Рассказ про лес для ребенка 5 лет

Рассказ про лес для ребенка 5 лет thumbnail

Беседа с детьми 4-5 лет на тему «Лес».

Сегодня мы с вами отправимся на  прогулку в лес. Закройте глазки и представьте, что мы с вами в лесу.

Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

— Без чего  не возможно представить лес? (без деревьев)

— А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим.

1. От дровец ее в печи уголечки горячи,

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки,

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.( береза)

— А если лист с березы, то он какой? …(березовый)

— Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

— Что весной собирают с деревьев березы?… (березовый сок)

— Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

 2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

— Какие листья …..(липовые)

-А какие дары нам приносит липа?…….(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….( рябина)

— Какие листья?…..(рябиновые)

4. У дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки.

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…( клен)

— Какие же листья у клена?…( кленовые)

5. Если на небе появятся тучи,

Прячутся птицы под кроной могучей.

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

— Какой лист у дуба?… дубовый

— Как называется лес, где растут одни дубы?…(дубрава)

— Назовите дары дуба? Кому они нужны?

— А как называются деревья о которых мы говорили?… лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?…(осина, тополь, кедр, ольха..)

— Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?… (лиственный)

6. Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

— Если в лесу растут одни сосны?…. (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год…( елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

— Если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

— Что же у ели и сосны вместо листьев?………хвоя

8. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

-Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?………..(хвойный)

— Что же изготавливают из этих деревьев?………

— Таблетки, настои.

— Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?….(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

— Как мы его используем?…

— Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

— Правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают  на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

— Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?…(грибами, ягодами, орехами)

— Какие лесные ягоды вы знаете?….(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

— Какие грибы можно найти в лесу?…( белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

— Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

— Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

— Можно ли уничтожать мухоморы?

— Правильно, нельзя,  мухоморы- лекарство для лосей.

 Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?…..

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

 “ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Д/и « можно- нельзя».

Дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет)

Можно (нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор и т.д.

Источник

Ïóáëèêàöèÿ â çàìå÷àòåëüíîì âîëøåáíîì ïðîåêòå «Äåíü Ñêàçêè» (https://www.proza.ru/avtor/denskazki) (ñåíòÿáðü 2013ã.).

Èç öèêëà: «Àñèíû ñêàçêè»
(ðàññêàçû äëÿ äåòåé)

                ËÅÑ-ÊÎÐÌÈËÅÖ

     Àñÿ íàîòðåç îòêàçûâàëàñü èäòè â ëåñ ýòèì ëåòîì. Ñêîëüêî áû ìàìà íå óãîâàðèâàëà — íè â êàêóþ! À ìàìå òàê õîòåëîñü, ÷òîáû äî÷ü ïî÷óâñòâîâàëà, ïîëþáèëà ëåñ, ïîëþáèëà ðóññêóþ ïðèðîäó, ïîëþáèëà ãóëÿòü, ñîáèðàòü ÿãîäû, ãðèáû, öåíèòü êðàñîòó… Îòïóñê ó ìàìû áûë êîðîòêèé, è ïðîâîäèëè îíè åãî âäâîåì ñ äî÷åé íà äà÷å. Íî ãîðîäñêîé, ðîäèâøèéñÿ è âîñïèòàííûé â ñòîëèöå ðåáåíîê íàîòðåç îòêàçûâàëñÿ îò ëåñà:
     — Òàì êîìàðû! ß íå ïîéäó. Òàì êëåùè! Òàì ïàóêè! Òàì çìåè… Íåò, íå õî÷ó…
     Íàêîíåö, âûáðàâ áëàãîïðèÿòíûé ìîìåíò, ìàìà âñå æå óãîâîðèëà Àñþ íà «îïàñíóþ» ïðîãóëêó. Íåñìîòðÿ íà òåïëóþ ëåòíþþ ïîãîäó, îíè îäåëèñü â çàêðûâàþùóþ íîãè è ðóêè îäåæäó, çàêðûëè ïàíàìêàìè ãîëîâû îò êîìàðîâ è êëåùåé. Ñîáèðàëèñü áóäòî â äàëüíåå ïóòåøåñòâèå. Âçÿëè ìîáèëüíèêè, ñïè÷êè, âîäó, áóòåðáðîäû, êðåì îò óêóñîâ êîìàðîâ, ôîòîàïïàðàò, çîíòèê è ìíîãî âñåãî äðóãîãî, íå ïåðå÷èñëèøü. Àñå òàê áûëî ñïîêîéíåé.
     — À ìîæíî ÿ Ìàðèøó âîçüìó, åé òîæå õî÷åòñÿ â ëåñ!?
     Ìàðèøà áûëà ïîëóìåòðîâûì èãðóøå÷íûì ïóïñîì, è Àñÿ ñ ìàìîé äîãîâîðèëèñü íà ïåðâûé ðàç îñòàâèòü åå äîìà è âçÿòü êðîøå÷íîãî, â ìèçèíåö, äðóãà-ìåäâåæîíêà.
     — Âîçüìåì. Îí íàñ áóäåò îõðàíÿòü, — ñóðîâî ñîîáùèëà Àñÿ.
     Äåðæàñü çà ðóêè, îíè âûøëè çà êàëèòêó, íàïðàâèëèñü ïî êåì-òî çàáîòëèâî ñêîøåííîé òðîïå ê ðó÷üþ, ïðåîäîëåëè øàòàþùèéñÿ ìîñòèê. Çàòåì «íûðíóëè» ïîä ïîâàëåííóþ ãðîçîé ñòàðóþ ìîùíóþ ëèïó, ïðîøëè ïî äîðîæêå ìèìî ïàëèñàäíèêîâ è õóòîðñêèõ äîìèêîâ, ïîòîì ïî êðàþ êîëõîçíîãî ïîëÿ ñ íåæíûìè ïîñàäêàìè êóêóðóçû, è âûáðàëèñü ê ëåñó.
     — ×óâñòâóåøü, êàêîé âîçäóõ ÷èñòûé? — ñïðîñèëà ìàìà. — Äûøè!
     Âäîëü òðîïêè íà õðóïêèõ êóñòèêàõ-ñòåáåëüêàõ ðîñëà ñî÷íàÿ, ñïåëàÿ çåìëÿíèêà — êðóïíàÿ, àðîìàòíàÿ.
     — Ñìîòðè êàêàÿ! Íó-êà, ñîáèðàé ñêîðåé! — ìàìà íàãíóëàñü, ñîáðàëà íà ëàäîíü íåñêîëüêî áîëüøèõ ÿðêèõ ÿãîä è îòïðàâèëà èõ â ðîò.
     — Åå íåëüçÿ åñòü, íàäî ïîìûòü, òû ÷òî?! — èçóìëåííî âîñêëèêíóëà äåâî÷êà, âèäÿ óäîâîëüñòâèå íà ëèöå ìàìû.
     — Ýòè ìîæíî åñòü òàê, íåìûòûìè. ß ðàçðåøàþ. Ïðîáóé æå ñêîðåé! Åøü!
     Àñÿ åùå íåêîòîðîå âðåìÿ, ïðèñåâ íà êîðòî÷êè, íåäîâåð÷èâî è ñ îïàñêîé ñìîòðåëà íà ðóìÿíûå êóñòèêè, íå óòåðïåëà è ñòàëà çàñîâûâàòü â ðîò ÿãîäû, îäíó çà äðóãîé.
     — Êàêàÿ ñàõàðíàÿ!
     — Íó âîò, åøü. À âîò åùå ÷åðíè÷êà — ïîãëÿäè! Òîæå âêóñíîòà íåîáûêíîâåííàÿ! Íå çåâàé! Ïîäíèìàé âåòî÷êè, òàì âíèçó ìíîãî ÿãîäîê ïðÿ÷åòñÿ. Ïîìíèøü â ñêàçêå: «Îäíó ÿãîäêó áåðó, íà âòîðóþ ñìîòðþ, òðåòüþ ïðèìå÷àþ, ÷åòâåðòàÿ ìåðåùèòñÿ»?..
     — Ìû ñåé÷àñ íàåäèìñÿ, îáåäàòü íå áóäåì!
     — Íàîáîðîò, íàãóëÿåì àïïåòèò. Ðàíüøå â äåðåâíÿõ ëþäè æèëè äàðàìè ëåñà: ñîáèðàëè ãðèáû, ÿãîäû, îðåõè, êîðåøêè ëå÷åáíûå, ìåä, òðàâû… Øèøêàìè ñàìîâàðû ðàçæèãàëè, õâîðîñòîì è äðîâàìè äîìà îáîãðåâàëè, ïå÷ü òîïèëè… Áåðå÷ü ëåñ íàäî, è ëþáèòü…
     Àñå î÷åíü ïîíðàâèëîñü â ëåñó! Ïîíðàâèëèñü âûñîêèå èñïîëèíû-äåðåâüÿ, æèâîïèñíûå ÿãîäíûå ïîëÿíêè, ìÿãêèé ìîõ, â êîòîðûé, êàê â ïûøíóþ ïåðèíó ïðîâàëèâàëàñü íîãà, ïîíðàâèëîñü ïåðåøàãèâàòü è ïðîáèðàòüñÿ ÷åðåç áóðåëîì, ðàçäâèãàòü âåòêè, ãîíÿòü ïàëêîé ëÿãóøàò, è ñòðàííî… êîìàðû åå ñîâñåì íå åëè, õîòÿ áûëè êðóïíûìè, çëûìè, îíè ïî÷åìó-òî áîëüøå ëåçëè ê ìàìå.
     — Êàêèå ÿãîäû âêóñíûå! ß óæå òàê íàåëàñü! ß, íàâåðíîå, òðè êèëîãðàììà óæå ñúåëà!
     — Íó, ýòî âðÿä ëè… Êóøàé íà çäîðîâüå! Ëåñíûå âèòàìèíû, î÷åíü ïîëåçíî.
     Àñÿ î÷åíü õîòåëà íàéòè ãðèáû! Ìíîãî-ìíîãî! È ðàññêàçàòü ïîòîì äåäóøêå. Íî, êðîìå äâóõ áîëüøèõ ñûðîåæåê, íè÷åãî íå íàøëà. Ìàìà îáúÿñíèëà, ÷òî ÷òîáû ñîáðàòü áîëüøå ãðèáîâ, íàäî âûõîäèòü èç äîìà íå â ïîëäåíü, à ðàíî-ðàíî óòðîì, êàê äåëàþò âñå ãðèáíèêè. Ïîòîì îíà íàó÷èëà Àñþ ïðèìå÷àòü âî ìõó ñåìåéñòâà ìèëûõ ëèñè÷åê, ìàëåíüêèõ è íåæíûõ. Îíè ðîñëè äðóæíî, ãóðüáîé. Íàäî áûëî òîëüêî ÷óòü ðàçäâèíóòü íåæíûé ìîõ…  êàðìàíå ó ìàìû è ïàêåòèê íàøåëñÿ äëÿ ãðèáîâ. Àñÿ áûëà â î÷åíü ðàäîñòíîì íàñòðîåíèè.
     — Ïîðà èäòè äîìîé. Êàê áû íàì íå çàáëóäèòüñÿ, íàäî âîçâðàùàòüñÿ.
     — Ìàì, íó, äàâàé åùå ïîãóëÿåì, íó íåìíîæêî!
     Àñÿ ñôîòîãðàôèðîâàëà íà ïàìÿòü ãèãàíòñêèé ìóðàâåéíèê, çåìëÿíè÷íûé êóñòèê, ëÿãóøîíêà, íîðó âîëêà, ñôîòîãðàôèðîâàëà êîëîêîëü÷èêè, äâóõ áîæüèõ êîðîâîê, ñèäÿùèõ íà íåæíîé, ïðîáèâàþùåéñÿ èçî ìõà êðîøå÷íîé ñîñåíêå… Íàáðàëà äëÿ ïîäåëîê íåñêîëüêî çàáàâíûõ ñó÷êîâ è ñèìïàòè÷íûõ øèøåê.
     — Äàâàé, ÿ òîãäà òåáÿ åùå êîå-÷åì óãîùó. Ïîâòîðÿé çà ìíîé.
     Ìàìà âçÿëà îñòðóþ äëèííóþ òðàâèíêó, ïðîâåëà åþ ïî ãóáàì, à ïîòîì òèõîíå÷êî è î÷åíü àêêóðàòíî âîòêíóëà åå â ìóðàâåéíèê. Àñÿ ïîâòîðèëà çà íåé. Ïîäîæäàâ íåñêîëüêî ìèíóò, ìàìà âûíóëà òðàâèíêè è ïðåäëîæèëà ïîïðîáîâàòü Àñå èõ íà âêóñ.
     — À ìóðàâüè òðàâèíêè íå èñïà÷êàëè? ß ÷òî-òî áîþñü…
     — Òðóñèøêà òû ìîÿ, ïðèâåðåäëèâàÿ! Ïðîáóé ñêîðåé, — çàñìåÿëàñü ìàìà.
     Àñÿ îáëèçíóëà òðàâíèêó. Îíà áûëà êèñëåíüêàÿ è î÷åíü ïðèÿòíàÿ íà âêóñ.
     — Âêóñíî!
     Íà÷àëñÿ äîæäü. Ïóòåøåñòâåííèöû ñïðÿòàëèñü ïîä ñîñíó. Óæå ÷åðåç ïÿòü ìèíóò âûãëÿíóëî ñîëíûøêî. Îíè ñíîâà óãëóáèëèñü, áûëî, â ëåñ, íî îïÿòü ïðèïóñòèë äîæäèê. Íàäî áûëî ñðî÷íî âîçâðàùàòüñÿ. Ïîïëóòàâ, Àñÿ ñ ìàìîé âûøëè ê ãëóáîêîìó îâðàãó, ïåðåãîðîäèâøåìó èì ïóòü. Ïðèøëîñü åãî îáõîäèòü. Òóò äåâî÷êà óñëûøàëà ÷üè-òî ãîëîñà, íà íèõ è ïîøëè, è âûøëè íà èñêîìóþ òðîïèíêó. Íåìíîãî îòäîõíóâ íà ïåíå÷êàõ, äâèíóëèñü äàëüøå.
     Íà êðàþ õóòîðà âñòðåòèëè äâóõ ïðîãóëèâàþùèõñÿ ñ àáðèêîñîâûì ïóäåëåì, ïîæèëûõ æåíùèí. Ïîçäîðîâàëèñü.
     — Ãðèáû ñîáèðàëè? — ïîèíòåðåñîâàëèñü òå.
     — Äà, íå îñîáåííî. Ïðîñòî ãóëÿëè. Ñ äåñÿòîê ëèñè÷åê, äâå ñûðîåæêè… Çàòî ÿãîä íàåëèñü! — óëûáíóëàñü ìàìà.
     — Äàâàéòå, ìû âàì ãðèá îòäàäèì, à òî íàì îäèí íè ê ÷åìó.
Àñÿ çàâîðîæåíî ïðèíÿëà ïîäàðîê — êðåïåíüêèé êðàñíîâàòûé ïîäîñèíîâèê.
     — Ñïàñèáî!
     Äîæäü îïÿòü íà÷àëñÿ, ãðîìûõíóë ãðîì.
     — À òåïåðü áûñòðî äîìîé! Áåãîì!
     Âåñåëî õîõî÷à, çàáûâ ïðî çîíòèê, îíè ïðèïóñòèëè ïî òðîïèíêå. Âî è ðó÷åé, âîò ïðîñåêà, âîò è äîì. Ñêîðåå ñóøèòüñÿ!
     Îòäîõíóâ è ïåðåîäåâøèñü, Àñÿ ïî÷èñòèëà êàðòîøêó, êàê åå íàó÷èëà áàáóøêà, íå ñîâñåì ðîâíî, íî ìàìà åå íå ðóãàëà, à ïîõâàëèëà. Ìàìà ïîìûëà è ïî÷èñòèëà ãðèáû. Ïîäîñèíîâèê íà ãëàçàõ ïî÷åðíåë, ïîñèíåë, ïîìåíÿë öâåò. Àñÿ íåìíîãî èñïóãàëàñü, íî ìàìà îáúÿñíèëà, ÷òî òàê è äîëæíî áûòü.
     — Çàâòðà îïÿòü â ëåñ ïîéäåì, äà, ìàì?
     — Òåáå ïîíðàâèëîñü? Îáÿçàòåëüíî ïîéäåì, — óëûáíóëàñü ìàìà.
     Ïîòîì îíè ïîäæàðèëè ãðèáî÷êè ñ êàðòîøå÷êîé è ñ ëó÷êîì, äîñòàëè õîëîäíóþ ñìåòàíó, óêðîï, ñâåæèé ðæàíîé àðîìàòíûé õëåá ñ ðóìÿíîé êîðî÷êîé, çàïîòåâøèé áèäîí ñ äîìàøíèì êâàñîì, íàêðûëè ñòîë, è ñ óäîâîëüñòâèåì ñåëè îáåäàòü.
     Áûëî î÷åíü âêóñíî.
     Î÷åíü-î÷åíü.

(Ñ)
Àðèíà Ôååâà

èëëþñòðàöèÿ: https://galina-f59.ya.ru/replies.xml?item_no=244*  *  *

Источник

Мария Петрова
Познавательный рассказ-беседа для детей старшей группы «Удивительное место на земле — лес, кто в нем живет?»

Познавательный рассказ – беседа для детей

старшей группы на тему

«Удивительное место на Земле – лес, кто в нем живет

Выполнила: Петрова Мария Николаевна

Цель: дать знания детям о лесе и его обитателях.

Задачи: -Пробудить интерес к лесу и его обитателям.

Познакомить с правилами поведения в лесу.

— Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

— Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.

— Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Познакомьтесь, это Лесовичок — Боровичок! Сегодня он расскажет вам, что такое лес, и какую же пользу он приносит.

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли. Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Крона — разветвленная часть дерева. Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых.

Леса бывают разные.

Вот хвойный лес

А это лес смешанный.

Давайте ближе познакомимся с лесом. Но прежде, вспомним какие правила нужно соблюдать при посещении леса.

Какие же птицы живут в лесах?

Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и глухарь. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов,находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц,

семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол,но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников.

По соседству с птицами в лесу живут лесные животные.

Обитатели леса — медведь и волк, лиса, заяц, белка, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница. В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.

Кто живет в норках под пнями, под корнями высоких деревьев. Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты. А кто прячется в дуплах деревьев? Правильно! Белочка, куница.

Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах — лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.

Живет в лесах и множество насекомых.

Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине — божьи коровки — тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.

Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи — замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.

Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личинки майских жуков — белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают. Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички,медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.

Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева.

Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы, а еще дарят животным уютные домики.

Леса красивы в любое время года: и весной, когда на деревьях появляются первые листочки, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на сказочный зимний дворец.

Источник

Сказка про деревья для детей дошкольников

Сказка «Спор деревьев»

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая…

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

Вопросы и задания

— Какой спор затеяли деревья?

— Какие деревья спорили между собой?

— Как хвалила себя Березка?

— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.

— Как хвалила себя Липа?

— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.

— Как себя хвалила Рябина в сказке?

— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.

— Как о себе рассказывал Клен?

— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.

— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?

— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.

— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?

— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?

— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?

— Попробуйте похвалиться от их имени.

— Какие стихи вы знаете о деревьях, споривших в сказке? Прочитайте их. Какие хороводы посвящены деревьям? Давайте поводим хоровод вокруг березки.

— Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.

Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)

Ноги — это корни.

Их расставим шире?

(Ноги расставляют на ширину плеч.)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)

Из глубин далеких

Воду доставали.

(Нагибаются вперед, разгибаются.)

Тело наше — ствол могучий.

(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)

И своей верхушкой острой

(Делают из пальцев рук шалашик.)

В небо упирается.

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Наши руки — это ветви,

(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)

Крону вместе образуют.

(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)

Вместе им совсем не страшно,

(Качают головой.)

Когда ветры сильно дуют.

(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)

Пальцы — веточками будут,

(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)

Листья закрывают их.

(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)

Как придет за летом осень,

(На кулак правой руки ставят кулак левой.)

Разлетятся листья вмиг.

(Резко расставляют руки в стороны.)

— Поиграем в игры: «С какого дерева лист?», «Узнай дерево летом и зимой».

Автор: Алябьева Елена Алексеевна

Похожие статьи:

Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Сказки для подготовительной группы детского сада

Сказка про облачко и солнышко для детей

Сказки для детей 3-4 лет в детском саду

Сказки для детей 5-7 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник