Рассказы о войне для ребенка 4 года
Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы. Никто не может обойти стороной это событие! С Великой Победы прошло 75 лет, но память по прежнему в каждом из нас, мы помним героев и благодарны им за нашу свободную жизнь.
Часто многие родители задаются вопросом, с каких книг начинать знакомство ребенка с Великой Отечественной войной.
Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Можно рассказать и о том, как трудно жилось женщинам и детям, чьи мужья, братья и отцы отправились на фронт, но они стойко переживали все испытания.
О войне написано много книг, но нужно понимать в каком возрасте будет понятен смысл произведения. Все хорошо вовремя. Есть много прекрасных книг, которые рассказывают о военном времени с разных сторон. И, конечно, детям будет наиболее интересно, когда речь пойдет об их ровесниках. А книг о детях войны немало.
Предлагаю Вашему вниманию небольшой список рассказов, которые будут интересны детям младшего школьного возраста.
1. «Кирюша» В. Карасёва
Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
Сборник рассказов «Кирюшка» достоин стать одной из первых книг, для ознакомления с темой блокады Ленинграда во времена Великой Отечественной Войны.
https://www.labirint.ru/books/528741/ — книжный магазин, в котором была куплена книга.
2. «Кочерыжка» В. Осеева
Иллюстрация О. Подивиловой к сборнику «Рассказы о войне», издательство «Самовар», 2017.
В центре рассказа Валентины Осеевой «Кочерыжка» — война и дети войны.
В освобожденном от фашистов селе, «безусый сержант Вася Воронов» находит на грядке капусты убитую женщину, а рядом с ней двухлетнего мальчика. Вася, пожалев ребенка, забирает его себе, не в силах оставить умирать от голода и других бедствий.
А мальчик, ощутивший заботу родительских рук, теперь знает, что он – сын, ждет возвращения отца и сам делится теплом с теми, кого война сделала сиротами.
3. «Отпуск на четыре часа», «Мешок овсянки» А. Митяев
Иллюстрация О. Подивиловой к сборнику «Рассказы о войне», издательство «Самовар», 2017.
«Отпуск на четыре часа»
Солдату Василию Плотникову повезло: он был недалеко от родной деревни Яблонцы. Он выпросился у командира сходить в село, родных увидеть. Он 2 года не видел жену, дочку, мать. О том, что они могли за это время погибнуть, солдат старался не думать. Товарищи собрали ему немного гостинцев — еды для родных. Отпуск ему дали ровно на 4 часа…
Читая рассказ кажется, что не спаслась семья Василия, но в конце он все же получает письмо от родных. Они остались живы.
«Мешок овсянки»
Рядовой солдат по фамилии Лукашук, находит в траншее мешок овсянки. Естественно, все солдаты радуются находке Лукашука. Но тут оказывается, что у мешка есть хозяин, незнакомый рыжий солдат. Почувствовавший зависть Лукашук, заявляет: «Пусть лопает. Если не разорвётся, может потолстеет».
Позже Лукашука ранят, и он узнаёт, кому была предназначена эта овсянка…
Рассказ учит не брать чужое, как бы плохо не было, помогать другим людям, понимать, что каждый несет свой крест, каждый вносит свой вклад в общее дело.
4. «Рассказ об отсутствующем» Л.Кассиль
Иллюстрация О. Подивиловой к сборнику «Рассказы о войне», издательство «Самовар», 2017.
Героем можно стать и в 13 лет. Совершить подвиг, спасти жизнь, причем не одному человеку, а целому отряду, смог обычный деревенский мальчик.
Это одно из самых первых произведений советской литературы,
запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Этот рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ.
5. «Послевоенный суп», «Кони» Р. Погодин
Иллюстрация О. Подивиловой к сборнику «Рассказы о войне», издательство «Самовар», 2017.
Иллюстрация О. Подивиловой к сборнику «Рассказы о войне», издательство «Самовар», 2017.
Радий Погодин «Послевоенный суп» — о голодной жизни крестьян на оккупированной немцами территории.
Молодой танкист воевал первый год. Всё невоенное ему казалось незначительным. Вдруг он встретил, в накануне освобожденной деревушке, мальчика, по имени Сенька, пасшего двух куриц и петуха. «Мальчишка поднялся, серьёзный и сморщенный. Покачнулся на тонких ногах… Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо великан, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней…»
Рассказ Погодина «Кони» о трудной военной жизни села сразу после ухода немцев. Прежний коллектив колхозников, вернее, колхозниц. Этот рассказ о подвиге во время Великой отечественной войны. Подвиг не на поле боя, за него не получишь награды, но он не менее достойный. Родину и свой народ надо защищать и в тылу. Это рассказ о самопожертвовании.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/146159762/?utm_source=yandex_direct&utm_medium=cpc&utm_campaign=product_1132527_mspt_dsa_all_books_allother_33219178&utm_term=_cbrx_2121355 — все вышеперечисленные рассказы можно найти в сборнике «Рассказы о войне».
6. «Батальон четверых» Л.Соболев
Рассказ «Батальон четверых» Леонид Соболев написал летом 1942 года, после беседы с Михаилом Негребой, который и стал одним из четырех главных героев произведения.
В рассказе говорится о подвигах и героизме морских пехотинцев во время Великой Отечественной войны. Покинув свои корабли, которые уже лежали на морском дне, подорвавшись на вражеских минах, морские пехотинцы сражались на суше. В тылу у румынских фашистов Михаил смог подорвать их штаб, спас своего раненого товарища от гибели, перетащил его в безопасное место и вместе с еще тремя моряками противостоял большому количеству врагов. Они остались живы и сами поразились своей живучести. Один из них сказал: «Один моряк-моряк, два моряка-взвод, три моряка-рота…Сколько нас? Четверо? Батальон, слушай мою команду: шагом…арш!»
https://www.labirint.ru/books/482323/
7. Сказка «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Яковлев
В сказке рассказывается о мальчике Сереже, которому хотелось увидеть, как все происходило на войне, как совершались подвиги. И его желание осуществилось — появился дед, погибший на фронте, и повел внука на войну…
https://www.labirint.ru/books/530461/
В заключение хочется отметить, что чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей.
Источник
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.
В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.
Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.
Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.
Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.
Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.
В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.
В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.
Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.
Стал он Героем Советского Союза.
Стал дважды Героем Советского Союза.
Стал трижды Героем Советского Союза.
Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.
А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.
Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
Герои. Герои… Подвиги. Подвиги… Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
Прошло более семидесяти лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказы о войне для школьников
Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников
Рассказы о войне для школьников. Зоя
Женщины в годы войны. Рассказы для школьников
Рассказы о войне для школьников. Генерал Панфилов
Источник
ольга пирожкова
Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.
Правила чтения дошкольникам литературы о войне:
Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.
Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.
Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).
Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:
Младшая группа:
Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».
«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.
Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.
Средняя группа:
Георгиевская С. «Галина мама»
Митяев Анатолий «Почему Армия родная»
«Таежный подарок».
Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский
Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,
Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,
Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,
Л. Кассиль «Твои защитники». Митяева А. «Дедушкин орден»
Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:
Старшая группа:
Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотской «Мой брат уехал на границу»
Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»
У. Бражнина «Шинель»
Черкашин «Кукла»
Подготовительная группа:
Л. Кассиль «Главное войско», 1987
Митяев Анатолий «Землянка»
Лавренев Б. «Большое сердце»
Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991
«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)
Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»
С. Баруздин «Рассказы о войне»
С. Михалков «День Победы»
С. П. Алексеев «Брестская крепость».
Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».
пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.
Источник