Развитие для ребенка в жодино

Развитие для ребенка в жодино thumbnail

Как подготовить ребенка к поступлению в учреждение дошкольного образования? 

Обращаем внимание родителей на то, что к пребыванию в дошкольном учреждении необходимо готовить ребенка заранее. Для этого нужно максимально приблизить домашние условия к режиму дня детского сада (время сна, питания, прогулок и т.д.). В период адаптации возможно снижение сопротивляемости организма ребенка к внешним воздействиям (повышение температуры, капризность и др.). Родителям в данный период рекомендуется быть более чуткими, внимательными и терпеливыми к ребенку, а также соблюдать рекомендации педагогических работников дошкольных учреждений и медицинских работников.

С целью обеспечения доступности качественного дошкольного образования,   для не посещающих  детский сад  детей,  организованы новые формы дошкольного образования на условиях кратковременного пребывания ребенка в детском учреждении («материнская школа», адаптационная группа, группа выходного дня оздоровительной направленности…). В этом учебном году в учреждениях дошкольного образования организуется работа 38 групп кратковременного пребывания. Задачами такой формы работы с семьей является социализация ребенка, адаптация ребенка к новым условиям, просвещение родителей по вопросам воспитания маленьких детей. Для поступления в такие группы  родители могут обратиться к администрации любого дошкольного учреждения с заявлением о приеме. Но следует  заметить, что в данном случае ребенку не гарантируется в последующем предоставление места в данном учреждении.

По выходным дням для детей дошкольного возраста в государственных учреждениях образования «Ясли-сад № 4 «Павлинка» г. Жодино», «Ясли-сад № 7 «Солнышко» г. Жодино», «Ясли-сад № 22 «Волшебный» с санаторными группами г.Жодино», «Дошкольный центр развития ребенка г. Жодино» организуются группы выходного дня оздоровительной направленности с посещением бассейна. Процедура поступления в эти группы такая же, как указывалось выше.

Что нового в системе дошкольного образования? 

В современном развивающемся мире, в период экономических отношений, в условиях сложившейся практики вариативности и дифференциации различных форм организации дошкольного образования, определённых Кодексом Республики Беларусь об образовании, для системы образования города становится актуальным организация различных форм для детей не посещающих дошкольные учреждения.

В учреждениях дошкольного образования могут создаваться группы кратковременного пребывания воспитанников: адаптационные, прогулочные, выходного дня, вечерние, по подготовке к школе, сезонные площадки, игровые площадки, Материнские школы и др.

Группы кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) функционируют по запросу законных представителей и в соответствии с ресурсными возможностями учреждений дошкольного образования.
Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы в соответствии с Кодексом, Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение об учреждении дошкольного образования) – 12 воспитанников.

В группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия должны быть организованы в первую или вторую половину дня работы учреждения дошкольного образования.
В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей. 

Так же государственная политика заключается в поддержке учреждений дошкольного образования частной формы собственности, индивидуальных предпринимателей, которым по законодательству предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующую учебную программу дошкольного образования. В соответствии с Положением об отделе по образованию, спорту и туризму  предусматривается принятие системы мер по созданию ресурсных условий для развития разных форм организации дошкольного образования в городе. Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома окажет необходимую помощь в организации частного детского сада, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, если у частного лица имеется возможность создать учреждение дошкольного образования частной формы собственности (частный детский сад). 

Взаимодействие с предпринимателями  осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами в республике по поддержке предпринимательства.

«Дошкольное детство» через «семейный детский сад»

С изменением парадигмы становления системы образования, все большей популярностью пользуются новые формы в сфере дошкольного образования.

Одной из таких новых форм стал «семейный детский сад». Название детского сада – «семейный детский сад» — отражает сущность педагогической деятельности в нем. В отличие от других форм дошкольного образования семейный детский сад имеет несколько немаловажных преимуществ, главной из которых является получение дошкольного образования в привычной для детей микросреде.

Целями и задачами семейного детского сада являются разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него творческих способностей в разных видах детской деятельности, воспитание у детей ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, установление партнерских отношений с семьей по созданию общности интересов, социализация детей, не посещающих дошкольные учреждения, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к школе, приоритет интересов ребенка и его благополучие.

Кто же может быть воспитателем семейного детского сада? Прежде всего, желающие попробовать себя в этой роли.  Могут быть —  люди пенсионного возраста, обладающие необходимым трудовым потенциалом, молодые мамы, находящиеся в социальном отпуске по уходу за ребенком, многодетные мамы, желающие включиться в эту деятельность. Немаловажно отметить плюсы данной работы: трудовой стаж и зарплата в соответствии с разрядом, педагогическое сопровождение через систему наставничества (рядом всегда будут специалисты, готовые оказать поддержку и помощь), нахождение рядом со своим ребенком в домашней обстановке, отсутствие у детей процесса тяжелой адаптации и стресса.

Если у вас есть потребность в реализации себя как педагога, имеется потенциал и желание реализовать себя в педагогической деятельности, проявить любовь и заботу не только к своему ребенку, но и другим малышам, обращайтесь в отдел по образованию, спорту и туризму  по телефону: 6-73-89.

Источник

В апреле этого года в Жодино открыли развивающую студию «Томатис» для детей и взрослых. Чаще всего сюда приводят заниматься детей с аутизмом. Студию открыли в двухэтажном здании, где работают магазины, тренажерный зал, салоны красоты… Однако через несколько месяцев работы соседка студии вызвала на них милицию из-за плача детей.

Как в Жодино появилась студия для детей с особенностями

Диана Аникевич — мама ребенка с аутизмом. Ее мальчику 12 лет. Весной этого года в Жодино она открыла развивающую студию «Томатис».

— «Томатис» — это педагогический метод, который используется при разных нарушениях развития для улучшения когнитивных, адаптационных, коммуникативных, речевых функций детей и взрослых. Цель курса — в улучшении способности мозга получать и обрабатывать информацию, — рассказывает Диана.

Читайте также:  Как воспитать в ребенке нравственное развитие

Мы сидим за столом в ее студии. Правда, повод, по которому мы приехали, не самый радужный. В конце мая соседка по зданию вызвала на нее милицию из-за того, что во время занятий кричал ребенок и мешал ей работать. До этого она уже несколько раз приходила к Диане и, по ее словам, жаловалась на плач детей.

Диана Аникевич, хозяйка студии «Томатис» в Жодино

Во время занятий по методу «Томатис» ребенок или взрослый надевает наушники, в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном это музыка Моцарта или Григорианского хора. Пока звучит мелодия, человек может играть, рисовать, заниматься рукоделием.

— Суть метода в том, что звук сначала подается на костную проводимость и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Ребенок или взрослый учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация может усваиваться лучше. Могут улучшаться понимание речи, концентрация внимания, память, — объясняет Диана.

Она сама прослушала два курса «Томатиса», их неоднократно проходил и ее сын. При этом Диана прошла обучение, чтобы иметь возможность работать по этому методу. По образованию наша собеседница — учитель и также преподает в школе.

— Про «Томатис» я узнала, когда ребенку было четыре года. Мы ездили на реабилитацию в Санкт-Петербург, где наряду с другими занятиями мой сын слушал «Томатис», и я видела улучшения в развитии. Затем мы прошли четыре курса «Томатис»-терапии в Минске. Ко мне часто обращались родители, впервые столкнувшиеся с диагнозом, с просьбой поделиться опытом. И я поняла, что у большинства из них нет возможности возить детей в Минск, а тем более в Санкт-Петербург на занятия по методу «Томатис», — рассказывает Диана, как ей пришла идея открыть студию.

Она написала письмо в центральный офис «Томатис» в Люксембург, получила согласие пройти обучение по их программе и сделала это в Москве. Затем нашла помещение под студию. По документам оно находится в торговом центре «Магнит». В реальности — это двухэтажное здание, которое больше похоже на офисное. Здесь находятся тренажерный зал, салоны красоты, несколько магазинов…

Торговый центр, где находится студия «Томатис».

— Все было нормально. Мы с удовольствием сюда приходили, пошли дети. Мы были рады тому, что полезны, — рассказывает она, как начиналась работа в студии.

Почему дети во время занятий могут плакать

Чаще всего пройти курс «Томатис» в студию Дианы приходят родители с детьми с аутизмом. При этом приезжают не только из Жодино, но и близлежащих деревень, Борисова и Минска. Однако это не все ситуации, когда люди прибегают к этому методу. Например, его можно использовать при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, синдроме Дауна, нарушениях развития речи, памяти, фобиях, тиках, заикании.

Аутизм — это нарушение развития. Создается впечатление, что у человека отсутствует связь между внутренним и внешним мирами. Ребенок может смотреть в одну точку и не смотреть в глаза собеседнику, зацикливаться на каком-то одном процессе или действии. У него могут быть серьезные коммуникационные проблемы. Он может кричать, громко и надрывисто повторять одну букву. При этом он не понимает, как сказать, что ему плохо или больно. Он не умеет дружить или играть с другими детьми.

Аутичное поведение можно корректировать, но нельзя вылечить. Чем раньше с ребенком начнут работать, тем больше шансов, что ситуация кардинально изменится.

В студию родители приводят детей с надеждой улучшить качество жизни своей и ребенка.

— Когда я открыла центр, поняла, что многие дети сидят по домам, они закрыты от этого мира. К нам приходила девушка, ей 23 года, она просто сидит дома. Многие родители выходят на прогулку с детьми только ночью, опасаясь косых взглядов и осуждения.

Курс в студии — это 26 часов занятий. Кто-то проходит их за 13 дней, кто-то за — 20. Все индивидуально и зависит от возможностей ребенка. Некоторым детям, по словам Дианы, может быть сложно первый раз надеть наушники. Для них это новый опыт, и они начинают плакать.

Во время занятий дети в том числе играют с фасолью.

— Первым нашим клиентом был мальчик, ему 3 года и 4 месяца, мама находилась рядом, пока малыш не адаптировался к новому месту и наушникам. Людей с аутизмом может раздражать любое прикосновение. Но потом они привыкают, и все проходит хорошо. На следующий день этот мальчик прекрасно ходил в наушниках и занимался.

Диана отмечает, что плачут и кричат во время занятий по методу «Томатис» не все дети с аутизмом. Для многих это с первого раза комфортная процедура. Но если ребенок плачет, то с ним во время занятий находится мама.

За что на студию Дианы вызвали милицию

В апреле в студию к Диане, по ее словам, обратилась соседка по зданию. Она пожаловалась на то, что ей мешают работать крики детей.

— Ребенок пришел с мамой в первый раз, и ему надевали наушники. У нас тогда не было второй двери, и я допускаю, что, когда ребенок плакал, было слышно, — объясняет Диана. —  Мы с мамой уговаривали его, что надо подождать, пока закончится занятие. Этот мальчик продолжает курс и сейчас. С каждым занятием он становится спокойнее и внимательнее, научился слышать обращенную к нему речь. Первое занятие у него было 15 минут, и с тех пор время на него увеличилось до одного часа.

Она отмечает, что после этого инцидента хозяйка помещения, у которой они его арендуют, поставила вторую дверь в студию. Однако соседка все равно приходила и говорила, что ей мешают работать.

— Но и обычные дети плачут в магазинах, на улице, что говорить про детей с особенностями? — говорит Диана.

В конце мая соседка вызвала милицию.

— У нас было занятие с этим мальчиком, и мы с его мамой считали последние минуты. Уговаривали, чтобы он не плакал, пытались переключить его внимание на игру. Но он хотел уйти. Его мама говорит, что у него сейчас такое поведение — отовсюду хочет уйти. Приехала милиция, пришли к нам и спросили, что происходит. К тому времени мама с мальчиком ушли. С нас взяли объяснение, сфотографировали наши сертификаты и документы, что мы имеем право работать.

Соседка Дианы по офису не отрицает, что это она вызвала милицию, потому что, по ее словам, посчитала, что она «некомпетентна давать оценку» тому, что происходит в студии. При этом обратила внимание, что она помещение для своей работы купила, а Диана студию арендует.

— С системой «Томатис» они могут ходить по домам. Взять чемоданчик, прийти в комфортную обстановку, где ребенку будет комфортно. Вообще, почему ребенок кричит? Дети кричат в поликлиниках, садах, больницах… Это специализированные заведения. Почему они здесь должны кричать, а мы должны терпеть?

—  Может, вы можете договориться, чтобы ваши клиенты и дети на занятия в студию приходили в разное время?

— Но как? Я работаю с утра до вечера, когда приходят ко мне люди, почему я должна под арендаторов подстраиваться? Они арендуют это помещение, я отсюда уйти не могу, я его купила, я здесь делала ремонт и не рассчитывала, что будет такая ситуация. Это им надо звукоизоляцию ставить, если они хотят работать, чтобы не доставлять дискомфорт другим.

Читайте также:  Социальные центры развития ребенка

Собеседница отмечает, что она не имеет ничего против детей с особенностями, что здесь вопрос лишь в том, что ей доставляют дискомфорт крики. При этом она ходила к местному священнику и спрашивала, может ли он приютить студию.

— Церковная школа пустует, понимаете. Почему они уперлись рогом в этот кабинет — и все? Если им могут предоставить бесплатную площадь (речь идет про церковную школу. — Прим. TUT.BY).

— Они же имеют право быть здесь так же, как и вы…

— Я понимаю. Все понимаю. Но я-то не могу уйти от этой ситуации, а они выбор сделали сами.

По ее словам, «с инвалидами можно и нужно работать, и то, что дети кричат, она тоже понимает».

— Они не то просто выбрали место, в торговом центре среди магазинов и сферы услуг, — говорит она.

Собеседница отмечает, что ее в этой ситуации «сделали монстром и врагом».

— Хотя я такой же человек и хочу также комфортно работать и существовать здесь. И я знаю, что это не вечно, что они уйдут. Но шум и буря в стакане ни к чему.

На этаже вместе со студией Дианы соседствуют два магазина. Там нам сказали, что крики детей им работать не мешают, остальные офисы во время нашего приезда были закрыты.

— Мне дети не мешают. Я учился в педуниверситете на факультете психологии, поэтому знаю, что там происходит. Над детьми там не издеваются, там обычные трудные дети, у которых проблемы с развитием: у кого-то психическим, у кого-то с эмоциональным, у кого-то с физическим, — рассказал сосед Дианы из магазина «Кубик-Рубик» Константин Гаркавый.

По словам Дианы, кроме одной соседки, к ней с жалобами больше никто пока не приходил.

— То, что я сейчас хочу попытаться донести до людей, это то, что я не хочу никаких конфликтов и войны. Я хочу спокойно работать и помогать детям и их родителям. Сейчас мы все говорим про инклюзию, социализацию людей с особенностями, про толерантное отношение друг к другу, но, как практика показывает, не очень наше общество готово к этому, — говорит она.

Источник

Первый набор в джазовую школу Екатерины Худинец в городе Жодино состоится уже 7 августа. О том, какой школа будет, она рассказала EX-PRESS.BY.

Мы не можем уже дождаться того, чтобы начать! И этому во многом способствуют те люди, которые прочитали первую часть нашей статьи и не остались равнодушными, — говорит Екатерина. — Это так приятно: чувствовать, что твои идеи нашли в ком-то продолжение. В основном, это люди, которые хотели бы привести своих детей, внуков. Но были и те, которые предлагали любую помощь — от ремесленничества, поиска помещения и просто добрых слов поддержки.

Она не скрывает, что на практике запустить рабочий процесс оказалось куда сложнее и дольше. Екатерина не постеснялась обратиться в программу по субсидированию населения будущих предпринимателей. И очень благодарна Жодинскому горисполкому, к тому же, оказалось, что как раз проходил набор.

Чему будут учить в школе

С августа, как и планировалось, в школе пройдет первый набор. Это будут занятия в группе по ритмам, слуху, дыхательной гимнастике и, конечно, вокальному ансамблю и «джазовой азбуке».

Учитывая ситуацию с пандемией, Екатерина нашла просторное помещение, в котором одновременно будет от 6 до 8 человек, будет возможность помыть руки и даже электронный градусник.

Я хочу соединить то, что мы уже умеем и знаем, то есть то, что накопила наша педагогика за многие десятилетия, с современными методиками в образовании, которые активно применяют в Европе, — рассказывает девушка.

Она приводит пример из статьи научной педагогической конференции в Берлине. Вот какими навыками, помимо базовых знаний, должны обладать школьники: «работа в команде, креативность и воображение, критическое мышление, гибкость и анализ, глобальная и культурная осведомлённость, информационная и техническая грамотность, речевые и письменные коммуникационные навыки, здоровье и здоровый образ жизни, инициативность и продуктивность, межличностные отношения, метапознание и визуализация», и это еще не весь список.

Возможно, со стороны это может показаться слишком сложным или даже фантастическим. Но когда я начала писать учебные планы и программу занятий для своей будущей школы, попыталась в уже имеющиеся, традиционные дисциплины привнести формы заданий на основе этого списка, — рассказывает Екатерина.

Метапознание и конфликтология

Начну с моего самого любимого — метапознание. Слово совершенно незнакомое нашему среднестатистическому школьнику, родителю и учителю. К примеру, после новой темы обычно учитель может спросить у ученика: «Всё ли понятно?» или «Что мы сегодня узнали нового?». Что же спросит хороший европейский учитель: «Знали ли вы это раньше?» ли «Как вы сможете применить новые знания?»

Вопросы очень похожи в обоих случаях, ведь они касаются одного — новой информации. Но в первом случае, ребенок ответит «да» или «нет», или повторит за учителем. А вопросы во втором случае, дадут ребёнку проанализировать и задуматься, что ответить учителю.

Визуализация и планирование — еще один важный образовательный подход. Он помогает ребёнку выстроить такое отношение к получению знаний, чтобы на каждом шаге, уроке он понимал, к чему идет, что будет дальше.

Да, это будет больше, чем музыкальная школа, — говорит Екатерина. — Это школа, направленная на социальное и интеллектуальное воспитание через музыку и творчество.

По ее словам, в австрийской школе, если у детей возникает конфликт, есть три правила. Детей этому учат с начальной школы, а также объясняют родителям, как важную часть образовательного процесса. Первый шаг: если к тебе кто-то проявил неуважение, агрессию, обидел — следует проигнорировать и отойти в сторону. Если ситуация повторилась, необходимо прямо сказать, что тебе ЭТО неприятно. В третий раз подойти к учителю и сообщить о проблеме.

Как поступают в нашей школе? — задается вопросом педагог. — В лучшем случае сразу к третьему шагу переходят. Еще, что немаловажно, и что я обязательно ввела бы в образовательный процесс на моих занятиях в школе — это умение правильно работать в группе.

Когда я пришла на занятие в университете по музыкальному бизнесу, и нас объединили по группам, я подумала, что учитель просто не хочет работать. В группе необходимо было обсудить, как прошла неделя с учётом проекта, над которым каждый работал индивидуально. Мои одногруппники стали рассказывать о своих успехах в продвижении проекта, а также о сложностях и неудачах.

И вдруг я поняла, что каждый из нас столкнулся с похожими сложностями. И мы друг друга стали дополнять и находить пути решения. Я осознала, что очень эффективно проговаривать свои сложные и непонятные вопросы вслух. И то, что не только мне даётся это не просто, но и другие испытывают сложности.

По словам Екатерины, это странным образом объединяет и в тоже время помогает. А главное — снимает психологическое напряжение. Дети ведь только начинают получать новые знания, и им порой стыдно, что они чего-то не знают, не выучили, но работа в группе помогает не падать духом и мотивирует на то, чтобы исправляться и становиться лучше.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года карточки

Гиперактивность и моторика

При подготовке учебной программы Екатерина ориентировалась, в первую очередь, на сложности в воспитательной среде у детей в наше время. Например, гиперактивность или рассеянное внимание.

С этим помогают справиться элементарные занятия дыхательными упражнениями и специальной гимнастикой. В целом они похожи на детские занятия йогой и медитацией: упражнения для разминки мышц шеи и спины (еще одна проблема у детей — плохая осанка), дыхательная гимнастика в определенной последовательности, что максимально концентрирует внимание ребёнка и помогает сосредоточиться.

Далее — моторика. Как это ни странно, в нашей педагогике детской моторике уделяется внимание только в младенчестве и максимум до трёх лет. Однако исследования показывают, что из-за появления современных технологий и гаджетов у детей с самого раннего возраста такие занятия требуют особого внимания, ведь именно благодаря моторике активно работают оба полушария головного мозга.

Поэтому, к примеру, доказано, что игра на фортепиано способствует профилактике болезней головного мозга и нервной системы. Ведь, играя на фортепиано, во-первых, задействованы обе руки одновременно, приходится заставлять себя думать одновременно, а во-вторых, задействована непрофильная рука. Например, правша, учится левой рукой играть наравне с правой мелодическую линию в полифонии, где каждый голос многократно переходит от одной руки в другую и обратно.

Ещё один важный момент в воспитании и развитии современных детей — это роль компьютерных технологий и социальных сетей в жизни школьника, как, младших классов, так и подростков, — продолжает Екатерина.

Думаю, каждому родителю приходилось вступать в схватку с телевизором, планшетом или телефоном. Особенно, когда уроки не сделаны, а ребёнок просто не может оторваться от экрана и готов сутками сидеть там. Европейские исследователи педагогики решают эту проблему путём информационного образования, специальных уроков, показывают ребёнку другую сторону жизни онлайн.

То есть, самое главное — научить и объяснить ребёнку, что интернет — это не просто игры, весёлые ролики, это еще и источник полезных знаний, которые можно применять на практике и извлекать из этого пользу.

Вторая, ещё более значимая задача — донести ребёнку с раннего возраста, что личное время — это ценный ресурс. И при правильном его использовании можно достичь больших успехов. В этом помогают специальные уроки и задания по выстраиванию целей, визуализации, обучению планирования своего времени.

Скажу честно, все эти планеры по менеджменту или организации своего времени, с которыми обучают детей, я использую сама! Это немного забавно, что открыла я это для себя, погружаясь именно в детскую педагогику. Но это работает! — признается Екатерина.

И теперь, самое главное. В учебном школьном процессе так много предметов и других занятий, что времени на дополнительное личностное развитие ребёнка просто нет, — говорит девушка.

К сожалению, в нашей традиционной школьной системе образования пока не предусмотрено никакой реформы. Поэтому такие занятия могут помочь и дополнить те пробелы в образовании и воспитании, которые я пока вижу, сравнивая с Европой. Даже если ваш ребёнок будет два часа в день общаться со сверстниками в группе, а не сидеть дома у компьютера — это уже победа. А дальше, коллективное сознание все сорганизует.

Сколько это будет стоить

Сразу скажу, это не будет бесплатно, — говорит Екатерина. — Потратив огромные деньги на своё образование, получив ценные знания, я понимаю, что это мой личный вклад в будущее, в мою работу. Однако, это не будут заоблачные суммы.

Также, среди всех учеников обязательно будет объявлен конкурс. Кто-то сможет получить свой первый гранд на обучение в школе — от полной стоимости (то есть бесплатно), до 50% и 25%.

Кстати, стоит отметить, что изначально школу Екатерина Худинец планировала открыть только в Жодино, но благодаря отклику и предложениям от минских коллег, школа откроется и в Минске.

Только сначала я очень хочу в Жодино своими руками создать ту атмосферу и коллектив, с которым впоследствии мы сможем взаимодействовать, — говорит она. — В учебном плане наших занятий обязательные совместные мероприятия-праздники. И для этого, мы будем все вместе встречаться и обмениваться эмоциями и впечатлениями. И не важно из какого ты города – Минска или Жодино, главное — это наши общие цели и интересы!

Мне хочется донести детям, что мир такой большой, но в тоже время все мы — одно целое. Даже расскажу про одну долгосрочную перспективу — сейчас ведём активные переговоры с моими друзьями-основателями музыкальных школ в Мюнхене, Лейпциге и Кёльне. Мечтаем во времена «после короны» наладить совместную коммуникацию. Как раз, год-другой у нас есть.

Подпишитесь на
канал EX-PRESS.BY
в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.

Добро пожаловать в реальность!

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter

Источник