Развитие двигательной активности у ребенка до года
- Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года.
- Помощь в развитии двигательной активности у ребёнка до года.
Развитие двигательной активности у ребёнка до года – важная задача для каждой мамочки. Всё дело в том, что детки бывают разными – кто-то верится как юла, а кто-то спокойно лежит весь день, даже не переворачиваясь с боку на бок, однако каждому малышу для правильного развития нужна помощь.
Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года
Не секрет, что существует календарь развития ребёнка до года по месяцам – ознакомившись с ним, вы можете понять, как идут дела у вашего ребёнка.
- В первый месяц жизни малыш ещё не управляет собственным телом и не даст этого сделать вам – пока она ещё весь во власти рефлексов.
- Второй месяц своей жизни ребёнок тратит на осознание собственного тела – он пробует управлять окрепшими мышцами, но выходит пока плоховато.
- В три месяца малыш уже умеет протягивать ручки, поднимать головку, пробует переворачиваться на бочок.
- В четыре месяца в жизни ребёнка наступает новая эпоха – он уже умеет держать игрушки и вполне осознанно ощупывает их.
- На пятом месяце своей жизни ребёнок уже готовится научиться садиться, он становится активным и подвижным.
- В полгода ребёнок напоминает ртуть – он активно переворачивается в любом направлении и уже учится ползать.
- Семимесячный ребёнок умеет ползать во всех направлениях, он отлично координирует движения рук, ног и глаз.
- В восемь месяцев малыш много времени проводит сидя и уже старается самостоятельно встать, если найдёт подходящую опору.
- Если 9-месячный ребёнок не трусит, то наверняка уже пробует ходить с опорой. Конечно, он часто падает, но зато он упрям.
- 10-месячные дети уже готовы самостоятельно залезать и слезать с дивана. Кроме того, на передний план выходит развитие мелкой моторики.
- В 11 месяцев шагающий с опорой малыш способен перешагнуть препятствие. А в свободной руке он вполне может крепко держать любимую игрушку.
- Годовалый ребёнок умеет ходить, наклоняться и выпрямляться, приседать. Он очень любознателен и почти не видит преград.
Конечно, вышеизложенный план развития двигательной активности у ребёнка весьма приблизителен. Детки бывают разными, но не стоит пускать дело на самотёк, если вы замечается, что малыш ленится осваивать новые навыки. Вы вполне можете ему помочь!
Помощь в развитии двигательной активности у ребёнка до года
Для того чтобы помочь своему ребёнку до года в развитии двигательной активности вовсе не нужно обладать специальными навыками. Просто запомните несколько вещей, которые вам пригодятся.
- Отнеситесь с пониманием к тому, что малыш может опасаться прикосновений – прежде чем взять на руки, поговорите с ним.
- Следите за тем, чтобы ваши руки были тёплыми – ребёнку должно быть комфортно и уютно от ваших прикосновений.
- Не пренебрегайте гимнастикой и массажем – включите эти процедуры в ваш привычный распорядок дня.
- Никогда не запрещайте ребёнку двигаться. Если вы хотите, чтобы он сменил направление – просто отвлеките его.
- На ребенке должна быть удобная одежда, которую предлагает магазин Все в дом.
И в завершении очень хочется сказать, что каждый малыш лучший для своей мамы. Мы смотрим на деток влюблёнными глазами, а потому часто бываем необъективны – время от времени обращайтесь к специалисту за объективной оценкой развития двигательной активности ребёнка до года как минимум.
Источник
Родители порой не обращают внимания на тот момент, когда их ребенок готов к приобретению новых навыков и пытается освоить их самостоятельно. В результате это отражается на двигательном развитии малыша. К примеру, когда гиперзаботливая мама по привычке продолжает делать «работу» за кроху. Или когда родитель не придает значения важным нюансам в уходе за малышом.
Поговорим об этом подробно. Разберем наиболее распространенные ошибки, которые родители допускают на первом году жизни ребенка. А также выясним, как мама и папа могут стимулировать активность малыша.
Работа над ошибками, которые родители допускают на первом году жизни ребенка
Приведу примеры неправильных действий взрослых при уходе за младенцем из жизни:
- новорожденного клали всегда с одного бока относительно мамы. Ей была удобна только такая поза. В результате маме комфортно, а у грудничка привычный наклон головы;
- малыша носили на одной и той же руке. Часто мама носит малыша так, чтобы рабочая рука оставалась свободной и формирует опять же привычный наклон головы у младенца;
- после 3-х месяцев ребенка всегда носили на руках и мало выкладывали на живот. В итоге грудничок не имел возможности накачать мышцы спины и шеи, поэтому после 5-ти месяцев, лежа на животе, не опирается на прямые руки;
- мама всегда помогала малышу доставать ручки из-под себя, когда он переворачивался со спины на живот. Как следствие, ребенок не умеет этого делать. Поэтому приходится с ним специально отрабатывать навык самостоятельного доставания рук во время гимнастики;
- родители ставили и сажали ребенка до момента его самостоятельного овладения этими навыками. Получилось так, что грудничок умеет стоять или сидеть если его зафиксируют в нужной позе. Сам он не может сесть или встать — ему попросту не дали шанса самому наработать этот опыт;
- мама и папа надолго сажали малыша в манеж или в кроватку. Не пускали его свободно ползать на пол, потому что там холодно (или грязно). В этой ситуации ребенок встает на ножки уже в 6-7 месяцев, пропуская этап четверенек, ведь опора под рукой, а места для полноценного ползания нет. Из личного опыта, после того, как ребенок много и часто стоит у опоры, до которой нет необходимости доползать (бортик манежа ведь под носом), ползание на четвереньках становится для малыша невыгодным занятием. Он не видит необходимости это осваивать.
© Depositphotos
Вот таким образом родительская гиперопека не дает малышу приобрести ценный двигательный опыт самостоятельно. Самые близкие люди, руководствуясь благими намерениями «помочь», невольно крадут у ребенка как важные двигательные навыки, так и зачатки самостоятельности. Возникает педагогическая запущенность —отставание развития ребенка (в том числе и физического) от его собственных возможностей, обусловленное средой и ошибками в воспитании.
Как избежать отставания в физическом развитии?
Запоминаем: все, что ребенок уже может делать сам, он должен делать сам.
Первые 3 месяца жизни малыша
Роль родителя в первые месяцы жизни грудничка невозможно переоценить.
- Именно в первые три месяца нужно как можно больше носить ребенка на руках. Не бойтесь сделать его «ручным»! Дело в том, что в первые месяцы после рождения крохе очень важно быть в близком контакте с мамой «тело к телу». Так мама помогает малышу ощутить свое тело и его границы.
- Общайтесь с грудничком в хорошем настроении, чувствуя себя спокойно и уравновешенно. У ребенка еще нет собственного эмоционального опыта. Любые чувства он копирует с взрослого. Поэтому важно, чтобы мама наполняла кроху положительными эмоциями.
- Реагируйте на плач малыша. Новорожденный младенец не знает, подойдет ли кто-нибудь к нему в следующий раз. Поэтому важно каждый раз откликаться на зов, показывая, что он в безопасности и он не один.
Малыш до года
Поговорим о физическом развитии малыша с рождения и до года.
- Главное правило в отношении грудничка — любой контакт с ребенком должен быть физиологичным и безопасным. Не гоните ребенка вперед, например, не сажайте его в 5 месяцев, давайте ребенку больше свободы вне ваших рук и различных удерживающих устройств, ограничивающих свободу передвижения (автокресло, шезлонг, коляска, манеж)
- Не тратьте запредельные суммы на развивающие игрушки. Лучше качественно контактируйте с малышом.
- Хочу обратить ваше внимание на очень важный аспект: родитель лучше любой игрушки стимулирует активность малыша. Посмотрите ребенку в глаза, будьте искренне заинтересованы в игре с ним, не забывайте про тактильный контакт во время игры.
- И не стоит замещать свое личное время и тесное контактное общение с ребенком на сеансы массажа с чужим человеком (хоть и массажистом) без явных показаний по здоровью (например, ДЦП). Любой родитель в состоянии заниматься с малышом.
Помните, с самого рождения правильные действия мамы и папы позитивно влияют на двигательное развитие грудничка.
© Depositphotos
Правила безопасного взаимодействия с ребенком от рождения до года
- обязательно меняйте руку, на которой носите малыша. Это отличная профилактика привычного наклона головы;
- вешайте мобиль над кроваткой так, чтобы он располагался в ногах у ребенка, а не над его головой. Взгляд грудничка должен быть направлен на игрушку под углом 30 градусов относительно горизонтальной поверхности кроватки;
- стимулируйте младенца к физической активности с первых дней после рождения — выкладывайте его на живот перед каждым кормлением;
- знакомьте ребенка с полом в 3-4 месяца. К возрасту шести месяцев переселите его жить туда на все его свободное от сна, прогулок и кормления время. Открытое пространство — мощный стимул к ползанию;
- не лишайте грудничка двигательного опыта. Он должен сам перевернуться на живот, поползти, сесть, встать и пойти.
Игры, которые развивают самостоятельность и двигательную активность
Игра с мячом: ребенок учится координировать движения, осознавать центр своего тела, держать равновесие
Игра с помпончиками на носочках: помогает растягивать поясничный отдел, готовит ребенка к сидению.
Игра с зеркалом: стимулирует удержание головы и опору на прямые руки.
Игра с шариком на руке: стимулирует двигательную активность.
Выполняйте комплекс упражнений с малышом ежедневно. Так вы поддержите необходимый уровень активности малыша, заложите крепкий фундамент его здоровью на всю жизнь и поможете увеличить потенциал мозга ребенка.
К слову, вы знали, что у малыша от двух до шести месяцев в мозге образуется до 700 нейронных связей каждую секунду? Такое явление бывает только в младенческом возрасте. И если не закрепить нейронные связи (синапсы) с помощью двигательной активности (здесь как раз нам очень пригодится ежедневный комплекс из массажа и ЛФК), они утрачиваются навсегда.
Подводя итог разговору о стимулировании активности ребенка, отмечу, здесь нет уникальных методик. Только здравый смысл родителя, правильная организация ухода за грудничком и регулярная целенаправленная физическая активность с малышом со стороны взрослого.
Пусть ваши дети будут здоровы, сообразительны и активны!
Читайте также:
- Массаж ступней: избавляем малыша от болезней
- Сенсорное развитие ребенка
- Как правильно и быстро научить ребенка говорить
Фото на анонс: © Instagram @massagist_novokrinitskii, © Depositphotos
Источник
Двигательные навыки у детей грудного возраста
В этот период двигательная активность обусловлена врожденными рефлексами, которые через 4- 5 месяца почти полностью исчезают. Так, с периода новорожденности до 3 месяцев жизни старайтесь чаще вызывать хватательный рефлекс, вкладывая в ладонь ребенка различные предметы, приподнимая его за кисти. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев.
Не менее важно использовать шейно-тонический рефлекс при выкладывании ребенка на живот. В этом положении ребенок поднимает голову, плечевой пояс, напрягает мышцы спины. Многократные и длительные упражнения способствуют укреплению мышц шеи, плечевого пояса, спины и своевременно формируют шейный изгиб позвоночника.
В возрасте 4-6 месяцев чаще берите ребенка на руки — это стимулирует движения глаз и головы. Побуждайте ребенка самого к активным движениям в положении лежа на животе: повернуться на бок, на спину и обратно, ползать, захватывать рукой игрушку. Важно развивать опороспособность ног, для чего надо ставить ребенка на опору на ноги в вертикальном положении, удерживая его за грудную клетку.
На 6-м месяце жизни ребенок начинает сидеть. Это свидетельствует о развитии координации ног. Позу сидения стимулируют специальными упражнениями для сгибателей туловища: потягиванием за руки, хватанием предметов.
На 7-8-м месяце жизни дети могут самостоятельно садиться, сидеть правильно, удерживать, не сгибая вперед, спину и голову, а также ползать на четвереньках. Для овладения ползанием на четвереньках надо с 4-месячного возраста укреплять опороспособность рук и ног; многократно (по 6- 10 раз) выполнять упражнения из положения лежа грудью на мяче, осуществлять покачивания ребенка с опорой на кисти и стопы или обучать его ходить на коленях, опираясь на предплечье взрослого.
В 8-9 месяцев жизни ребенок встает у опоры, переступает, держась за нее. К концу года (к 11 месяцев) он осваивает равновесие тела и самостоятельно начинает ходить.
Известны ранние сроки ходьбы — в 10-11 месяцев и поздние — в 1 год 4 мес. Для развития уверенности при ходьбе надо гармонично укреплять мышцы спины, брюшного пресса и ног. Лучшее упражнение для этого — ползание на четвереньках на расстояние более 4 м и приседание на обеих ногах при поддержке за грудную клетку (начинать с 5- 7 месяцев жизни).
Развитию равновесия и закреплению умения ходить способствуют игровые подражательные упражнения, а также ходьба по прямой, остановка, смена направления.
Причиной отставания двигательной активности у некоторых детей может быть недостаток внешних раздражителей, например, длительное время лежит на спине предоставленный сам себе ребенок, без побуждения взрослых к движению приветливым голосом или показом игрушки. В таких случаях он как бы теряет контакт с окружающей средой, становится пассивным, у него снижаются тонус и сила мышц.
Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, помогать ему, однако не рекомендуется насильно заставлять его стоять, ходить, особенно сидеть.
Для развития двигательных навыков у детей грудного возраста в 2-3 месяцев надо чаще выкладывать их на живот, брать на руки и стимулировать движения глаз и головы.
В 4-6 месяцев следует добавить повороты на бок и на живот, а позже и обратно. Побуждайте детей ползать, лежа на животе, на короткое время ставьте на опору в вертикальное положение и развивайте хватательную функцию рук.
В 7-8 месяцев ребенок должен ползать, садиться, вставать, пытаться сделать первые самостоятельные шаги.
Двигательные навыки у детей грудного возраста:
- 1 — 2 мес. Симметрично удерживает голову лежа на животе; рефлекс ползания и хватания кистью.
- 3 мес. Удерживает голову в приподнятом положении лежа на спине. Лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья.
- 4 мес. Опирается на кисти и стопы при поддержке за грудную клетку.
- б мес. Поворачивается самостоятельно на живот и на спину.
- 6-7 мес. Сидит без поддержки, самостоятельно ползает.
- 7-8 мес. Встает у опоры и ходит, держась за нее.
- 9-11 мес. Самостоятельно ходит, приседает и выпрямляется, наклоняется за игрушкой.
Для ребенка одинаково важны как побуждения к двигательной активности, так и организация чутко охраняемого покоя для восстановительных процессов в центральной нервной системе. Излишняя опека взрослых, резкие окрики, сильный шум и яркий свет отрицательно сказываются на психике ребенка.
Упражнения, вызываемые врожденными рефлексами:
1. Сгибание пальцев в кулак при раздражении ладонной поверхности. В физиологии этот рефлекс назван хватательным (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4-м месяце жизни.
2. При штриховом раздражении внутреннего и наружного края стопы в направлении от пятки к пальцам происходит тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев с одновременным сгибанием ноги в коленном и тазобедренном суставах. Это подошвенный рефлекс Бабинского, угасает он обычно к концу первого года жизни.
3. При попытке поставить ребенка на твердую поверхность, удерживая его под мышки, он упирается полной стопой и стоит на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс опоры исчезает к 2 мес.
4. В положении рефлекса опоры наклоняют ребенка вперед, вызывая шаговые движения по поверхности стола. Рефлекс автоматической походки исчезает к 2 мес.
5. При раздражении кожи большим и указательным пальцами вдоль позвоночника в направлении от шеи к ягодицам вызывают рефлекс Галанта — разгибание мышц спины; при этом разгибается и отводится нога. Рефлекс исчезает к 4 мес.
6. Лежащий малыш отталкивается подошвами ног от приставленной к ним ладони, продвигается вперед. Рефлекс ползания Бауэра исчезает к 4 мес.
7. Умеренным надавливанием на боковую область пяток вызывается надкостничный рефлекс Аршавского, который сопровождается гримасой на лице или плачем. Рефлекс углубляет и усиливает дыхание. Исчезает к 3-4 мес.
8. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус мышц шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей. Это лабиринтный тонический рефлекс новорожденного, вызванный изменением положения головы в пространстве.
9. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Туловищная выпрямительная реакция формируется с конца 1-го месяца.
10. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе. Верхний рефлекс Ландау формируется к 4-му месяцу. Поворот туловища рефлекторно можно вызвать, поворачивая плечи ребенка или тазовый пояс в ту же сторону. Эти рефлексы появляются с рождения и видоизменяются к 5-6-му месяцу в координированные повороты туловища.
Врожденные рефлексы включаются в комплекс физических упражнений до 2 1/2 мес. В основной части занятия двигательные рефлексы повторять по 2-3 раза.
Комплекс гигиенического массажа и физических упражнений следует выполнять 4-5 раз в день. Занятие проводить со звукоречевым общением с ребенком, вызывая положительные эмоции, желательно за несколько минут до еды.
Источник
света коростелёва
Консультация «Развитие движения у детей первого года жизни»
Коростелёва Светлана Геннадьевна
Развитие движения у детей первого года жизни.
ГКУ ЦССВ «Центральный» г. Москва
Дети с самой первой минуты появления на свет постоянно двигаются. Хотя и до рождения они двигаются внутриутробно (переворачиваются, шевелят ручками и ножками, плавают). Эти движения у них инстинктивные, заложенные от природы и помогают выжить в окружающем мире. Двигательная активность оказывает положительное влияние на развитие, если малыш не будет достаточно двигается, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнет. Развитие таких жизненно важных органов, как сердце и лёгких на прямую зависит от его движения. Между общим развитием малыша и развитием движений существует прямая взаимосвязь. Чем лучше развиты движения ребенка, тем больше он знакомится с окружающим миром и познаёт его. Неподвижность и однообразная поза замедляют кровообращение, тем самым только вредит крохе. Поэтому своевременное развитие движения является одним из основных условий и основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка любого возраста, особенно ребенка первого года жизни. Границы развития ребенка до года у каждого индивидуальны, так как индивидуальное развитие зависит от различных факторов, например, от окружающей среды или уровня развития восприятия, состояния здоровья. Итак, для того чтобы ребёнок овладел движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым необходимо активное воздействие взрослого. Взрослый создаёт условия для самостоятельной деятельности ребёнка направленные на развитие движения (массаж, гимнастика, упражнения, игры).
Какие же движения надо развивать у детей в этот период и какие для этого создавать условия?
В первые месяцы малыш движется хаотично и беспорядочно, а тело его в сильном тонусе, голова тяжёлая и неподъёмная, удерживается им короткое время.
Наша с вами задача заключается в ослаблении тонуса. Необходимо учить ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и на руках у взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование более сложных движений.
К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В это же время у ребенка должен появляться комплекс оживления при общении с ним взрослого (улыбка, ласковый разговор, показ игрушек). С момента его появления ребенок почти в течение всего времени бодрствования находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ручками, ножками, улыбается, что способствует развитию всей мускулатуры и повышению общего уровня жизнедеятельности.
Позаботьтесь чтобы во время бодрствования малыш находился в удобном для его развития положении. Если голова малыша, лежащего на спине, постоянно повёрнута в одну сторону, это может привести к деформации позвоночника и тазобедренного сустава. Чтобы избежать этого голову ребенка укладывают между параллельно расположенными валиками. Если у малыша в позе на спине наблюдается сильное изгибание туловища, а его голова постоянно запрокидывается назад, необходимо придать сгибательную позу. Для этого голову ребёнка слегка наклоняют, подкладывая под неё подушечку или валик, можно положить малыша на плавательный круг или разместить его на ваших коленях, лицом к лицу. Тогда тело малыша самым естественным образом займёт сгибательную позу, так как голова и туловище ребёнка располагаются посредине ваших бёдер, своими коленями вы будете регулировать положение головы малыша, а грудью и животом положение ножек.
Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног. Если трехмесячного ребенка поддерживать под мышки, то он хорошо упирается о твердую поверхность, выпрямляя ноги в коленях. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, а потом вставать самостоятельно.
В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развивать у ребенка движения рук. В следствии повышенного мышечного тонуса в руках, кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локтях. Научить малыша расслаблять ладошку, разжимая кулачек, и выполнять мелкие движения пальцами, хорошо помогают специальные игры. Такие как игры с мячом (соприкасаясь с круглыми поверхностями происходит расслабление мышц и уменьшение мышечного тонуса, «Сорока-ворона», «Пальчики здороваются», «Ладушки-ладушки». Так же необходимо учить ребенка брать поднесенную к нему игрушку, находящуюся над его грудью, находящуюся сбоку, брать в каждую руку по игрушке и удерживать ее. У детей, умеющих брать и удерживать игрушку, развивается предметная деятельность. Лежа на спине, ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из рук в руку, рассматривает, извлекает звук, потряхивая погремушкой. Таким образом он познает окружающий мир, свойства предметов. Своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положение тела в пространстве, а именно умение переворачиваться на бок, на жи-вот, с живота на спину. Появление таких движений как садиться, вставать, ходить с опорой возможно только при помощи рук.
Когда руки детей хорошо окрепнут, и они начнут упираться ими, начинайте ставить их на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачивать вперед и назад, и вскоре появиться ползание. Целенаправленное обучение ползанию на четвереньках приводит к тому, что дети уже к 5-6 месяцам быстро двигаются во всех направлениях нужных им. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным. Ползание хорошо сказывается на физическом развитие. У ползающего ребёнка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползанье помогает лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окружающими предметами. Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее ползать взрослые организуют следующие игры. Имитируют погоню, со словами «Догоню, догоню (имя ребенка) догоню!». Или тянет перед ребенком яркую игрушку на веревочке. На пике развития этого навыка некоторые дети начинают ползать на столько быстро, что взрослым бывает трудно их догнать.
Примерно к 4-5 месяцам ребенок начинает «присаживаться». Малыш, подтягивая голову и плечи к груди, пытается приподняться. Если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживается. А затем он самостоятельно может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Однако ровно усаживать, можно только кратковременно и при поддержке взрослого. Взрослым надо помнить, что умение сидеть не только не содействует дальнейшему развитию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому. В тех случаях, когда умение сидеть развито у ребенка значительно лучше других двигательных умений, оно становится настолько доминирующим, что всякая попытка придать малышу другое положение встречает с его стороны бурный протест. Долгое сидение негативно сказывается на физическом состоянии ребенка, так как нередко ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры и к общей апатичности ребенка. Поэтому, несмотря на то что умение сидеть имеет ряд положительных моментов (полное высвобождение обеих рук, ни в коем случае не надо торопиться с формированием у малыша этого умения. Готовить ребенка к сидению надо, а сажать нужно только тогда, когда ребенок сам будет готов и освоит ползание. Итак, мы должны помнить, что ребенок сначала учится ползать, а потом сидеть!
Если вашему малышу трудно сидеть из-за некоторых особенностей координации движений или излишнего напряжения мышц, посадите его напротив себя, прижав своими ногами колени ребёнка, или посадите его себе на живот так, чтобы его ступни упирались в пол, а ваши колени создавали опору для спины ребенка. Когда пытаясь посадить малыша, вы видите, что его ножки прижимаются друг к другу и поворачиваются внутрь, а плечики опускаются, то усадите его так, чтобы его ноги были раздвинуты в стороны и повёрнуты наружу. Его спина может опираться на вашу грудь, а пропустив свои руки под мышки малыша, вы поднимите его плечи. Возможно, вашей крохе при освоении сидения понадобится подобрать индивидуальную позу, в которой он бы правильно и устойчиво сидел.
Как только ваш малыш научится самостоятельно сидеть, попробуйте потолкать его вперед и в стороны так, чтобы ему пришлось сохранить равновесие. Для этого очень хорошо подходит игра «По кочкам, по кочкам, в ямку бух».
К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений, ребёнок приобретает вертикальное положение, пробует стоять. Когда малыш только начинает осваивать положение стоя, ему требуется большое количество усилий для стабилизации тела и ног, поэтому он иногда встает на носочки, что в этом случаи не является патологией. Как только появляется способность удерживать свой вес в положении стоя с опорой ребенок начинает осваивать передвижение в вертикальном положении. Он учится садится, ложится, вставать, сидеть, стоять, переступать, сохранять равновесие сидя, стоя и переступая.
Период 12 месяцев характеризуется двигательной активностью крохи. Он много ползает, самостоятельно садится занимаясь с игрушкой, самостоятельно встает и стоит сначала с поддержкой, а затем самостоятельно, переступает, держась за опору, делает первые самостоятельные шаги. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером. Внутри барьера может стоять стол для игры, на котором рас-полагаются яркие игрушки, диванчик, мягкое бревно. В условиях семьи важно также выделить место для движения, оградить ребенка от острых углов. Хорошо, если выделенное пространство заканчивается диваном, мягкими креслами, за которые малыш может держаться передвигаясь, брать лежащие на них игрушки.
Развивая и укрепляя мышцы шеи, туловища, рук и живота детей необходимо помнить и о развитии вестибулярного аппарата, который влияет на развитие интеллекта и очень важен ребенку в дальнейшей жизни. Посмотрите на ребенка, когда он долго лежит один и предоставлен сам себе. Он начинает раскачиваться, из стороны в сторону, мотает головой, таким образом он сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром малышня так любит игры «самолетик», качели, карусели, «подкидывание вверх». Получив достаточное количества движения и информации, ребенок с удовольствием полежит спокойно в кроватке и отдохнет, или позанимается сам с игрушкой, или спокойно заснет.
Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни получал удовольствие от двигательных нагрузок, а не боялся их. Поэтому в возрасте от трех до четырех месяцев полезно включать с детьми занятия на фитболе. Фитбол самый доступный, веселый, и мудрый тренажер для детей любого возраста.Он помогает:
— Справиться с коликами в животе крохи (мягкие покачивания на мяче и давление на животик вызывает расслабление напряженных мышц живота, налаживая кишечную деятельность).
— Развивает координацию движения (вестибулярный аппарат).
-Снимает гипертонус (с помощью упражнений расслабляются мышцы).
-Уменьшают боль (вибрация имеет легкий обезболивающий эффект).
-Укрепляет опорно-двигательный аппарат (руки, ноги, позвоночник, предупреждает нарушение осанки).
-Успокаивает (напоминает им дородовый период).
-Улучшает дыхание и кровообращение.
-Вызывает радость (эмоциональное развитие).
Так же очень хорошо помогают снять мышечный тонус водные процедуры. Вода-это естественная среда обитания грудничков, физически беспомощные и неспособные двигаться на суше, они удивительно активны и эмоциональны в воде. Систематические занятия плаванием — это одновременное укрепление, как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию ребенка, снижая смертность первого месяца и года жизни у недоношенных детей. Чтобы купание проходило безопасно для детей и взрослых на шею ребенка одевается специальный круг Flipper.
Для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.
«Движение-это жизнь и пока человек движется он живет.»
Аристотель.
Список литературы:
1. «Ребенок от рождения до года» М. Г. Борисенко. Н. А. Лукина.
2. «Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова.
3. «Развитие ребенка первого года жизни» Н. Л. Фигурин. М. П. Денисова.
4. «65 лучших развивающих игр от рождения до года» И. Мальцева.
5. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» А. М. Фонарев. С. Л. Новоселова. Л. И. Каплан. и др.
6. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» В. А. Доскина. З. С. Макарова. Р. В. Ямпольская. Л. Г. Голубева. К. Л. Печера. Э. Л. Фрухт. М. В. Лещенко.
7. Журналы с интернет сайтов.
Источник