Раннее развитие ребенка счет
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник
Содержание:
- Математика между делом
- Малыши и цифры
- Математика в движении
- Геометрия для малышей
- Прогулка с математикой
- Математические сказки
- Нелогичная логика
Нужна ли крошечному малышу, который едва выучился ходить, математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. Ну зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? А главная ошибка заключается в том, что многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов — арифметике.
А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Только вот развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх и занятиях. Этакая «естественная» математика.
Математика между делом
Детским физиологам давно известно, что в каждый возрастной период малыш лучше всего усваивает какие-то конкретные знания, приобретает определенные навыки. Именно с года и наступает самый настоящий «математический» возраст, когда крохе очень важно познакомиться со свойствами предметов, осознать их связь между собой, осилить основы синтеза и анализа, понять простейшую житейскую логику. А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут вам легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если вы будете почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют крохе свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы. Если вы предложите малышу угостить зайчика красным печеньем (красные «кирпичики» из конструктора), а мишку — синим или подобрать к открытым фломастерам нужные колпачки, постепенно кроха научится различать цвета. А многократно собирая пирамидку или матрешку, малыш усваивает понятия «большой-маленький» и учится соотносить предметы по величине. Стоит отметить, что прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое «одинаковые». Ищите вместе с крохой одинаковые кубики в россыпи строительного набора и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы из коробочки для рукоделия и выкладывайте из них узор, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций. Будет кстати и игра «парочки», в которой нужно находить одинаковые картинки.
Малыши и цифры
Учить цифры с малышом не обязательно. Пока. И очень заблуждаются те мамы и папы, которые, выучив с сыном или дочуркой названия цифр или механически заучив количественный счет, утверждают, что их кроха умеет считать. Мышление у малыша до трех лет конкретное. Это значит, что он плохо воспринимает абстрактные символы, вроде букв и цифр. Для него цифры — ничего не значащие закорючки, которые мама называет «три» или «семь». Поэтому учить считать малыша нужно на конкретных предметах. И связывать счет именно с конкретными яблоками, мячиками, конфетами или машинками. К абстрактным цифрам вы перейдете позже. А пока самое важное для крохи — это осознание количества, четкое понимание, что не зависит это понятие ни от размеров объектов счета, ни от их формы или цвета, и даже от настроения маленького математика и прочих катаклизмов тоже не зависит. Например, берем из вазочки, где лежат пять печений, одно и обращаем внимание малыша, что это «один». Потом кладем рядышком еще одно и говорим, что это «два». Когда добираемся до последнего печенья, говорим малышу, что это «пять», а в вазочке печений больше нет. Значит, изначально у нас там лежало пять печений. А в следующий раз точно так же сосчитаем яблоки в тарелке, или кукольные платьица, или игрушечные машинки в коробке. Многократно пересчитывая вместе с мамой окружающие предметы, малыш, в конце концов, поймет, что последняя названная при пересчете цифра и равна количеству. Для маленького человечка это очень важное и непростое открытие.
И только тогда, когда малыш научится считать в пределах десятка абсолютно осознанно, понимать, «чувствовать» количество, можно потихоньку переходить на абстрактные цифры. Обычно это происходит примерно к трем годам. Все вышесказанное не значит вовсе, что нужно спрятать от малыша цифры и ни в коем случае их ему не показывать и не называть. Речь о том, чтобы насильно не навязывать малышу то, что в силу возрастных особенностей он не сможет понять и полноценно усвоить.
Математика в движении
Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика крошечного «ученика». Например, промаршируйте с крохой по комнате сначала на счет «раз-два», затем на счет «раз-два-три», а после и «раз-два-три-четыре». Попросите малыша поднимать ручки на «один», а на «два» — опускать или разводить в стороны. На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа. То есть вы бросаете и говорите: «Один!» Малыш бросает мячик обратно и называет: «Два!» Если кроха уже неплохо считает, попробуйте начинать счет не с единицы, а с любого произвольного числа. Быстро сообразить, что следует, скажем, за семеркой — это уже не так просто. А можно точно так же тренироваться в обратном счете.
А вот вам еще одна веселая подвижная забава. Вырежьте из бумаги разноцветные круги и разложите их на полу. Пусть это будут цветы, а малыш — маленькая пчелка, собирающая нектар. Теперь бросаем кубик с точками. Сколько на нем выпало, столько шагов или прыжков должен сделать малыш по «цветочкам». Если мама или кто-то из ребятишек присоединится к игре и дорожка будет подлиннее, то можно даже устроить соревнование. Бросаем кубик и прыгаем по очереди. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша-«улья».
Поиграйте с крохой в «математический» вариант игры «холодно-горячо». Спрячьте в комнате игрушку, и пусть малыш попробует ее отыскать, выполняя ваши словесные инструкции: «Два шага вперед, один шаг влево, правее, левее, ниже, выше».
Геометрия для малышей
Для самых маленьких математиков изучение геометрических фигурок можно превратить в веселую игру. Делается она в считанные минуты. Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько «окошек» таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырезаем, четвертую отгибаем). Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте «окошки» и нарисуйте в каждом по одной геометрической фигурке: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию, звезду. Любопытный малыш захочет открыть окошко и узнать, что же там спряталось. Кроха заглядывает в окошки, а мама называет нарисованную там фигурку. Очень скоро малыш и сам будет безошибочно находить нужного «жильца». Кстати, точно так же весело можно учить и цифры.
А если у вас отыщется несколько спичечных коробков, сделайте следующее. Вырежьте из цветной бумаги пары одинаковых геометрических фигурок. Одну парную фигурку наклейте сверху спичечного коробка, а вторую — на внутреннюю часть. Теперь придумайте какую-нибудь игровую ситуацию, например, как зайчишки расшалились, разобрали спичечные коробки и перепутали. Теперь плачут, не знают, что им делать и как собрать все так, как было. Конечно, добрый малыш не откажется помочь зайчишкам-шалунишкам. Ему нужно найти одинаковые фигурки и соединить коробочки с крышками. Эта игра одновременно научит ребенка находить одинаковые предметы, поможет запомнить названия геометрических фигур и, конечно, потренирует мелкую моторику. Можно сделать пары фигурок не только разных форм, но и разных цветов. Тогда задача сразу усложнится, ведь нужно учитывать не только форму, но еще и цвет. Можно написать на крышках коробок цифры, а на внутренней части нарисовать соответствующее количество точек. Собирая вместе с мамой коробки, малыш постепенно запомнит написание цифр и научится соотносить их с нужным количеством точек.
Прогулка с математикой
Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое простое, что можно придумать, это считать определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Можно пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше: девятиэтажка или дом в 16 этажей? Почаще проговаривайте, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего — четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей». Так постепенно освоим и состав числа.
Предложите малышу на прогулке отыскивать «все, чего по два». Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. У людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. В следующий раз ищите предметы, которых по три, четыре, пять… Если малыш уже знает цифры и их порядок, вам подойдет игра с номерными знаками автомобилей. Внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Для ребятишек постарше, умеющих или учащихся считать, хорошим тренажером станет игра «Сколько ног?». Мы будем считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с дочкой — 2+2=4, кошка — 4+4=8, голубь — 8+2=10, Интересно, сколько же ног вам встретится за время прогулки? А свои посчитать не забыли?
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый-тонкий». Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается — значит, дерево толстое. Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.
Математические сказки
Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, — ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
«Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй — лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка — и стало их трое. Прибежала лисица — стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в «Репке» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? «Три медведя» — это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета — «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, «Котята» С. Михалкова или «Веселый счет» С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, «Считалка для ворон»:
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть ворона — на столбе,
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…
Ну а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка.
Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. А сколько ножек у мальчика? А у двух мальчиков? А лапок у собачки? А у двух собачек? А сколько нужно мальчику ботинок? А собачке на четыре лапки? А двум собачкам? А сколько ножек у гриба, а у рыбки (ни одной), а у морской звезды, а у жука, паука, осьминога?
Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!..
(А. Усачев)
Нелогичная логика
Принято считать, что у малышей до трех лет не развито логическое мышление, а значит учить их логике — пустое занятие. Но это не совсем так. Логика-то у них есть. Да только своя собственная, противоречащая общепринятой и, зачастую, взрослому пониманию недоступная. И обучать малыша самым простым логическим операциям не только можно, но и нужно. Например, простейшей классификации. Почаще называйте названия групп предметов: на кухне это посуда, в детской — игрушки, в прихожей — одежда, обувь, головные уборы и т.п. Повторяйте, собираясь на прогулку: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку — это одежда». Напоминайте, убирая в комнате: «Давай уберем на место мишку, зайку и машинку — игрушки». А накрывая на стол, приговаривайте: «Вот мы поставили чашки и тарелки, положили ложечки — это посуда».
Попробуйте поиграть в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и расскажите, что домик этот непростой. Войти в него могут только… собачки. Отберите вместе с крохой игрушечных собачек и «впустите» их в домик. В следующий раз вид на жительство получат машинки или куклы, или те, у кого есть копыта, те, у кого четыре лапы, четыре колеса и т.п. Когда кроха освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, скажем, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два (и более) домиков: в красном доме живут все большие игрушки, а в синем — маленькие. Эта игра хороша тем, что имеет бесконечное множество вариантов. Особенно, если вы потратите чуть-чуть времени и вырежете из разноцветного картона всевозможные фигурки. Универсальными будут геометрические фигуры трех размеров и четырех цветов. Из них можно подбирать самые разнообразные комбинации: только фигурки с углами, без углов, одновременно большие и желтые, все маленькие, не круглые и не красные и т.п. Если малышу не интересна геометрия, вырежьте из картона силуэты машинок, зверюшек, овощей, фруктов — словом, всего, что может кроху заинтересовать. С подобным дидактическим материалом хорошо осваивать и счет. Ведь в каждом домишке может жить определенное количество жильцов. И они могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов будет то уменьшаться, то увеличиваться.
Одним словом, возможности малышовой математики поистине безграничны. И нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для крохи простыми и понятными. Помните, как решал задачи Буратино? «А я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!» И даже в этом есть своя, вполне понятная логика. Будьте внимательны к малышу, не навязывайте собственного мнения, а относитесь к его мыслям и рассуждениям с пониманием и уважением. И всегда помните, что радость от решения непростой задачи, желание самостоятельно докопаться до истины для малыша куда важнее умения считать до ста в три года или знания наизусть таблицы умножения.
Юлия Ильяшенко
Статья предоставлена журналом «Мама и Малыш» N 04 2007 год
Источник