Развитие грамматического строя у ребенка в онтогенезе
Формирование грамматического строя речи в онтогенезе.
Святогорова Елена Николаевна,
учитель – логопед
МБДОУ г. Мурманска
детский сад №50
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др.
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значение рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.
I период — период предложений, состоящих из аморфных слов — корней (от 1 года 3 мес.- 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:
— этап однословного предложения;
— этап предложений из нескольких слов — корней.
Первый этап I периода (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые они используют для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова — корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу,) лепетные слова (ди, моко).
Второй этап I периода (1год 8мес. — 1год 10 мес.) — этап предложений из нескольких слов — корней.
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т. е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-ого лица единственного числа повелительного наклонения (дай, неси, пать).
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих смысл слова, выраженной в его лексической основе. Формально знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия.
При комбинировании аморфных слов — корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
II период — период усвоения грамматической структуры предложения
(1 год 10 мес. — 3 лет). Этот период состоит из трех этапов:
— этап формирования первых форм слов;
— этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов;
— этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.
Первый этап II периода (1год 10 мес. — 2 года 1 мес.) характеризуется появлением новых слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. На этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями -ы, -и (фонетически всегда -и по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием -у (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием -ы (нет кисы), окончание -е для обозначения места, при этом предлог не употребляется.
Первыми грамматическими формами глагола являются: повелительные наклонения 2-ого лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-ого лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголами изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отличается расширение структуры предложения до 3 — 4 слов (Таня играет кукла).
Второй этап II периода (2 года 1 мес. — 2 года 6 мес.) — этап использования системы флексий для выражения связей слов.
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных (молотоком, левы, человеки). На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-ого лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще взаимозаменяются формы мужского, женского и среднего рода.
Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантические простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, слияние окончаний.
Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5 — 6 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
Третий этап II периода (2 года 6 мес. — 3 лет) — этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка — флексий.
На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.
Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа — ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -иа (рога, стулья).
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
В речи на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III период (от 3 до 7 лет) — период дальнейшего усвоения морфологической системы.
В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок обладает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами.
В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на куне), тенденции унификации основы (пени, левы). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола (заплатю).
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление. К шести годам овладевают набором слов обозначающих основные геометрические формы, знают измерение некоторых величин, точно и дифференцированно определяют пространственные отношения. Дети овладевают всеми типами склонения существительных, усваивают основные формы согласования слов. Выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
Источник
Развитие (онтогенез) грамматического строя речи
у детей дошкольного возраста
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, обозначает грамматический строй языка, во-вторых – науку, свод правил об изменении слов и их сочетаний в предложении. В методике развития речи имеется в виду усвоение детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка объединяет в себе словообразование, морфологию и синтаксис. Словообразование – это наука о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а также о способах образования слов. Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, систему склонения и спряжения, традиционные способы словоизменения. Синтаксис изучает – словосочетания и способы построения простых и сложных предложений.
Разные стороны грамматического строя языка ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения – правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. В речи трехлетнего малыша, как правило, есть уже все свойственные разговорному языку части речи, основные грамматические категории.
Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования.
Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года. Это образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. В возрасте четырёх лет дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, куколка, платьице).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница, но солонка, маслёнка), направление действий (бежал – подбежал – выбежал и т.п.).
К пяти годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии, правильно употребляют существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Правильно употребляют сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа («стулы, деревы, колесов, карандашов»).
По данным А.Н. Гвоздева можно отметить следующий порядок формирования падежных окончаний у детей с нормальным речевым развитием:
1 год 1 месяц – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
2 года – 2 года 2 месяца. Дательный падеж для обозначения лица (дай Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 месяца – 2 года 6 месяцев. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместимости действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 месяцев – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
3 года – 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата).
К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имён существительных по числам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют глаголы в речи. Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т.д..
Дети пяти лет свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево – деревянный, снег – снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д.Б. Элькониным «как симптом овладения ребёнком языковой действительностью». Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Словотворчество на определённом этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка. К концу дошкольного возраста у детей с нормальным речевым развитием феномен детского словотворчества практически исчезает, что свидетельствует об усвоении детьми грамматики.
К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.
Своевременное усвоение детьми грамматического строя языка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития. Дети свободно могут общаться со взрослыми и сверстниками, что позволяет им совершенствовать познавательные навыки и личностные качества, легко социализироваться в обществе.
Список литературы:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2008. – 400 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1974. – 288 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : 1961.
4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Ч 1.Организационные вопросы программно-методического обеспечения / под ред. Л. С. Сековец. – М. : АРКТИ, 2005. – 248 с. (Коррекционная педагогика)
5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Ч 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / под ред. Л. С. Сековец. – М. : АРКТИ, 2006. – 368 с. – (Коррекционная педагогика)
6. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной, Т. А. Добровольская и др. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М. : Академия, 2003. – 156 с.
7. Серебренникова, С. Ю. Развитие речи в норме и недоразвитие речи: методические рекомендации / С. Ю. Серебренникова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 28 с.
8. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду : учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва. – М. : Просвещение, 1987. – 142 с.: ил.
9. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 5-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 224 с. – (Библиотека логопеда практика).
Источник