Разработайте индивидуальную программу развития для ребенка с овз

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

      Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

особенностями  взаимодействия  их  с  особым  ребенком,  оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальныe образовательные услoвия для максимaльной реализации особых образоватeльных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.

      Цель программы — формирование системного подхода к обеспечению

условий  для  развития  детей-инвалидов,  детей  с  ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

обществе.

      Задачи программы:

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

психического развития;

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико —

педагогическую  помощь  детям-инвалидам,  детям  с  ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико —

педагогическими рекомендациями);

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными  потребностями  основной  общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

учреждении.

— оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным  представителям)  детей с особыми  образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

      Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

следующие критерии:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

•  максимальное  использование  разнообразных  видов  детской деятельности,  их  интеграция  в  целях  повышения  эффективности воспитательно -образовательного процесса;

•  творческая  организация  (креативность)  воспитательно-образовательного процесса;

•  вариативность  использования  образовательного  материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

      Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

общедидактических принципах:

1.  Принцип единства развития и коррекции, который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2.  Принцип единства диагностики и коррекции развития, который

предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

изучения ребенка;

3.  Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

проблемами;

4.  Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

особенностей развития;

5.  Принцип  комплексности  методов  психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6.  Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

ребенка;

7.  Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8.  Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

     Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

Читайте также:  Идеи выготского о развитии аномального ребенка

      Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.

      Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

Разделы структуры ИОП:

 • титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

 • пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

 • индивидуaльный учебный план;

 • содержание программы, состоящее из трех основных компонентов:

—образоватeльный компонент:  раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

 — коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

 — воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

      Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и  педагогами,  прошедшими курсовую,  профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

       Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

Источник

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

Родитель____________                                                  Заведующий МАДОУ______

Дата________________                                                  Дата ____________________

ф.и.о. ребенка

г. Нижневартовск, 2015г.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

Адресат:  Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.

Мальчик  с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.

Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.

Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.

Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.

Читайте также:  Нижнекамск все центры развития ребенка

1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;

4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные  занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):

№занятия

Тема

Основное содержание занятия

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

— Вместе с мамой.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

— Про бабку.

Развитие координации движений

— Моя семья.

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

— Листья полетели.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

— Боровичок.

Развитие координации движений

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

— Лепим ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Волшебный мешочек.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

— Подбери фигуру.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

— Волшебный мешочек.

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Фрукты, овощи, ягоды.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

— Лепим фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Фрукты и овощи.

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

— Лепим ромашку

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Запомни слова.

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

— Шуршащие листья.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Найди фигурке место

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Старая утка.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

— Царапка – гимнастика для пальцев.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

— Лепим снежный ком.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Лошадки.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Мозаика на пластилине.

Развитие тактильного восприятия.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

— Потопаем, похлопаем.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

— Слушай бубен.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

— Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

— Два барана.

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Четыре стихии.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

— У оленя.

Развитие координации движений, памяти.

— Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора года 1 год 6 месяцев

№33-34

Сутки.

— Что сначала?

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

— Лепим ёлочные игрушки.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

— Слушай бубен!

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

— День рождения куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

— Указочка.

Развитие координации движений.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

— Одеваем куклу в гости.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

— Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

— Ухо-нос.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

— Лепим тарелку и чашку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

— Чашки и блюдца.

Развитие зрительного восприятия, внимания.

— Накроем стол

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

— Конструктор.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Замок.

Развитие координации движений, памяти.

— Уютный дом куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

— Игры «Самолёт летит».

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Два медведя.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Прокати по дорожке.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Кто летает?

Развитие внимания.

— Сорока-белобока.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Мишка косолапый.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Сравни животных.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

— Рисуем нитью по клеточкам

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

— Школьный звонок.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

— Что в классе?

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Три медведя.

Развитие координации движений.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

— По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

— Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

— Зайка и ёжик.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

— Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

— Божья коровка.

Развитие координации движений, памяти.

— Жук.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Лепим бабочку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

— Посадим овощи.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).

— Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

— Улитка.

Развитие координации движений, моторной памяти.

— Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах

Филичева Т.Б.,   Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

        Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. — М.: Просвещение, 1990.

        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.

Источник