Развитие анатомо физиологическое ребенка
Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.
С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности.
Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.
В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени — быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.
Масса тела
Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери воды с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.
Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.
У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.
После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.
Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии — на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:
масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.
Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n), от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n — число лет ребенка.
Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.
Рост
Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».
Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.
В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.
Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц — 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц — 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц — 4,5 см за квартал.
К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам — утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков — от 13,5 до 15,5 лет, у девочек — от 8,5 до 11,5 лет.
Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек — в возрасте 16-25 лет.
Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.
1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n — число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).
2. Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n — число лет.
Изменение окружности головы
При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 — 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.
Изменение окружности груди
Окружность груди — параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.
При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.
Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.
Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:
а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n — число лет (до 10); 63 — окружность груди 10-летнего ребенка, см;
б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n — возраст детей (старше 10), 3 — среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.
Изменение пропорций тела
С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей — наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.
В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.
С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.
Поверхность тела
Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого — только 0,02 м2.
Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:
1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:
S = (4M+7)/(M+90),
где М — масса тела.
В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе — до 1 кг.
2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м2, на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.
3. Для детей 10—17 лет:
S=(n-1)/10,
где n — возраст ребенка, годы.
С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):
голова и шея — 9 %;
верхние конечности: каждая — 9 %; обе — 18 %;
нижние конечности: каждая — 18 %; обе — 36 %; туловище: передняя поверхность — 18 %; задняя поверхность — 18 %; общая поверхность — 36 %.
Методика антропометрических измерений
Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.
Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.
Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.
Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей — ниже среднего, а в пределах 75 — 90 центилей — выше среднего, от 10 до 3 центилей — низкий, а от 90 до 97 центилей — высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.
Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.
Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени — на 15-30%, III степени — более 30%.
При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.
При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.
Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % — паратрофией II степени, более чем на 50 % — паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.
Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.
Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.
У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).
Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.
Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.
В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.
Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.
В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.
В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация — ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.
Источник
В возрасте с 3 до 7 лет дети очень сильно меняются — из пухлых малышей вдруг превращаются в худых, без умолку болтающих, имеющих свою позицию и точку зрения мальчиков и девочек. Как изменяются дети за эти 4 года? Каковы анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста? Что характерно для дошкольников и как распознать патологию?
Три года — кризисный возраст
Три года — первый сложный возраст не только для ребенка, но и для его родителей. Конечно, кризисы охватывали малыша и раньше, но, по сравнению с этим возрастным кризисом, все они, скорее всего, быстро забудутся.
Кризис трех лет по силе и частоте не уступает подростковому. Три года — время формирования новых отношений с окружающим миром, поиска активных контактов со взрослыми и сверстниками.
Дети этого возраста активны, быстро развиваются, получают новые и совершенствуют уже имеющиеся навыки во всех сферах — самообслуживании, речи, психических реакциях.
Из анатомо-физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста прежде всего следует выделить:
- недостаточную толщину кожных покровов, которые еще плохо справляются с терморегулирующей функцией;
- повышенную частоту пульса и пониженное артериальное давление;
- недостаточное окостенение скелета;
- неразвитость систем торможения в нервной системе.
Физиология трехлетки
В возрасте трех лет дети имеют примерно следующие показатели:
- Рост: 95 см + 4,3 см.
- Количество молочных зубов: 15-20.
- Вес: 11,5 кг + 2 кг.
- Окружность головы: 47 см.
- Окружность грудной клетки: 50,7 см + 2 см.
К физиологическим особенностям детей дошкольного возраста относится замедление роста и набора веса, при этом заметно изменяются пропорции тела. Мышечная система укрепляется, ребенок стремится больше двигаться, однако контроль над движениями еще не выработан, поэтому для этого возраста характерно получение травм.
Психическое развитие младшего дошкольника
Ведущим процессом в психическом развитии трехлетнего ребенка становится восприятие. Он быстро познает мир в игровой деятельности. Его внимание все еще не устойчиво, однако заметна положительная динамика — к 4 годам малыш сможет посвятить одному занятию уже около 10 минут.
Ребенок уже анализирует и сравнивает между собой предметы и объекты действительности, но память остается непроизвольной. Легче всего он запоминает то, что сопровождается движением.
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что в возрасте трех лет в речи ребенка все еще присутствуют не все звуки — «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л» и «р» появятся немного позже. В этот период речь продолжает оставаться диалогической и преимущественно ситуативной. Словарный запас ребенка колеблется от 1500 до 2000 слов. В речи начинают появляться глаголы и прилагательные. Воображение все еще развито очень слабо.
4 года — упор на физическое развитие
Четыре года — новый этап в развитии дошкольника. Кризис трех уже позади, ребенок научился справляться с некоторыми эмоциями, частично отвоевал себе свободу. Наступает спокойный период, когда малыш занят познанием себя и мира.
Основным показателем нормального развития служат вес и рост. В 4 года вес колеблется в пределах 11-19 килограммов, а рост — 96-114 сантиметров. Ребенок очень подвижный, но анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста не позволяют ему в должной мере координировать свои движения. Все еще нередки травмы.
Маленьких непосед следует отдать в спортивную секцию, на общую физическую подготовку, а также по возможности проводить как можно больше времени на свежем воздухе. На улице нужно предлагать ребенку подвижные игры.
Психологическое состояние четырехлетнего ребенка
Психоэмоциональное состояние четырехлетки все еще очень нестабильно — он легко поддается чувствам, оказывается в их плену, но также легко отвлекается и забывает.
Спектр чувств увеличивается — теперь малыш уже осознает, когда он чувствует грусть, стыд, обиду или разочарование. Формируются зачатки эмпатии — ребенок считывает настроение родного человека и сопереживает или делит с ним радость.
Интеллект, речь и моторика
Интеллектуальное развитие легко объясняется анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Мозг четырехлетнего ребенка уже практически достиг объемов мозга взрослого человека, но большинство нейронных связей все еще не сформированы, а правое и левое полушария развиты в равной степени.
Ведущей остается игровая деятельность. Ребенок активно познает мир, развивается ассоциативное мышление. Увеличивается словарный запас, диалогическую речь сменяет монологическая — все чаще ребенок комментирует свою игру, напевает песенки собственного сочинения.
С речью тесно связано развитие мелкой моторики. Все еще очень важно проводить занятия по ее развитию — игры с крупами, бусинами, мелким конструктором. Можно начать подготавливать руку к письму — в этом возрасте ребенок должен много лепить и рисовать.
Пора начинать короткие занятия буквами и счетом, читать малышу, отгадывать загадки. Анатомо-физиологические особенности детей-дошкольников все еще не позволяют им долго удерживать внимание, поэтому такие занятия не должны длиться дольше 10-15 минут.
5 лет — время расцвета самостоятельности
Пятилетний ребенок — это уже не очаровательный трехлетний малыш, и даже не гиперактивный четырехлетка. Пять лет — это время для развития логических и творческих способностей малыша.
Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, отстаивает свою точку зрения, много спорит. Активно развивается интеллект и образуются новые нейронные связи.
Дошкольник жадно впитывает новые знания, но анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что они не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии. Это следует учитывать педагогам при построении развивающих занятий — они не должны превышать 20-25 минут с обязательной активной физминуткой.
Наглядно-действенное мышление сменяется образным и начинает активно развиваться фантазия. Одновременно появляются страхи — темноты, одиночества, замкнутого пространства и многие другие.
Время для спорта
Физиологические особенности развития детей дошкольного возраста в пять лет подразумевают развитие гибкости, ловкости, координации движений, силы и умения ориентироваться в пространстве. В совокупности с быстрым интеллектуальным развитием это создает отличную базу для первой пробы в спорте.
В пять лет ребенок уже в состоянии усваивать правила командных игр, слушать и слышать тренера. Занятия по общей физической подготовке можно постепенно замещать осознанными формами двигательной активности — спортом или танцами.
Активно растет и развивается структура мозга и скелет ребенка. За прошедший год ребенок набрал 2-2,5 килограмма и вытянулся на 5-7 сантиметров.
Физиология шестилетнего ребенка
Шесть лет — переходный возраст в жизни ребенка. Двигательная активность все еще стоит во главе его развития, одновременно увеличивается тяга к познавательной деятельности.
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста в 6 лет подразумевают активное развитие опорно-двигательного аппарата, мелких групп мышц, дифференциальное развитие отделов ЦНС, укрепление сердечно-сосудистой системы.
Большой скачок происходит в развитии психической и умственной сферы.
Старший дошкольный возраст
В шесть лет у ребенка формируется волевое усилие. Он может выбрать себе какую-то задачу и удерживать на ней свое внимание достаточно продолжительное время. Продолжает развиваться воображение, малыш начинает лучше отличать свои фантазии от реальности.
Ребенок использует в речи обширный словарный запас, свободно пользуется родным языком, умеет выражать свои мысли и чувства. Он не только осознает себя личностью с собственными желаниями, но и умеет соизмерять их со своими способностями и возможностями. Несмотря на возросшую самостоятельность, дошкольник становится более гибким и открытым к диалогу.
При построении отношений с шестилетним ребенком стоит учитывать анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Малыш все еще нуждается в поддержке взрослого, но его возросшие физические и психические способности нельзя игнорировать. Следует поощрять самостоятельность и инициативность, организовать ребенку возможность общения с ровестниками и взрослыми — тренерами, друзьями семьи, учителями и наставниками.
От малыша к школьнику
Кратко анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста можно сформулировать в следующих пунктах:
- Рост замедляется до 5 сантиметров, набор веса — до 2 килограммов в год.
- Снижается частота пульса, увеличивается артериальное давление.
- Кожные покровы утолщаются.
- Начинается окончательное окостенение скелета. Этот процесс займет несколько лет, поэтому все еще необходимо следить за осанкой ребенка.
- Нарастает мышечная масса, начинается дифференцировка мышечных волокон.
- Грудная клетка принимает форму цилиндра, ребра занимают то же положение, что и у взрослого.
- Возрастает дыхательный объем легких — потребность в кислороде у 6-летнего ребенка почти вдвое больше, чем у взрослого.
- Продолжает свое развитие желудочно-кишечный тракт — объем желудка и длина кишечника увеличиваются.
- Объем глазного яблока увеличивается, начинает свое развитие глубинное зрение. Острота достигает показателей взрослого человека.
- Продолжает свое активное формирование иммунная система.
- Повышается острота слуха.
- Проявляются первые половые различия. Это объясняется развитием эндокринной системы — гипофиза, надпочечников и щитовидной железы.
- Происходит большой скачок в развитии нервной системы малыша и его умственном развитии. Формируются зачатки интеллекта и мышления.
Патологии и отклонения в развитии дошкольников
При неблагоприятных обстоятельствах — моральных или физических — нормальное развитие ребенка может нарушаться, в результате чего формируются различные патологии. Они могут быть физическими, социальными, педагогическими и психическими. К сожалению, не каждое из этих отклонений в состоянии заметить или отличить от особенностей характера даже опытный родитель. Именно поэтому так важно своевременно проходить диспансеризацию.
Ориентируясь на средние показатели возрастных физиологических особенностей детей дошкольного возраста, родители могут самостоятельно контролировать развитие ребенка, а в случае подозрения на патологию — немедленно обратиться к врачу. Вас должно насторожить, если:
- ребенок слишком много фантазирует или, наоборот, слишком примитивен в своих фантазиях;
- демонстрирует инфантильные реакции, не свойственные возрасту — кричит, плачет, падает в истерике на пол по любому незначительному поводу;
- не в состоянии соблюдать запрет даже в игровых ситуациях;
- чересчур агрессивно реагирует на запреты и замечания;
- с трудом выстраивает отношения со сверстниками;
- не проявляет интереса к знаниям;
- мало двигается, не интересуется подвижными играми;
- неусидчив и рассеян.
Все эти признаки могут свидетельствовать о нарушениях реакций возбуждения и торможения в головном мозге. При любых подозрениях на патологию следует сразу проконсультироваться с педиатром и детским неврологом.
Источник