Ранняя стадия развития ребенка
Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить
В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В… Воронцов И.М., 1999].
Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.
Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.
Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.
Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.
Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.
Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.
Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.
К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)
Общие принципы развития ребенка
Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.
В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.
Следующие два месяца жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.
В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.
В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.
Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).
В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.
В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.
Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).
Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.
Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.
мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
многоплодная беременность;
тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.
Основные факторы риска на 1-м году жизни:
Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.
тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
тяжелые аллергические заболевания;
социальная изоляция;
часто меняющиеся опекуны;
бедность, асоциальный статус родителей.
Источник
На чтение 10 мин. Обновлено 14.11.2017
Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления называются — этапами развития ребенка
[dropcap]Ч[/dropcap]то можно понимать под понятием развитие ребенка? Это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.
В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:
- От рождения до 1 месяца – новорожденность.
- 1 месяц – 12 месяцев младенец.
- 1 год – 3 года – малыш.
- 4 – 6 лет – дошкольник.
- 6 – 13 лет – школьник.
Современное разделение этапов развития ребенка:
- Момент зачатия – зигота.
- От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
- С 13 недели до родов – плод.
- С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
- С 1 месяца до 1 года – младенец.
- Дошкольник:
- начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
- старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
- Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
- Подросток – от 11 до 15 лет.
- младший подросток – от 11 до 12 лет.
- старший подросток – от 13 до 15 лет.
- Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.
Каждый ребеночек индивидуален, он развивается гармонично, выделить какие – либо области развития достаточно сложно, но наука объединила следующие направления:
- Эмоциональное.
- Интеллектуальное.
- Психическое.
- Физическое.
- Познавательное.
- Социальное.
- Духовное.
Период от рождения до 1 месяца
Придя на первый волнующий прием в больницу, когда младенец достигает возраста 1 месяца, то педиатр помимо взвешивания и измерения роста проверяет наличие рефлексов, говорящими о нормальном здоровом развитии:
- Ползанье – если тихонечко нажать стопы, то новорожденный скачком переместиться вперед.
- Ходьбы – при поддержке младенца за туловище, он обязательно «побежит» ногами.
- Хватательный – дотрагиваясь до ладошки, он сжимает пальчики в кулачок.
- Проверяется реакция на звук, свет.
Развитие младенца начинается со здорового сильного крика, ведь именно так он общается с внешнем миром, таким образом рассказывает маме о своих желаниях и потребностях. Общение происходит через тактильный контакт, он распознает руки, которые к нему прикасаются.
В один месяц человечек пробует держать головку, если его положить на животик, то он старается изо всех сил приподнять ее и удержать около 5 секунд. Он уже тихонько поворачивает голову из одной стороны в другую, тем самым ища голос мамы.
Когда ребенка приставляют на ножки, то он уже выпрямляет их, кулачки еще по – прежнему сжаты в кулачок.
Он в состоянии фиксировать взгляд на игрушке: если держать игрушку яркого цвета, лучше красную, перед глазами на расстоянии 20 сантиметров, то он будет внимательно ее рассматривать. Если передвигать игрушку в сторону, то он станет за ней поворачивать голову. Рекомендуется такими упражнениями заниматься почаще.
В этом возрасте у него имеются две главных потребности – это сон и еда. Кормить лучше по требованию, а не по графику, как было рекомендовано раньше. Малыш чувствует запах, он всегда отличит запах материнского молока. Не стоит пользоваться духами, когда дома младенец.
График сна у него индивидуальный, он сам знает, когда ему нужно спать. В среднем сон занимает около 17 часов в сутки.
Особенности 3 – х месячного возраста
- Позади прошел большой рубеж, перед нами предстал настоящий человечек, который имеет особенный темперамент. В это время очень хорошо виден «комплекс оживления», которым он встречает своих родителей. Он запросто отличает их от других многочисленных родственников. Он очень активно гулит – это такое выражение своих эмоций. Крик по – прежнему остается методом общения и ни о каких капризах пока нет речи. Таким образом кроха пытается сообщить о своих желаниях.
- Дети начинают пока не очень уверенно держать головку, но скоро мышцы шеи будут хорошо справляться со своей функцией.
- Концентрация внимания стает длительной, ребенок долгое время концентрируется на матери и следит за ней.
- Кроха радует родителей улыбкой, смехом.
- Слюнная железа у детей начинает интенсивно работать, происходит довольно обильное слюноотделение, которое некоторые принимают за первый признак зубов.
- Ребенок стает любопытным, ему интересно все происходящее кругом.
Рекомендуемые игрушки:
- Так как начался процесс раннего концентрирования внимания на предмете, то пришла пора под вешать на кроватку игрушки, он начнет тянуть к ним руки.
- Актуальны будут легкие погремушки с длинной ручкой, чтобы удобно было держать в руках.
- Для раннего развития мелкой моторики хороши будут игрушки из разных материалов: пластмасс, дерево, фетр, атлас, самое главное, чтобы они отличались по тактильным ощущениям.
- Можно начинать ребенка знакомить с частями тела: смотря в зеркало называть части тела и показывать ее поглаживанием.
- Выложив на животик полезно будет побуждать малыша к ползанию, например, побуждать подползти до интересной игрушки.
Совет: для детей необходимо раннее развитие моторики рук, требуется понимание того, что это прямой путь к развитию речи.
Совет: если у малыша что – ни будь не совсем хорошо получается, то не стоит отчаиваться, так как он индивидуальность, у каждого ребеночка свой темперамент, нужно только при помощи воспитания помогать ему, подготавливать к следующему шагу.
Особенности 6 – месячного возраста
Вот позади первые полгода жизни. Каковы же особенности этого периода?
- Лежа на животике дети опираются на полностью выпрямленные руки.
- Они начинают садиться.
- Все мелкие предметы пошли в рот. Необходимо все обирать как можно дальше.
- Малыш прекрасно понимает откуда издается звук.
- Улыбку он теперь дарит не всем подряд, а только избранным.
- Появляются первые ма – ма, ба – ба, па – па.
Совет: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного.
Особенности годовалого возраста
Вот только лежал в пеленках, а теперь уже бегает.
- Многие дети делают свои первые шаги, ползание у них еще сохраняется, но только для игры.
- Это уже социальная личность, которой нравится взаимодействие как с детьми, так и со взрослыми.
- Со сверстниками в игру пока не вступает.
- Начинает произносить свои первые слова.
- Проявление раннего интереса к умыванию, чистке многочисленных зубов.
- Нужно обращать внимание на эмоциональное, умственное воспитание. Очень хорошо, если дети будут более уравновешены, усидчивы.
Игрушки, рекомендуемые для данного возраста:
- Хороша для развития крупная мозаика, занимаясь с ней можно обрести понимание цветов, усидчивости, формы.
- Пальчиковые краски хороши для фантазии.
- Куклы лучше резиновые, без острых и мелких деталей.
- Резиновые мячи хороши для координации.
- Музыкальные, двигающие игрушки детей приведут в восторг.
Совет: пришла пора умных игрушек, взаимодействуя с которыми делается шаг в будущее, в период раннего развития.
Период от года до трех
Воспитание у детей данного возраста не всегда происходит гладко. Это уже самостоятельная личность, с определенным темпераментом. Речь, как правило, хорошо сформирована:
- Запас слов доходит до 1000.
- Он употребляет в речи существительные, глаголы разного времени.
- Отличает свой пол, возраст.
- Понимает сказки, может рассказать событие.
В этот период важный этап воспитания – это приучение к горшку. Здесь нужно проявить максимальное терпение, психологи отмечают проблемы, которые затем мешали ребенку многие годы. Такой процесс должен быть мягким, постепенным. Самое главное, чтобы эмоции были исключительно только положительные.
В данный возраст виден всплеск раннего проявления агрессии. Возможны направленные признаки гнева: кусание, толкание, удары головой о стену. Во время воспитания ни в коем случае нельзя отвечать взаимной агрессией, так как, во – первых показывается ребенку пример, что так можно поступать. В – вторых, он может вырасти жестоким или, наоборот, подавленным. Это так называемый кризис трех лет. Воспитание должно идти в одном направлении, нельзя сегодня запретить, а завтра разрешить. Это не только дезорганизует личность детей, но и с таким подходом им не спокойно, они не знают, чего ожидать от родителей.
Особенности воспитания старшего дошкольного возраста
Вот только в вашей видимости родился, а уже в школу собирается. Каковы же особенности этого периода?
- В это время происходят изменения в познавательных, мыслительных процессов.
- Происходят усовершенствование раннего логического мышления.
- Ребенок осознано направляет и удерживает внимание.
- У малыша развита как зрительная, так и слуховая память.
- У него работает такое воображение, которое проявляется в играх, впечатлениях.
- У детей формируется адекватная самооценка.
- Во время воспитания малыш начинает понимать, что слово «должен» сильнее, чем «хочу».
- Игра перестает удовлетворять потребности, ему требуется занять другие более взрослые, значимые позиции.
Во время воспитания родители задумываются о психологической готовности к школе, которая складывается из личностной (желание получать знания); интеллектуальной (наличие такого кругозора, который будет помощником в обучении); социальной готовности (умение жить в коллективе).
Младший школьный возраст
Особенностью данного периода является переход к систематическому обучению. Он уже является социальной личностью, ориентированный на достижение результата.
- Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, хотя занимает еще свое место в жизни детей.
- У него появляется много новой информации, причем память, мышление в состоянии с ней справиться.
- Наступает этап раннего анализа.
- Родители должны быть готовы к тому, что не только они имеют влияние на малыша, теперь очень важным стает тот факт, что сказал учитель.
- В данный возраст происходит усиленное формирование как устной, так и письменной речи.
- В этот период происходит раннее усовершенствование интеллекта. Они овладевают множеством понятий, находят причинно – следственные связи.
- В результате воспитания происходит раскрытие индивидуальных особенностей.
- Принятие норм поведения.
- Начинается ранняя стадия формирования критичности.
Период подросткового возраста
Воспитание младших подростков имеет ряд трудностей. Именно в этот период решаются задачи раннего взросления. У детей происходят серьезные изменения в организме, он сам не знает, что с ним такое и как на это реагировать.
- Происходит ранние сексуальные изменения, в связи с этим замедляется познавательная активность.
- В этот возраст характерна резкая смена настроения, они капризны, своенравны, обучение страдает. В вашем понимании происходит что – то не так.
- Им все интересно, причем чем более запрет на плод, тем он их больше к себе тянет.
- У них стает такое мышление, которое позволяет запросто рассуждать о войне и мере, жизни и смерти.
- Появляется новообразование – ранее чувство взрослости. Он рассматривает новые образцы поведения, по другому строит отношения с людьми, он требует равноправия, хочет, чтоб с ним советовались, учитывали его мнение.
- Воспитание иногда может стать в тупик из – за полной потери авторитета. Он больше ориентирован на себе подобных, чем на взрослых.
- Дети стают чрезвычайно уверенные, у них появляется потребность в самовыражении.
- В этом возрасте очень важна положительная самооценка, он строит такую позицию, при которой сам и сверстники оценивают его на высоком уровне.
Период взросления – юность
На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.
- В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
- Он стоит на пороге взрослой жизни.
- Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
- Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
- Человек осознает свои потребности.
- У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
- Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
- Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
- Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
- Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
- Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
- Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.
Оставить комментарий
Источник