Развитие интеллекта ребенка в семье

Развитие интеллекта ребенка в семье thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи — повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания — восприятия, образного мышления, воображения. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника — всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, худ. ср-ва познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образов. задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и мат., первоначальных истор., географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность.

Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Дошкольникам св-но доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, объяснений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми.Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению. Между тем умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его худ. вкус, стимулировать творческую деятельность. Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его дух. обогащении занимает лит-ра. Детские книги — обязательное средство воспитания соврем. ребенка.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, выставки, библиотеку. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культур. развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Общая гипотеза по поводу индивидуального развития интеллекта состоит в том, что существуют врожденный и приобретенный интеллекты. Врожденный интеллект — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается приобретенного интеллекта, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.

45. Половое воспитание дошкольника в семье.

В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни — это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой — это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).

Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка вес ребенка в один год

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации — длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» — так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины — родственники или друзья дома. Нет такого влияния — и тормозится процесс половой социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более — отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем — искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия — результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.

Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют. Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

Читайте также:  Родительские собрания в детском саду развитие ребенка дома

Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.

Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке — твердой и решительной.

Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

         Из многих определений ума коэффициент умственного развития ( IQ ) больше всего известен и, как считается, именно эта часть ума зависит от генетических факторов. В соответствие с разными тестами — IQ определяется от 70 до 120 показателями умственных способностей. Однако жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические способности, т.е. все то, что мы относим к IQ — не имеют отношения к успешности в жизни.

Примеров того, когда человек, окончивший школу на «отлично», ВУЗ оказывается неудачников в жизни бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям как сообразительность, понимание эмоций своих и других людей, способность устанавливать долгосрочные отношения с людьми, принимать решения и умение сотрудничать помогают человеку стать успешным в жизни. Эти качества характера мы называем эмоциональным интеллектом — EQ.

Эмоциональный интеллект (EQ) — способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект  включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Компоненты эмоционального интеллекта:

  • Понимание себя: Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.
  • Саморегуляция (контроль импульсивности): Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы.
  • Само-мотивация: Мощная изнутри идущая страсть к работе, «drive».
  • Эмпатия: Способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.
  • Социальная умелость: Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

Эмоциональный интеллект это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции. А также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные.

Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми.

Если ребенок не научится распознавать свои и чужие эмоции, контролировать и корректировать собственное поведение, то это может крайне негативно сказаться не только на процессе его социализации в дошкольном и школьном возрасте, но и на дальнейшей жизни в целом.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста мы рекомендуем некоторые приемы, которые родителей могут использовать для работы с детьми в семье:

Развитие эмоционального интеллекта у детей.

Советы родителям

Для того, чтобы развивать такую сферу, как эмоциональный интеллект у детей, взрослым дается несколько полезных практических советов.

  • Нельзя прятать от детей все свои эмоции. Как правило, в процессе воспитания, взрослые выглядят в глазах детей некими бездушными механизмами, которые их очень сильно любят, но не способны по-настоящему что-то почувствовать и оценить. Это происходит оттого, что взрослые очень редко «снисходят» до истинных переживаний своих детей. И поэтому дети очень удивляются. Когда узнают, что их родители тоже способны переживать и за что-то беспокоиться, кроме его поведения или чего-то подобного.
Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка в доу

                     Так что, не стоит забывать иногда, снимать маску авторитетности, и позволять показать ребенку, что вы тоже не бесчувственный робот.

  • Следует учить ребенка распознавать свои эмоции. Очень часто детям просто не хватает правильных слов в лексиконе, чтобы точно выразить то, что он чувствует. И поэтому взрослые никак не могут понять, чего же он от них хочет конкретно в данный момент. Разговаривайте с ребенком, читайте ему книги и стихи, пополняете его активный словарный запас новыми лексическими единицами, которые отображали бы суть эмоций.

Если ребенок будет знать, как точно называется та или иная эмоция и что при этом человек должен чувствовать, да еще и с конкретными примерами, то он  будет точно разбираться и в своем эмоциональном состоянии и в чужом.

  • Учите ребенка распознавать чужие эмоции. Они могут выражаться в том, как человек говорит, как двигается, какая у него мимика и т.д. Учите ребенка быть наблюдательным и внимательным к окружающим. Умение вовремя распознать эмоции другого человека и скорректировать собственное поведение в соответствии с его ожиданиями позволит его успешно общаться и в детском саду, и в классно коллективе, и в дальнейшем по жизни.

Но это вовсе не означает, что нужно слепо подчиняться чужим эмоциям и во всем им потакать. Обучите его также анализировать свое и чужое поведение, способности соотносить одно с другим.

  • Необходимо создать в семье доверительную атмосферу. Для того, чтобы ребенок не боялся выражать свои эмоции и мог правильно оценивать себя и окружающих. Советуйтесь с ребенком, если он чем-то недоволен в ходе ваших взаимоотношений. Не бойтесь немного пойти ему навстречу в некоторых вопросах. Потому как, при должной постановке ситуации, в следующий раз ребенок сможет пойти навстречу вам. И получит определенный опыт в управлении собственным эмоциональным состоянием, а также обогатиться вашим личным опытом.

Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя.

  • Беседа с ребенком: поговорите со своим ребенком по поводу того, что сегодня происходило в детском саду или во дворе, при этом делаете акцент на то, как он сам эти эмоциональные ситуации воспринимал,  и какие эмоции возникли у него тогда. Попробуйте с ним обсудить, как можно иначе себя вести, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки. Как они могли бы отреагировать, если бы он вел себя иначе. Давайте ребенку свободу рассуждать и возможность высказать все, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ вести себя в каждой ситуации.
  • Старайтесь вести себя спокойно и достойно. Не забудьте что вы — примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.
  • Поощряйте совместную игру своего ребенка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, терпимость и другодоминантность.
  • Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.
  • Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Эти детские произведения вы можете найти в детских книгах, сборниках, в учебных пособиях для школьников 1, 2 классов. Опять же поговорите с ребенком по поводу поведения героев в этих рассказах и спросите его мнение, оценку ситуации и его возможные варианты поведения. Можно также поставить вопрос по поводу изменения некоторых деталей или концовки рассказа.
  • Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими людьми и обсудите с ним по поводу последствий своих поступков. Кроме того, придумайте обстоятельства, где ребенок мог бы участвовать для того, чтобы он сам научился понимать свои эмоции и эмоции других людей. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию.
  • Поговорите с ребенком по разным обыденным темам: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет. Что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если какой-то друг или подруга грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у себя есть пирог, а у друга нет… Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей, а не только на себя.
  • Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.
  • Поощряйте и позволяйте детям выражать свои и эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их к четырем годам на уровень осознанного диалога и успех в развитии эмоционального интеллекта у детей за нами!

Источник