Развитие двигательной активности ребенка

Екатерина Блищенко
Двигательная активность детей дошкольного возраста

Использование интеграции образовательных областей при организации двигательной активности детей дошкольного возраста

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом, увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Движение — главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии. Многие новые движения малыши легко осваивают в подвижных играх и игровых упражнениях.

Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр и упражнений при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Велико значение двигательной активностив воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)

В связи с введением новых образовательных стандартов, в своей работе по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, я руководствуюсь принципа интеграции образовательных областей.

Внедряя интеграцию образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста, обеспечиваю их целостное развитие, как гармонично-развитой личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.

Целесообразна интеграция содержания области «Физическая культура», с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Музыка», «Социализация, «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями. Подвижные игры и игровые упражнения.

1. «Здоровье»

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей. Подвижные игры с дыхательными упражнениями («Лётчик и самолёты», «Пузырь», «Снежинки и ветерок», «Сугробы») .

2. «Познание»

Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения.

«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик». Комплексы упражнений с речевым сопровождением («Дружная семья», «Разноцветные мячи», «Пришла снежная зима»). Подвижно-дидактические игры на прогулке («Найди дерево», «Ребята и зверята», «С горки на горку») .

3. «Музыка»

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Мышь и часы», «Обезьянки», «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа»). Игры-пляски с предметами («Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками»). Игры-пляски («Мы в кружочек встали», «Дождик», «Снежок», «Ножки и ладошки») .

4. «Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, воспитание элементарной дисциплинированности.

Подвижные игры-песенки для детей из авторской методики Сергея и Екатерины Железновых («Топ-топ, хлоп-хлоп», «Где же ручки», «Мишка пляшет», «Каблучок»). «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «Санки», «За грибами».Комплекс упражнений «Дружная семья», «Очень маму я люблю», «На скамеечке с друзьями») .

5. «Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, вкуса и интереса к художественному слову, речевой активности, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи при выполнении подвижных игр и игровых упражнений. «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да!».

6. «Труд»

Накопление опыта двигательной активности при овладении детьми навыков по уходу за физкультурным инвентарем. «Саша шёл, шёл, шёл», «У медведя во бору»,

7. «Чтение художественной литературы»

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», «Солнышко и дождик».

8. «Безопасность»

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, прыжках, лазании, подбрасывании и перебрасывании мяча разными способами, ходьбе и беге, при пользовании спортивным инвентарем.

Подвижные игры с бегом («Догоните меня!», «Птички летают»). С прыжками («Через ручеек», «Поймай комара»). С подлезанием и лазаньем («Проползти в воротца», «Мыши в кладовой»). С бросанием и ловлей («Кто бросит дальше мешочек»).

Ориентировку в пространстве («Найди свое место») .

Таким образом, интеграция образовательных областей позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развивает их творческие способности, способствуют накоплению и обогащению двигательного опыта детей.

Согласно принципу интеграции, двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую авторскую методику Сергея и Екатерины Железновых. Эта методика интересна тем, что включает в себя музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (шапочки, ленточки, флажки, платочки, медальоны, мячи, обручи, кегли, палочки, мешочки с песком, погремушки, таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Потому, работая в группах с младшими дошкольниками,ставлю перед собой задачу: «Развивать и обогащать двигательную активность детей младшего дошкольного возраста с учётом интеграции образовательных областей».

Источник

Андрианова Света
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Тема опыта: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Сведения об авторе: Андрианова Светлана Геннадьевна, средне-специальное, 10 лет (12 лет, 10 лет)

Актуальность.

Сегодня защита физического и психического здоровья дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений и организаций. Двигательная активность является средством полноценного физического развития дошкольника.

Двигательная активность – это сочетание различных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом [2, с. 14]. Двигательную активность возможно рассматривать в виде своеобразного континуума осуществляемых индивидом движений (с предметами и без предметов, индивидуально или совместно с другими) [4, с. 13].

Двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития. Развитие двигательной активности выступает необходимым условием и одновременно фактором, стимулирующим развитие не только двигательной, но и таких областей его психики, как когнитивная, эмоциональная и личностная [4, с. 13]. Недостаток двигательной активности приводит к «моторному голоду», отрицательно влияет на физическое развитие, в целом, и на его двигательную подготовленность [3, с. 73].

Основная идея.

Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что для оптимальной физической активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, целью которого является удовлетворение естественных биологических потребностей дошкольников в движении, улучшение здоровья, обеспечение овладения двигательными навыками [1, с. 6]. Принцип оптимальности предполагает использование разнообразных средств физической культуры, обеспечивающий своевременное формирование и совершенствование основных движений у дошкольников, а также комплексное развитие двигательных качеств [3, с. 74].

Технология опыта.

В МАДОУ «Детский сад №104» г. о. Саранск, Республики Мордовия осуществляется работа по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Для повышения двигательной активности детского организма в дошкольной образовательной организации разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра, она непосредственно используется для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.

В процессе управления двигательной активностью детейуделяется значительное внимание учету индивидуальных особенностей каждого ребенка: для детей с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети) используются высокоинтенсивные игры и упражнения; со средним уровнем – игры и упражнения, освоенные ранее во время организованных занятий; с низким уровнем – игры низкой интенсивности.

Для этого планируется и анализируется двигательный режим в течение определенного времени (день, неделя). При разработке двигательного режима дошкольников в течение дня учитывается, что двигательная активность ребенка-дошкольника различается в течение дня. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на первую половину дня с 10 до 12 часов. После дневного сна активные физические упражнения не проводятся. В перерывах между режимными моментами создаются условия для самостоятельной деятельности детей. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю –

5-6 часов.

Нами определены этапы ежедневного планирования двигательной активности детей: 1-й этап педагогического процесса – «Утро»; 2-й этап – «Прогулка»; 3-й этап – «Вторая половина дня».

Оптимальный двигательный режим в группе дошкольников образовательной организации достигается за счет использования разнообразных форм двигательной деятельности.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности, к ней относятся общеизвестные виды двигательных мероприятий: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой; гимнастика после сна.

Утренняя гимнастика является одной из важнейших составляющих двигательного режима. Утренняя гимнастика позволяет развивать двигательную активность, создать хорошее настроение у детей, повысить эмоциональный и мышечный тонус и активизировать дальнейшие занятия, закрепить двигательные навыки и способности. Она проводится ежедневно перед завтраком в течение 10-12 минут на улице или в помещении, в зависимости от погодных условий.

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей дошкольного возраста включают: упражнения без предметов;упражнения с предметами: с обручем, с флажками, с мячом большого диаметра, с кубиками, с косичкой (короткий шнур). Утренняя гимнастика для детей проводится в игровой форме и сопровождается музыкой. В заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки, игры-массажи.

На прогулке (утренней или вечерней) как одном из важных режимных моментов дети могут полностью реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко выражены особенности двигательной активности детей. Во время прогулки предварительно планируется работа над развитием движений дошкольников таким образом, чтобы обеспечить целостность, последовательность в представлении всех программных материалов, а также повышать двигательную активность детей. Во время прогулки используются упражнения по основным видам движений (бег, ходьба, прыжки, сетка, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий, спортивные упражнения, элементы спортивных игр. Для активизации двигательной активности детей во время прогулок используются разные методики: рациональное использование оборудования для физической подготовки (минимум оборудования, чтобы добиться максимума обыгрывания ситуаций); включение разных способов организации двигательной активности детей (линия, группа, смена, круговая тренировка, индивидуальная); краткое объяснение задач и наглядная демонстрация упражнений; использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор метода выполнения действий, постановка вопросов, создание поисковых ситуаций; вариативность двигательных игр, способы их усложнения. В целях насыщения прогулки в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижные игры («Быстро возьми», «Передал – садись», «Хитрая лиса», «Ловишка, бери ленту», «Ключи», «Успей поймать», «Бери скорее», «Мяч в обруч», «Стоп», «Эстафета парами» и др.).

Физкультурные минутки проводятся в рамках непосредственно-образовательной деятельности для уменьшения усталости и снятия статического напряжения. Продолжительность каждой составляет 2-3 минуты. Нами проводятся физкультминутки в форме общих развивающих упражнений (движения головы, рук, туловища и ног, подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутки часто сопровождается текстом, связанным с ее содержанием.

Оздоровительная гимнастика после сна помогает организму ребенка проснуться, улучшить настроение, повысить мышечный тонус и обеспечить необходимый уровень двигательной активности во второй половине дня. Комплекс оздоровительной гимнастики для детейсостоит из нескольких частей:разминка в постели: игра «Глазки открываем – просыпаемся»;выполнение простого самомассажа: гимнастика пальцев, самомассаж «Не хотим болеть»; выполнение упражнений в кроватках (игровые дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой);выполнение упражнений у кроваток: упражнение «Море волнуется раз….», ходьба на месте, с перекатыванием с пятки на носок, с носка на пятки;пробежки по массажным дорожкам: ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Длительность каждого отдельного элемента в комплексе оздоровительной гимнастики составляет 2-3 минуты. Главное правило проведения – исключить резкие движения.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.На занятиях физической культурой используется система индивидуальных и групповых занятий: классические, игровые, тренировочные, сюжетные, самостоятельные занятия ритмическая гимнастика, занятия серии «изучаем свое тело». Это способствует снижению монотонности, скуки, сами движения и игры доставляют ребенку удовольствие. Занятия по физическому воспитанию проводятся в хорошо проветриваемом помещении три раза в неделю, продолжительность которого предназначена для детей младшего возраста – 15 минут, для старших – 30 минут.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие развивающей предметно-пространственной среды.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В группе представлены игрушки, пособия, оборудование, способствующие развитию двигательной активности детей (коляски, лошадки, мячи, надувные игрушки и т. д.). Они размещены в непосредственном доступе. В группе имеются картотеки подвижных игр, физических упражнений, физкультурных минуток, комплексы дыхательных, пальчиковых, корригирующих гимнастик, закаливающих мероприятий. Необходимое спортивное оборудование и инвентарь оказывают стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную деятельность детей.

Также в перерывах между режимными моментами детям предлагается в игровой деятельностиряд подвижных игр в условиях группы: «Веселые танцы», «Веселая дорожка», «Гигантские шаги», «Займи свое место», «Достань до…», «Путаница», «Пройди по стенке» и др. ;игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание», «Игры со снегом» и др. Дополнительно детям предлагаются разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом других детей. Подвижные игры и игры-пантомимы в течение дня составляют 20-30 минут.

Особое место в системе развития двигательной активности дошкольников занимают физкультурные досуги (большие и малые тематические игры здоровья «Здравиада», «Веселые старты», проводимые 1 раз в месяц и физкультурные праздники («Тропинка к здоровью», «Ай, болит», проводимые 2 раза в год.Также проходят совместные спортивные досуги с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты».

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Основа жизни в движении», «Двигательная активности дошкольника», «Зимняя прогулка» и т. д.).

Результативность опыта.

Организованная образовательная работа с детьми дошкольного возраста по развитию двигательной активностипозволяет добиваться: повышения физической активности до оптимального уровня; повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности; воспитания у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; стабильной динамики повышения уровня развития физических качеств; эмоционального раскрепощения детей.

Список литературы.

1. Абрамов, Н. Н. К вопросу развития двигательной активности старших дошкольников / Н. Н. Абрамов //Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / редкол.: И. А. Шарапова [и др. ]. –Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – Вып. 7. – С. 5–7.

2. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возрастасредствами физического воспитания : автореф. дис.. канд. пед.наук : 13.00.04 / Агеева Гульназ Фаритовна; Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Набережные Челны, 2013. – 22 с.

3. Мишанина, В. И. Развитие двигательной активности дошкольников / В. И. Мишанина, Е. В. Чернышева //Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России. Материалы научной (национальной) конференции / отв. редактор М. А. Правдов. –Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 73–74.

4. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. психол.наук : 19.00.07 / Позднякова Галина Павловна; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). – М., 2006. – 20 с.

Источник