Развитие и образование ребенка дома
.jpg)
Будьте на шаг впереди
Семейное образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google.
Задача родителя хоумскулера — направлять природную любознательность ребёнка.
Необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.
Совет 1
Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами.
Проще всего изучить материал на тему или две вперёд ребёнка. Можно даже не по учебникам, а по научно-популярным книгам и фильмами.
Не надо становиться мультипредметником
Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Придётся вспоминать ненавистную со школы физику и жертвовать свободным временем?! Конечно, нет.
Родитель не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Ваша миссия — организовать и подогревать интерес к учёбе.
Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.
Совет 2
Присмотритесь к онлайн-школам. Там дают системные знания, и, в отличие от репетиторов, придерживаются единых образовательных стандартов. В Домашней школе «Фоксфорда» есть все предметы базовой школьной программы, уроки ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и других топовых вузов.
Приучайте детей к самостоятельности
Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть с ним на онлайн-уроках, показать, как писать конспекты, или иногда помогать с домашкой.
Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к 8 классу она должна приблизиться к 100%.
С седьмого-восьмого класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом, сдавать аттестации и организовывать своё домашнее обучение.
<<Форма с консультацией>>
Совет 3
Научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.
Не перегибайте с мотивацией
Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать что-то особенное — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам с помощью дидактики.
Совет 4
Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь только на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный) – это частая ошибка в организации семейного обучения. В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.
Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях. Подробнее о проблемах с учебной мотивацией читайте здесь.
Ориентируйтесь на качество
Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.
На начальных этапах организации домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не «получить пятёрку». В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры.
Совет 5
«Измеряйте» успешности семейного обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.
По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт хоумскулинга складывается удачно, вы всё делаете правильно.
Источник
Когда дочка перешла на семейное обучение, первое время у меня голова шла кругом от огромного количества всевозможной информации вокруг. Регистрация на различных обучающих платформах, выбор литературы, консультации с более опытными родителями, тайм-менеджмент. Я не знала, за что браться. Сейчас с высоты своего опыта, я предлагаю разделить подход к образовательному процессу на 6 этапов.
1. Постановка целей
Именно с этого я советую начинать организацию образовательного процесса. Необходимо выделить для себя главные цели обучения.
- Какие предметы более интересны ребёнку?
- На какие нужно обратить внимание в связи с ОГЭ и ЕГЭ?
- Что для вас в приоритете: сдать аттестации на «отлично» или заложить ребёнку необходимую базу знаний?
- Что даётся ребёнку сложнее: устные предметы или составление конспектов?
- Какой подход к обучению для вас ближе: чёткое следование школьной программе, анскулинг или творческий подход?
Ответив для себя на эти вопросы, можно даже тезисно выписать их в блокнот, вы придёте к тому, чего хотите достигнуть к концу учебного года. И двигаться дальше станет легче.
2. Разработка схемы обучения
Далее нужно выбрать стратегию или схему образовательного процесса.
Можно заниматься каждый день разными предметами, по аналогии со школой. Например, остаться в привычной системе и изучать от четырех до шести предметов в день, и в конце года сдавать все аттестации.
А можно выбрать обучение блоками. То есть какое-то определённое время заниматься исключительно одним предметом. Например, в сентябре изучать только математику, в октябре — биологию, в ноябре — литературу. И в конце каждого периода сдавать аттестацию по пройденному предмету.
Второй вариант несколько необычен, но именно он подошёл нам с дочкой идеально.
3. Выбор основной и дополнительной литературы
Это довольно длительный и трудоёмкий этап. Учебных пособий в настоящее время более, чем достаточно. Необходимо сначала определиться, для каких предметов вам нужна более основательная подготовка, а по каким достаточно одного учебника.
Несмотря на обилие современных средств, роль учебника в образовательном процессе сложно переоценить. Хороший учебник, на мой взгляд, чётко структурирован, имеет множество творческих заданий, содержит тесты для самопроверки. Он также включает в себя разные виды информации: текстовую, графическую, картографическую.
Дополнительную литературу можно приобрести по предметам, наиболее интересующим ребёнка, и сделать это при его непосредственном участии.
4. Поиск образовательной платформы
Здесь ваш выбор должен опираться на цели образовательного процесса.
- Нужны ли вам репетиторы по предметам или достаточно обучающих уроков и выступлений экспертов в различных областях знаний?
- Необходимы ли вашему ребёнку входные и промежуточные контрольные по предметам или вас больше интересует креативный подход?
Ответив на эти вопросы, необходимо изучить образовательные онлайн-ресурсы и справочно-информационные порталы, и выбрать наиболее подходящий. Также советую обратить внимание на онлайн-библиотеки, онлайн-журналы по различным предметам, а также обучающие уроки на YouTube.
10 бесплатных сайтов для онлайн-обучения.
5. Тайм-менеджмент и организация вне учебного времени
Здесь нужно ориентироваться исключительно на своего ребёнка. Может ли он рано вставать? Когда он наиболее активен, утром или во второй половине дня? Необходимо учесть его желания в первую очередь.
Без грамотного распределения времени на семейном обучении не обойтись. Очень полезно своими руками сделать красивое расписание. Например, если вы занимаетесь одним предметом в день, то распишите количество времени на чтение литературы, просмотр видео-урока, написание конспекта, решение тестов, творческое задание.
Но нужно помнить, что отдыхать тоже крайне важно. У ребёнка должно быть достаточно времени для прогулок на свежем воздухе и для занятий своими делами. Это помогает переключиться, настроиться на позитив и набраться сил.
6. Составление плана уроков
План я советую разработать под каждый предмет. Делать его лучше поурочно, отдельно прописав тему занятия, соответствующий параграф в учебнике, видео на интернет-портале, урок с репетитором, если нужно, письменный конспект, тесты, практические и творческие задания.
Делайте все вместе с ребенком. Вовлекайте его в процесс. И через некоторое время увидите, что ваша тотальная помощь уже не требуется, только небольшой контроль.
И призываю вас не забывать, что основная наша задача как родителей – это развитие мыслительных навыков ребёнка и интереса к обучению, а также психологической устойчивости к стрессам и меняющемуся миру, что особенно актуально в последнее время.
Автор: Елена Лачина
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Как учиться и сдавать предметы на семейном обучении
5 основных проблем у родителей ребёнка на СО. Как их решить
Принципы семейного обучения.
Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного обучения.
Источник
Формы домашнего образования
Недостатки нынешней системы образования вынуждают родителей искать альтернативные способы обучения для своих детей. В Российской Федерации ребёнку абсолютно законно можно получить образование дома, не посещая школу и другие учебные заведения. При этом виды обучения на дому бывают разные, они отличаются формой организации, юридической стороной и отношениями обучающегося со школой. Мы поговорим о дистанционном, семейной, а также надомном обучении.
Что такое надомное обучение
Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании».
Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
<<Форма с консультацией>>
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
- В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.
Что такое дистанционное обучение
Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Источник: freepik.com / @katemangostar
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
- Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
- Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы дистанционного обучения рассчитана на самостоятельную подготовку.
Семейное обучение
Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»
Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение на дому, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Источник: freepik.com
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Резюме
Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем. Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные кураторы, которые помогут ребёнку получить образование на дому.
Источник
Читайте рекомендации и задавайте вопросы автору во время трансляции спецпроекта «Развитие субъектности на семейном образовании» на ММСО, который в этом году проходит в режиме онлайн с 26 апреля по 8 мая. Подробнее на сайте ММСО.
1. Разбираемся в формах образования
Для начала разберемся, какие официальные формы получения общего образования возможны в нашей стране.
По Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» ребенок может получать образование:
- В образовательной организации по очной, очно-заочной и заочной форме;
- Вне образовательной организации — семейное образование (1-9 классы) и самообразование (10-11 классы).
В первом случае за процесс и результаты обучения отвечает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Очная форма — привычное посещение школы, заочная — ребенок учится по программе школы, сдает промежуточные аттестации и пишет контрольные, которые назначит школа, очно-заочное — это обучение и дома, и в школе.
Во втором случае родитель или сам ученик имеет возможность организовать обучение по своей собственной программе, которая, как им кажется, является более удобной и правильной, при этом ориентируясь на ФГОС, но не ограничиваясь, без копирования школьных методов и подходов к образованию. Обратите внимание! Дистанционное обучение не является формой получения образования. Это способ поддержки образовательного процесса.
Не стоит путать семейное образование с надомным обучением. Последнее осуществляется по медицинским показателям на дому и организуется школой по заявлению родителей на основании медицинских документов. Домашнее (надомное) обучение — это когда к ребенку приходит учитель домой, и учит его так, как в школе, без каких-то вариаций.
По закону именно родитель выбирает, какая форма обучения подходит его ребенку (или с 14 лет сам ребенок). Не директор школы, не социальная защита и не Управление образования. Исключение представляют только приемные дети, форма обучения которых должна быть согласована с опекой.
2. Определяем отношения со школой
В случае выбора семейного образования родитель не имеет отношения со школой. Он в своем лице является и заказчиком и исполнителем образовательных услуг. Для начала родитель обязан написать заявление о переходе на семейное образование в Управление образования по прописке и по месту жительства.
И уже дальше он может выбирать программы, в любой момент вступать и расторгать отношения с образовательными организациями, менять / миксовать / подключать специалистов. Он может устраивать круглогодичный учебный цикл (некоторым это очень удобно), может перепрыгивать через классы и т.д.
Минимальный возраст начала обучения — 6,5 лет. Если ребенку на 1 сентября меньше 6,5 лет, документы на присоединение к школе для аттестации не примут. Без присоединения к школе можно приступать к обучению хоть с 3-х лет, никто это контролировать не будет. Максимальный возраст, когда ребенок уже должен начать обучение — 8 лет. То есть, если на 1 сентября ему уже больше 8-ми полных лет, родитель обязан выбрать ему форму образования и начать регулярное обучение.
Таким образом, у родителей есть 1,5 года, в пределах которых они могут свободно выбирать, когда именно начинать организованную учебу своего ребенка. Бонус для «ленивых»: если ребенку исполняется 8 лет не 1-го, а 2-го сентября, то вы имеете право не ходить в школу и не учиться еще целый год. Но на следующий год родители обязаны выбрать для него форму образования. В этом плане у родителей «осенне-зимних» детей есть возможность на законных основаниях «продлить детство» без обязательств перед государством. Многие родители таких детей используют этот дополнительный временной промежуток для того, чтобы попробовать семейное образование без обязательств и сопутствующих переживаний, в охотку для себя и в удовольствие для ребенка.
Отчитывается родитель перед государством по окончании 9-го класса, когда ребенок обязан сдать ГИА-9 (ОГЭ), и если ребенок не ушел после 9-го класса в колледж или техникум, то и аттестоваться за 10-й и 11-й классы. По закону наши дети до 18-ти лет обязаны учиться хоть где-то, после 18 лет — это их свободный выбор, как совершеннолетних граждан страны.
3. Выбираем формы контроля за обучением
Промежуточные аттестации — это очный или заочный контроль усвоения материала школьной программы по всем предметам, входящим во ФГОС с 1-го по 11-й класс. Промежуточные аттестации могут проводиться с разной периодичностью (в зависимости от рвения и фантазии проверяющей организации) — от одного раза в месяц до одного раза в год.
Следовательно, если ребенок имеет отношения со школой (очное, заочное, очно-заочное), то он должен выполнять условия школы. А значит справедливо и законно, когда образовательное учреждение ставит условия, в какой форме и когда будут проводиться промежуточные аттестации. Школа аттестует по своей программе. Это может быть по-четвертная аттестация, раз в полгода, раз в год — дистанционно, через интернет или личным присутствием. Тем не менее, если родителя не устраивает график аттестаций в одной школе, он может выбирать для себя любую другую школу, которая будет удобна именно ему и его ребенку.
Если ребенок находится на семейном образовании, у вас свои правила. Все должны встретиться в 9-м классе, чтобы отчитаться перед государством. Часто «семейники» тоже аттестовываются. Основные причины следующие:
- Им удобно проверять самих себя, чтобы не расслабляться и сильно «не гнать» по программе или не отставать от нее.
- В некоторых регионах «семейникам» положены льготы, которые привязаны к аттестациям.
- Родители не хотят конфликтов с контролирующими органами.
О том, что на семейном образовании промежуточные аттестации не обязательны, часто не знает само Управление образования. Так, например, в НАСО (Национальную Ассоциацию Семейного образования) пришел ответ от заместителя министра образования одной из областей, в котором чиновник написала, что промежуточные аттестации должны сдавать все!
Очевидно, что многие «семейники» — это заочники, то есть родители обучают своих детей сами, но предпочли отчитаться перед школой. И всё же, большинству такая форма категорически неудобна: они идут по своей программе и в случае аттестации каждый год им приходится учиться по двум программам — своей и государственной, вместо одной.
Как аттестовать ребенка на семейном обучении:
- Лично договориться со школой (бесплатно, здесь все зависит от ваших отношений и адекватности администрации школы). Приходите, пишите заявление, узнаете график сдачи экзаменов, консультируетесь с «учителями-предметниками», готовитесь, сдаете.
- Воспользоваться аттестационными платформами и сервисами, которые берут всё общение со школой на себя (за деньги, но это упрощает процесс и психологически комфортнее).
Бывает, что многие уходят из своей школы в результате конфликта, и семьи не хотят иметь больше иметь с ней отношения. Есть «дикие» случаи, когда в результате безграмотности чиновников семьям отказывают в аттестации в другом месте. Знайте, что это незаконно.
Незаконно требовать от семьи наличия парт и доски в доме или учебников по ФГОС. Эти требования касаются только школ. Но находятся региональные умельцы «кошмарить» семью на эту тему, как и подсылать к ней Комиссию по делам несовершеннолетних и прочие проверяющие органы.
4. Организуем обучение
Сразу скажем, данная подсказка-схема для новичков, чтобы было с чего начать, а потом сделать все иначе, чётко под себя. В этом же и есть смысл семейного образования.
В младших классах
Основную сложность вызывают русский язык, математика и чтение. Окружающий мир, музыка, рисование, физкультура, труд, как правило, осваиваются через кружки, секции и наличие большого числа материалов для поделок.
Домашние дети имеют несколько более протяженный по сравнению со школьными детьми период творчества своими руками. Поэтому они будут очень много рисовать, лепить, конструировать, чертить, копать, готовить.
И делать это будут сами по себе, если они никогда не учились в школе. А если учились, то будут лежать на диване и ничего не делать. Но не спешите расстраиваться, ребенка можно замотивировать.
Инструкция
Чтение
Каждый день хотя бы полчаса. Можно начинать так: вы читаете строчку, ребенок строчку. Потом он читает все больше, вы читаете все меньше. В процессе показывайте значение знаков препинания. Выбирайте любимые книги по возрасту, не забывайте про стихи. Имейте привычку учить стихи. Список книг и стихотворений можно найти в любом рекомендованном списке в интернете или на ваших книжных полках.
Математика, русский язык
Выбираем учебную программу, а значит учебники. Это могут быть учебники, по которым обучают детей в вашей школе, сталинские, советские учебники, программы Русской Классической Школы, новые УМК, кто-то находит американские, британские программы. Предлагаем пролистать каждый (найти в интернете варианты — просмотреть, примерить на себя).
Можно упростить себе задачу, зайти на ресурс «Учи.ру». Здесь всё по ФГОС. Скачайте рабочие программы по основным предметам, посчитайте количество тем, распределите по количеству недель. Составьте недельное расписание с прописанными темами. Теперь у вас есть учебный план.
Подсказки
Сколько по времени займет изучение всей школьной программы? Предметы младшей школы в домашнем режиме — 1-2 часа в день, а не 4-5, как в школе.
Ваш учебный план примерный, потому что дети будут «гнать» на опережение, но обязательно «застрянут» на какой-нибудь теме. Основную часть учебы у вас займут дополнительные занятия, внезапные научные проекты, посещения музеев, мероприятий и встречи с людьми по интересам. И это все организуется через живой интерес вашего ребенка к внезапным темам. Это и будет 90% учебы, а не школьная программа. И именно поэтому родители на семейном образовании не понимают вопроса про социализацию.
Лучше всего дети учатся утром, поэтому вещи, требующие особой точности и внимательности, постарайтесь делать по утрам (русский язык, математика, занятия музыкой).
Помните, что математику можно и интересно учить, лёжа в кровати, русский язык можно закреплять в момент чтения: «Кстати, сынок, найди в этом предложении шипящие звуки и слова, которые отвечают на вопрос: что делать?»
Все время возвращайтесь к пройденным темам, это можно делать напрямую: » А ну-ка, скажи, как пишется это слово» или косвенно — делаете задание по новой теме и даете обязательно что-то из пройденного.
Учите ребенка самостоятельности: «Напиши», «Покажи итог», «Сделай работу над ошибками», «Поставь себе оценку», «Что понравилось», «Что не понравилось», «Что нового», «В чем была трудность».
Если ребенок очевидно не справляется с темой, отложите и вернитесь к ней позже. У вас есть время! Если ребенок «мчит» вперёд, мчитесь за ним, но не забывайте повторять пройденный материал.
Помните, вы ребенку — не учитель, а помощник в учебе. Поэтому не ведите себя как «училка с указкой у доски», оставайтесь собой. Не бойтесь говорить: «Кстати, я не помню что это, давай посмотрим вместе». Свой авторитет перед ребенком вы не потеряете и научите его искать и уточнять материал.
Знайте! Нервничать и психовать будете вы, а не ваш ребенок. Ему будет хорошо — он высыпается, занят классными вещами и ему некуда торопиться. А родители первые полгода будут испытывать стресс — неужели это так легко, где подводные камни?
А теперь самое главное: обязательно настанет тот день, когда вы перестанете понимать смысл наличия учебников и захотите перейти на обучение предметными блоками. Это уже другое семейное образование, которое объясняет, почему опытные «семейники» так не хотят проходить промежуточные аттестации.
В средних классах
Классическая ситуация — 6-й класс и семья понимает, что так продолжаться больше не может! Либо ребенок категорически не желает учиться, либо очень много времени уходит на межличностные тягостные взаимоотношения с преподавателями, другими родителями и самим ребенком, либо много времени тратится не понятно на что, а итог не радует.
Итак, семья решает, что семейное образование будет для них оптимальным решением. Прежде чем решиться на это, вы должны смириться с тем, что ваш ребенок, скорее всего:
- Обладает случайным набором знаний, мало связанных между собой;
- Не хочет и не умеет учиться: он привык к тому, что «говорящая голова» что-то вещает на уроках по своему разумению и его задача ловко не попасться отвечать у доски;
- Считает, что оценка — цель, чтобы на него не кричали учителя и родители;
- Предпочтет скорее списывать, чем напрягаться;
- Будет заниматься только тем, что ему интересно, и отворачиваться от информации по другим темам;
- Без жёсткого контроля учиться не будет.
Ваш ребенок таков, потому что он очень долго находился в специфической среде, и потому что у него настал соответствующий возраст.
Инструкция
Проводим ревизию знаний, начиная с начальной школы. Можно попросить помочь профессионала, которому доверяете. Можно самим воспользоваться материалами с официального сайта ВПР.
Пока вы не восполните пробелы знаний вашего ребенка, идти дальше по программе нет смысла. Дайте ребенку время наверстать упущенного. Выбирайте новую форму обучения для ребенка, вы ее сможете легко изменить в любой момент. Вот несколько вариантов, которые можно между собой сочетать:
- Так называемые «нешколы», альтернативные школы, семейные клубы. Ребенок будет посещать занятия по графику. Если вы — компания из нескольких родителей (и один из вас очень активен), можете создать свою «нешколу», на которую будете приглашать «своих» преподавателей. Из минусов — недешево. Из плюсов — более привычный формат.
- Онлайн платформы для обучения, когда ребенок будет проходить материал в интернете. Из минусов — нет контакта «глаза в глаза» и снижена роль «надзирателя». Из плюсов — дешевле, чем очное обучение в частных и семейных школах и «нешколах», нет привязки к конкретным месту и времени.
- Самостоятельное обучение силами родителей. Из минусов — вся нагрузка на родителе. Из плюсов — вы полностью контролируете процесс и уверены в знаниях ребенка.
Более эффективно обучение блоками и «погружениями». Берёте список предметов, делите их по парам на 2 месяца. Например: сентябрь-октябрь только история и биология, ноябрь-декабрь литература и химия и т.д. Через «погружение» в предмет вы сможете отследить тот, который особенно понравится вашему ребенку. Если он внезапно зажжется интересом к какому-то предмету, при переходе к следующему блоку обязательно оставьте его как «пряник».
Проверять ребенка можно самостоятельно по тем же ВПР. Отличный онлайн-тренажёр для самоподготовки и самопроверки — Решу.ВПР. Можно подключаться к аттестационным платформам и готовиться по их демо-тестам. Можно договариваться со школой по графику сдачи и ходить на консультации к «учителям-предметникам» (здесь уже важен момент доброжелательности и доброй воли самой школы).
Подсказки
Когда вы узнаете уровень знаний своих детей, вы переживете целую гамму чувств. Это нормально. И именно поэтому семейное образование с каждым годом становится все популярнее. Вам придется пережить это и шагнуть дальше: теперь вы Дед Мороз образования вашего ребенка.
Есть такое понятие «расшколивание». Так называют реакцию мышления и воли ребенка на потерю рамок классно-урочной системы с наличием «человека с палкой». Чем больше ребенок ходил в школу, тем этот период дольше. Родителей этот период тоже затронет, им «расшколиваться» ничуть не легче. «Расшколиваться» вы с ребенком будете от полугода до полутора лет.
Скорее всего, ваш ребенок не готов ни к самостоятельной учебе, ни к работе по дому. Это логично, утром ребенок уходил, сильно после обеда возвращался на все готовое. Вы тоже не привыкли к наличию «помощника». На этом месте думайте сами!
Репетиторов нанимайте только на очевидно любимые предметы и на те, с которыми ребенок категорически не справляется. Причем во втором случае это могут быть разовые уроки.
Контроль и ещё раз контроль! Приучайте