Раннее развитие ребенка с речевыми нарушениями
Марина Жаркова
Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребёнка. Так, гуление наблюдается не только у нормально развивающихся детей, но и у большинства детей с отклонениями в развитии (у глухих, у детей с интеллектуальным недоразвитием).
На следующем этапе развития речи для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией.
У детей с алалией компенсаторно более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты, особенно на начальных этапах развития. C возрастом особенно активно этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией с первично сохранным интеллектом. В таких случаях отмечается значительное опережение в развитии пассивного словаря по сравнению с активным, дети лучше понимают обращённую к ним речь, чем пользуются своими произносительными навыками (исключение касается детей с сенсорной алалией).
Для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления первых слов и фразовой речи.
Стремление к речевому общению у детейэтой категории проявляется по-разному: во-первых, это может быть низкая речевая активность, когда при попытке вступления в речевой контакт ребёнок проявляет негативизм (часто при моторной алалии); во-вторых, активное стремление к речевому общению (при сенсорной алалии, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребёнка. Речевая интенция, то есть стремление к речевому общению, зависит от первичной интеллектуальной сохранности ребёнка (известно, что дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт формален, личностных особенностей ребёнка, отношения со стороны окружающих, от осознания и реакции ребёнка на свой дефект. В литературе отмечается, что дети с различной речевой патологией (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием) часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможностей самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги и с лёгким поворотом головы и глаз в стороны вперёд вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи уже на первом году жизни отмечались так называемые «малые неврологические признаки», которые проявлялись различно, в зависимости от степени поражения центральной и переферической нервной системы. У грудных детей заметны лёгкие нарушения мышечного тонуса, часто по типу дистонии, которые, хотя и не мешают активным движениям, но являются стойкими; не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребёнка: задержка сенсорно-моторного развития, отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формировании предметно-манипулятивной деятельности, что особо ярко к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
Источник
МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида»
Раннее выявление и коррекция
речевых нарушений у детей
Выступление на М. О. учителей – логопедов района
Подготовила
Голубева Е.Г.
учитель-логопед
«Раннее выявление и коррекция и речевых нарушений у детей»
Итак, дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию .
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. В конце XX столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.
Нормы развития речи.
Первые слова у них появляются после первого года (раньше у 6—7-месячных), фразовая речь — к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5—6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).
В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В представленной возрастной группе наиболее широко распространен диагноз — ЗРР.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, который не требует обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие.
Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
К сожалению, в России недостаточно оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Поэтому актуальным направлением логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь .
Организуя работу логопедического кружка «Весёлый язычок» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.
Сейчас я предлагаю вам освежить свои знания и выполнить следующие задания:
1 подгруппа «Мозговой штурм» написать как можно больше направлений коррекционной работы с детьми на цветах.
2 подгруппа « Сортировка». Рассортировать предложенные названия форм работы с родителями по соответствующим конвертам.
3 подгруппа «Алфавитный указатель» На каждую букву алфавита нужно придумать слово или словосочетание – название формы работы с педагогами и записать на бланках.
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста:
1. Развитие экспрессивной речи:
· работа над звуками и звукоподражанием; словами с вызванным звуком;
· фонетическая ритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями;
· формировать элементарную фразу из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;
· формировать доступные грамматические категории на материале новых слов;
· работа над договариванием слов в стихотворениях, потешках, рассказах.
2. Развитие импрессивной речи. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
5. Развитие слухового восприятия:
· воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
· игры со звучащими игрушками;
· воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
· формирование фонематического восприятия.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
6. Формирование элементарных математических представлений – формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.
7. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
8. Развитие зрительного восприятия. Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
9. Формирование элементарных графических навыков. Этот вид деятельности – великолепный способ развития малыша. Это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи – прилагательного.
10. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Таким образом, данные направления логопедической работы необходимо использовать в коррекции речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Работа с родителями.
В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном — на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.
Для изучения знаний родителей о речевом развитии детей были предложены анкеты, анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).
Проанализировав стиль общения родителей и ребенка, можно выделить следующие варианты ЗРР (при условии отсутствия патологий со стороны ЦНС, слуха, зрения, соматического статуса и т.п.).
1. Задержка на стадии эмоционального общения.
Общение в данном случае сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Желания малыша удовлетворяются без каких-либо попыток с его стороны что-то сказать. Слово здесь лишнее. В таких случаях надо донести до родителей, что следующий этап развития речи и общения — предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого.
2. Исключительная ориентация на предметный мир.
Окружая ребенка множеством игрушек и надолго оставляя его манипулировать ими, взрослый способствует лишь погружению малыша во внутренний мир. Такое дитя не нуждается во взрослом как в партнере по совместной деятельности. Необходимо объяснить родителям важность обыгрывания каждой игрушки в процессе совместной деятельности со взрослым.
3. Задержка на стадии формального называния предмета.
Слово, появившееся только в номинативной форме, не используется в реальном взаимодействии с людьми. Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш заменяет речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае также важно рассказать родителям, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов. На этом этапе важны игры по типу «давай вместе», игры-драматизации
Выделяют следющие формы работы с родителями:
1.Информационно-аналитические
2.Познавательные
3.Досуговые
4.Наглядно-информационные
— Зачитайте, пожалуйста, какие формы работы вы отнесли к 1 группе (2.3.4)
Упражнение «Сортировка»
Логопед раздает педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию:. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.
Т. О. данные формы работы могут использоваться в работе с родителями.
Работа с педагогами
В исправлении ЗРР у детей младшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.
Необходимо планировать совместную работу логопеда и воспитателей таким образом, чтобы наиболее эффективно стимулировать речевое развитие каждого ребёнка.
— Заполните алфавитный указатель. Прикрепите листочки со словами к соответствующей букве.
Упражнение «Алфавитный указатель»
Логопед показывает педагогам плакат «Настенный алфавит» и просит их на каждую букву вспомнить и назвать форму работу с родителями. Например, А – анкетирование, Б – беседа, В – вечер встреч, викторина, выставка, Г – газета и т.д. Названные слова и словосочетания записываются на бланках (самокл. листах)и прикрепляются к алфавиту. логопед делает вывод о том, что в практике существует большое количество форм взаимодействия с педагогами, каждая из которых имеет свое назначение.
Я предлагаю закончить создание костюмчика ожиданий. Напишите на штанишках, оправдались ли ваши ожидания и опасения, а также ваши впечатления от сегодняшнего семинара.
Вывод:
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Спасибо за внимание. Участникам огромное спасибо за помощь.
Источник
Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями
речевого развития
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является:нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.
Коррекционно — логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Логопед принимает участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.
Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА — ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.
Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка». Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», доска Сегена, складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
Перспективным приемом является рисование пальчикамикраской. В процессе рисования развиваются ориентировочно- поисковые движения, ребенок учится фиксировать и удерживать объект в поле зрения. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект, используя доступные ребенку речевые средства. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также рисуем с помощью пробки, губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе — рассыпаем манную крупу или песок и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.
На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.
Любят малыши игры с музыкальным сопровождением-диск Е.Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика» и «Лимпомпо».
Важным моментом являетсяразвитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание, потряхивание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша.Также, используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки «В гости». Различные поверхности — жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.
Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Выполнение движений сопровождаем классической музыкой.
Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом — игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставь», «построить». Учатся делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы», «диванчик для мишки», «стол», «стул» и т. д. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку, «снять»- «надеть» колечки пирамидки. «Покатать машинку, мяч», «Покачать куклу», собирать мелкие предметы двумя пальчиками, брать всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами — бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». Игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) Игры с металлофоном — сначала показываем, как рождается мелодия, затем ребенок сочиняет свою музыку и проявляет свои творческие способности. На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?».
Использование компьютерной логопедической игры «Игры для Тигры» автор Л.Р.Лизунова позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.
Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)», упражнения у зеркала «Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки», «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб». Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.
Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, «Разноцветные домики», палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы — ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, «Большому зайке — большую морковку, а маленькому….?», «Это яблоко большое, а это поменьше» и т. д.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
Источник