Развитие и укрепление здоровья ребенка его физическом совершенствовании
Физические методы укрепления здоровья детей
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (в парк, к реке);
• физкультурные досуги;
• спортивные праздники.
К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Памятка для родителей по здоровому образу жизни
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;
– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);
– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;
– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;
– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;
– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:
– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;
– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;
– никогда не выносите сор из избы;
– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.
3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:
– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;
– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;
– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.
4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:
– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;
– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;
– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;
– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.
5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:
– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;
– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.
6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.
Список литературы
- Физическая культура в детском саду младшая группа. Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г
Источник
Укрепление здоровья дошкольников.
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?
По мнению врача-педиатра Е.О.Комаровского, «ни качеством, ни количеством
педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Забота о воспитании здорового ребенка является ежегодной задачей в работе нашего образовательного учреждения. Усилия работников МКДОУ постоянно направлены на оздоровление воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:
— организацию режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;
— организацию здорового сбалансированного питания;
— организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками,
физическое воспитание детей.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении.
Для обеспечения необходимой двигательной активности каждого ребенка в дошкольном учреждении, наиболее эффективными формами оздоровления являются:
• утренняя гимнастика
• организованная образовательная деятельность по физической культуре
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• оздоровительный бег на воздухе
• гимнастика после дневного сна
• физминутки и динамические паузы
• физкультурные праздники, досуги, развлечения
• дыхательная гимнастика и др.
Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Полное удовлетворение данной потребности особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. У малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и психического развития, и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.
Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
Движения являются существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, учебной, конструктивной и др.)
Активная и многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных навыков и умений, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.
В процессе оптимизации двигательной активности детей в дошкольном учреждении создаются такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.
Образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.
Но заставлять детей заниматься физическими упражнениями не надо, т.к. это, как правило, приводит к обратному результату. Зачастую постоянное использование структуры только традиционного физкультурного занятия ведет к снижению интереса детей. Нужно постараться заинтересовать ребенка. Именно поэтому, наряду с традиционными методиками развития детей в нашем учреждении используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников.
Использование различных вариантов оздоровительных занятий:
• игровых — построенных на подвижных играх,
• построенных на музыкально-ритмических движениях,
• сюжетно-игровых,
• занятий – тренировок,
способствует формированию интереса детей к двигательной активности.
Такой подход к организации физкультурных занятий у детей дошкольного возраста повышает интерес к утренней зарядке, физическим упражнениям, спорту, пробуждает потребность в укреплении собственного здоровья и способствует функциональному совершенствованию детского организма.
Обязательным элементом физического воспитания, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.
Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды.
Закаливание повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и др. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, приводят к усилению обмена веществ, повышают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывают благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.
При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, т.к. именно оно необходимо для его здоровья.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку радость. В качестве средств закаливания широко используют естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.
Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воздуха оказывает тройное воздействие: холодовое, химическое (аэроионы), механическое (массирующее). За счет того, что раздражаются кожные рецепторы, изменяются терморегулирующий режим организма и обмен веществ, все процессы в организме начинают протекать более гармонично.
Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, т.к. обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени. Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. Наиболее щадящей методикой закаливания являются обтирания, особенно полезные в детском и пожилом возрасте. В качестве закаливающих процедур могут быть использованы умывание, растирание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.
При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня.
Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весеннее-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должны быть облегченная одежда и светлый головной убор.
Традиционные методы закаливания:
воздушные ванны — улучшается состояние тарморегуляторного аппарата;
• обширное умывание, мытье рук прохладной водой по локоть — способствует улучшению лимфо — и кровообращения;
• хождение по солевым дорожкам – улучшает протекание нервных процессов;
• массаж ног – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения;
• дыхательная гимнастика – способствует укреплению дыхательного тракта;
• точечный массаж – под его действием организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
• солнечные ванны – под действием лучей в коже образуется меланин и начинает синтезироваться витамин Д, что препятствует развитию рахита.
Природа щедро одаривает нас своими благами – солнцем, водой, воздухом. Давайте же пользоваться этими бесценными дарами, которые способны закалить тело и душу, вдохнуть здоровье и помочь вырастить здоровых, крепких и умных детей!
Родители, помните что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, вы не только укрепляете собственное здоровье, но и развиваете своих детей, создаете крепкие дружественные отношения в семье, воспитываете в детях уважение и любовь к родителям.
Будьте здоровы!
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №75 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Консультация для родителей
Совершенствование
физического развития и
укрепление здоровья дошкольников
Практические и теоретические советы
Подготовила воспитатель
Орлова И.В.
Чебоксары
2014
Взаимодействие семьи и детского сада — необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ребенка и повышении его физической подготовленности, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники действуют согласованно.
Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.
Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», — гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима — днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что, прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто — либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.
Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.
Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.
Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды — нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.
Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.
Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания», — пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.
С чего же начинается физическое воспитание? Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие — либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья — это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.
Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую гигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
3. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работник детского сада.
4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания);
5. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия, полоскание горла минеральной водой, настоями трав).
Существуют разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
— Информация для родителей на стендах, в папках-передвижках
— Консультации
— Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре
— Инструктивно-методические занятия по профилактике нарушения осанки, деформации стопы и т.д.
Одно можно сказать с уверенностью — ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Источник