Развитие игры у слепого ребенка

Развитие игры у слепого ребенка thumbnail

Специализированный дом ребенка № 19

для детей с органическим поражением центральной нервной системы

и нарушением психики города Москвы.

ДОКЛАД.

Иполнитель: воспитатель

  Кобцева Елена Анатольевна.

Значение игры для развития слепого ребенка.

Игра является главной частью в жизни ребенка, как зрячего, так и слепого. С ее помощью

он знакомится с окружающим миром. Игра помогает малышу ознакомиться со многими

свойствами и качествами окружающих его предметов. Во время игры ребенок избавляется

от страхов, боязни и внутренних проблем.

В игровой роли малыш подражает не только действия, но и чувствам, отношениям.

Играя, он учится переживать, сочувствовать у ребенка закрепляются формы поведения

и отношения к близким ему людям.

Все это происходит в том случае, если игры малыша находятся под наблюдением

взрослого, так как он сам не знает, во что и как он должен играть. Взрослый помогает

ребенку в игре, но больше всего глаза самого ребенка. Слепому ребенку отказано в этих

возможностях. Его игры носят «характер слуховых игр». Без чуткой поддержки взрослого

он не сможет научиться различным формам игр.

Ребенку может понадобиться помощь для того, чтобы привыкнуть к звукам, которые

его окружают. У него должна быть возможность испробовать широкую гамму шумов,

важно, чтобы ребенок привык к каждому звуку, и каждый звук часто повторялся. Так

ребенок научится понимать их значение и происхождение. Для слепого ребенка важно ,чтобы он научился соотносить звуки ,которые он слышит, с реальными вещами. Для этого ему надо объяснять шумы и звуки, издаваемые рядом.

Хорошо начать с того, чтобы ребенок слушал голос взрослого. Голос должен

раздаваться, то слева от него, то справа. Ребенок научится локализовать источник звука (голоса), он научится узнавать, откуда звучит голос. Так мы начинаем вводить ребенка в мир игр.

Звучание голоса используется не только для развития слуха, но и для того, чтобы ребенок

подражал взрослому в интонации. Играя, с ребенком следите за своей речью. Ровный ,спокойный,

доброжелательный тон вселяет в ребенка уверенность в том, что его любят, понимают,

хотят с ним играть. Когда ребенок научился следовать голосу взрослого, то мы можем

познакомить его с другими звуками – шуршание, писк резиновой игрушки и т.д.

После того, как ребенок воспринял звук, нужно дать ему подержать предмет в руках.

Игры с ребенком стали разнообразней, он учиться выполнять с предметом различные действия.

Малыш учится брать предмет в руки, ощупывать, подносить ко рту, ронять, искать, ударять,

поднимать и многое другое. Во время игры у ребенка развивается ловкость рук. Обращение

с предметом приводит к познанию их форм и свойств, а также к пониманию их цели. Ни один

предмет не объясняется сам собой, постоянно его следует описывать и демонстрировать

его назначение.

В играх « исследованиях» с предметами  участвуют также все органы чувств ребенка.

У ребенка развиваются навыки, и это отражается в игровых ситуациях. Его действия становятся более целенаправленными и творческими. Ребенку ,необходимы специальные  

игры для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть

один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки, делая это сначала его руками. При этом

движения должны быть мягкими, прикосновение к  рукам ребенка не сильными. Если ребенок вырывает  руки, занятия надо отложить до следующего раза. Игры- занятия должны быть

непродолжительными, в зависимости от желания ребенка. Обучая ребенка строить башенку

из двух кубиков, надо показать ему, как выполнять это действие: левой рукой держать кубик,  

а правой ставить на него второй. Действия сначала выполняются руками ребенка, затем его руки только направляют.

Для развития движения рук, мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве

 способствует игра с корзинкой. Ребенка учат класть в нее по одному не небольшие предметы

и игрушки. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо корзинки можно использовать небольшое детское металлическое

ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действия.

 Игры по ориентировке в пространстве хорошо проводить с мячом.  Лучше, если мяч будет озвучен.

 Ребенку дают небольшой мяч ( диаметром около 15 см) и учат бросать мяч. Когда

ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить к нему мяч.

Игры –занятия для слепых детей.

От рождения до 3 месяцев Звучащие игрушки.

Познакомьте слепого ребенка со звуками, производимыми различными игрушками. Делайте это совместно. Помогите ребенку трясти погремушку, жать пищалку, звонить в колокольчик. Называйте игрушку и говорите, какой звук она производит.

Перемещение источника звука.

Вначале потрясите погремушкой или маленьким колокольчиком перед лицом ребенка, потом,

не прекращая звучания, двигайте игрушкой из стороны в сторону. Это научит

слепого ребенка следить за звуком.

ТАНЦЫ   Включите живую, веселую музыку, качайте ребенка и танцуйте под нее, держа ребенка на руках.

Пальчиковая игра.  Когда ребенок лежит на спине, дайте ему захватить ваши пальцы

Затем мягко потяните их, так ребенок почувствует некоторое  сопротивление.

Через несколько секунд уберите руки, а затем предложите их снова для повторения

тех же действий.

Подбрасывание в воздух  Поднимайте ребенка вверх то выше, то ниже. Когда вы

поднимаете ребенка вверх, говорите, что вы делаете. Например: «полетели вверх!»

или «Вверх, вверх, вверх!». Потом медлен опускайте ребенка вниз и говорите:

«Вниз, вниз, вниз!».

Определение направления звука   Потрясите колокольчиком над головой ребенка и

и спросите: «Где колокольчик? Ты можешь найти колокольчик?». Звоните и спрашивайте

снова и снова – столько раз, сколько это необходимо. Может пройти неделя, а может быть,

Читайте также:  Развитие ребенка по монтессори как это

и месяц, пока ребенок повернет голову или прикоснется к источнику звука.

От 3 до 6 месяцев Ощупывание  Возьмите лоскутки ткани различной фактуры – шелк, велюр, букле, приготовьте шерстяной шарфик, резиновые игрушки вату. Играя с ребенком

давайте ему различные предметы и характеризуйте их поверхность: «Это твердое и

бугристое. А это мягкое». Используйте  различные ткани как для массажа всего тела, так

и для восприятия их  ладонями.

Подражание  Держите слепого ребенка так, чтобы его лицо было рядом с вашим. Произносите звуки, произнесения которых вы хотите добиться от ребенка,  например:

«ла –ла-ла» или «да-да-да». Дайте ему время на повторение. Если он пока не готов

К подражанию речи, повторите все снова через некоторое время.

Вдыхание запахов  Соберите различные предметы с разнообразными запахом. Предлагайте

их один за другим, говорите о запахе, а ребенок пусть нюхает. Можно дать слепому ребенку

понюхать различные пряности: ванилин, лимон, корица. В ванной  давайте нюхать такие пахнущие вещества как мыло, крем, шампунь.

Потешки, стишки и песенки  Они нравятся малышам, особенно, когда их используют

с движениями. Они соединяют в себе слова, ритмы, мелодию и физическую стимуляцию.

Ребенок сидит у взрослого на коленях лицом к нему. Во время произнесения потешки

взрослый подкидывает ребенка на коленях.

Скачет пони,

Скачет пони,

Скачет вниз с горы,

Будь внимательнее, пони,

И не упади (подкинуть сильнее)

Во время следующей потешки дотрагивайтесь до тех частей лица ,которые вы называете.

Ротик наш умеет кушать,

Нос дышать,

А ушки слушать,

Глазоньки моргать, моргать,

Ну , рученьки играть.

Произнося следующую  потешку, легко прикасайтесь к ребенку пальцем на короткое время.

Чтобы он почувствовал наличие и отсутствия прикосновения.

«Вот улей, вот пчела (прикоснуться пальцем). Улетела на поля (убрать палец). Скоро прилетит опять, ляжет в улей отдыхать» ( прикоснуться снова).

Игры с песенками и потешками будут  любимы слепым ребенком долгое время.

От 6 месяцев до 1 года.

Наполняйте и высыпайте   Наполните какую-либо емкость некоторым количеством

предметов: кубиками, шариками и т.д. Сядьте с малышом на пол и разбросайте эти

предметы в пределах досягаемости. Поднимите один предмет и бросьте его и банку.

Скажите ребенку: «Кубик в банке. Слышишь, как он упал? Теперь твоя очередь бросить

кубик». Положите свою руку поверх руки ребенка и помогите ему совершить действие совместно с ним. Когда все предметы окажутся в банке, помогите слепому ребенку

вынуть их и начать все сначала.

Катание мяча  Сядьте на пол лицом к ребенку на расстоянии 30-60 см от него. Дайте ребенку потрогать мяч и скажите: «Вот мячик. Я хочу покатить его к тебе. Вот он прикатился к тебе. Держи мяч».

 Попросите другого взрослого поучаствовать в игре, сев позади малыша, помочь ему ловить мяч и катить его обратно.

Для малыша движение это тоже игра. Игра для ребенка является необходимостью, она

Стимулирует физическое развитие ребенка и доставляет ему радость.

                                   ЛИТЕРАТУРА

 Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С., Морозова Т., Пакеринг К. Ранние отношения и

развитие ребенка. – СПб.:  Питер, 2009.

Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 1998.

Морозова Т., Довбня С. Шаг навстречу. Программа раннего вмешательства в домах

ребенка. Издательство «Генезис», 2010.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Чёрный Ключ муниципального района

Клявлинский Самарской области

Доклад

по физической культуре:

«ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ»

(в соответствии с ФГОС)

Учителя физической культуры

Белова Евгения Петровича

2019

Пояснительная записка

Дети с проблемами нарушения зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Существует множество различных исследований, в которых используются устаревшие технологии в обучении. Изучив множество технологий эта тема нас обеспокоила т.к отсутствует интерес у детей к учебному занятию. Поэтому мы составили свою технологию, которая поможет разнообразить их досуг, рационально построить учебные занятия, ограничить зрительные нагрузки, применить корригирующие и тифлотехнические средства, а также провести специальные подвижные игры.

!Нарушение зрения — это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные — обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные — последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга.

!Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрения. Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки слепых детей в окружающей действительности является усиленная ориентировочная реакция на звуки. Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует обязательного применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия.

!Слабовидящие дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка.

!Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей.

С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет.

Читайте также:  Эпикриз из истории развития ребенка

Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.

!Выбирая инвентарь для игры, проводящий должен:

!для слепых — использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);

!для детей с остаточным зрением и слабовидящих — следует подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (советуем, использовать красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

!Рекомендуем использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, но и точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра.

!Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения).

Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями.

!Для слабовидящих ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полосками яркой ткани.

С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

Проводящий, тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие.

!Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

!Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако мы предлагаем такие варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы.

!Например, если игра ведется парами, то их следует составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабовидящий; мама — незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.

В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим.

!Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину.

!Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Проводящий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром.

!Игры с бегом

«Золотая рыбка»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 5—20.

инвентарь: два браслета или другие звучащие предметы.

Инструкция. Игровую площадку следует обозначить осязательными ориентирами. Назначается водящий — «рыбак» (он надевает на руку браслет). «Рыбак» начинает ловить «рыб». Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить «рыб» уже вдвоем. Если «рыбакам» удается догнать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы она оказалась в неводе, «рыбка» считается пойманной. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний пойманный игрок — «золотая рыбка».

Методические указания

  • Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

  • «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

  • «Рыбки», спасаясь от «рыбаков», могут обегать «невод» или подлезать под руки «рыбаков».

  • Разорвавший «невод» считается пойманным.

  • Наиболее сильные игроки стоят в неводе крайними (с браслетом на руке), более слабых игроков следует ставить в середине невода.

  • Игра характеризуется большой интенсивностью, поэтому непродолжительна.

«Догони колокольчик»Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.Инвентарь: колокольчик.Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак па голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратиио!».

Читайте также:  Средства социального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте

Методические указания:

  • Пары следует комплектовать так: незрячий — ребенок с остатком зрения; зрячий — незрячий.

  • Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

  • Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

  • Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

!Игры на развитие сенсорных систем «На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков — 5—10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8—10 небольших предметов разной формы.

Инструкция. В темный мешок из ткани складывается 8—10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20—30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

  • Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

  • Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

«Лучший нос»Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.^ Методические указания. Игру можно повторять 2—3 раза. !Игры-эстафеты «Секретное донесение»^ Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 20.

Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.Инструкция. Играют две команды по 10 человек. Пять игроков встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные пять участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным донесением».

По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через «тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Вариант: игра может проводиться в два тура. Сначала обручи дерэ/сат незрячие, а задание выполняют игроки с остаточным зрением, затем они меняются ролями. Зачет результатов раздельный.

Методические указания

  • Незрячие игроки вначале ориентируются по обручам, затем помощники ведущего подают звуковой сигнал, сопровождая незрячего до стойки и обратно.

  • Замыкающим колонны нужно ставить ребенка с остаточным зрением.

«Знатоки спорта»Цель: развитие быстроты движений и мышления, проверка теоретических знаний о спорте.

В игре участвует две-три команды, по б—8 человек в каждой.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2—3 метров одна от другой. В 10—15 метрах от стартовой линии расставляются табуретки, на каждую из которых кладется листок с вопросами на спортивную тематику (количество вопросов соответствует количеству игроков в команде). По сигналу первые игроки с карандашами в руках (это эстафетные палочки) подбегают к табуретке, записывают ответ на первый вопрос, бегут обратно к команде и передают эстафету (карандаш) вторым номерам. Вторые отвечают на следующий вопрос и так далее. Команда, закончившая эстафету первой, получает 1 очко; команда, закончившая второй, — 2 очка и т.д. Окончательные места определяются после проверки правильности ответов. За неправильный ответ команда получает 1 штрафное очко. Выигрывает та команда, которая набирает наименьшее количество очков.Методические указания

  • Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить коротко, одним-двумя словами.

  • Незрячих игроков следует распределить по командам равномерно.

  • Незрячим игрокам нужно подавать звуковой сигнал.

  • Вопрос незрячему читает помощник ведущего, получает устный ответ и записывает его в соответствующую строку.

! Игра с мячом «ГОЛБОЛ»

Я бы хотел остановится на этой игре Голбол т.к он был первым создан в 1946 году с целью помочь реабилитации ветеранов Второй мировой войны – а именно инвалидов по зрению.

Цель игры – закатить мяч за линию ворот защищающейся команды, в то время как она пытается помешать.

Инструкция: В игре принимают участие две команды по три игрока. Каждая команда может иметь максимум три запасных игрока. Игра происходит в спортивном зале, на полу которого нанесена разметка в виде прямоугольной площадки, разделенная на две половины центральной линией. В обоих концах площадки находятся ворота. Игра осуществляется озвученным мячом (внутри находится колокольчик).

Голбол как средство комплексной реабилитации может использоваться как на уроках адаптивной физической культуры, так и в системе дополнительного образования инвалидов.

!При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.

!Таким образом: Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Практика показала, что если для здоровых людей физическая активность является обычной потребностью в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению занятия адаптивной физической культурой жизненно необходимы, потому что являются естественным и практическим методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитации.

Источник