Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка от рождения до 3 лет
(Методика Л. И. Аксеновой, А. А. Дисеева, И. Ш. Тюриной, Е. В. Шкадаревич)
Вводные замечания. Методический материал предназначен для проведения систематизированного комплексного диагностического обследования детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.
Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет разработана коллективом Л. И. Аксеновой в рамках московской городской экспериментальной площадки на базе ДОУ№ 1678
г
. Москвы. Программа адресована специалистам психолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров и центров планирования семьи, служб ранней помощи и групп для детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. И конечно, родителям малышей. Всем тем, кто осознает важность своевременной диагностики и стремится (как можно раньше) определить отклонения в развитии детей, чтобы в полной мере осуществить комплекс необходимых развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Программа позволяет решить следующие задачи:
• оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем;
• оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка;
• прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Цель исследования. Выявление детей младенческого и раннего детского возраста с отставаниями психического
развития.
Порядок работы и обработка результатов. Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков.
1. Социальный блок представлен в форме Социального паспорта семьи (Приложение 1). Он предполагает определение социального статуса семьи, в том числе изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и включает социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень материального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отражены значимые аспекты диагностики микросоциума.
2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей (Приложение 2) и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает анализ медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специалистов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка.
Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометрического статуса ребенка.
3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей (Приложение 3). Этот блок содержит диагностику реального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям:
1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).
2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).
3. Сенсорное развитие.
4. Движения общие.
5. Движения рук.
6. Предметная деятельность.
7. Речевое развитие.
8. Самообслуживание.
9. Социальное развитие.
Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количественными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2—3 месяцами.
Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом па паспорту, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.
Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц.
Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от рождения до 12 месяцев — зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений рук, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие.
Второй вид таблиц включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от одного года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.
Таблицы снабжены комментариями, в которых раскрывается способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании.
Источник
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Сенсорное развития.
Цвет:
(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Нормативы:
— сличение от 1,5-2 лет;
-выбор по названию — в’ 2-3 года;
-cамостоятельность названия — в 2,5-3 года.
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.
Форма
Нормативы:
сличение — от 1,5-2 лет;
выбор по названию — в 2 года;
самостоятельность названия — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик),
прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:
1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);
2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму».
Диагностика восприятия:
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
1) «покажи, где нарисован …»;
2) «что нарисовано?» или «что это?».
Нормативы:
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называют многие предметы из групп; игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок. Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
методика «Разрезные картинки»
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5-3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов — в 3-3,5 года.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)
Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный предстовления.
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций:
«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».
Нормативы:
2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;
3,5-4 года — выполняют все задания.
Диагностика способов деятельности
Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком. Нормативы:
снимают кольца с пирамидки — в 1 год;
собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5-2,5 года;
собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными; 2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
Методика «Вкладыши» («Мисочки»)
Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу; 7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа).
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.
Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)
Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Анализ результатов:
до 3 лет допускается силовая проба;
в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)
Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.
Нормативы:
15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2~3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;
2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;
2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; □ 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Анализ уровня развития игры:
1) неадекватные действия с игрушкой;
2) манипуляция с предметами — до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);
4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);
5) сюжетная игра — к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы Общая моторика
Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:
1 год — самостоятельная ходьба;
1,5-2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.
Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 5 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.
Тонкие движения пальцев рук – мелкая моторика.
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы:
3 2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;
2,5-3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».
Оральный праксис:
губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);
щек (надуть и втянуть щеки);
языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из. языка «горку»).
Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
Исследование памяти
Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.Нормативы:
1,5 года — выполняют 3 действия;
2 года — выполняют 3~4 действия;
3 года — выполняют 5 действий.
Игра «Что изменилось — чего не стало»
Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Источник