Разенкова логопедическое обследование ребенка 1 года

Ю.А. Разенкова «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни — это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка 1-го года жизни нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу на 1-м году жизни ребенка и, таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

Предлагаемая методика основывается на комплексном изучении ребенка 1-го года жизни: оценка его доречевых и предречевых возможностей проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств. Это определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в условиях патологии. Поэтому комплексное обследование проводится на основе диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии (анализ выписок из истории развития, из истории болезни и т.д.), а также данных наблюдения и обследования ребенка.

Общий осмотр необходимо начинать с наблюдения за ребенком в период бодрствования в кроватке, манеже и т.д., не привлекая к себе его внимание. Это дает возможность оценить положение тела ребенка, его поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения.

Затем обращают внимание на форму черепа младенца в целом и соотношение величины мозговой и лицевой частей черепа. У новорожденных форма черепа может быть самой разнообразной, что связано с ее временной деформацией при прохождении родовых путей, но обычно преобладает брахицефалическая. Деформация головы, связанная с родами, через 2-3 нед. исчезает. Редко череп имеет башенную форму. При гидроцефалии преобладание мозговой части черепа над лицевой особенно выражено. При микроцефалии, наоборот, преобладают размеры лицевой части черепа.

Необходимо отметить также наличие черепно-лицевых асимметрий. Асимметрия костей мозгового и лицевого черепа может быть конституциональным признаком, а может быть обусловлена и дизэмбриогенезом (Табл.).

Таблица. Основные дизэмбриогенетические стигмы

ЛокализацияХарактер аномалии
ЧерепФорма черепа микроцефальная, гидроцефальная брахицефалическая, долихоцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков.
ЛицоПрямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
ГлазаЭпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихназ(двойной рост ресниц) колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
УшиБольшие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низкорасположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки.
РотМикростомия, макростомия, “карпий рот”, высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык.
ШеяКороткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки.
ТуловищеДлинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
КистиБрахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый 5-ый палец, искривление всех пальцев.
СтопыБрахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
Половые органыКрипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора.
КожаДепигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.

О нормальной иннервации мимической мускулатуры свидетельствуют симметрия глазных щелей и складок на лице как в спокойном состоянии, так и при крике, симметричное смыкание век, плотное захватывание соска, соски.

При парезах и параличах мимической мускулатуры наблюдается комплекс симптомов: расширение глазной щели — лагофтальм; при крике, когда ребенок пытается зажмурить веки, глазные яблоки смещаются вверх, а глазная щель остается несомкнутой и видна белковая оболочка под радужкой — феномен Белла, один угол рта может быть опущен, одна носогубная складка может быть выражена больше другой. Во время крика отмечается неравномерность образования складок на лбу, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватывание соски, подтекание пищи из угла рта. Все это может свидетельствовать о периферическом поражении лицевого нерва. При центральном поражении лицевого нерва лагофтальм и феномен Белла отсутствуют, наблюдается сглаженность носогубной складки, при крике рот перетягивается в сторону более глубокой складки. Тонус мимических мышц, как и наличие или отсутствие пареза и паралича определяется логопедом при совместном с невропатологом осмотре ребенка.

Исследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, положения в покое при общем симметричном положении тела ребенка, оценку непроизвольных движений артикуляционного аппарата во время еды (сосания, глотания, снятия пищи с ложки, питья из чашки, откусывания, жевания и др.), при мимических проявлениях, при голосовых и звуковых реакциях, а также наличия или отсутствия парезов, параличей, насильственных движений. Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.

При активном сосании положенное количество молока ребенок высасывает за 10-15 мин., молоко не выливается изо рта, ребенок не поперхивается, сосание ритмичное и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных.

Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, наблюдается носовой оттенок голоса, это говорит о бульбарных или псевдобульбарных нарушениях.

При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием небного и глоточного рефлексов, свисанием мягкого неба, вытеканием пищи через нос, саливацией. В период новорожденности и первые месяцы жизни саливация может быть не выражена или выражена слабо, чаще всего она проявляется к 4 мес при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. При бульбарной симптоматике ребенок находится на зондовом вскармливании. При псевдобульбарной симптоматике усиливаются небный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва существенно не нарушает сосания и глотания. Заставив ребенка покричать, можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва).

Читайте также:  Манник на кефире для ребенка 1 год

Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыраженность кончика языка, ограниченная способность языка двигаться вниз, назад и т.д. Все это не дает возможности формировать разнообразие звуков в гулении, лепете, а в дальнейшем и в речи.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре характеризуются его повышением (гипертонусом), приводящим к спастичности артикуляционных мышц, когда отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ. Язык напряжен, отодвинут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.

Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что в дальнейшем повлечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3-6 мес уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. До 3-4 мес у детей преобладает физиологический гипертонус.

Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипотонии. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться, пища подтекает из углов рта, при жевании пища вываливается изо рта. При этом может отмечаться нозализация звуков гуления, лепета, крика.

Нарушения тонуса могут проявляться в виде дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса). В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, а при звуковых реакциях тонус резко нарастает.

Оценка состояния тонуса артикуляционной мускулатуры должна проводиться логопедом совместно с врачом-невропатологом. Исследуется мышечный тонус в артикуляционной и мимической мускулатуре при пассивных движениях органов артикуляции. Пассивные движения нижней челюстью (пассивное открывание и закрывание рта) при симметрично расположенном теле ребенка (ребенок в позе «на спине») дают возможность оценить тонус мышц нижней челюсти, жевательных мышц. Пассивные движения губ ребенка: открывание — закрывание губ, растягивание губ — сведение их в «трубочку» — дают возможность оценить тонус в мышцах губ, круговой мышце рта. Пассивные движения языка при толкании языка в стороны, кзади (надавливая на кончик языка и продвигая его назад), при захвате кончика языка двумя пальцами с подтягиванием его вперед дают возможность оценить тонус мышц языка.

Совместно с врачом-невропатологом логопед оценивает безусловные рефлексы, отсутствие или наличие патологических рефлексов орального автоматизма при обследовании детей с тяжелым органическим поражением ЦНС, детей с синдромом двигательных расстройств, детским церебральным параличом (ДЦП).

Следующим этапом обследования ребенка 1-го года жизни является оценка его дыхательной деятельности. Нарушения дыхания у детей с различными церебральными нарушениями обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функции.

Дыхание значительно совершенствуется после рождения ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает брюшной тип дыхания, дыхание поверхностное, частое. После 6 мес. брюшной тип дыхания заменяется смешанным, дыхание становится глубже и реже. У детей с церебральной патологией часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, сосанием, глотанием, а также между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерные нарушения ритма дыхания: при звукопроизношении дыхание учащается, после произнесения звуков делается поверхностный судорожный вдох, нарушается активный выдох. Тяжесть дыхательных нарушений соответствует тяжести общего двигательного поражения.

Затем логопед в ходе наблюдения за ребенком оценивает его голосовые реакции, связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного и ребенка первых месяцев жизни относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.

Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности даже этих голосовых реакций.

Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка слабым, тихим. Крик может быть пронзительным, болезненным, с носовым оттенком при аномалиях строения носоглотки, бульбарных или псевдобульбарных нарушениях. Голосовые реакции могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения ЦНС.

К 2 мес. у здорового ребенка крик возникает при прекращении общения с ним или при изменении положения его тела, а не только как реакция на голод, дискомфорт и пр.
На последующих этапах крик приобретает характер активной реакции протеста: в 6-9 мес. здоровый ребенок может кричать при появлении незнакомых людей, в 12 мес. ребенок громко кричит в ответ на то, что отобрали игрушку. У детей с церебральной патологией, генетическими и хромосомными заболеваниями крик долгое время не приобретает интонации, выразительности, или имеет крайне ограниченное значение в развитии общения ребенка со взрослым, или остается единственным средством общения ребенка со взрослым на протяжении всего 1-го года жизни (в случаях тяжелой патологии ЦНС).

Первые голосовые безусловно-рефлекторные реакции ребенка логопед оценивает методом наблюдения. Рекомендуется наблюдать за ребенком сразу после сна, перед кормлением и после кормления, при засыпании.

В ходе логопедического обследования методом наблюдения оценивают звуковые реакции ребенка: гуканье, гуление, лепет. Для логопедического обследования важно не только отсутствие или наличие этих звуковых реакций, но и их качественные характеристики. Развернутая система определения раздражителей, которые значимы для конкретного ребенка, позволяет наметить пути стимулирования звуковых реакций.

Логопед должен точно установить уровень общения ребенка со взрослым: то ли это только тактильно-эмоциональный уровень (что очень характерно для детей с тяжелой церебральной патологией, хромосомными заболеваниями), или эмоционально-речевой, или сочетание тактильно-эмоционального общения с эмоционально-речевым, присущее детям с перинатальной патологией, недоношенным детям, воспитывающимся в доме ребенка, или уровень предметно-действенного общения. Знание уровня общения и значимых раздражителей дает возможность выбрать правильное направление в коррекционной работе.

При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. О наличии у ребенка общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18-20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.); стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Читайте также:  Заболевания печени у ребенка 1 год

До тех пор, пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же налицо все четыре признака, общение является сложившимся.
На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, «делового» общения или предметно-действенного общения.

Самый короткий — этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.

Второй этап эмоционального общения охватывает время приблизительно 2-6-й месяц жизни ребенка.

Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни ребенка. Общение становится «деловым», оно включается в практическое сотрудничество ребенка со взрослым.

Логопедическое обследование завершается заключением логопеда и рекомендациями коррекционной работы с данным ребенком.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Разенкова Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. 2001. Альманах №3 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda
(Дата обращения: 25.10.2020)

Список литературы

  1. Дети–сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред Е.А. Стребелевой – М.: Полиграф сервис, 1998.
  2. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции / Институт коррекционной педагогики РАО, Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой. — М. Полиграф сервис, 1999.
  3. Разенкова, Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю.А.Разенкова. – М., 1997. – 169 с.
  4. Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка. Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. — № 3.
  5. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

Источник

  1. Дата обследования
  1. Возраст ребенка
  1. Данные доречевого и предречевого анамнеза
  1. Состояние слуха (по заключению специалиста)
  1. Состояние зрения (по заключению специалиста)
  1. Данные наблюдения и обследования

6.1. Череп — стигмы дизэмбриогенеза черепа

6.2. Лицо:

Наличие стигм дизэмбриогенеза

Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры

Наличие пареза, паралича

Мимика:

  • живая, выразительная;
  • вялая, маловыразительная;
  • лицо амимичное.

Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка
невропатологом и логопедом):

  • физиологический;
  • снижен (гипотонус);
  • повышен (гипертонус);
  • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

Нос:

  • строение не нарушено;
  • деформация носа;
  • западение спинки носа;
  • атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
  • атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
  • другие аномалии строения

6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим
поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

6.4. Артикуляционный аппарат:

Верхняя челюсть — строение:

  • без особенностей;
  • наличие расщелины;
  • справа;
  • слева;
  • полная;
  • неполная;
  • двусторонняя: полная; неполная;
  • другие аномалии строения

Нижняя челюсть — строение: аномалии

Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при
звуковых реакциях во время бодрствования):

  • в полном объеме;
  • ограничено опускание челюсти;
  • ограничены боковые движения;
  • ограничены движения при открывании рта;
  • ограничены движения при закрывании рта;
  • нарушено откусывание;
  • нарушено жевание;
  • другие нарушения движений

Тонус мышц нижней челюсти:

  • физиологический;
  • снижен (гипотонус);
  • повышен (гипертонус);
  • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

Соотношение между верхней и нижней челюстью:

  • не нарушено;
  • тенденция к формированию прогении;
  • тенденция к формированию прогнатии.

Губы:

Строение:

  • без особенностей;
  • толстые;
  • тонкие;
  • наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная; двусторонняя: полная; неполная;
  • наличие пареза мышц губ;
  • деформация верхней губы;
  • деформация нижней губы;
  • укорочение верхней губной уздечки;
  • другие аномалии строения

Положение губ в покое:

  • губы сомкнуты;
  • спастическое напряжение губ;
  • плотное смыкание рта;
  • губы плотно не смыкаются;
  • рот полуоткрыт;
  • губы вялые;
  • перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
  • опускание угла рта вниз: справа; слева;

Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при
звуковых реакциях во время бодрствования):

  • движения в полном объеме;
  • губы не округляются при присасывании;
  • пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон;
  • ребенок быстро устает во время еды;
  • не снимает пищу губами;
  • при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
  • при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
  • другие нарушения движений

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

  • физиологический;
  • снижен (гипотонус);
  • повышен (гипертонус);
  • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
  • насильственные движения в мышцах губ:
  • тремор;
  • гиперкинезы.

Язык:

Строение:

  • без особенностей;
  • толстый;
  • тонкий;
  • большой, массивный;
  • узкий, «игольчатый»;
  • складчатый;
  • кончик языка не выражен;
  • кончик языка раздвоен;
  • другие аномалии строения языка

Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

Положение языка в покое:

  • язык по средней линии;
  • язык тонкий, распластан в полости рта;
  • напряженный, отодвинут назад (кзади);
  • спинка языка приподнята;
  • спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
  • кончик языка приподнят кверху;
  • кончик языка не выражен;
  • язык отклоняется в правую сторону;
  • язык отклоняется в левую сторону;
  • синюшный цвет языка;

Непроизвольные движения языка:

  • движения в полном объеме;
  • ограничены движения в правую сторону;
  • ограничены движения в левую сторону;
  • ограничены движения кверху;
  • ограничены движения книзу;
  • ограничены движения кзади;
  • ограничены движения кончика языка вперед;
  • складывается «лодочкой»;
  • упирается кончиком в твердое небо;
  • другие нарушения движений

Синеет при непроизвольных движениях:

  • больше справа;
  • больше слева;
  • кончик языка;
  • весь язык.

Насильственные движения языка:

  • тремор;
  • гиперкинезы;
  • фибриллярные подергивания.

Подъязычная уздечка:

  • без особенностей;
  • укорочена;
  • укороченная уздечка с массивным тяжем;
  • наличие двух и более укороченных тяжей;
  • другие аномалии строения

Мышечный тонус языка:

  • физиологический;
  • снижен (гипотонус);
  • повышен (гипертонус);
  • дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

Твердое небо:

Строение:

  • без особенностей;
  • высокое;
  • узкое;
  • уплощенное;
  • широкое;
  • плоское;
  • наличие расщелины;
  • другие аномалии строения

Мягкое небо:

Строение:

  • без особенностей;
  • наличие расщелины;
  • другие аномалии строения

Наличие пареза:

  • отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
  • отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
  • провисание всей небной занавески;

Непроизвольные движения мягкого неба:

  • движения в полном объеме;
  • затруднено глотание;
  • поперхивание при глотании;
  • попадание пищи в нос;

Наличие саливации:

  • появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
  • слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
  • интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при
    определенных условиях

6.5. Наличие оральных синкинезий

6.6. Дыхательный аппарат

Читайте также:  Как сделать газету ребенку в 1 год

Тип дыхания:

  • брюшное дыхание (до 6 мес.);
  • смешанное дыхание (после 6 мес.);
  • инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания,
  • недостаточная глубина);
  • стридорозное дыхание.

Ритм дыхания:

  • без особенностей;
  • дискоординация вдоха и выдоха;
  • нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
  • нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
  • нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
  • поверхностный вдох;
  • укороченный, слабый выдох;
  • наличие утечки воздуха через носовые ходы.

6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:

Крик:

  • громкий;
  • звонкий;
  • достаточно сильный;
  • интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
  • наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного
    возраста);
  • тихий;
  • маловыразительный;
  • слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
  • захлебывающийся;
  • истощающийся;
  • визгливый;
  • прерывающийся;
  • сдавленный;
  • пронзительный;
  • болезненный;
  • с носовым оттенком;
  • отдельные всхлипывания на вдохе;
  • отдельные вскрикивания на вдохе;
  • крик афоничный;
  • вместо крика гримаса на лице;
  • другие особенности крика
  • крик отсутствует;
  • раздражители, вызывающие крик:
  • физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
  • часто беспричинно;
  • кричит постоянно, не успокаивается в позе «под грудью», при виде пищи, ощущении соски, соски бутылки.

Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):

  • громкий;
  • звонкий;
  • достаточной силы;
  • тихий;
  • слабый;
  • захлебывающийся;
  • истощающийся;
  • с носовым оттенком (нозализованный);
  • плач афоничный;
  • другие особенности плача

Кряхтенье:

  • активное;
  • слабое;
  • нет звуков кряхтенья.

Причмокивание:

  • активное;
  • слабое;
  • нет звуков причмокивания.

Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста):

Повизгивание:

  • активное;
  • слабое;
  • нет звуков повизгивания.

Хныканье:

  • активное;
  • слабое;
  • нет звуков хныканья.

Радостные возгласы:

  • активные;
  • слабые;
  • нет звуков.

Смех (с 4 мес.):

  • радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
  • нет радостных возгласов и смеха.

6.8. Предпосылки формирования активной речи.

Звуки гуканья, гыканья (с 1 мес):

  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
  • активное, частое гуканье;
  • редкие звуки гуканья;
  • звуки гуканья:

Раздражители, вызывающие гуканье:

  • непроизвольно;
  • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
  • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
  • на звук игрушки;
  • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
  • на тактильное прикосновение взрослого;
  • при сочетании ряда раздражителей
  • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
  • звуков гуканья нет.

Звуки гуления (с 2 мес):

  • повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике
    нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
  • гулит (4 мес.);
  • активное, частое гуление;
  • редкие звуки гуления;
  • звуки гуления

Раздражители, вызывающие гуление:

  • непроизвольно;
  • в комплексе оживления (с 3 мес);
  • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
  • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
  • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
  • на звук игрушки;
  • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
  • на тактильное прикосновение взрослого;
  • при сочетании ряда раздражителей:
  • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
  • звуков гуления нет.

Певучее гуление (с 5 мес.):

  • активное певучее гуление;
  • редкие звуки певучего гуления;
  • звуки певучего гуления

Раздражители, вызывающие певучее гуление:

  • непроизвольно;
  • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
  • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
  • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
  • на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
  • на тактильное прикосновение взрослого;
  • при сочетании ряда раздражителей
  • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
  • звуков певучего гуления нет.

Лепет (с 6 мес.):

Произносит отдельные слоги лепета — начало лепета (6 мес):

  • интонированный;
  • однообразные слоги лепета;
  • неинтонированный;
  • отдельные слоги лепета
  • нет отдельных слогов лепета;

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):

  • лепет интонированный;
  • лепет неинтонированный;
  • слоги лепета:
  • нет слогов лепета;

Громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):

  • слоги лепета разнообразные;
  • слоги лепета однообразные;
  • лепет интонированный;
  • лепет неинтонированный;
  • слоги лепета
  • нет слогов лепета;

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):

  • слоги лепета разнообразные;
  • слоги лепета однообразные;
  • произосит слоговые цепочки;
  • произносит отдельные слоги лепета;
  • редкие слоги лепета;
  • недифференцированные звуки;
  • лепет интонированый;
  • лепет неинтонированный;
  • произносимые слоги, звуки:

Раздражители, вызывающие лепет:

  • непроизвольно;
  • в ходе предметно-делового общения со взрослым;
  • на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
  • на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
  • на эмоционально-речевое общение со взрослым;
  • на звук игрушки;
  • на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
  • на тактильное прикосновение взрослого;
  • при сочетании ряда раздражителей
  • только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
  • не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
  • звуков лепета нет;

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):

  • не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.

Первые лепетные слова (с 11 мес.):

  • наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
  • редко пользуется лепетными словами;
  • произносимые лепетные слова
  • нет первых лепетных слов;
  • легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
  • не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.

Звуковая активность ребенка повышается:

  • в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
  • в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
  • в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
  • при сочетании различных форм общения.

6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)

6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)

6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)

Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук

Мышечный тонус рук:

  • гипотонус;
  • гипертонус;
  • дистония;

Положение кисти рук:

  • ротация кнаружи;
  • ротация вовнутрь;

Положение пальцев рук:

  • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
  • сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
  • пальцы разведены;

Зрительно-моторная координация рук:

  • приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
  • приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
  • фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
  • наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
  • перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);

Формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

  • ладонный захват;
  • захват нижней третью пальцев рук;
  • захват верхней третью пальцев рук;
  • захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
  • захват тремя пальцами (с 10 мес.);
  • указательный жест (с 9 мес.).

6.14. Движения общие

Речевое заключение

Задачи (рекомендации) логопедической работы:

Подпись логопеда.

Источник