Развитие имитации у ребенка
Одной из главных проблем у аутичного ребёнка является имитация. Это способность повторять действия, движения, звуки, копировать поведение взрослых и т.д. Нарушение в способности имитировать является одной из ключевых причин отставания ребёнка в психическом развитии.
Для меня лично, имитация это основа, с помощью которой у ребёнка должно идти развитие. Нет имитации, нет развития. По другому у Вас врятли получится хоть чему-то научить его, если он не может осознанно имитировать Ваши действиях, движения и т.д.
Рисунок из нашей книжки
Поэтому способность к имитации — это первоочередная задача, которая должна стоять перед родителями. Необходимо научить ребёнка повторять за Вами и это можете расценивать как задачу номер один.
Ещё хотелось бы заострить внимание на том, что имитация бывает двух видов: осознанная и неосознанная. Большинство аутичных детей прекрасно имитируют, но именно не осознанно: они копируют Ваши слова и даже интонацию, могут повторять какие-то действия. Поэтому способность подражать у аутичных детей есть, но вот повторить что-то по просьбе, они не могут.
Например: ребёнок ходит, занимается чем-либо и говорит слово «мама», а вот если родитель подойдёт к нему и попросит: «Скажи мама», ребенок будет молчать и не среагирует на просьбу.
Таким образом, врождённая способность к имитации не может сформироваться сама в важный навык, который необходим в дальнейшей социализации ребёнка. Поэтому ребёнку необходимо помочь освоить имитацию.
Как научить ребёнка имитировать?
Рисунок из нашей книжки
Самое главное и самое первое что необходимо сделать- это наладить с ним контакт, ребёнок должен Вас видеть. Если ребёнок даже не смотрит на Вас и при разговоре с Вами, он занят своим делом, то учиться имитации, что-то повторять за Вами он не станет.
Дальше необходимо выбрать цель, которую Вы перед собой поставите. Цель- это определенный ряд движений, которым Вы хотите его научить. Но при этом, движения выбираются лёгкие, согласно физическому развитию ребёнка Например, у ребёнка присутствуют проблемы с крупной моторикой, значит не стоит выбирать движение постоять на одной ноге или ещё что-то сложное.
Дальше, из списка движений, который Вы составили, выбираем три самых простых и в эти три движения лучше всего включить то, что ребёнок делает сам, но не повторяет за Вами.
Например, у меня ребенок прыгал. Наши первые три упражнения на имитацию были: постучать по столу ладошками, попрыгать, поднять руки вверх. Всё! Пока хватит.
Дальше учимся давать команды. Команда должна быть максимально короткой и понятной. Лучше всего как мне кажется подходят команды такого плана:
«Сделай так», «Повтори»
Избегаем длинных команд и команд, которые содержат в себе ещё и словесную подсказку:
«Похлопай, потопай, попрыгай»
Не забываем создавать для ребёнка «ситуацию успеха», помогаем, подсказываем, если нужно даём ему полную физическую подсказку и поощряем его за успехи и хвалим на словах.
При каждом верном действии даём поощрение и закрепляем правильный результат.
И после того, как первые три движения ребенок усваивает, переходим к следующим из Вашего списка.
И ещё одно важное правило: критерием освоения имитации будет являться не то, что ребёнок освоил повторять за Вами те движения, которые Вы запланировали, а его умение повторять движение, которое будет для него новым! Это очень важно понимать. С помощью Ваших упражнений, мы пытаемся развить его способность повторять осознанно и спонтанно.
Навык имитация очень важен для дальнейшего развития Вашего ребенка, не игнорируйте его, приложите к его освоению максимум усилий и результат не заставит себя ждать.
P.S: также, лично нам, с имитацией помог ещё один метод, я применяла его самым первым, о нём я рассказываю в статье: Аутизм: Денверская модель раннего вмешательства. Чем она нам помогла?
————
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник
Особые переводы
Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра.
Переводчик: Татьяна Хомская
Редактор: Надежда Белоглазова
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: https://specialtranslations.ru/need-help/
Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.
Мы с моим сыном Эриком выполняем упражнения на имитацию. Обычно занимаемся сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.
Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.
В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.
Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.
Имитация с предметами.
Видео демонстрирует, как Эрик (3 с небольшим года) имитирует строительство башни из конструктора Лего. В данном случае он повторяет последовательность цветов, которые также называет. Уровень имитации с предметами более продвинутый.
Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.
Несколько общих примеров для имитации:
- Скатать шарик из пластилина
- Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)
- Нажимать на пищащую игрушку
- Катать машинку
- Изображать полет игрушечного самолетика
- Катать мяч по столу или по земле
- Бросать мяч назад
- Причесываться
- Умывать лицо с помощью губки
- Чистить зубы
- Положить 3 предмета в коробку
- Помещать маленький предмет внутрь большого
- Надевать кольца на вертикальную палочку
- Ударять крышками от кастрюль друг об друга
- Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
- Делать змейку из пластилина
- Сморкаться в платок
- Притворяться спящим
- Кормить куклу с ложечки
- Укладывать куклу спать
- Надевать шляпу
- Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
- Открывать книгу
- Переворачивать страницы книги
- Открывать / закрывать дверь
- Включать/ выключать свет
- Помешивать ложкой в чашке сахар
- Пить из чашки
- Есть ложечкой (йогурт, например)
- Открывать / закрывать крышку бутылки
- Наливать воду из бутылки в стакан
- Катать коляску или тележку (можно с куклой)
- Возить за веревочку музыкальную игрушку
- Залезать в ящик и вылезать из него
- Залезать под стол
- Мять бумагу
- Рвать бумагу
- Прочее
Имитация с использованием крупной моторики
Это видео показывает несколько упражнений на имитацию. Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: “Сделай так же».
Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.
Хитрость: Выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.
- Давать обе руки
- Давать обе ступни
- Поднимать руки
- Поднимать руки в стороны
- Трогать живот
- Мотать головой
- Махать рукой на прощание
- Потирать руки
- Хлопать руками над головой
- Сжимать кулаки
- Показывать пальцем
- Кивать головой
- Скрещивать руки на груди
- Обниматься
- Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
- Чесать голову
- Прикрывать рот руками
- Наклонять голову вперед
- Вставать / садиться
- Приседать на корточки
- Ползать
- Идти на пятках
- Ходить на цыпочках, и т.д.
Имитация сложных движений
Видео (сентябрь 2007) показывает, как мы тренируем с Эриком упражнения на праксию (движения, осуществляемые с определенной конечной целью). Очень помогало использование зеркала.
По причине гипотонуса мышц Эрик продолжал пускать слюни даже в возрасте 3-х лет. В то время он почти не говорил, а те слова, которые произносил, коверкал так, что их было трудно понять. Чтобы его артикуляция стала более четкой, необходимо было укреплять мышцы лица вокруг рта. Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:
- Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”
- Браться пальцами за кончик языка
- Высовывать язык
- Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)
- Клацать зубами
- Смеяться
- Фыркать, как лошадь (BRRRR)
- Плотно сжимать губы
- Надувать щеки
- Изображать поцелуй (с шумом)
- Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)
- Касаться верхних зубов языком
- Прикусывать зубами нижнюю губу
- Двигать языком влево/ вправо
- Двигать языком по кругу
- Брать ртом с руки, например, кусочки печенья
- Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогло Эрику научиться пить через соломинку)
- Пить через соломинку
- Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге
Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть в свистульки и гудеть и т.д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык.
Нам также очень помогало сидеть рядом и смотреться в зеркало.
Автор: Анабель Корнаго
16.12.2011
В предыдущей статье «Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра – Части I», мы увидели серию упражнений, которые подойдут для начала работы над имитацией. Убедившись, что ребенок начинает делать успехи, мы начинаем усложнять задания. Однако всегда хорошо начинать с упражнений, которые у ребенка уже получаются, чтобы «разогреть» его перед тем, как вводить новые задания. Если у ребенка не получается выполнять инструкции самостоятельно, мы начинаем ему помогать.
Видео показывает, как Эрик повторяет перекрестные упражнения, а именно, соединяет правую часть тела с левой. Было достаточно сложно справляться с этими заданиями, но многократные повторения, а также большое количество пищевых и различных развлекательных поощрений привели нас к новым успехам. Справившись с упражнениями, которые были предложены ему позже, Эрик открыл для себя понятия «левая» и «правая», а вместе с этим к нему пришло осознание частей своего тела, улучшился контроль над ними.
Точное повторение и введение в латеральность.
С этими упражнениями ребенок станет лучше ощущать части своего тела и познакомится с понятием латеральности: что у нас есть правая и левая части тела.
- Поднять левую руку
- Поднять две руки
- Поднять правую руку
- Делать указательный жест правой рукой
- Прощаться правой рукой
- Прощаться левой рукой
- Положить две руки на живот
- Положить правую руку на живот
- Положить левую руку на живот
- Протягивать обе руки сразу
- Протягивать каждую руку по отдельности
- Топнуть правой ногой
- Топнуть левой ногой
- Топнуть дважды правой ногой
- Топнуть дважды левой ногой
- Топнуть по одному разу каждой ногой
- Топнуть по два раза каждой ногой
- Дотронуться большим пальцем до подбородка
- Соединять обе руки вместе
Серии из двух упражнений. Мы соединяем крупную моторику и имитацию с предметами
- Аплодировать и ставить кулак на стол
- Пить из чашки и класть ладонь на стол
- Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле
- Закрыть глаза и поднять руки
- Прыгнуть и покружиться.
- И так далее.
Серия трех упражнений. Мы комбинируем мелкую моторику, крупную моторику и имитацию с предметами.
- Аплодировать, стукнуть по столу кулаком и потрогать нос
- Топнуть ногой, поднимать руки, положить ладони на живот
- Приложить телефон к уху, пить из чашки, стукнуть по столу кулаком
- Махать на прощание, нарисовать линию в бумаге, положить руку в рот
- Надевать шляпу, зажигать свет, закрывать дверь
- И так далее.
Перекрестные упражнения
- Дотронуться до левого плеча правой рукой.
- Дотронуться до правого плеча левой рукой.
- Дотронуться до левого колена правой рукой.
- Дотронуться до правого колена левой рукой.
- Дотронуться до правого уха левой рукой.
- Дотронуться до левого уха правой рукой.
Имитация действий, представленных на фотографиях.
Нужно приготовить фотографии, на которых изображены действия, которые ребенок должен повторить. Мы сделали много фотографий, в которых знакомые Эрику люди, изображают действие, которое он должен повторить. Нужно поместить фотографию на уровне глаз, показать ее ребенку и дать инструкцию: “Эрик, сделай так же”.
- Поднимать руки (фотография кого-то с поднятыми руками)
- Аплодировать
- Дотронуться до носа
- Потрогать обеими руками живот
- Положить руки на голову
- Причесаться
- Поднять ногу
- Позвонить по телефону
- И также все упражнения, что мы практиковали ранее на крупную моторику, имитацию мимики лица и имитацию с предметами.
Имитация по образцу
Также очень важно работать над имитацией по образцу. А именно, ты строишь что-то и ребенок должен это повторить. Мы используем Lego, рельсы для поезда Briobahn и пластмассовую мозаику, которую закрепляем в панели с отверстиями (Ministeck). Я рекомендую вам заранее готовить материал для работы, и располагать так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. Имитация должна быть точной по количеству предметов и их расположению; в простых моделях, вы можете даже давать ребенку задание повторить последовательность цветов.
Данный ролик (октябрь 2007) показывает, как Эрик имитирует постройку по образцу из конструктора Lego. Кроме работы над имитацией, мы пробуем усиливать визуальный контакт. Поэтому я показываю Эрику каждый кубик Lego на уровне своих глаз. В конце концов, я также спрашиваю его: “Тебе нужен этот предмет?”, — и он должен ответить: «Да».
Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago
Следующим этапом работы стала имитация по образцам, изображенным на фото. Поэтому каждый раз, когда вы считаете упражнение законченным, сделайте фото получившейся конструкции и, основываясь на этих фото, вы сможете подготовить следующие задания.
Мы можем работать, например, повторяя постройки из Лего. Для этого нужно иметь две платформы для Лего: для себя и ребенка. Также подготовьте определенное количество деталей: одну кучку — для себя, и другую — для ребенка. Когда ребенок повторил вашу постройку, вы комментируете его действия четкими и понятными фразами: «Хорошо, это башня из 5 кубиков Лего», «Отлично, получился туннель» и т.д.
По этой схеме вы можете имитировать строительство башен, мостов, домов, машин, животных, и т.д.
Мы также используем мозаику Ministeck и рельсы Briobahn, чтобы имитировать различные модели, как показано на фотографиях.
Фото: © Все права принадлежат Anabel Cornago
Ниже мы показываем Эрику фотографии с образцами, которые он должен повторить по инструкции «Сделай так же». Тут много разнообразных вариантов. Это как игра, которая улучшает концентрацию и внимание, очень нравится детям и тем самым стимулирует их продолжать постройки.
Другие примеры:
Источник: https://specialtranslations.ru/la-imitacion-como-base-del-aprendizaje-en-los-trastornos-del-espectro-del-autismo/
Источник
Марина Сычева
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Задачи развития коммуникативных навыковявляются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения.
Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность, обыгрывает сюжет (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.
В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять его по собственной инициативе. Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.
Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения.
В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями, воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы. В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова, становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.
Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Кроме того, создание речевойсреды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.
Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы. Они эффективны потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его, а делают его более насыщенным речевой работой – физической, мускульной, интеллектуальной и эмоциональной.
Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.
Но метод имитации осуществляется различными приемами.Такими как:
1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов, действий, изображений и др. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.
2). Наблюдение за реальными предметами. Например, в пальчиковых играх, таких как «Ладушки», дети наблюдают за руками взрослого, одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.
3). Игры. Во время игр с предметами, дети производят различные манипуляции с ними, наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними. При этом воспитатель задает вопросы. К ним относятся игры с кубиками («Стулья», «Дорожка», «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч!», «Лови мяч!», «Перебрось мяч!», «Попади в корзину!», «Мяч с горки!» и др.). В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.
Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр. Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, копирует и действия и речь. В ходе копирования повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают,например: шаловливого котенка, удивленную маму, кипящий чайник. Кроме того, сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала. Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры.
В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их между игрушками. Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.
Подвижные игры, игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками, песенками, заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.
У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений, наблюдается непонимание речи взрослых. Взрослым нужно прилагать больше усилий, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, развитие подражательной речевой деятельности, расширение объема понимания речи. Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще, развития моторики и координации. Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.
Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого.Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ!», «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.
Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у], [ы],[ж] и др. в таких играх как «Самолеты», «Пароходы», «Машины», повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ, ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые).
ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений, движения в ритме музыки.Используются такие игры как: «Потанцуй со мной!», «Повторяй за мной!» и др.
Источник