Развитие института по правам ребенка

Развитие института по правам ребенка thumbnail

В статье рассмотрены этимология, предпосылки возникновения, названия института омбудсмана. Исследовано распространение специализированного омбудсмана – Уполномоченного по правам ребенка, появление которого является важным моментом в истории охраны прав и интересов детей.

Этимология слова «омбудсман» свидетельствует о его скандинавских корнях (от древнескандинавского – «полномочие», «поручение» [1, c. 60]). Правда, это же слово вполне может быть переведено на другие языки как «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный». При этом неофициально чаще всего используется именно «омбудсман».

Некоторых ученые видят предпосылки возникновения института омбудсмана (омбудсмена) еще в Древнем мире (Римской империи, Древней Греции, Древнем Китае, Османской империи). Существует несколько точек зрения о моменте происхождения омбудсмана: XIII в. [5, c. 57], XVI в. [3, c. 181] и 1809 год. В нашей статье мы будем придерживаться третьей точки зрения, как и большинство исследователей данного вопроса. Однако, нет сомнений, что рассматриваемый институт зародился в Швеции и долгое время понимался «как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации» [8, c.228].

Только начиная с XX века, институт омбудсмана начинает появляться в правовых системах других стран, и, уже с середины XX века – имеет мировое распространение, что обусловило многообразие моделей его учреждения. Названия омбудсмена в странах различны в связи с национальными особенностями:

  • в форме индивидуализированного органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), Адвокат народа (Румыния), Медиатор или Посредник (Франция) и др.;
  • в форме коллегиального органа: комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по правам человека (Филиппины) и др.

В некоторых странах институт омбудсмана получил распространение на всех уровнях власти, либо на некоторых из них: федеральном, региональном, муниципальном (местном) [10]. Появились специализированные омбудсмены, защищающие права и интересы отдельных категорий граждан – несовершеннолетних, студентов, инвалидов, военнослужащих, заключенных и др. И защищающие права человека в отдельных сферах жизни – здравоохранении, в вопросах информации и прессы, в сфере потребления, в вопросах обеспечения равенства полов и т. д.

Распространение и специализация омбудсманов свидетельствуют о потребности граждан и общества в более эффективной дополнительной защите принадлежащих им прав и свобод. Так, во второй половине XX века стала остро ощущаться потребность в особой защите прав детей со стороны государств и мировых сообществ.

Первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в марте 1981 года в соответствии с Актом о детском омбудсмене [4, c. 589]. Во многих источниках норвежский детский омбудсмен характеризуется как образец защитника прав ребенка, а в некоторых странах он был воспринят и применен как образец на практике. В то же время, появились и другие модели деятельности уполномоченного по правам ребенка, что стало свидетельством его востребованности и признания в мировом сообществе.

В распространении института можно отметить две пиковые точки:

  1. 1990-е годы [4, c. 590]: только за 1997 год должность была учреждена в 20 странах мира [9, c. 121];
  2. 2014 годы: за этот период количество стран, в которых функционирует детский омбудсман, увеличилось с 44 [4, c. 590] до 77 [6, c. 60].

Данное явление, на наш взгляд, обусловлено постоянно возрастающим вниманием государств к решению проблем детства и стремлением их решить, привести законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами и требованиями. Основными целями деятельности омбудсмена по правам детей в любой стране является отстаивание нужд, прав и интересов несовершеннолетних, борьба за соблюдение Конвенции о правах ребенка, конституционных прав детей и содействие их распространению.

Необходимость в особой защите прав детей ощущается уже давно. На этом пути было сделано множество шагов. После Второй мировой войны Людвигом Райхман было предложено создать ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный детский фонд ООН. Идея была услышана мировым сообществом и по решению Генеральной Ассамблеи ООН фонд был создан 11 декабря 1946 года в качестве чрезвычайной организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны. В 1953 году фонд из временного превратился в постоянный, расширив круг деятельности до защиты детей во всем мире.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [1] стала первым и самым главным международно-правовым документом общеобязательного характера для государств-участников, содержащим широкий, всеобъемлющий спектр прав детей. Заложив основу, она стала опорной точкой для развития правовых институтов по защите прав детей, началом улучшения положения детей во всем мире.

Читайте также:  Таблица развития ребенка рост и вес с года до 2 лет

В большинстве стран таким институтом стал Уполномоченный по правам ребенка, впервые появившийся в Норвегии в 1981 году. После принятия 10 мая 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Плана действий под названием «Мир, пригодный для жизни детей» [2], каждое государство, где была ратифицирована эта Конвенция, было обязано создавать на национальном, региональном уровне службы Уполномоченных по правам ребенка.

Еще одним, не менее важным шагом, стало появление трех наиболее крупных международных объединений уполномоченных по правам ребенка: Европейская сеть детских омбудсменов (ENOC), в Южной Америке и Юго-Восточной Азии [7, c. 104].

Таким образом, появление и развитие института Уполномоченного по правам ребенка стало важнейшим моментом в истории охраны прав и интересов детей. Впервые появился независимый орган, получивший мировое признание, наделенный правом выступать от имени ребенка и одновременно сосредоточивающий свою деятельность исключительно на защите интересов всех детей.

Источник

В июне отмечается ряд праздников, приуроченных защите прав детей: Международный день защиты детей (01 июня), Международный день невинных детей-жертв агрессии (04 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). В дни празднования предлагаю вспомнить эволюцию института защиты прав ребенка как в России, так и за рубежом.

При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации

Историко-правовой анализ возникновения и развития защиты прав ребенка имеет важное как теоретическое, так и практическое значение, проявляющееся как в семейном праве, так и в смежных отраслях права. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось, на положение которых стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право.

В источниках права Древней Руси первое упоминание о правах ребенка содержится в Русской Правде, разграничившей «детей господина» и «рабьих» детей. По Русской правде, незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в составе семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как «способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника».

Следующий этап становления института прав ребенка приходится на период образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.), зафиксирован в Судебниках 1497 и 1550 гг., Стоглаве 1551г.,  Домострое (XVI в.).

Во времена Петра I статус внебрачного ребенка предопределялся статусом матери, но отец должен был принимать участие в обеспечении ребенка[1]. За внебрачными детьми закреплялись не все права, которые предусматривались за детьми, рожденными в браке, к примеру, закон их ограничивал в праве наследования после смерти отца.

Можно отметить уменьшение абсолютизма родительской власти в рассматриваемый период. Петр I снизил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. Петр I Указом от 20 января 1714 г. закрепил контроль на заключение брака в отношении тех лиц, «которые ни в науку, ни в службу не годятся, жениться и замуж идтить не допускать». При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.

Право ребенка на опеку, которая была известна еще со времен Древней Руси, признавалось и в XVIII в. при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет — опека, с 14 до 21 — попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и, в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка. При Екатерине II функционировала  система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации — воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей.

Следующим рубежным ‏этапом ‏вполне ‏обоснованно ‏можно назвать‏ создание‏ ювенальной ‏ юстиции в ‏Российской ‏империи, т.е. специальных судов ‏по ‏делам ‏несовершеннолетних. Далее можно выделить советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства.

Читайте также:  Речевое развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне  женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался  01 июня в 1950 году.

На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года и пр. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы СК РФ,  ГК РФ, ТК РФ.

Итак, на современном этапе основными гарантиями прав детей являются право на семью, образование, охрану здоровья и ряд других.

Список источников:

  1. Владимирский -Буданов М. Ф.Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
  2. Домосторой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.
  3. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 160с.
  4. Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними. Ревель. 1892.
  5. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т.1. СПб., 1851.  
  6. Нечаева А.М. Охрана прав детей в России (историко-правовой аспект). М., 2001.
  7. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е. Ю. Ляпина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 231с.
  8. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2011. — 96 с.
  9. Трошкина О. Н. Социально-правовая защита несовершеннолетних в России / Журнал Модернизация образования, 2012 г. №1.

[1] Семейное право: Учебник под ред. П.В. Крашенинникова.

Источник

Библиографическое описание:


Поклонцев, К. В. Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации / К. В. Поклонцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54591/ (дата обращения: 19.02.2021).



Институт омбудсменов впервые появился в начале девятнадцатого века в шведском законодательстве, и значительное время оставался специфичным для Швеции. Распространение данного института началось после окончания Второй мировой войны — появился он и в России.

Омбудсмен в российском энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» определяется как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль над соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уполномоченный по правам человека — это юридический институт, государственный орган, осуществляющий правозащитную деятельность, в целях соблюдения прав и свобод гражданина.

Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка» в Российской федерации был введен институт Уполномоченного по правам ребенка [3].

Цели и задачи уполномоченного по правам ребенка в указе не определены, таким образом они идентичны назначению уполномоченного по правам человека, среди них:

  1. восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановлении прав.
  2. посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  3. правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — по праву считается одним из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Основой института послужила Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г, статьи 45 и 103 принятой Конституции РФ. Так, Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года, именно с ним связано начало деятельности омбудсмена в нашей стране [2].

Читайте также:  Центры развития ребенка советский район

Уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации является особым государственным органом, который осуществляет деятельность по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних.

Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних — их деятельность дополняют работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа данных органов, в тоже время, локализирована должностными инструкциями, процедурами. Деятельность же уполномоченного этим не ограничена, при осуществлении своих полномочий он независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены по сравнению с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

Так, они вправе:

  1. Рассматривать обращения, которые связаны с нарушением прав детей;
  2. Обращаться в уполномоченные органы за помощью в рамках защиты прав несовершеннолетних;
  3. Принимать участие в разработке законов, связанной с защитой детства;
  4. Посещать такие учреждения как следственные изоляторы и органы исполняющие наказания, в которых содержаться несовершеннолетние;
  5. Получать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи [1].

Стоит отметить, что полномочия уполномоченного по правам ребенка не прописаны в Конституции Российской Федерации, данный орган существует на основе указа Президента РФ, таким образом, возможности омбудсмена ограничены его правовым статусом. Так, основным видом деятельности уполномоченного становится подача запросов в соответствующие органы в целях защиты прав несовершеннолетних [4].

Несомненно, институт уполномоченного по правам ребенка, нуждается в своем дальнейшем развитии:

Во-первых, сам институт появился в 2009 году, и осуществляет свою деятельность на основе опыта уполномоченного по права человека, также нового для нашей страны государственного органа.

Во-вторых, для эффективного осуществления своей работы любой государственный орган нуждается в обновлении основанного на анализе опыта своей правоприменительной деятельности.

Например, существует мнение о возможности наделения Уполномоченных по правам ребенка в субъектах правами медиаторов. При разводе между супругами часто возникают споры, которые могут затронуть права несовершеннолетних. Судебный орган, рассматривающий гражданское дело о расторжении брака, не всегда может разрешить спор исходя из приоритета защиты прав ребенка. Таким образом, институт Уполномоченных, в таких случаях должен стать гарантом приоритета защиты прав несовершеннолетних, путем осуществления деятельности по досудебному урегулированию споров между родителями, путем предоставления консультаций для родителей по разрешению спора, составления юридического заключения по указанным вопросам.

Также, следует укрепить статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в аппарат которого должны войти квалифицированные юристы, специалисты, имеющие опыт в работе с несовершеннолетними, потому что в настоящее время возможности Уполномоченного в данном плане ограничены.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является особым элементом в механизме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, его становление и развитие — важный этап в эволюции демократических основ нашей страны. В системе существующих государственных органов должность омбудсмена дополняет способы по защите прав несовершеннолетних. Отсутствие специализированного федерального закона касательного детского уполномоченного, несомненно, вносит свои поправки — так, его конституционно-правовой статус до конца не определен. Закрепление статуса омбудсмена по защите прав несовершеннолетних станет новой ступенью в его непосредственной деятельности.

Литература:

  1. Акульшина С. Е. Институт уполномоченных по правам человека как один из способов внесудебной защиты прав ребенка // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. -2010 — № 28- с.17–19.
  2. Институт уполномоченного // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации https://ombudsmanrf.org/ombudsman/content/history (дата обращения: 01.12.2018)
  3. Правовая информация // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка https://deti.gov.ru/documents/prinfo (дат обращения 01.12.2018)
  4. Шамрин М. Ю. Совершенствование законодательства о статусе уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. -№ 3 с.12–15.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ребенок, свобода человека, государственный орган, уполномоченный, институт уполномоченного, орган, правовой статус.

Источник