Раннее развитие ребенка патология или норма

Под ранним развитием мамочки обычно понимают неординарные способности, которые пытаются разглядеть и развить в малыше. Но стоит ли торопиться? О том, как правильно заниматься с малышом, рассказывает врач Ольга Макушникова.

Раннее развитие: что это такое на самом деле

Мамы пытаются вбить в голову малыша огромное количество стихов, сказок и прочих не слишком нужных сведений, чтобы потом похвастаться познаниями ребенка перед подругами.

Папы с радостью учат малыша различать марки автомобилей и управляться с компьютером или сотовым телефоном. Однако «ранним развитием» подобные навыки можно назвать с большой натяжкой.

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными.

Конечно, заучивание стихов и любой другой информации поможет развить память ребенка. Но не более того.

В действительности раннее развитие подразумевает стимулирование любознательности, общительности, внимания, мышления и других функций и навыков, которые помогают сформировать гармоничную личность.

Об том, что ребенка надо «социализировать» с раннего детства, тоже слышали многие. Сегодняшние мамы начинают присматриваться к методикам раннего развития, едва малыш появится на свет. Выбрать, действительно, есть из чего.

Методики Монтессори, Зайцева, Ибука, Домана и Береславского доказали свою эффективность. Они действительно помогают маленькому человечку изучать окружающий мир, приобретать полезные навыки, общаться и развиваться. Но, к сожалению, стоят занятия в школе раннего развития недешево.

Как же быть? На самом деле, сложные методики раннего развития вполне могут заменить правильные игры с мамой и папой.

Развитие детей до года

Развивать малыша можно с самого раннего возраста. Это заложит хорошую основу для дальнейшего умственного и физического совершенствования. Чтобы оценить, насколько гармонично развивается ребенок, и какие навыки стоит стимулировать на каждом этапе, важно знать общие закономерности развития грудничков.

1 месяц жизни

Уже к месячному возрасту ребенок реагирует на звуки и яркие игрушки, может следить за ними глазами. Заботливые родители непременно будут развивать эти способности: показывать малышу яркие игрушки и медленно водить ими в стороны на расстоянии примерно 30 см от лица малыша.

А еще в этом возрасте очень полезно выкладывать ребенка на животик, это позволит быстрее научиться держать головку.

2 месяц

На втором месяце уместным будет повесить над кроваткой мобиль. Малыш с удовольствием будет рассматривать вращающиеся под музыку фигурки.

А еще он активно изучает свои ручки, так что не стоит ему в этом препятствовать — пеленать или надевать специальные варежки для малышей.

В два месяца здоровый малыш порадует родителей «комплексом оживления»: будет бурно реагировать, как только кто-то из родных склонится над кроваткой.

Примерно в это же время или чуточку позже он одарит папу с мамой первой осознанной улыбкой и начнет гулить — издавать певучие звуки. Почаще говорите с малышом, это подарит много позитивных эмоций и ему, и вам.

3 месяц

На третьем месяце ребенок, лежа на животике начинает приподниматься на предплечья. Ставьте перед ним яркую игрушку, и малыш будет стараться задержаться в таком положении, чтобы ее рассмотреть.

Вкладывайте ему в ручку погремушку, и он быстрее научится ее захватывать.

В этом возрасте малыш пытается подражать мимике взрослых и еще более активно гулит, некоторые детки уже умеют смеяться.

Обычно в трехмесячном возрасте дети стараются переворачиваться на бок и на живот.

5 месяц

К пяти месяцам ребенок обычно легко переворачивается с животика на спинку и обратно. Эти нехитрые «упражнения» впоследствии помогут ему научиться сидеть и ползать.

Переворачиваться на бок и начать ползать малышу могут помочь родители. Это совсем не сложно: главное — соблюдать простые правила и проявить чуточку терпения.

Помогаем освоить перевороты:

  • Аккуратно возьмите лежащего на спинке малыша за ножки, выпрямив ту из них, в какую сторону собираетесь совершить поворот.
  • Не спеша поворачивайте малыша, заводя одну ножку над другой.
  • Дайте крохе побыть в этом положении несколько секунд и самостоятельно завершить поворот.
  • Не стоит форсировать естественный ход развития и пытаться посадить малыша раньше времени, даже если он активно поднимает головку и плечики, лежа на спине. А вот стимулировать ползание полезно.

Родители могут научить малыша ползать.

Помогаем научиться ползать:

  • Подложите валик из одеяла под грудь и спинку ребенка так, чтобы ручки и ножки свисали: ребенок непременно захочет на них опереться. Подойдет и наглядный пример: ползающий рядом старший ребенок или, на худой конец, папа или мама.
  • Поставьте перед малышом ставят яркую игрушку, до которой он захочет дотянуться.

Полезные советы для родителей:

  • С самого раннего возраста развивайте мелкую моторику малыша: играйте в пальчиковые игры. Это способствует скорейшему развитию речи ребенка.
  • Читайте ребенку книжки и рассматривайте картинки. Стимулируйте его активность: спрашивайте, понравилась ли ему сказка или картинка, и старайтесь выяснить, почему у него сложилось такое мнение.
  • Выбирайте правильные игрушки:
  • К 8-9 месяцам кроху вполне можно научить собирать несложную пирамидку.
  • Развитию малыша будут способствовать всевозможные панели с кнопочками и звуковыми сигналами, пальчиковые краски, которыми он будет рисовать вместе с мамой.
  • Когда ребенок будет делать первые шаги, уместна будет игрушка-каталка.

Развитие детей раннего возраста

В возрасте 1,5-2 лет полезно развивать у деток любознательность и мелкую моторику, мышление, память и речь. Разумеется, родителям нужно знать, в каком возрасте каких «подвигов» стоит ожидать от малыша.

1,5 года

В полтора года ребенок будет охотно играть с кубиками, пирамидками и матрешками. Он с удовольствием подберет подходящие гаражи для машинок разного размера. Доступны и примитивные сюжетные игры: с куклой, посудкой, солдатиками и машинками.

2 года

Детям в возрасте двух лет уже доступно разучивание стихов, изучение форм и цветов, рисование и лепка, знакомство с основами счета.

Как помочь малышу научиться познавать мир:

  • Подкрепляйте теорию практикой. Считайте все что угодно во время прогулки. Давайте малышу потрогать руками гладкое и шероховатое, твердое и мягкое, теплое и холодное.
  • Учите малыша находить различия и общие признаки. Развивайте внимание и память, предлагая игры «Чего не стало», «Третий лишний». Особенно важны игры на развитие внимания для гиперактивных детей!
  • Не забывайте о физическом развитии малыша: гуляйте на свежем воздухе и играйте в активные игры.
  • Из множества кружков выбирайте те, куда ребенок идет с удовольствием и откуда не хочет уходить. Не заставляйте его делать то, что он ему не нравится.
  • Считайте, что ребенку пора осваивать алфавит, а потом и чтение — превратите это в игру.

Развитие речи детей раннего возраста

Первое осознанное слово — это серьезный прорыв для малыша. Чтобы речевое развитие не запаздывало, как можно больше общайтесь с ребенком с первых дней жизни, развивайте «пассивную речь» — умение слышать и понимать взрослых. Уделяйте большое внимание развитию мелкой моторики, это стимулирует речевой центр головного мозга.

1-1,2 года

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте 11-14 месяцев. Как только малыш сказал первое слово, его словарный запас будет активно расширяться.

Читайте также:  Изучение развития ребенка как метод ппд

Стимулировать речь несложно путем многократного повторения отдельных слов, общения в формате «вопрос-ответ» и разучивание коротких стишков, в которых малыш сможет договорить последнее слово.

На этом этапе очень важно не сюсюкать с ребенком, говорить правильно и при этом эмоционально выразительно.

2 года

Дети учатся складывать слова в предложения и с удовольствием «беседуют» со сверстниками.

Продолжайте говорить с малышом, описывать ему все, что он видит на прогулке, а позже задавайте вопросы об увиденном, и уже к трем годам сможете беседовать с ним на самые разные темы.

В этом возрасте очень важно учить ребенка правильно выговаривать слова и строить фразы. Обратите внимание не только на произношение отдельных звуков, но и правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3-4 года

Важно понимать, что совершенно нормально, если ребенок в три и даже четыре года не выговаривает сложные звуки: р, ж, ч и другие звуки.

Насторожить должно искажение слоговой структуры и смешение звуков, которое может оказаться нарушением фонематического слуха. В этом случае не обойтись без помощи логопеда.

Ускорить развитие правильного произношения помогает артикуляционная гимнастика. Сегодня представлено огромное количество игр с язычком, которые помогают тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

Ребенку можно помочь научиться говорить.

Как помочь малышу изучать языки:

  • Для начала, развивайте связную речь на родном языке. Учите малыша пересказывать сказки, контролируя правильность построения фраз и предложений.
  • В раннем возрасте ребенку доступно изучение иностранных языков. В межнациональных семьях дети с легкостью переходят с одного языка на другой, поэтому почаще общайтесь друг с другом на том языке, которому хотите научить ребенка.
  • Если вы решили воспитать полиглота, учтите, что, если прекратить занятия иностранным языком, а уже полученные навыки не использовать, вскоре малыш забудет все, чему его научили.

Раннее развитие: за и против

Несмотря на многочисленные плюсы раннего развития детей, у этой медали есть и обратная сторона.

  • Зачастую, родители так рьяно берутся за обучение малышей, то у тех не остается времени ни на прогулки на свежем воздухе, ни на свободное время.
  • Бывает, дети устают от переизбытка информации, что чревато неврозом.
  • Если кроху заставляют изо дня в день заниматься тем, от чего он не в восторге, будь то танцы или изучение алфавита, пользы это тоже не принесет.

Как не навредить ребенку: три совета по обучению

  • Прислушивайтесь к своему малышу, его желаниям и индивидуальным особенностям.
  • Не перегружайте ребенка, оставьте ему время вдоволь наиграться с самим собой или своими друзьями.
  • Не торопите события, стремясь научить малыша всему, что изучают первоклассники. Иначе велик риск того, что при поступлении в школу ребенку будет неинтересно на уроках, и он привыкнет к тому, что он «и так все знает» — а, значит, учиться вовсе не обязательно.

Здоровья вам и вашему малышу!

Читайте также:

Неправильный прикус у детей: что делать?

Ветрянка у детей: симптомы и лечение

Заикание у детей: причины и лечение

Источник

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Читайте также:  Параметры нормального развития ребенка

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно — пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник

Тревожные сигналы возможных нарушений  психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза

Родители могут дать своему малышу любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они — не специалисты, но их внимание к особенностям и поведению поможет вовремя обратить внимание на признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. Для правильного и своевременного развития тех или иных психомоторных умений родителям в первую очередь надо знать закономерности роста и развития ребенка, физиологические проявление в определенном возрастном периоде, особенности функционирования различных систем организма, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем.

Эти знания сформируют представления о границах нормы и патологии, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем, связанных с задержкой формирования крупной или мелкой моторики, речи или психических процессов. «Правильно ли развивается ребенок?» — этот вопрос тревожит едва ли не всех родителей. Это естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Часто говорят, что каждый ребенок развивается по-своему и у каждого своя «норма». Такой подход не совсем оправдан, ведь он снижает внимание родителей к развитию малыша и как следствие — к риску формирования «пропущенной» задержки в его психическом и моторном развитии. В развитии ребенка нет одного-единственного, раз и навсегда установленного «сценария», существует определенный временной диапазон, в течение которого должны появиться определенные навыки. Один ребенок начинает раньше держать головку, переворачиваться на живот, садиться, другой все это осваивает гораздо позже. Но если появление нужных навыков не выходит за границы установленного временного диапазона, то развитие ребенка протекает «в пределах нормы». Например, навык слежения за горизонтально движущимся предметом формируется у ребенка от 2 недель до 2 месяцев. Поводом для беспокойства должна стать ситуация, когда малыш к концу 2 месяца жизни не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону горизонтально. Какие же проявления должны насторожить родителей и побудить их обратиться за помощью специалистов

1. Факторы эмоционального неблагополучия: от рождения до 6 месяцев:  

безразличное отношение к кормлению, к звуку знакомого голоса;

подергивание лица, рук;

постоянное нарушение сна

 От 6 месяцев до года:  

неумение имитировать звуки и жесты;

общая апатия;

 постоянное отсутствие признаков неудовольствия при контакте с посторонними.

Физическое развитие: ребенок демонстрирует задержку моторного  развития  с рождения до года на 2-3 эпикризных срока (промежуток времени, через который обязательно проводится оценка состояния здоровья ребенка), а с года до 3 – на 1-2 эпикризных  срока

3. Слух, зрение, мелкая моторика в период до полугода

К концу 2 месяца

* не прислушивается и не пытается найти  звучащий предмет

 * не следит глазами за  перемещающимися в пространстве предметами, К концу 3 месяца  не ищет глазами, откуда доносится звон колокольчика

  не берет предметы в руки

до года: не дейтвует разнообразно предметами,: стучит, рахмахив, скидывает

Не обращает внимание на говорящего  взрослого

 4. Восприятие и развитие речи

До полугода: отсутствие гуления, гуканья, вокализаций

Отсутствие речи сигнала  с целью удовлетворения физиологических потребностей никогда не кричит перед кормлением, не демонстрирует недовольство

не улыбается, когда с ним заговаривают

до 1 года: остутствие слогового лепета

не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)  не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы, которые она называет

не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками

Эмоциональное развитие и социальные навыки  

До полугода:

не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе

не улыбается, когда к нему приближается и разговаривает взрослый

до года:

не пугается и не стесняется чужих людей

Нервно-психическое и двигательное развитие ребенка от рождения до года тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. Задержка двигательного развития может привести к задержке психического развития, поскольку ограничивает возможность восприятия окружающего мира. И если у малыша наблюдаются какие-то задержки в развитии или нарушения, то есть отклонения от нормы, обязательно необходима  консультация специалиста (детский врач, психолог, дефектолог, логопед).

Раннее детство (с года до трех лет) — период интенсивного физического и психического развития ребенка. Подражая взрослым и по их побуждению ребенок осваивает навыки самообслуживания: к трем годам он сам ест ложкой и вилкой, сам пользуется туалетом или горшком, сам может раздеться и частично одеться. В двигательном развитии ребенка особое значение приобретает развитие мелких точных движений пальцев кистей и рук и ручной умелости. Ребенок постепенно осваивает сложные движения пальцами: от захвата всеми пальцами в кулачок к концу первого года жизни он переходит к «пинцетному» захвату. Развитие мелкой моторики движений важно не только для освоения разнообразных действий – оно оказывает стимулирующее действие на развитие речи. С развитием движений и улучшением их координации тесно связано развитие предметных действий — важнейшего показателя психического развития ребенка раннего возраста. К полутора годам показателем достаточного уровня развития является умение использовать (или имитировать) предметы (ложка, чашка, карандаш, расческа) по назначению. Ребенок должен знать, на что надеваются носки, шапочка, хотя сам еще не в состоянии сделать этого, уметь копать совочком в песочнице, везти за веревочку машинку, строить башню из 3-4 кубиков, различать большие и маленькие предметы.

Читайте также:  Проблемы развития малого ребенка

И здесь очень важно обратить внимание на два момента:

 1. Для успешного освоения действия ребенку этого возраста необходимо сотрудничество со взрослым: неоднократный показ того, как это действие совершается, оценка правильности действия, эмоциональная поддержка. Сам по себе, без участия взрослого, освоить специфические действия с предметами ребенок не может.

2. У детей разное по темпам развитие и разные интересы, что-то удается им легче и доставляет больше удовольствия, что-то затрудняет и не вызывает интереса. Если ребенок несколько отстает от возрастных показателей, некритично, главное, чтобы относительно своих предыдущих достижений ребенок продвигался вперед.

Одни дети говорят много и активно, другие — меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости — у психоневролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое — вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

 Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:

 ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);

 в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;  поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

 у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;  

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

 не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);  

импульсивен (сначала делает, потом думает);

 склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

  неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

 неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;  

быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;  

 у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к  этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными:

АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ

После этого проводится диагностика нервно-психического развития ребенка. В своей работе для выявление нарушений в раннем периоде онтогенеза мы используем тесты МСНАТ, диагностический материал программы Каролина, а также диагностическую часть программы Маленькие ступеньки.

 Таким образом, внимательность со стороны родителей и своевременное обращение к соответствующим специалистам поможет в дальнейшем выстроить коррекционно-развивающую работу и по возможности предотвратить либо сгладить вторичные нарушения развития.

Источник