Развитие и общение мамы с ребенком

Развитие и общение мамы с ребенком thumbnail

Когда мы общаемся с малышом, говорим с ним, мы, конечно же, хотим, чтобы он скорее понимал и улавливал смысл сказанных слов. Но воспитание малыша общение с ним – это не только слова, это ещё и поступки взрослых, пример для подражания, который родители и окружающие дают маленькому человеку. Воспитание – это звук голоса, его полутона, ведь иногда пристыдить, а также похвалить человека можно одним взглядом или шепотом, и это прозвучит очень громогласно и ярко в его сознании, если он научился прислушиваться.

Как общаться, разговаривать с новорожденным малышом?

Самый первый способ общения родителей и ребёнка – через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Малыш ещё не понимает слов, не видит лица родных людей, но зато очень хорошо чувствует прикосновения на своей коже. Он может успокоиться, расслабиться, если прикосновения мамы будут нежными и ласковыми, или заплакать, если вдруг мама допустит грубоватое, торопливое прикосновение. Язык прикосновений очень понятен и доступен обоим – и маме, и малышу.

В первые месяцы жизни ребёнок всецело зависит от ухаживающих взрослых – его пеленают, переодевают, кормят, смазывают кремом, купают, делают массаж и гимнастику. Некоторые мамы не задумываются о важности

прикосновений для малыша

, и допускают резкие, быстрые движения, не стремясь лишний раз погладить ребёнка, «поговорить» с ним посредством своих прикосновений. Малыш, который всегда чувствует ласковые руки мамы, чувствует себя увереннее, он лучше развивается, спокойнее.

Именно не заласкать, не зацеловать, как делают другие мамы, впадая в крайность родительской гиперлюбви, а ласково прикасаться к малышу, давать ему понять, что мама всегда рядом, что она оберегает, поддерживает своего малыша, любит и заботится о нём. Когда малыш становится старше, приходится его иногда одёргивать, ставить на место, стараясь, чтобы он заметил, запомнил, что ему говорят взрослые. В арсенале многих родителей для этого существуют свои, «карающие» прикосновения к ребёнку – шлепки, подзатыльники, резкие толчки и встряски. Даже обычный процесс одевания на прогулку может доставлять малышу страдания, когда родители пытаются застегнуть на нем все бесконечные молнии и кнопки. Если движения их при этом резкие и грубые – малыш будет сопротивляться.

Психологи уже давно доказали, что дети, которые познали ласковые прикосновения родителей ещё в младенчестве, лучше понимают язык взглядов, жестов, у них не возникает проблем с поведением, на них не приходится кричать или, что ещё хуже, шлёпать. Как мама берёт малыша на руки? Нежно, плавно, заботясь о нём, чтобы не напугать, не потревожить? Или резко, как тряпичную куклу, быстро, порывисто? Именно это является первым языком для ребенка, первым общением малыша с родителями, и не придавать прикосновениям значения никак нельзя.

Тон и темп речи

Новорожденный ребёнок не понимает слов матери, но может заплакать, если мама скажет что-то грубо, громко, а также заулыбаться, успокоиться на слова, сказанные нежно и ласково. Громкий голос родителей, который малыш слышит постоянно, оказывает давление на ребёнка, показывает силу взрослых, их авторитарность, и малыш постепенно приобретает заниженную самооценку, становится пугливым, или, наоборот, капризным, непослушным. Воспитательные речи мамы и папы, даже самые правильные и нужные, сказанные громким голосом, не возымеют воздействия на ребёнка никогда, потому что, кроме повышенного тона, он не будет слышать больше ничего.

Если мама разговаривает с малышом с очень быстрым темпом речи, ребёнок начинает заметно нервничать, суетиться, его раздражает этот поток слов, он безуспешно пытается понять тон мамы, её настроение в этой речи, и не может уловить их. Монотонная речь также неинформативна для малыша, он с удовольствием будет слушать рассказы мамы, которые она передает ему спокойным голосом, но с эмоциональной окраской и различными тонами. Для ребёнка следует выработать специальную, весёлую, игровую интонацию речи, которая будет ободрять его, успокаивать, которая даст ему гораздо больше информации, чем окрик или унылая спокойная речь.

Взгляд мамы является ещё одним средством общения с малышом, который обязательно необходимо использовать с самых первых дней его жизни. Ребёнок вначале не будет различать лица мамы, но постепенно очертания её лица станут различимы, и он будет восторженно смотреть на выражение лица родного человека, ловить её взгляд. Малыш постарше всегда очень увлечён игрой, но ему очень важно, что за ним следит пара родных ему глаз. Перед первым шагом он смотрит на маму, чтобы удостовериться – помогает ли она ему, поддерживает ли его взглядом, и смело идёт вперёд, потому что хорошо чувствует силу маминого любящего взгляда.

С малышом как можно чаще необходимо делать контакт «глаза в глаза», пытаясь передать ему свою любовь, хорошие посылы, тепло и внимание, и ребёнок научиться понимать маму с полуслова, или даже без слов – по одному её взгляду. Дети очень хорошо чувствуют, если у мамы осуждающий, гневный, холодный взгляд, но теплый и нежный взгляд всегда приободрит их, снимет боль и обиду, придаст сил и уверенности в себе.

С малышом общаются не только посредством слов, но и с помощью взгляда, интонации голоса, прикосновения, и даже объятий. Известно, что любовь к ребёнку – это не только балование его, чрезмерный поток поцелуев и гиперопека, любовь к ребёнку – это постоянный контакт, общение с ним, поддержка и помощь во всех ситуациях. Малыша нужно хорошо чувствовать, на него нельзя давить, а общаться с ним «на равных», и тогда он вырастет очень сильной личностью, и никогда не будет иметь проблем в общении с другими людьми.

Читайте также:  Ребенок эвелины бледанс развитие

Источник

Светлана Степанова
Мастер-класс для родителей «Взаимоотношения мамы и ребёнка»

Мастер-класс старшего воспитателя Степановой Светланы Владимировны

«Взаимоотношения мамы и ребёнка».

Здравствуйте уважаемые родители- мамы!

Мы рады, что вы нашли время посетить наш мастер- класс, который мы назвали «Взаимоотношения мамы с ребёнком».

Цель нашего мастер — класса – как правильно выстраивать взаимоотношения мамы и ребёнка.

Ход мастер- класса.

Слово мама- особое слово. Это слово рождается с нами и сопровождает нас всю жизнь.

Все мы когда- то были детьми.Воспоминания о маме у всех нас разные: радостные, светлые, грустные, обидные. Вспомните эпизод о вашей маме.

Ведущий первым рассказывает о своих воспоминаниях и передаёт мяч по кругу участников.

Ведущий делает вывод о услышанном.

Учёные утверждают, что многие наши взрослые, личностные проблемы -это отголоски нашего детства.

Рождение ребёнка, первые слова, первые шаги, знакомство с окружающим миром, понятие добра и зла, хорошо и плохо- всё это мама. Многие задаются вопросом о том, почему один ребенок капризен, агрессивен, безжалостен к животным, а другой великодушен, тактичен, добр… Какими вырастут наши дети, какие воспоминания будут у наших детей, зависит от нас.

Каждая женщина должна быть для своего ребенка самой лучшей матерью.

Воспитание ребёнка в семье, взаимоотношения матери и ребёнка влияют на дальнейшее его развитие и становление личности.

Никто не рожден идеальным родителем или примерным ребенком, следует учиться выстраивать теплые и доверительные отношения в семье.

В повседневной суете, нам не стоит забывать о простых вещах.

Послушайте наши советы, которые помогут построить вам доверительные отношений с ребёнком.

1. Говорите ребенку «Я люблю тебя» как можно чаще.

2. Будите ребенка по утрам с улыбкой.

3. Обнимайте и целуйте ребёнка, просите ребенка обнять вас, когда вам тяжело.

4. Проведите чаще время со своим ребенком.

5. Спрашивайте у ребенка, что хорошего произошло за день.

6. Слушайте его, когда он хочет вам что-то рассказать. Отнеситесь к этому, как к самой важной беседе в вашей жизни.

7. Просите их о помощи, хвалите за старание, труд, помощь.

8. Говорите ребенку «спасибо», учите быть благодарным.

9. Научитесь прощать других сами и объясните своему малышу, что злость-это не решение проблем.

10. Спрашивайте мнение детей по разным вопросам, которые касаются семьи.

11. Признавайте свои ошибки. Это научит ребенка проще относиться к своим промахам. Он поймет, что не только он допускает ошибки.

12. Удивляйте детей. Не обязательно это должны быть подарки. Есть масса способов сделать сюрприз, не потратив на него и копейки.

13. Время от времени вместо сказки на ночь рассказывайте историю из своей жизни.

14. Подпевайте, когда поет ваш ребенок. Танцуйте вместе.

15. Делайте поделки вместе с ребенком. Рисуйте, лепите, клейте и творите.

16. Не забывайте извиниться, если вы были в чем-то неправы.

17. Позволяйте ребенку принимать решения. Это даст ему почувствовать себя важным и значимым.

18.Будьте легки на подъем: «Давай, пойдем на каток, а устроим пикник в парке».

19. Научите ребенка смеяться. Даже над самим собой. Объясните, что все делают ошибки, но не все могут посмеяться над этим, не все могут воспринимать свои промахи с чувством юмора.

20. Выполняйте ваши обещания.

21. Говорите ребенку о его отце только хорошее, поднимайте авторитет отца.

22. Храните каждую открытку или украшение, которое ребенок сделал для вас. Показывайте ему, как вы дорожите каждым таким подарком.

27. Способствуйте взрослению ребёнка, а не удерживать в детском состоянии.

О взаимоотношениях матери и ребёнка можно говорить много. Мы предлагаем прочитать замечательные книги, в которых можно подчерпнуть полезные советы.

Э. Фабер и А. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, что бы дети говорили». Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех и практически каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может «достучаться» до любимого чада. Эта книга — разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни!

Н. Соколова, «Под кровом всевышнего» очень и очень поучительная книга о трудной жизни священника, полностью себя отдавшего служению Богу и о жизни матушки, полностью посвятившей себя Церкви, детям, дому.

Очень противоречивая книга — Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым». В книге рассказывается об ошибках подхода к воспитанию детей в современном мире, об ограничении свободы малыша в угоду интересам и комфорту родителей.

Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Это теория и одновременно практика, с подробным руководством. Вполне возможно, этот труд не только поможет избежать многих проблем в общении с ребенком в далеком и недалеком будущем, но и подскажут какие-то решения коммуникативных проблем с родственниками, со старыми и новыми знакомыми.

Эти и другие книги указаны в подготовленной нами брошюре.

Советские педагоги — Василий Александрович Сухомлинский и Антон Семёнович Макаренко уделяли большое внимание воспитание детей в семье. Посмотрите, пожалуйста презентацию и познакомьтесь с их советами.

Читайте также:  Фрагмент развития у ребенка интереса к школе

Просмотр презентации.

Нам хочется сейчас обратиться к русским пословицам.

Язык пословиц богат художественными образами, сочен, разнообразен. Пословиц о матери придумано немало. Послушайте, пожалуйста, некоторые из них.

Куда мать, туда и дитя.

Мать всякому делу голова.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Родных много, а мать роднее всего

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Надеемся, что эти советы пригодятся вам и сделают ваши отношения с ребенком еще более крепкими и доверительными.

Ведущий предлагает участникам- мамам на символическом цветке ромашке написать обещания своим детям «Я буду…»

В конце ведущий раздаёт мама брошюры «Взаимоотношения мамы и ребёнка». В заключении ведущий благодарит всех присутствующих за участие.

Источник

Всех мам злят детские истерики. Все они устают и срываются на близких. И все тревожатся по пустякам. А Лариса Суркова живет в гармонии с собой и умеет найти общий язык с детьми, а их — на минуточку! — пятеро. Все дело в том, что Лариса — известный психолог, коуч, автор книг. Она знает, что скрывается за детскими истериками и капризами, можно ли сделать так, чтобы дети слушались, и какие хитрости помогают маме не сойти с ума от такого прекрасного, но такого изнуряющего явления, как материнство.

AdMe.ru попросил прославленного психолога и блогера поделиться с нами несколькими советами, которые будут полезны любой маме.

Совет № 1: Мама обязана отдыхать

Бесполезно рассказывать о любви к себе, отдыхе…. Потому что сами женщины первые кричат: невозможно. Возможно. Давайте рассмотрим варианты.

  • Отдых — это смена деятельности, он может быть непродолжительным. Меняйте в каждом дне мелочи. Один день гуляем с коляской налево, а другой — направо.
  • Движение — любое: немного приседаний, с ребенком сделать специальную зарядку, фитбол или йога.
  • Умейте остановить время. Давайте пробовать сейчас? Ваша задача — отложить телефон, закрыть глаза и представить, например, апельсин. Вы его чистите, сок течет, и вкус кисловатый! Это может занять 3–5 секунд, но позволяет перегрузиться в моменте.

Совет № 2: Почти всегда в капризах и истериках детей виноваты родители

Истерика — это мощный эмоциональный выпад, направленный на выход тех или иных переживаний. Она быстро проходит без внимательных глаз и попыток успокоить. Что еще важно: истерика — это разгрузка. 5–10 минут в возрасте 4–5 лет можно дать прокричаться, а более длительный плач может повлечь за собой проблемы.

Что делать?

  • Лучшая борьба — профилактика. Если день был богат на эмоции, искупайте ребенка, раньше положите спать. Если вы знаете, что истерика случается в торговом центре, прекратите ребенка туда водить.
  • Истерику раздувают зрители. Пусть с ребенком будет один, самый близкий человек. Ничего не говорите, будьте рядом. Через 2–3 минуты начинайте говорить тихо и твердо, стараясь переключить внимание.
  • Отвлекать сложно, но можно пытаться. Говорить можно то, что побуждает к действию: пойти, увидеть, сменить обстановку.
  • Одиночество. После 2 лет в знакомой обстановке можно оставить ребенка одного на количество минут, соответствующее возрасту ребенка: 2 года — 2 минуты.
  • Держите себя в руках. Помните: малышу тяжело, он растет, меняется, истерика вызвана тем, что маленький человек просто не умеет жить с потоком эмоций.

Почти всегда в детских истериках и капризах виноваты родители.Мы сначала все ребенку разрешаем, а потом вдруг начинаем его воспитывать. Один из факторов капризного поведения — несоответствие позиций мамы и папы. Это порождает внутреннюю тревожность в организме ребенка, он пытается установить комфортные правила жизни методом манипуляции — истерикой.

Совет № 3: Дошкольник просто не умеет делать что-то назло вам

«Он делает мне назло!», «Я не понимаю, чего он от меня хочет», «Ему просто нравится меня доставать!» — как часто можно услышать жалобы от родителей, особенно если ребенку 1–5 лет. Каковы могут быть причины?

  • В этом вопросе ваш ребенок — это ваше отражение. Вам грустно, страшно, нет денег, вы злитесь, поругались с супругом? Ребенок будет отзеркаливать вас, а значит… Верно! Раздражать вас еще больше! Прошу, анализ поведения ребенка в возрасте до 5 лет всегда начинайте с себя и своих эмоций. Ребенок лишь кричит вам: «Мамочка, я тебя понимаю, я тебя поддерживаю!» Только, конечно, мы такой поддержки не хотим.
  • Ребенок себя плохо чувствует физически. Дети сложно это описывают, даже те, кто умеет говорить. Они будут просто ныть и, как вам кажется, изводить вас. Попробуйте обнять, пожалеть, приласкать.
  • Хочет внимания. Когда «не до него» сегодня, завтра и через неделю, это все суммируется. И терпение ребенка кончается. Так уж придумано природой, что он центр Вселенной. И он не понимает и никогда не поймет, чем ваши дела важнее и нужнее.
  • Вы его научили так общаться. Если на ребенка повышают голос, он тоже научится так делать. Если вы всегда рады ему, то он будет рад вам. Все просто.

Если вы совсем не знаете, что делать и как справиться, сядьте рядом и помолчите… Знаете, это мой любимый метод. Не надо себя винить в этот момент или впадать в истерику. Просто молча подождите. Вы не виноваты, вы просто не понимаете, и это нормально, ведь вы и он — разные люди.

Совет № 4: Крик — это нормально

Ребенок должен иметь возможность наблюдать разные эмоции. Крик как высшая форма демонстрации злости нормален. Ненормально, когда злость — это хроническая эмоция. И вот тут надо уже разбираться и помогать себе. Очень важный момент: я не поощряю крик на детей! Я говорю о другом и очень важном:

  • Больно — плачьте.
  • Смешно — смейтесь.
  • Злитесь — кричите.

Но позволяйте это же делать ребенку. Без фраз «Это не больно, не ной», «Ничего смешного в этом нет», «Не ори! Подумаешь, я выкинула твою поделку!». Запрет проявлять эмоции себе и детям ведет лишь к подавлению чувств. Это вызывает психосоматические заболевания, апатичные и депрессивные состояния, а также гипертрофированные проявления чувств, когда долго подавляли, а в итоге ребенок начинает только кричать, и это его форма общения.

Совет № 5: Ребенок, как и любой человек, должен знать границы дозволенного

Представьте: вас выбросят на неизвестный остров и скажут: «Делай что хочешь». Но не сообщат местные законы. Можно и съеденным оказаться, если что. А ребенку — еще сложнее. Ведь он чистый лист.

Читайте также:  Методика развития речи у ребенка с алалией

Что важно при очерчивании рамок:

  • Они должны соответствовать возрасту. В 2 года длинный текст от вас — это подозрение, что мама хочет поговорить о чем-то, но непонятно, о чем.
  • Надо быть последовательным. Если вы идете в жару по парку и на призыв: «Ма-а-а-ам, хочу мороженое» — сразу сказали: «Нет», то уж стойте на своем. Иначе, когда в ответ вы заорете: «Да на тебе два, только замолчи», в сознании ребенка быстро щелкнет: «Надо запомнить, что истерика ведет к желаемому».
  • Ребенок заранее не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. И не надо давать подзатыльник ему за то, что он сказал о вашей подруге: «Ого, какая толстая!» Ведь он не знал, что так нельзя, он всему учится через набивание шишек.

Совет № 6: Правила должны касаться не только малыша, но и всей семьи

Каждый день ко мне поступают просьбы дать список, как перестать кричать и бить детей. Есть пункты базовые, для всех, а есть индивидуальные. Но в любом случае ключевое слово «мы».

  • Мы всегда извиняемся перед ребенком за наше ненадлежащее поведение. Так и он учится анализировать свои поступки, и мы начинаем реже грешить.
  • Говорим в семье о чувствах. Не только к ребенку или детям, а и друг к другу. Вы даже не представляете, что значат слова любви для ребенка любого возраста, как и осознание того, что родители любят друг друга.
  • На семейном совете выбираем стоп-слова. Это слова, которые может сказать каждый член семьи, если другого заносит.
  • Мы не ложимся спать в ссоре и обязательно создаем семейный ритуал перед сном: тремся носами, обнимаемся и так далее.
  • Что бы ни случилось в нашей жизни, мы идем с этим в семью. Вместе мы со всем справимся.

Совет № 7: Знание нескольких психологических приемов помогает легче переносить болезнь ребенка

От нашего состояния зависит очень многое. Вот мой алгоритм, если дети заболевают:

  • Я беру паузу на 3–5 минут и занимаюсь аутотренингом. Говорю себе, что это нестрашно.
  • Включаю «режим спокойного лица». Это очень важно для выздоровления ребенка.
  • Никаких плясок вокруг него: «Ой, дитятко, скушай это!», «Вот тебе конфетка и мультиков тьма». Так мы показываем, что болеть хорошо и выгодно.
  • Строим планы, что будет, когда выздоровеет: чем займемся, куда пойдем.
  • Смотрите на болезнь объективно. Не надо умирать вместе с ребенком из-за каждого насморка. Это важно для него. Мы взрослые, и мы обязаны быть сильными и решать свои проблемы ради детей.

Совет № 8. Не отягощайте жизнь сына или дочки своими страхами и тревогами

Чтобы не проецировать свои страхи и комплексы на ребенка, от них лучше всего избавиться. Когда люди готовятся к беременности, они проходят большое количество врачей, сдают анализы, но я считаю, что посещение психолога является ничуть не менее важным. Но, к сожалению, этого никто не делает.

  • Как только начинаете паниковать, берите бумагу и ручку и пишите: «Мои психи прямо сейчас ухудшают состояние моего ребенка». Как в школе, в работе над ошибками, пишите столько раз, сколько пишется. Пришла вера? Перестаем писать.

Совет № 9: Доверие между детьми и взрослыми важнее всего

Доверие — это не расхлябанность, не вседозволенность, не слабость со стороны родителей. Это понимание того, что, если вашему ребенку когда-то будет нужна помощь — он придет к вам.

Что убивает доверие?

  • Агрессия со стороны взрослых, необоснованные обвинения в адрес ребенка, особенно на основании слов чужих взрослых.
  • Обман со стороны родителей, особенно если вы «забираете» данное ранее обещание.
  • Отсутствие ответов на детские вопросы. Например: «Мама, почему ты грустишь?» и ответ: «Это неважно» или «Я не грущу». Можно сказать: «Милый, я просто немного устала на работе». Так вы показываете, что надо делиться всем происходящим.

Что же делать?

  • Начиная с самого раннего возраста здраво взвешивайте потребность в запрете. Это очень важно. Ну, скажем, почему совсем нельзя бегать по лужам, если на улице тепло и хочется? Побегайте вместе! И избегайте форм «Нельзя, и все» или «Нельзя, потому что я так сказал».
  • Помните об обязательном общении, не закрывайтесь от детей, говорите и задавайте вопросы. Объясняйте все, что можно пояснить.

Совет № 10: Есть несколько фраз, которые стоит говорить детям как можно чаще

Фразы, которые полезны в общении с детьми и точно пойдут вашим отношениям на пользу:

  • «Я тебя люблю». Чаще это слышат дети до 3 лет, и то при условии, что нет младших детей. А после 7 лет почти никогда эти слова в адрес детей не говорят. Важно, что эту фразу можно расширить, скажем: «Я люблю тебя, даже когда злюсь или огорчена».
  • «Я честна с тобой», «Я говорю тебе правду». Врать детей учим мы. «Не будет больно», а тут -бац! — и иголкой уколют для анализа. Ребенок воспринимает это как знак: врать нормально.
  • «Мне грустно/ радостно/ плохо/ хорошо/ больно…» Говорите о своих чувствах. Сначала мы приучаем ребенка к понятию «нормально», а потом не можем слова вытянуть и обижаемся, что он не говорит о своих чувствах и наши его не волнуют.
  • «Попробуй сам. А я, если будет необходимо, помогу». Не бегите впереди паровоза. Как хочется порой сказать: «Я сделаю лучше/ быстрее…» А как тогда учиться?

Совет № 11 : Любите своего ребенка, а не идеальное представление о нем

Любовь к детям. Прописные истины:

  • До 5 лет ребенок не имеет внутреннего ощущения времени, пространства и расстояния. Поэтому ваши опоздания, «Давай скорее», «Еще чуть-чуть» и «Совсем скоро» — это ваша проблема. Ребенок не понимает, чего вы от него хотите, и это вызывает панику, истерику и протест.
  • Если вы постоянно ищете способ, как эффективно наказать ребенка, начните с наказания себя! В 99 % случаев его поведение — ваша вина, значит, наказывать надо себя.
  • Помните: 80 % успеха ребенка, его развития и того, каким он вырастет, зависит от социума. Дети расцветают от внимания, понимания и, наоборот, чахнут от равнодушия к ним.
  • Каждому ребенку нужно время на самоопределение. Предупредите его о своих намерениях. Даже если ему год и вы просто хотите выйти на прогулку. Ему с этой мыслью надо свыкнуться, так как в этом возрасте у него могут быть свои «дела».
  • Любите своего ребенка, а не ваше идеальное представление о нем, и помните: это прежде всего человек!

Вы согласны с тем, что мама не просто должна, а обязана отдыхать на благо семьи? Вы готовы пожертвовать готовкой и уборкой ради своего хорошего настроения?

Источник