Расширяем кругозор ребенка 5 лет
Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников
1. «Змейка», или «Закончи слово»
Цель: Развитие внимания, речи, кругозора
6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
2. «Что может быть зеленым, острым, горячим?»
Цель: мышления, речи, кругозора.
Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
3. «Сравнение предметов»
Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.
Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:
1) МУХА И БАБОЧКА
2) ДОМ И ИЗБУШКА
3) СТОЛ И СТУЛЬЯ
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Остальные участники добавляют свои варианты
4. «Укрась слово»
Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.
Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.
Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)
5. «Цепочка слов»
Цель: развитие речи, творческого мышления
Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.
Например, исходное слово «кошка».
– Кошка бывает какая?
– Пушистая, ласковая, разноцветная…
– Что ещё бывает разноцветным?
– Радуга, платье, телевизор…
– Каким ещё может быть платье?
– Шелковым, новым, прямым…
– Что ещё может быть прямым?
– Линия, дорога, взгляд… и т. д.
6. «Назови слова, относящиеся к спорту»
Цель: расширение кругозора и словарного запаса.
Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.
7. Животные и их детеныши
Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.
Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.
ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК
КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК
КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК
8. Один – много
Цель: развитие речи.
Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.
Варианты слов:
ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ
ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…
ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…
ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…
9. «Мячик-соединитель»
Цель: речи, развитие внимания
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.
Варианты несогласованных слов:
«СОБАКА, ГУЛЯТЬ» «ДЕРЕВО, РАСТИ» «ДОЖДЬ, ЛИТЬ» «СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ» «КОШКА, ЦАРАПАТЬ» «НОЖ, РЕЗАТЬ» «ДОМ, СТРОИТЬ» «ПОРТНОЙ, ШИТЬ» «ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ» «ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ» «УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ» «ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ» «ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ» «ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ» «ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ» «КНИГА, ЧИТАТЬ» «ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ «ГОЛОВА, БОЛЕТЬ» «СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ» «МЫШКА, ШУРШАТЬ» «КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ» «КРАСКИ, РИСОВАТЬ» «ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ» «МЯЧ, УРОНИТЬ»
10. «Кто где живет»
Цель: расширение кругозора и словарного запаса.
Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.
Муравей в муравейнике
Медведь в берлоге
11. «Подбор объектов к действию»
Цель: развитие словарного запаса.
Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?»
«Кто и что греет?» «Кто и что летает?» «Кто и что блестит?»
12. Животные
Цель: развитие памяти, расширение кругозора.
Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.
13. «Часть – целое»
Цель: развитие мышления и речи.
Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет
Панцирь – черепаха Хобот – слон
Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь
Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова
14. Упражнение на развитие гибкости ума
Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.
Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).
2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
5) Назови слова, относящиеся к искусству.
6) Назови слова, обозначающие овощи.
7) Назови слова, обозначающие фрукты.
15. «Определи понятие»
Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.
Детям предлагаются следующие наборы слов:
1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»
16. «Говори наоборот»
Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой — маленький».Можно использовать следующие пары слов:
ВЕСЕЛЫЙ
БЫСТРЫЙ
КРАСИВЫЙ
ПУСТОЙ
ХУДОЙ
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
17.»Ответь на вопросы»
Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.
Взрослый по очереди задает детям вопросы:
1. Какое животное больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают, а вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава …
5. Черешня, слива, груши, яблоки… — это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?
8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…
9. А маленькая овечка – это…
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
19. Ответь на вопросы
Цель: развитие речи, расширение кругозора.
Взрослый по очереди задает детям вопросы:
1. Назови времена года.
2. Сколько месяцев в году?
3. С какого месяца начинается год?
4. Назови последний месяц года.
5. Назови зимние месяцы.
6. Назови весенние месяцы.
7. Назови летние месяцы.
8. Назови осенние месяцы.
9. Перечисли дни недели.
10. Сколько дней в неделе?
20. «Что из чего сделано?»
Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.
Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.
1. Дом из камня — …
2. Дом из кирпича -…
3. Шляпа из соломы — …
21. «Укрась слово»
Цель: развитие мышления, словарного запаса.
Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.
Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)
22. «Кто что делает?»
Цель: развитие речи, расширение кругозора.
Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:
1. Кто учит детей? (учитель)
2. Кто лечит больных? (врач)
3. Кто красит стены? (маляр)
4. Кто делает прически? (парикмахер)
5. Кто строит дома? (строитель)
6. Кто лечит животных? (ветеринар)
7. Кто работает в саду? (садовник)
8. Кто пишет книги? (писатель)
9. Кто управляет оркестром? (дирижер)
10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)
23. «Определи понятие»
Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.
Детям предлагаются следующие наборы слов:
1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.
3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.
Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»
24. Что может быть круглым, мягким, прочным?
Цель: развитие речи, кругозора, мышления.
Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
25. Ответь на вопросы.
Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.
Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.
1. В какое время года бывает снегопад?
2. В какое время года бывает листопад?
3. В какое время года идет дождь?
1. В какое время года бывает иней?
2. В какое время года появляются подснежники?
3. В какое время года можно увидеть росу?
4. В какое время года бегут ручьи?
5. В какое время года птицы вьют гнезда?
6. В какое время года появляются комары?
7. В какое время года река покрывается льдом?
8. В какое время года птицы улетают на юг?
9. В какое время года собирают ягоды?
10. В какое время года бывает гроза?
26.»Скажи наоборот»
Цель: развитие речи, словарного запаса.
Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).
зима – лето
свет – тьма
день – ночь
27. «Узнай предмет по признакам»
Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.
Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.
1. Белый, сладкий, твердый (сахар).
2. Через речку лег, пробежать помог (лед)
3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)
4. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)
6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).
7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)
8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)
9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)
10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).
28. «Укрась слово»
Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.
Взрослый просит детей описать предмет.
Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?
Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?
29. «Что в чем?»
Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.
Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.
Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.
Источник
Советы родителям дошколят
Как расширить кругозор ребенка?
Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос — как расширить кругозор карапуза? Родителям интересно — как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир — время летит очень быстро. А самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.
Время для старта
Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки — все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.
Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц. Не нужно думать, что если ребенок не говорит, то он ничего еще не понимает и не запоминает, — это ошибка. Чтобы начать говорить, малышу нужно накопить пассивный словарик из всех тех слов и понятий, что он слышит от вас и других. Поэтому на любой прогулке разговаривайте с ребенком и обо всем рассказывайте, основные слова выделяйте голосом и говорите медленно, чтоб кроха запомнил.
Еще одной ошибкой родителей является их желание сюсюкать с малышом, искажая слова, заменяя кошку «кисой» или «мур-мур», машину «бибикой», а других детишек «лялями». Это неправильно и нарушает нормальное восприятие мира, тормозит развитие нормальной речи. Говорите с ребенком как со взрослым собеседником, немного облегчая свои рассказы и говоря немного медленнее обычного. Возвращайтесь к одной и той же мысли несколько раз, чтобы малыш запомнил то, о чем вы говорили.
Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений — не запрещайте малышу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.
Играть везде и во все!
Очень полезно вовлекать ребенка не только в подвижные и активные игры, но и в ролевые, познавательные и развивающие. Необходимо познакомить ребенка с вашим местом работы и потом поиграть в игры, имитирующие рабочую деятельность. Полезно наблюдать за строительством домов и самим проигрывать дома эти увиденные ситуации (например «растить» сад и огород, хотя бы даже на окошке).
Полезны игры в космонавтов, летчиков, туристов, — словом, такие, где необходимо узнавать о чем-то новом (планетах, странах, континентах, поездках и транспорте, мире и т.д.)
Отлично помогает развитию чтение книг со стихами, просмотр журналов с яркими картинками о природе, животных, птиц или насекомых.
Наконец, всеми любимые сказки — это не только увлекательный мир, но и отличное расширение кругозора, ведь в них рассказывается о моментах истории, о разных странах и обычаях, о людях.
Как расширить кругозор ребенка, если ему уже четыре года и больше?
Как расширить кругозор В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны — поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.
Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.
Перед школой
В возрасте 5-7 лет на первое место в расширении кругозора выступают различные пособия: детские энциклопедии по изучению тела человека, атласы животных и птиц, исторические события, марки машин и т.д. Выбрать книги по интересам проще простого — зайдите с ребенком в книжный магазин и пролистайте несколько книг, выберите ту, что понравится ему больше всего. А можно ежемесячно покупать новую серию энциклопедии — сегодня в продаже большой выбор толковых и грамотно написанных книг.
Как расширить кругозор Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки — различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое — игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут в Африке, какие птицы, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.
Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океонариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь — «ты еще маленький, вырастешь — поймешь». Полезны походы на выставки и в различные музеи, тогда вопрос «как расширить кругозор» ребенка перед вами возникать не будет. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Просто уделяйте малышу достаточно времени и больше с ним бывайте в различных интересных местах! Глядишь, и собственный кругозор попутно расширите…
Источник
Воспитание детей — это самая древняя профессия и не каждый взрослый успевает “квалифицироваться” в ней. Многим из нас приходится осваивать родительство параллельно с другими обязательствами в обществе, что сопрягается с эмоциональными и физическими нагрузками.
Общее напряжение сопровождается “выгоранием” в той или иной сфере, а ведь можно использовать простые,
проверенные способы для реализации задач по воспитанию или обучению детей без потерь ресурсного состояния. Когда я начинала свою деятельность в семейном Центре “Интернатива”, где мы обучаем детей и родителей использовать IT в учебе и делах, то я отмечала, что широкий кругозор ученика, является основой успешной работы с IT-проектами.
Целевые группы были разные от 9 до 14 лет и мы с командой преподавателей, психологов, исследователей решили
разработать программу по расширению кругозора у самых маленьких. С 2011 года в детских садах страны практиковались игротехники, когда дети в 3-5 лет самостоятельно создавали мультфильмы и “окунались” в миропознание.
После трех лет педагогической практики, мы убедились, что данная технология очень эффективна и может активно применяться в домашнем обучении, при этом любой родитель способен курировать процесс.
В чем сила метода “Юный мультипликатор”
Дошкольники — “почемучки” и это знает каждый родитель. На разные вопросы ребенка можно передавать ответы
через креативную работу в мультстудии. Поговорив с ребенком на новую тему и раскрыв ему понятие простыми словами, пусть он расскажет историю, выдав свою версию в виде мультфильмов, которые малыш создает сам.
Например, представлю опыт работы молодой воспитательницы с дошкольниками. Посмотрите, как малыши осваивают навык приготовления винегрета.
На креативной сессии за 15-25 минут, ученик выбирает сцену для мультфильмов, героя, запоминает новые английские слова, формирует мыслеформы о том, что нужно для приготовления винегрета, описывает образы, логически связывает понятия и пр.
Главное условие этого подхода — естественное ведение беседы с интеграцией создания визуальных образов и английского языка. Сторителлинг и брифинг должны проходить в непринужденной обстановке. Через 2-3 недели создания мультфильмов по 1-2 минуте родитель и дошкольник получает невероятный результат развития.
Ребенок в 3-5 лет запоминает 12-15 новых понятий и пять видов мышления активируются на такой уровень, что родители удивлялись, как изменился их наследник: стал усидчивее, рассудительнее, дисциплинированнее, креативнее или добрее!
Прошло немало времени с 2011 года, подросла моя старшая дочка, став интеллект-тренером и преподавателем этой технологии. Вторая наследница — малышка София с 2-х лет “окунается” в миропонимание, создавая свои мультфильмы. Помогают весело расти нашей трехлетке программа Toontastic 3D, а также беседы с мамой, папой и сестрой. Повторите это, дальновидный родитель!
Через творчество будьте ближе со своими детьми (в любом возрасте). Для собственного вдохновения и расширения детского кругозора
используйте метод — “юный мультипликатор”. В сотрудничестве с нашей командой из Центра “Интернатива”, осознанное родительство может долгосрочно реализовываться с радостью. До встречи на вершинах творческого интернета и — всех Вам благ!
от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели обучения цифровым навыкам)
Источник