Развитие дислалии у ребенка
Автор Клинова М.Ю. На чтение 6 мин. Просмотров 3.1k. Опубликовано 02.05.2019 Обновлено 12.01.2020
Термин «дислалия» применяется для определения распространенного дефекта речи, выраженного в изменении, искажении, замене или отсутствии звуков. Выделяют функциональную и механическую формы дислалии.
Для постановки диагноза и составления схемы лечения требуется консультация логопеда. Коррекция базируется на формировании коммуникативных и произносительных навыков, включает обязательный подготовительный период. В ряде случаев для устранения дефектов речи требуется оперативное вмешательство.
Что такое дислалия у детей
Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.
Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.
Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».
Причины возникновения дислалии
Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:
- Анатомически неверное расположение зубов.
- Нарушения прикуса.
- Короткая уздечка языка.
- Низкое либо чрезмерно высокое небо.
- Расщелины неба или губ.
- Нарушение подвижности языка или губ.
В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:
- Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
- Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
- Нарушения фонематического слуха.
- Запущенность педагогического воспитания.
В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.
Виды дислалии
Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.
К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.
Физиологические предпосылки механической дислалии
Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.
К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.
Социальные предпосылки функциональной дислалии
Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:
- Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
- Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
- В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
- Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
- К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.
Симптомы дислалии
Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.
К числу основных признаков относят:
- Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
- Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
- Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
- У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.
Главная задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.
Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.
Коррекция дислалии
Эффективность коррекционных мер, направленных на лечение дислалии, зависит от формы и степени патологии. В целом схема устранения подчиняется следующему алгоритму действий:
Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.
На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.
На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.
Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.
В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.
В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.
Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.
Способы коррекции дислалии
Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.
Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:
- Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
- Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
- Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.
Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.
Упражнения для устранения механической дислалии
Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.
Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.
Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.
В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.
Артикуляционные упражнения для губ
Задачей артикуляционной гимнастики называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.
Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.
Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.
Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.
Такую же манипуляцию провести с губами.
Прогноз на выздоровление и меры профилактики
Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.
Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:
С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.
Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.
Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.
Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.
Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.
В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.
Источник
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.
Общие сведения
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Дислалия
Причины
Причины механической дислалии
В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:
- короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
- макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
- толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.
Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:
- неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
- аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
- высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
Причины функциональной дислалии
При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.
- Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
- Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.
Классификация
С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:
- моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
- сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
- сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:
- акустико-фонематическую;
- артикуляторно-фонематическую;
- артикуляторно-фонетическую.
С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
- Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
- Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
- Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
- Йотацизм – недостатки произношения [й]
- Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
- Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
- Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
- Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
- Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).
В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.
Симптомы дислалии
Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.
- Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
- Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
- Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
- Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.
Диагностика
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).
Дифференциальная диагностика
При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.
Коррекция дислалии
Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
- Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
- Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
- Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.
Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.
Источник