Развитие и воспитание ребенка в коллективе
Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.
Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:
- Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
- Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
- Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.
Значение коллектива в воспитательном процессе
Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.
Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.
Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.
Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.
Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.
Воспитательные задачи педагога
Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.
Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.
Самоутверждение и коллективная деятельность
Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.
Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:
- демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
- эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
- вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.
Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.
Формирование взрослых моделей общения и деятельности
Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.
Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.
Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.
Осознание себя самостоятельным индивидуумом
Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.
Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.
Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:
- изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
- помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
- организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
- перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
- содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
- поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.
Заключение
Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.
Источник
04 Декабря 2019
Рассматривается формы воспитания, ведущая идея школьного воспитания,ученический коллектив и коллектив и личность
Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях питания: первая указывает на то, что имеет, а вторая в каком виде выражается. Содержание и форма неразрывно связаны между собой. При изменении содержания, меняется содержание формы. Главная роль Принадлежит содержанию.
Содержание воспитательного процесса, включают в себя качества и свойства всесторонне развитой личности — духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые и социальные.
Педагогика включает в себя несколько форм организации воспитательного процесса. Первым критерием для анализа форм воспитания — это количество.
Формы воспитания в свою очередь делятся на:
- Индивидуальные
- Микрогрупповые
- Групповые (коллективные)
- Массовые
Число воспитанников колеблется от 5-7 до 25-40, а при массовой форме, верхний предел числа не ограничен.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации.
При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается.
Сравнение эффективности различных форм, заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако из-за высокой стоимости, Индивидуальная и микрогрупповая форма, не так распространена.
Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых форм воспитания. Именно эта форма отличается достаточной эффективностью и относительно низкой стоимостью педагогических услуг.
Ведущая идея школьного воспитания
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения цели является коллектив. Одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежной стало утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности.
Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, а его формирование –главной задачей школы. Новые цели требовали теоретического осмысления и разрешения проблем. Этим занялись А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и другие видные педагоги.
За многие десятилетия наша школа почти не сдвинулась с места в формировании нового человеческого тип. Осмыслив прошлое, стало понятно, что попытки переделать индивидуальную природу человека были прямолинейны и упрощены. Отсюда вывод : нельзя культивировать только коллективизм и ущемлять развитие индивидуальности.
Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлением о воспитании.
Ученический коллектив
В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».
Коллектив — любая организованная группа людей (коллектив предприятия)
Коллектив – это высокоорганизованная группа
С педагогической точки зрения коллектив – объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков.
Рассмотрим эти признаки:
- Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями. Она поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, законам государства и конституции.
- Общая совместная деятельность, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
- Отношения ответственной зависимости.
- Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (корпорации, ассоциации и т.д.)
Коллектив отличается и другими очень важными особенностями.
- Внутри коллективная атмосфера
- Психологический климат
- Отношение между членами коллектива
- Сплоченность
- Защищенность
- Причастность коллектива
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношения к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям.
Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса. Именно там образуется густая сеть межличностных отношений и связей.
Коллектив и личность
Личность должна безусловно подчиняться коллективу.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный и часто противоречивый. Самое главное, он глубоко индивидуален. Все члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, знаниями, внешностью, характером и другими качествами. Именно поэтому на каждого человека своя реакция коллектива. Кого-то принимают сразу, кого- то не принимают совсем.
Положение личности в обществе зависит от индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер суждений, ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может не соответствовать суждениям, ценностям и традициям сложившимся в коллективе.
Из этого можно сделать вывод: отношения между коллективом и личностью зависят е только от личных качеств определенной личности, но и от самого коллектива.
Каждый человек с определенной энергией стремится занять благоприятное место в коллективе, но удается это не всем. Есть ряд причин мешающие этому. В силу своих природных возможностей, не каждому удается добиться желаемого положения. Особенно трудно младшим школьникам. Это связано с тем, что у них не до конца развита самооценка, самооценка, умение правильно выбирать товарищей и находить то место в коллективе, которое бы соответствовало возможностям.
Научными исследованиями были выделены 3 наиболее распространенные модели взаимосвязи личности и коллектива.
- Личность подчиняется коллективу
- Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях
- Личность подчиняет себе коллектив
На схеме прекрасно видны последующее развитие событий.
Наиболее оптимальное на мой взгляд, это гармонизация отношений. Но комфортные условия своей жизни в коллективе считают менее 5 % школьников. Это показывает, что именно эти школьники наделены редкими природными коллективистскими качествами, и могут ужиться в любом коллективе.
Разумеется, что отношение личности и коллектива не зациклены именно на этих моделях. К анализу любого случая нужно подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.
Источник
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»
Контрольная работа
по предмету:
«Педагогика»
Тема: «Воспитание личности в коллективе»
студентка группы 144 з5
по специальности 050144 Дошкольное образование
Абрамова Мария Алексеевна
Проверила:
Ковкина.И.В.
г. Нижний Новгород 2014 г.
План контрольной работы
I. Введение
II. Основная часть
1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
2.Педагогическая сущность детского коллектива
3.Включенность личности в коллектив
III.Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………4
Основная часть
1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов………….…5
2.Педагогическая сущность детского коллектива………………………………….8
3.Включенность личности в коллектив……………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………14
Введение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Но диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено ярче в том случае, когда более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми, поэтому развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Основная часть
1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.
Весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции. Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива. А именно: организационное единство школьного коллектива, руководящая роль школьного коллектива, руководящая роль педагога, богатство отношений между учениками и педагогами, ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей, самодеятельность, творчество, инициатива, постоянное умножение духовных богатств, гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний, создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния, интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества, эмоциональное богатство коллективной жизни, дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.
2.Педагогическая сущность детского коллектива
Детский коллектив — явление педагогическое. Он создается по определенным педагогическим законам. Воспитатель управляет развитием детского коллектива и его жизнью, выстраивая в нем механизмы самоуправления. Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем). Неформальная структура коллектива — система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива. В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию. Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции общения (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.
Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в общей деятельности под руководством выборного органа коллектива. В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие социальные роли — это поручения. Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагогического коллектива.
Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспитанника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контакты его членов, поэтому он не может быть численно большим. В практике колонии и коммуны А. С. Макаренко первичным коллективом был отряд, который насчитывал не более 10-12 человек. Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принцип «кто с кем хочет», то есть желания воспитанников быть вместе и сотрудничать. Педагогическое руководство детским коллективом на каждом этапе имеет свои особенности.
Первый этап.
Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников, где уже возникли и действуют неформальные межличностные отношения. Здесь есть дружеские компании и враждующие «группировки», есть и обособленные интересы. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, потому что у них еще нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель сам ставит перед группой общественно значимые цели, добивается их принятия каждым из воспитанников, сам распределяет поручения, контролирует их выполнение, подводит итоги. Главные задачи воспитателя на первом этапе развития коллектива: сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга.
Второй этап.
На этом этапе у коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: начинает действовать орган самоуправления (актив) и возникают отношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие на этом этапе меняет свою форму, оно опосредуется. Начиная коллективную деятельность, воспитатель сначала «заражает» ею актив, делает активистов своими единомышленниками, помогает им выстроить весь проект дела, и теперь сами активисты, являясь участниками деятельности, распределяют поручения, подводят итоги, оценивают результаты. Важно, чтобы воспитатель постоянно общался с активистами как со своими единомышленниками. Воспитание актива предполагает строгое соблюдение принципа «единства уважения и требования». А. С. Макаренко. Таким образом, второй этап в развитии коллектива характеризуется, прежде всего, главным своим признаком: сложилось и действует эмоционально привлекательное для всех, активное, творческое, деловое общение воспитанников, зародилось своеобразное самосознание коллектива.
Третий этап.
Этот этап А. С. Макаренко называл «расцветом коллектива». Он характеризуется тем, что уже большинство его членов имеет активную позицию в коллективной общественной деятельности. Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, и воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. Но за воспитателем остается решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, на нем лежит и самое главное — ответственность за жизнь и здоровье детей.
Важно подчеркнуть, что на третьем этапе актив не «возвышается» над рядовыми членами коллектива — все уже достаточно активны, все имеют ответственности и подчинения. Более того, уже действует общественное мнение — особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. Начинают «работать» традиции коллективной жизни. Они отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Именно на третьем этапе развития коллектива раскрывает свои возможности «педагогика параллельного педагогического действия» (термин и концепция принадлежат А. С. Макаренко).
Рассматривая коллектив как средство воспитания, вовсе не следует видеть в нем инструмент авторитарного управления дисциплиной, порядком в детской среде, пресечения непослушания и подавления инакомыслия. На самом деле, воспитывающий коллектив — это педагогически организованное сообщество воспитанников, где каждая личность получает возможность для самореализации.
3.Включенность личности в коллектив
Ребенок в коллективной деятельности и общении выражает себя в двух ипостасях: как личность (социальный человек, осознающий свою позицию в обществе) и как индивидуальность (как уникальная и самобытная личность). Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.
В коллективной деятельности ребенок проявляет свои индивидуальные возможности интеллекта, воли, особенности характера, творческие способности. Его собственные усилия всегда индивидуальны, но совершаются они ради признания коллективом. Воспитателю необходимо создавать специальные педагогические условия, которые способствовали бы обогащению жизни коллектива индивидуальными проявлениями его членов. Практика педагогического взаимодействия позволяют сформулировать ряд принципов всестороннего развития личности в группе: принцип активности, принцип деятельности, принцип коллективности, принцип личностного подхода.
Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуруобщения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики.
Заключение
Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды. На протяжении дошкольного и школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
Список литературы
1. Макаренко А.С. . Воспитание гражданина. М.: Просвещение.1988. см. Воспитание в коллективе.
2. Сухомлинский. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981
3. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978
4. Иванов И.П. Воспитание коллективистов. М.,1982
5. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М.,1996
6. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995
Источник