влияет на методическую вооруженность тренеров-преподавателей.
Литература:
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача подростков и их педагогов. Москва-Рига 1997 г.
- Роб Слимейкер, Рей Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. /Изд-во ТУЛОМА 2007 г.
Источник
Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.
Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок — существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.
Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?
Психология мотивации
Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.
Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).
Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:
- стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
- стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
- социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
- стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.
В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.
В спорте мотивация бывает:
- общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
- конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.
Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.
Подходящий спорт
Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.
Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:
- Темперамент ребенка. Безусловно, использовать тип личности ребенка как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
- Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким — в футбол, а легким и координированным — в гимнастику или легкую атлетику.
- Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше выбрать секцию со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором — искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».
Советы родителям
После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. Главная задача — сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.
Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?
Демонстрируйте поддержку
Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка. Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша. Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.
Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.
Рассказывайте о плюсах
Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное — делайте это соответственно возрасту. Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний. Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.
Используйте книги и фильмы
Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах — они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов
Замечайте мелочи
Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым. Очень важно показать это малышу — подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи. Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании — все это можно и нужно отмечать. Самое главное — не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились звездной болезнью.
Будьте примером
Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт — не исключение. Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка. Точно так же в семье, где физическая активность — органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.
Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение — это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.
Не сравнивайте с другими детьми
А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем — поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.
Введите систему поощрений
Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка — обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях. Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, — просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.
Не давите
Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках — выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.
Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.
Подводим итог
Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель — занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.
Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи — такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.
Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.
Источник
Наталья Фокина
Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что именно в раннем возрасте формируются двигательные навыки, прививается любовь и интерес к спорту.
Главной задачей, которая стоит перед педагогами, является укрепление и сохранение здоровья детей, в процессе их воспитания и обучения.
Я хочу привести несколько аргументов в пользу занятий физкультурой.
Первый аргумент, в раннем возрасте занятия физкультурой и спортом позволяют освободить энергию, которая зачастую просто переполняет ребенка.
Второй аргумент, ребенок, который занимается спортом, развивает свое внимание, учится концентрироваться на каком-то одном деле, развивается самодисциплина. Спорт — это постоянная работа над собой, а иногда даже борьба с ленью. И пусть пока ребенок этого не осознает, но задатки дисциплины в нем развиваются уже сейчас.
И третий, по моему мнению очень важный аргумент- это то, что ребенок развивается физически. Исправляется осанка, укрепляются мышцы, улучшается сердечно — сосудистая система, а так же общая координация движений.
В настоящее время, современные дети малоподвижны, меньше играют в подвижные игры из-за того, что очень привязаны к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.
Изменения, которые происходят в жизни страны, несомненно сказываются и на подходе к образованию. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения»отмечается: «Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей».
Большое количество проблем в воспитании, может решаться посредством активной спортивной деятельности детей, и поспособствует этому, заинтересованность в такой деятельности с самого детства.
Проблемой формирования интереса детей к спорту занимались многие педагоги.Хочется выделить работы следующих авторов: Р. Ф. Кабирова, К. А. Матвейчук, Г. И. Щукиной, В. С. Быкова и др.
Значение роли физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич [2], Л. Д. Глазырина [4], Виноградов П. А. [3], и др.)
Как отмечает О. В. Головин, движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно влияние на развитие интеллекта ребёнка [5].
Интерес детей дошкольного возраста к физической культуре должен строиться на единстве целей, задач, средств, форм и методов работы, с учетом всех особенностей детей и должен быть направлен на всестороннее физическое развитие ребенка.
Тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Известный теоретик Ю. К.Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
1. Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости и дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организационных навыков [1].
Физическое воспитание и спорт были определены президентом России в качестве одного из приоритетных направлений развития государственной политики. «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики, это можно сказать определенно», — заявил глава государства на совещании по развитию детского спорта.
Чтобы воспитать здоровую нацию и будущих спортсменов, детям еще в дошкольном возрасте необходимо прививать любовь к спорту. Для решения задач по физическому воспитанию,в дошкольных используются наглядные пособия: изображения олимпийской символики, кубки-награды победителей, фотографии спортсменов; проводятся беседы о спорте, спортивные мероприятия, в которые привлекаются и родители, разработаны содержания сказок, и др.
Хочется так же отметить, что дошкольные организации нуждаются в квалифицированных педагогах по физической культуре. Так как они являются немаловажной частью в формировании интереса детей к занятиям спортом. Специалист по физической культуре должен уметь реализовать целый ряд оздоровительно-воспитательных и образовательных задач. Также он должен уметь работать не только с педагогами ДОО, но и с медицинским персоналом, проводя совместную работу, направленную на физическое развитие ребенка.
Чтобы воспитать детей физически здоровыми и развитыми, необходимо уже с раннего дошкольного возраста задумываться о физическом развитии своего ребенка.
В приобщении ребенка к спорту и физической культуре, очень большую роль играет личный пример его родителей. Дети с большим удовольствием начинают заниматься, если рядом с ними занимаются их же родители. В совместных семейных занятиях спортом, скрываются огромные возможности и для воспитания, и для улучшения отношений в семье. Физические занятия делают родителей и детей более раскрепощенными, увеличиваются доверительные отношения в семье.
Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Во-первых, спорт — это та сфера, где этот дефицит уменьшается, во-вторых, именно здесь Вы всегда будете образцом для ребенка. Эмоции, полученные при занятиях физической культурой и спортом, всегда позитивные и принесут огромную радость и пользу Вам и Вашему ребенку.
Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн, или просто на прогулку. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона. Важно, чтобы Ваш ребенок ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.
Чтобы занятия спортом были эффективными – они должны нравиться ребенку. Поэтому не стоит ориентироваться на собственные мечты или близость расположения спортивной секции от дома. В первую очередь нужно прислушаться к желанию ребенка.
Походы в секцию должны приносить обязательно радость и удовольствие, конечно же, без трудностей не обойтись в процессе становления маленького спортсмена, но именно они и закаляют характер.
Мы часто повторяем, все мы разные, все мы индивидуальны. Конечно это так. И, выбирая детскую спортивную школу или секцию для своего ребенка, обращайте внимание и на его характер. Тихому ребенку может и не захотеться групповой активности, а жаждущему быть в центре внимания, подвижному, эмоциональному, возможно, захочется зрелищности действия. Но в любом случае детский спорт — это хорошо.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего приобщения к физической культуре, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Спорт не просто укрепляет иммунитет и организм ребенка, но и максимально занимает его свободное время, а это предотвращает опасные детские шалости.
Так что детский спорт — это отличная помощь для поиска себя, ресурса и гармонии.
Все в наших руках. Так давайте же вместе с Вами обеспечим светлое будущее нашим детям, воспитаем здоровую нацию и здоровое поколение.
Как говорил известный русский педагог, Василий Александрович Сухомлинский : «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».
Список литературы:
Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] – М.: Просвещение, 1988. – 221 с.
Бальсевич В. К. Ваши дети [Текст]: Кн.: Для родителей. / В. К. Бальсевич – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.
Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П. А.Виноградов — М: Физкультура и спорт, 1999. – 91 с.
Глазырина Л. Д. Физическая культура –дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л. Д. Глазырина – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 144 с.
Головин О. В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Методические рекомендации / О. В. Головин – Новосибирск, 2000. – 31 с.
Источник