Разработка программ индивидуального развития ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап — результативно-коррекционный
1 этап — информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
— наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап — организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
— диагностика познавательной деятельности учащихся;
— исследования эмоционально-личностной сферы;
— диагностика межличностных отношений;
— диагностика психологического здоровья;
— исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа индивидуального развития ребёнка |
Автор | Михайлова Светлана Геннадьевна, классный руководитель МБОУ «СОШ №39» г. Чебоксары |
Основание для разработки программы | Реализация приоритетного национального проекта «Образование» от 5 сентября 2005 года: внедрение инновационной деятельности в воспитательный процесс с использованием личностно-ориентированного подхода к ребёнку |
Цель программы | Создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению и успешной адаптации в социуме и в образовательной среде |
Задачи программы | Расширение круга интересов подростка. Развитие творческих и интеллектуальных способностей подростка. Создание условий для поддержания стабильного здоровья. Оказание психолого-педагогической помощи в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении. Осуществление сотрудничества и взаимодействия между учеником, педагогом и родителями. Выявление уровня развития подростка степени её социальной адаптации и свойства личности. |
Основные мероприятия |
|
Участники программы | Классный руководитель, учащиеся класса, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги и родители, педагоги дополнительного образования. |
Ожидаемые результаты | Достижение высокого образовательного уровня. Формирование гармонично развитой личности: интеллектуальной, креативной, толерантной, здоровой. Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащейся. Оптимизация самооценки ученика, расширение позитивных социальных контактов. Формирование активной жизненной позиции подростка. Организация презентации достижений учащейся за четыре года. |
Принципы реализации Программы |
|
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ « Об образовании».
- Закон ЧР « Об образовании».
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция РФ,
- Закон « О правах ребёнка», « О защите прав детей
- Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
- Школьные программы: «Развитие воспитания», «Здоровый образ жизни», «Подросток и закон», «Школа и родители», «Досуг».
Условия реализации Программы:
— создание мотивационного поля и благоприятных условий, возможностей для полноценной работы над реализацией Программы;
— осознание необходимости решения проблемы;
— координация действий всех участников Программы;
— личностно-ориентированный подход;
— организация деятельности учащейся.
Комплекс методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседа;
- интервьюирование;
- тестирование;
- анкетирование;
- тренинги;
- деловые игры;
- изучение продуктов ученического творчества.
Методы и формы педагогического воздействия
- Убеждение
- Пример
- Разъяснение
- Пожелание
- Создание ситуаций
- Совместное изучение результатов деятельности
- Внушение
- Тренинг
- Беседа
- Просьба
- Совет
- Одобрение
- Наблюдение
- Ведение учета, записей, дневника
- Соревнование
- Поощрение
- Создание ситуаций успеха
Важнейшие заповеди нравственного воспитания
«Золотое правило» нравственности: Не делай другому того, чего себе не желаешь.
- Доброта
- Эмпатия
- Честность
- Вежливость
- Справедливость
- Уважение
- Дружба
- Трудолюбие
- Патриотизм
Дополнительное образование
- Кружок «Декоративное вязание».
- Клуб английского языка «Восходящие звёзды»
Сотрудничество с родителями
- Беседы
- Консультации
- День открытых дверей
- Родительские собрания
- Создание сайта класса
- Классные и школьные мероприятия
- Родительское патрулирование
Этапы и направления Программы
«Тропинка к своему «Я»»
Деятельность по реализации
программы индивидуального развития ребенка
1. Учебно-познавательная деятельность
Цель: развитие познавательной активности.
- Задачи: 1) выявление индивидуальных способностей;
- 2) развитие умений и навыков в учебной деятельности;
- 3) развитие самостоятельного мышления;
- 4) выработка потребности в постоянном пополнении своих знаний;
- 5) формирование стремления к сочетанию личных и общественных интересов.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Углубленное изучение отдельных предметов (русского языка и литературы, обществознания, английского языка и чувашского языка) | Элективные курсы, кружки по данным предметам, факультативы, консультации, информирование родителей об учебной деятельности ученицы, беседы с учителями-предметниками | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Участие в олимпиадах | Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации | Кл. руководитель, учителя-предметники | |
Участие во Всероссийских и республиканских конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Чувашская ласточка» и дистанционных олимпиадах | Дополнительные занятия с учителями-предметниками по индивидуальным программам, консультации | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Научно-исследовательская работа | Создание и защита проектов, исследовательских работ и рефератов, участие в конкурсах. Предметное обучение, олимпиады, конкурсы Уроки творчества и презентация работ | Кл. руководитель, учителя-предметники, родители | |
Участие в предметных неделях | Участие в предметных конкурсах, конференциях. | Кл. руководитель, учителя-предметники |
2. Развитие творчества и самостоятельности
Цель: создание условий для проявления учащейся инициативы, самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи: 1) изучение индивидуальных интересов и потребностей учащейся во внеурочной деятельности;
2) создание условий для равного проявления своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
3) просвещение и консультации в выборе кружков, секций и т. д.;
4) стимулирование инициативы и активности учащихся.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Организация коллективной деятельности, развитие креативности | Участие в самоуправлении класса, в КТД, общешкольных праздниках, классных вечерах, концертах, постановках. Подготовка и проведение тематических классных часов, творческих вечеров. | Кл. руководитель, актив класса, зам. директора по ВР, родители | |
Самопознание и самовоспитание | Анкетирование. Тесты по самопознанию. Ознакомление подростка с основными методами и приемами самопознания. Тренинги. Посещение музеев, выставок, театров, кинотеатров, кружков. Беседы. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Развитие творчества и самотворчества | Участие в организации деловых тренингов, походах, объединениях по интересам, КТД. Демонстрация достижений | Кл. руководитель, актив класса, родители |
3. Воспитание толерантной личности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование
Цель: воспитание толерантной личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к саморазвитию, самовыражению.
Задачи: 1) создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации в обществе;
2) формирование у учащейся представления о различных нормах поведения;
3) научить решать возникающие проблемы мирным путём, воспитывать понимание сущности ответственности и исполнительности, точности, активности.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Расширение представлений о различных формах социального устройства жизни, формирование положительного отношения к обществу | Индивидуальные беседы с учителями истории и обществознания. Диспуты с участием класса. Тренинг этнической толерантности. Встречи с ветеранами вооруженных сил, выпускниками школы, государственными служащими. Просмотр информационных телепередач, чтение газет. | Кл. руководитель, учителя истории и обществознания, родители | |
Формирование вечных общечеловеческих ценностей (добро, истина, красота) | Беседы. Тренинг общения и взаимодействия. Анкетирование. Тесты. Диспуты. Этические и эстетические темы в классе. | Кл. руководитель, руководитель музея, библиотекарь школы, психолог | |
Формирование идеала человека, жизненной позиции (образ человека, образ жизни) | Беседы. Диспуты. Классные часы. | Кл. руководитель, зам. директора по ВР, учитель истории, родители | |
Отношение к Родине, к родителям | Классные часы. Классные вечера и другие мероприятия с участием родителей. Приглашение родителей на выступления подростка в КВНах, конференциях, диспутах. Творческие работы. Экскурсии. Выступления с докладами. | Кл. руководитель, учитель русского языка и литературы, учитель истории родители | |
Формирование человеческих норм общения и поведения | Тренинги. Анализ ситуаций, происходящих с подростками. Беседы. Диспуты. Участие в благотворительных акциях. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Формирование индивидуального этикета | Психологические и этические тесты в помощь осознания своего поведения в обществе. Ситуационные упражнения. Беседы. Диспуты. Мастер — классы. | Кл. руководитель, психолог, родители | |
Формирование позитивной самооценки | Тестирование. Анкетирование. Беседы. Диагностические занятия. Конкурсы. Уроки творчества. Участие в классных и школьных мероприятиях. Посещение кружков. Встреча с интересными людьми. Участие в классном самоуправлении. Тренинг ассертивного поведения. | Кл. руководитель, психолог, социальный педагог | |
Ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование | Личностная диагностика. Тесты. | Кл. руководитель, психолог | |
Формирование интереса к осознанному выбору профессии | Карта интересов. Тренинг выбора профессии. | Кл. руководитель, психолог |
4. Здоровый образ жизни
Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей
Задачи: 1) диагностика и учет заболеваний учащейся;
2) развитие навыков самообслуживания;
3) формирование положительного отношения к занятиям спортом с минимальной нагрузкой;
4) формирование негативного отношения к вредным привычкам;
5) развитие навыков полноценного отдыха и стимулирование позитивного поведения;
6) сотрудничество с внешкольными организациями, помогающими вести просветительскую работу;
7) сотрудничество с родителями и учителями-предметниками.
Направление деятельности | Формы и методы работы | Ответственные | Сроки |
Приобщение к здоровому образу жизни | Участие в спортивных соревнованиях между классами в качестве болельщика. Туристические походы и поездки. Утренняя зарядка. Спортивные игры и праздники. Походы и экскурсии. Классные часы. Спортивные конкурсы. Встречи с врачами-специалистами. Беседы, дискуссии о пользе спорта. Родительские собрания. Индивидуальные консультации для ребёнка и родителей. Участие в акциях. | Кл. руководитель, учитель физкультуры, родители | |
Формирование полового самосознания и здорового образа жизни | Встречи с врачами- специалистами, школьным психологом. Анкетирование индивидуальное и в группе. | Кл. руководитель, школьная медицинская сестра, психолог, родители | |
Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам как средству сохранения здоровья | Встречи с медицинскими работниками, обследования специалистами по коррекции незначительных отклонений | Кл. руководитель, школьная мед. сестра, родители | |
Формирование навыков безопасного поведения | Беседы на уроках ОБЖ. Встречи с работниками МЧС и МВД. Диспуты. Классные часы. Мастер — классы: «Это должен знать каждый». Индивидуальная консультация. «Дни здоровья» в школе и классе. | Кл. руководитель, учитель ОБЖ, родители |
Источник