Разработайте индивидуальную программу развития для ребенка с овз
«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».
Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия
каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими
детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и
учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с
особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать
психологическую поддержку семье при реализации образовательной
деятельности при освоении программы.
Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальныe образовательные услoвия для максимaльной реализации особых образоватeльных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования.
Цель программы — формирование системного подхода к обеспечению
условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении дошкольной образовательной программы и социализации в
обществе.
Задачи программы:
— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с
нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)
психического развития;
— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико —
педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико —
педагогическими рекомендациями);
— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с
ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной
программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.
— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми
образовательными потребностями основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном
учреждении.
— оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют
следующие критерии:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.
Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих
общедидактических принципах:
1. Принцип единства развития и коррекции, который означает, что
коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и
внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей
развития и характера нарушений;
2. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который
предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут
определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического
изучения ребенка;
3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что
система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в
развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с
проблемами;
4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных
особенностей развития;
5. Принцип комплексности методов психолого-педагогического
воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
6. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов
в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение
материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и
потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для
ребенка;
7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе
предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее
положительный результат, поощрение его малейших достижений;
8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к.
ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и
успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей, как:
1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.
2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.
3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.
Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.
Разделы структуры ИОП:
• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;
• пoяснительная записка. Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;
• индивидуaльный учебный план;
• содержание программы, состоящее из трех основных компонентов:
—образоватeльный компонент: раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
— коррекционный компонент: указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.
— воспитательный компонент, который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;
• мониторинг достижений воспитанника, в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;
• заключение и рекомендации. Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется
специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной
подготовки в рамках обозначенной темы.
Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативноправовой базе.
Источник
«Согласовано» «Утверждаю»
Родитель____________ Заведующий МАДОУ______
Дата________________ Дата ____________________
ф.и.о. ребенка
г. Нижневартовск, 2015г.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:
Адресат: Иван (5 лет), воспитанник старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.
Мальчик с трудом вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.
Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.
Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.
Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития. Заикание.
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.
1) Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;
4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):
№занятия
Тема
Основное содержание занятия
Задачи занятия
№1-2
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№3-4
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№5-6
Я и моя семья.
— Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).
— Вместе с мамой.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).
— Про бабку.
Развитие координации движений
— Моя семья.
Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.
№7-8
Осень.
— Листья полетели.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
— Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
— Боровичок.
Развитие координации движений
— Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№9-10
Ягоды.
— Лепим ягоды.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Волшебный мешочек.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.
— Подбери фигуру.
Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.
№11-12
Овощи.
— Волшебный мешочек.
Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
— Фрукты, овощи, ягоды.
Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.
№13-14
Фрукты.
— Лепим фрукты.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Фрукты и овощи.
Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.
— Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№15-16
Осенние месяцы.
— По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
— Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).
№17-18
Растения: трава, цветы.
— Лепим ромашку
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Запомни слова.
Развитие кратковременной долговременной слуховой память.
№19-20
Растения: деревья, кустарники.
— Шуршащие листья.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
— Найди фигурке место
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№21-22
Домашние птицы.
— Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
— Старая утка.
Развитие координации движений, памяти.
№23-24
Домашние животные
— Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
— Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
— Царапка – гимнастика для пальцев.
Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.
№25-26
Зима.
— Лепим снежный ком.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Лошадки.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Мозаика на пластилине.
Развитие тактильного восприятия.
— Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№27-28
Игры и забавы детей.
— Потопаем, похлопаем.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
— Волшебный мешочек.
Развитие тактильного восприятия.
— Слушай бубен.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№29-30
Дни недели.
— Игра «Угадай по звуку».
Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).
— Два барана.
Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
№31-32
Зимние месяцы.
— По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
— Четыре стихии.
Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
— У оленя.
Развитие координации движений, памяти.
— Найди фигурке место.
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.
№33-34
Сутки.
— Что сначала?
Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.
— Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
— По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
№35-36
Новый год.
— Лепим ёлочные игрушки.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
— Слушай бубен!
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№37-38
Мои друзья.
— День рождения куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).
— Указочка.
Развитие координации движений.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.
№39-40
Одежда.
— Одеваем куклу в гости.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
— Да или нет?
Развитие произвольного внимания.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
№41-42
Обувь.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики.
— Проворные мотальщики.
Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.
— Ухо-нос.
Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
№43-44
Посуда.
— Лепим тарелку и чашку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
— Чашки и блюдца.
Развитие зрительного восприятия, внимания.
— Накроем стол
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№45-46
Мебель.
— Конструктор.
Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.
— Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
— Замок.
Развитие координации движений, памяти.
— Уютный дом куклы Насти.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№47-48
Транспорт.
— Игры «Самолёт летит».
Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.
— Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
— Два медведя.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Прокати по дорожке.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).
№49-50
Птицы.
— Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
— Кто летает?
Развитие внимания.
— Сорока-белобока.
Развитие координации движений.
№51-52
Дикие животные
— Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
— Мишка косолапый.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Сравни животных.
Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.
— Рисуем нитью по клеточкам
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№53-54
Школа. Школьный двор.
— Школьный звонок.
Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.
— Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
— Что в классе?
Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве
№55-56
Дни недели.
— По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
— Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
— Три медведя.
Развитие координации движений.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№57-58
Весенние месяцы.
— По порядку.
Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.
— Вид-вид.
Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.
— Зайка и ёжик.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№59-60
Насекомые.
— Кто как голос подаёт?
Развитие слухового внимания.
— Божья коровка.
Развитие координации движений, памяти.
— Жук.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Лепим бабочку.
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
№61-62
Сад, огород.
— Посадим овощи.
Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).
— Да или нет?
Развитие произвольного внимания и восприятия.
— Улитка.
Развитие координации движений, моторной памяти.
— Рисуем нитью по клеточкам.
Развитие мелкой моторики, развитие пространства.
№63-64
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
№65-66
Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с воспитанником в режимных моментах
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.
Источник