Развитие индивидуального опыта ребенка
областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Родниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Выступление на Методическом объединении по
методической теме: «Особенности формирования жизненного опыта
у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом»
Подготовила: Фролова Т.В.
2013г.
Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.
Проблема приобретения индивидом жизненного опыта неоднократно поднималась в отечественной и зарубежной литературе. Анализ различных наук о человеке, изучающих роль и значение жизненного опыта в сознании и поведении людей, приводит к выводу, что последний представляет собой сложный феномен. Понятие «жизненный опыт» по-разному трактуется учеными и педагогами — практиками.
Жизненный опыт — это самобытный, неповторимый синтез всевозможных умений, навыков, знаний и оценок, впечатлений, чувств и других состояний, осуществляемый в ходе человеческой жизни и направленный на решение ее проблем (П.В. Корнеев).
К.Д. Ушинский полагал жизненный опыт главной чертой человеческого организма: «Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать, тогда, как в то же самое время, самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать, и за незнание чего они часто расплачиваются дорогой ценою».
Главнейшим навыком, даваемым ребенку школой, СТ. Шацкий считал умение работать и применять свои знания к осуществлению простых жизненных задач — заботиться о своем здоровье, физически и умственно работать, составлять план своей работы и проверять его на деле. «Главное знание — понимать те основные цели, которые ставит себе современная жизнь, и ориентироваться в тех средствах, которыми она хочет достигнуть этих целей».
Очевидно, что на первый план в качестве основных для педагога выдвигаются такие формы и методы профессиональной работы с детьми, которые обеспечивают формирование практической стороны жизнедеятельности воспитанников в контексте современной культуры. Жизненный опыт рождается как социально — психологическое новообразование личности и становится результатом взаимодействия человека с окружающей действительностью, а его слагаемыми являются практические знания, умения и привычки действовать определенным образом.
Главная задача коррекционной школы-интерната – формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
С целью целенаправленного и эффективного обогащения жизненного опыта школьников в учебно-воспитательном процессе целесообразно придерживаться следующих принципов:
- личностный подход в обучении и воспитании;
- единство обучения и воспитания;
- связь с жизнью;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- учет и опора на жизненный опыт учащихся;
- культуросообразность
С целью реализации на практике содержания процесса обогащения жизненного опыта школьников можно использовать различные формы работы.
Большую часть времени в интернате занимает внеурочная работа. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на уроках, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: соблюдение режима дня, утренний и вечерний туалет, уборка спален, класса, столовой, питание в школьной столовой. Воспитателю необходимо придерживаться требований к соблюдению учащимися правил поведения, санитарно-гигиенических требований. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети не забывали выученные правила и приобретенные умения и постоянно пользовались ими.
Поддержание порядка в помещении, работа по благоустройству территории формируют бережное отношение к общественному имуществу. Прививая бережливость, нужно учить школьников замечать, не расходуется ли лишняя энергия, вода, сколько остается пищи после обеда и т.п.
В процессе обогащения жизненного опыта школьников особое значение приобретают методы обучения. Среди них выделяются словесные методы (рассказ, беседа познавательная, этическая), наглядные методы (иллюстрации, рисунки, схемы), познавательные методы (элементарный и каузальный анализ, синтез, сравнение, повторение), практические методы (письменные упражнения, творческие задания). Среди методов воспитания наиболее важными и действенными являются методы убеждения (объяснение, разъяснение, совет, поощрения и т.д.), методы примера и упражнения.
Воспитательные занятия должны иметь четкую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни учащихся. Необходимо помогать детям в выполнении задания не по принуждению, а по собственному желанию, с интересом, удовольствием.
Особое место отводится домашним заданиям. В процессе их выполнения школьники имеют возможность вновь обратиться к ранее пройденному на занятии материалу и вновь переосмыслить и проанализировать свой жизненный опыт.
Большое значение в расширении жизненного опыта воспитанников имеют занятия дополнительного образования (создание кружков, секций, клубов по интересам). Здесь имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей, возможность самоутверждения. В таких коллективах ребенок будет заниматься любимым делом, проявлять свою индивидуальность, удовлетворять личные стремления к определённой деятельности. Общение ребёнка с педагогом носит характер содружества, сотрудничества и сотворчества: доброе напутствие, помощь в деятельности, поощрение к дальнейшим действиям. В таких условиях ребёнок испытывает удовольствие от своей деятельности и её результата, потому что он делает то, что нравится ему, а не только то, что предлагает педагог. Свобода выбора способствует появлению чувства независимости и уверенности в себе, что так необходимо детям с особенностями в развитии. Личностно-ориентированный и личностно-деятельный подходы в работе с детьми, создание «ситуации успеха» для каждого воспитанника – всё это способствует раскрепощению и, следовательно, даёт возможность педагогам увидеть ребёнка таким, каков он есть в действительности, а уже исходя из этого – направлять его деятельность в нужное русло.
Ведущим средством осмысления детьми своего жизненного опыта, его коррекции и расширения является использование игровых ситуаций и ролевых игр. Игра готовит ребенка к будущему, закладывает основы его будущего поведения. Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам — это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания.
В зависимости от сюжета и содержания игры можно классифицировать:
а) бытовые игры (быт семьи, школы);
б) игры на тему труда;
в) игры с общественной тематикой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт детей в процессе школьного образования значительно расширяется и корректируется, наполняется новым содержанием. В результате специально организованного обучения и воспитания школьники приобретают, накапливают, переосмысливают, совершенствуют свой жизненный опыт. Все содержание образования способствует выстраиванию жизненного опыта учащихся и оснащению их опытом жизни на высоком уровне.
Источник
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня к начальному образованию предъявляется целый комплекс требований, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка.
В связи с этим значительно усложнились задачи учителя начальных классов. Сегодня педагогу нужно научить школьников думать и размышлять, опираясь на собственный учебный и жизненный опыт; осуществлять самостоятельный выбор в процессе учебной деятельности, сформировать умения действовать в разных ситуациях, творчески решать учебные задачи. Но часто, педагоги требуют от детей безусловного следования указаниям взрослого, не учитывают индивидуальный опыт учащихся в процессе изучения учебных дисциплин. Все это ведет к обострению противоречий между положительным отношением младшего школьника к учебной деятельности и недостаточной осознанностью личностного смысла учения, между готовностью осуществлять выбор своей деятельности и ограничением этого права в школьной действительности. Необходимо искать новые подходы в учебно-познавательной деятельности к проблеме осознания личностного смысла учения.
Найти и реализовать эти новые подходы позволяет обучение детей по учебно-методическому комплекту «Школа 2100», в котором заложена технология работы с индивидуальным опытом младшего школьника как условием развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Объект исследования – индивидуальный опыт младших школьников в ситуациях учебно-познавательной деятельности. Предмет исследования – процесс развития индивидуального опыта младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников. Гипотеза исследования может быть представлена следующим образом.
Процесс развития индивидуального опыта младшего школьника в учебно-познавательной деятельности зависит от организации его взаимодействия с учителем. Развитие индивидуального опыта ученика в образовательном процессе может быть успешным, тогда, когда учитель изучит и применит технологию работы с индивидуальным опытом при обучении УМК «Школа 2100».
Задачи исследования.
1. Проанализировать подходы к проблеме развития индивидуального опыта ребенка, выявить с педагогических позиций сущность понятия «индивидуальный опыт».
2. Разработать систему работы по развитию индивидуального опыта младших школьников на основе применения данной технологии в ситуациях организации индивидуальной, парной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности и проверить ее эффективность.
Анализируя литературу (Ю.К Бабанский, А.С. Белкин, М.Н. Скаткин, В.А. Онищук, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова), я поняла, что в традиционной педагогике индивидуальный опыт осмыслялся, во-первых, как «достояние» ученика, приобретенное им в различных жизненных ситуациях, во-вторых, как опыт усвоенных школьником в обучении знаний, умений и навыков, в-третьих, обращение к индивидуальному опыту было связано с исследованиями познавательных мотивов и потребностей ученика. Таким образом, анализ определения исследуемого опыта позволяет мне заключить , что индивидуальный опыт ученика – это внутриличностное образование, содержащее личностно значимые смыслы, возникшие в результате их «переживания» в процессе включенности в реальные ситуации, образование, способное актуализироваться в обучении как определенный потенциал познавательных и личностных возможностей развития учащегося.
Обучение по технологии личностно – ориентированного обучения строится на всех этапах процесса овладения знаниями (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение). В своей системе работы с применением технологии развития индивидуального опыта младших школьников я опиралась на следующие основные дидактические положения концепции личностно – ориентированного обучения:
· учебный материал (характер его предъявления) способствует тому, чтобы выявить содержание индивидуального опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
· изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
· в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний;
· деятельность ученика (индивидуальный опыт в действии) организуется педагогом как творческий процесс, как процесс создания «чего-то нового», в котором ребенок реализует свои способности и возможности и получает опыт расширенного самосознания, самоощущения и самореализации.
Моя система работы включает в себя следующие методы и приемы, обеспечивающие развитие и обогащение индивидуального опыта младших школьников:
1. Обучение в условиях учебного диалога.
Наша интеллектуальная жизнь всегда социально обусловлена и неизбежно протекает в процессе диалога (внешнего или внутреннего). Таким образом, можно сказать, что в диалоге, построенном на партнерских отношениях, каждый ребенок чувствует «востребованность» с его индивидуальным опытом и может творчески самоутвердиться в процессе воспроизведения своего опыта. Например. Использую для беседы элементы дискуссии произведения Н. Носова, В. Драгунского, А. П. Чехова, А. Линдгрен. Так по рассказу А.П. Чехова «Белолобый» предложила тему для дискуссии «Трудно ли быть маленьким?» По сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», интерес, на мой взгляд, представляет незаконченную формулировку темы. Например, «Обман – это……», (по рассказу Н.Носова «Фантазеры) .Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя?
2. Использование на уроках проблемного метода обучения.
Это создание проблемных ситуаций под руководством учителя и стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего развивается познавательный интерес детей, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие творческих способностей. Например. 2 класс изучение темы «Разнообразие растений».
— А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?- А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст? Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.
3. Применение игровых методов обучения.
Используя игру на уроке, стараюсь реализовать через детскую деятельность основные функции игры:
коммуникативную (развитие опыта общения), функцию самореализации (обогащение опытом самостоятельной творческой деятельности), игротерапевтическую функцию (снятие страха, преодоление стеснительности), диагностическую. Например. Игра «Скажи на ушко» Этот прием способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания. Вместе с вымышленными героями Мишей и Машей при изучении некоторых тем по окружающему миру, мы можем побывать и под водой, и на вертолете, и на цветочной поляне.
4. Проектное обучение.
Проектное обучение в начальной школе является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей мере сам процесс. Основы, на которых строится метод проектов:
личностная ориентация на ребенка;
обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, ролевая игра, эвристическое обучение, дискуссия и др.;
обучение на собственном (индивидуальном) опыте и опыте других в конкретном деле.
Например. Проект «Дом в котором мы живем», дети придумывают оформление классной комнаты, чтобы в ней нравилось учиться, при оформлении уголка, предложили поместить в уголок материалы, которые помогают детям узнать о жизни класса, получить какую- то информацию . В этом году создали уголок в виде сказочного домика на курьих ножках. Проект «Портфолио выходного дня», собирали материал, семейные традиции и классные традиции, придумывали игры, совместные мероприятия с родителями. Проводим выходные дни интересно (ходим на природу, где присутствуют игры, песни, шутки), ходим рыбачить на речку, посещаем музеи, поездки в город, ходим на лыжах в лес и т.д.)
Мы видим, что данный метод создает большие возможности для обогащения и развития индивидуального опыта младшего школьника.
5. Прием стартовой актуализации индивидуального опыта учащихся.
Задача учителя – выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся прежде, чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.
Технология использования данного приема может быть связана с несколькими формами организации деятельности учащихся:
А) прямая постановка вопроса: «Что мы знаем о нашей стране и о своей деревне», «Что умеет компьютер», «Что вокруг нас может быть опасным…».
Б) ты смог бы поделиться опытом «Как ухаживать за кошкой и собакой?», Как зимой помочь птицам?…»
В) кто хочет попробовать решить задачу выражением. Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач; составить текст по вопросам, по прилагательным, по картинке, по задуманному плану…
Г) опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают свои знания о чем-то с последующим анализом учителя степени их осведомленности в области учебной дисциплины. Например. Учимся делать научное сообщение.(помогают знания на уроках Окружающего мира). Работа с картиной Левитана «Тихая обитель».
6. Прием опережающей проекции нового знания.
Важна инструментовка этого приема: «В следующий раз я расскажу вам о том, как вращается Земля вокруг своей оси, или, как предупредить простудные заболевания, а вы вспомните, что слышали об этом, откуда знаете, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки – образовательную проекцию на новое знание органично наложить на индивидуальный опыт учащихся. В ожидании нового опыта познания у детей формируется готовность к соединению имеющегося запаса знаний и умений с будущей темо
7. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.
Задача учителя при этом – актуализировать творческий потенциал ребенка, его потребность в самореализации. При этом каждый ученик обязательно будет опираться на свой жизненный (индивидуальный) опыт. Например: «Я предлагаю начало текста, а ваша задача – дополнить текст».
1. Дети пошли в лес………………… Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой. (Дети пошли в лес. Они шли по узкой тропинке. По бокам тропинки росли цветы. Дети собирали красивые букетики, но вдруг впереди они увидели волка. Ребята очень испугались. Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой).
Зима наступила неожиданно……………..Зима всегда необычна. «Зимой всегда так красиво», — сказала мама. ( Зима наступила неожиданно. Через месяц мы пошли в лес. Там было очень красиво. Елочки будто надели пушистые шапки. Стройные сосны как будто протягивали нам покрытые инеем, ажурные лапки. Я восхищался чудной красотой! «Зимой всегда так красиво», — сказала мама)
8. Прием жизненного одухотворения объектов живой и неживой природы.
Например, даю учащимся такие темы сочинений: Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне», сочинение — описание на тему «О чем мне рассказала старая фотография»; устраиваю беседы на природе, например, «О чем думает травинка», предлагаю сочинить сказку о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате). Такие задания помогают учащимся понять глубинный смысл образовательных связей, процессов.
9. Конструирование индивидуального опыта через практическую деятельность.
Дети наблюдают, дотрагиваются, держат предмет в руках, ощущают аромат.Например.
— Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух.
— Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.
— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (ответы детей). А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.
— Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?
Ребята делятся своими ощущениями. Ученики в процессе такой деятельности приобретают опыт наблюдения, осмысления объекта, вычленения из наблюдений главного, опыт транслирования своего впечатления, своего «Я» для других.
10. Прием жизненных аналогий в образовательных проекциях.
Например: «Представьте картину из своей жизни, связанную со словом «уважение», расскажите об этом. Обсуждение реальных ситуаций. Например, ситуаций, связанных с проявлением жадности, лицемерия.
В итоге мы получаем:
· Внешний результат — его можно увидеть, осмыслить, применить на практике (презентации, плакаты, рефераты, книги, памятки и др.).
· Внутренний результат — опыт деятельности, который соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
· Увеличилось количество и качество проведенных мероприятий. Традиционным стало проведение предметной недели русского языка, Знатоки природы, игра Что? Где? Когда? и др.
· Увеличилось количество учащихся участвующих в дистанционных конкурсах, олимпиадах, районных конкурсах,
Одной из направлений современной школы является школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков , развитие одаренности. Одним из требований к результатам освоение основ образовательной программы является личностные качества
Ø готовность и способность к саморазвитию
Ø мотивация к обучению и познанию
Ø ценностно — смысловые установки
Ø социальные компетенции, личностные качества.
стабильности в мире уже не будет, поэтому нужно быть готовым к любым неожиданностям, моя главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников- верные союзники, не только для учеников, но и для меня как учителя.
Вывод
Требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.
Ø Сегодня педагогу нужно научить учащихся учиться; решать стандартные жизненные ситуации; ориентироваться в мире ценностей: решать нестандартные задачи.
Ø Значимые востребованные личностные качества
1. Творчество
2. Инициативность
3. Креативность
4. Коммуникативность
5. Гибкость мышления
6. Адаптивность
7. Умение поиска информации и активной работы с ней
8. Личная ответственность
9. Способность к смене позиций и видов деятельности
Ø Что должен уметь современный педагог
1. педагог должен уметь связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
2. оценивать учебные и внеучебные достижения учащихся;
3. оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников;
4. видеть пробелы не только в знаниях, но и их готовности к жизни;
5. успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность
6. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектных методов
7. ставить цели и оценивать степень их досмтиженич совместно с учащимися
8. в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»
9. понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха
10. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников
11. проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям, к их самостоятельным пробам и ошибкам
12. часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим
Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 820 | Нарушение авторских прав | Мы поможем в написании ваших работ!
| Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник