Развитие чувств ребенка 4 лет
Людмила Корепанова
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет
Эмоциональное развитие дошкольников 4-5
Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.
Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.
А. Мердок
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.
Приемы и методы совместной деятельности
Тема Задачи Совместная деятельность
Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.
Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.
Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»
• Игра «Радио» (на описание внешности)
• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)
• Чтение:
В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»
Е. Долинова «Мне 5 лет»
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)
Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.
Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.
• Беседа «Моя семья»
• Рассматривание семейного альбома
• Рисование «Моя семья»
• Чтение:
Ш. Перро «Красная шапочка»
«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)
В. Сутеев «Мешок яблок»
Е. Благинина «Мамин день»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама»
• Игра «Встреча»
• Игра «Сердце семьи»
Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).
Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.
Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»
• Чтение:
В. Драгунский «Он живой и светится»
«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)
«Зимовье» (рус. нар. сказка)
• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»
• Игра «Угадай, кто мой друг»
• Игра «Подарки»
• Игра «Комплименты»
• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»
Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.
Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.
Расширять представления об органах чувств и ощущениях.
• Беседа «Твоя любимая игра»
• Игра «Угадай на вкус»
• Чтение:
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Даль «У тебя самого свой ум»
К. Ушинский «Четыре желания»
• Игра «Передай хорошее настроение»
• Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.
Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.
• Беседа «Разное настроение»
• Чтение:
«Айога» (ненецкая сказка)
А. Барто «Стихи»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)
• Игра «Передай настроение»
• Функциональное упражнение «Шалуны»
• Игра «На что похоже настроение»
Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.
Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.
Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.
Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
• Чтение:
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Л. Толстой «Мальчик стерег овец»
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
«Три поросенка» (англ. нар. сказка)
«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)
• Игра «Хорошо-плохо»
• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций
«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»
• Игра «Потянулись-сломались»
• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.
Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.
Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»
• Чтение:
Заходер «Кискино горе»
«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)
«У страха глаза велики» (сказка)
«Пых» (белорус. сказка)
• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»
• Игра «Ласковые лапки»
• Игра «Бабушка Яга»
Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.
Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»
• Чтение:
С. Маршак «Перчатки»
Л. Толстой «Птичка»
К. Чуковский «Краденое солнце»
К. Чуковский «Тараканище»
• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.
• Игра «Грустно-весело»
• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)
• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
• Игра «Аплодисменты»
Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)
Показать, как легко возникает спор.
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»
• Чтение:
Е. Серов «Нехорошая история»
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»
«Упрямые козы» (нар. сазка)
• Игра «Пузырьки»
• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»
• Проигрывание специально созданных ситуаций.
• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»
• Игра «Ссора»
Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)
Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
• Беседа «Мы такие разные»
• Чтение:
В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»
С. Козлов «Необыкновенная весна»
• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)
• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)
• Сочинение историй из жизни детей.
• Коммуникативное упражнение «Маска»
Источник
Ребенку исполнилось 4 года. Пройден сложный период — кризис трехлетнего возраста.
Как будет формироваться психика ребенка в 4-5 лет?
Как родители могут помочь развитию своего чада?
Ответы на эти и другие вопросы — в этой статье.
Содержание:
- Развитие психики в 4-5 лет
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики ребенка в 4-5 лет
Этот возраст — переход от раннего детства к дошкольному.
Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям.
Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка.
Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим.
В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными.
Также сейчас формируются волевые качества характера.
Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.
Интеллектуальная сфера
Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы.
Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову.
В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое.
Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись.
Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников).
Взрослые для ребят 4-5 лет — авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.
Внимание
Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше.
Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени.
Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию.
Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.
Память
В возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени.
Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры.
Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.
Мышление
В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт).
Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется.
Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец.
Восприятие
Ребенок активно совершенствует свое восприятие.
Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу.
В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о
- цветах,
- формах,
- геометрических фигурах,
- величине,
- времени (время суток, время года),
- пространстве (вверх, вниз, далеко, близко),
- вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий),
- запахе,
- качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый и т.д.),
- звуке.
Воображение
В этот период значительно развивается воображение.
Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование.
В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это — нормальная особенность развития психики.
Речевая сфера
Развиваются и речевые способности.
Улучшается дикция и звукопроизношение.
Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему.
Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.
Эмоционально-волевая сфера
В этот период значительно развивается эмоциональная сфера.
Чувства ребенка становятся более глубокими устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства — доброту, чувство дружбы и т.д.
Дети учатся сопереживать другим людям.
При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.
Игровая деятельность
Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм.
Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают. дружат.
В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола.
Например. девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.
Игры и игрушки для детей 4-5 лет
Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру.
Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет:
- для развития мелкой моторики — лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.;
- для формирования крупной моторики — подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами);
- спортивные игрушки — мячик, скакалка;
- детский транспорт — велосипед, самокат, беговел;
- для сюжетно-ролевых игр — наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.;
- для творчества — карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.
Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры — инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок.
В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.
Коммуникативная сфера
Для четырехлетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей.
Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников.
В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция.
Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами.
А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.
Трудности возраста
4-5 лет — это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым.
Но и в этом возрасте есть свои сложности.
Богатое воображение ребенка может порождать страхи — например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его.
Также четырехлетний ребенок очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его.
Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться.
В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Родитель для четырехлетнего ребенка — некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.
Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.
Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.
Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков.
Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.
Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним.
Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.
Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.
Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.
Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.
В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п.
Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми — уступать, делиться, отстаивать свои интересы.
Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.
Возраст 4-5 лет — довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник