Раннее развитие ребенка от 1 года это
Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?
Не ждите результата
Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.
Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.
Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».
«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.
Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.
И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.
Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.
Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.
Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.
И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».
Вот оно, раннее развитие!
…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.
Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.
И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.
Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)
Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».
В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.
«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»
Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».
Подход к ребенку
Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.
— Нет, мам, у меня не получится.
— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.
Даша ни в какую:
— Нет, у меня не получится.
И тут меня прорвало.
— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!
Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?
Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:
- Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
- Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».
Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.
«Бесполезные» игры
Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.
— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.
Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.
У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.
Как научить малыша играть самостоятельно?
- Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила («Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!»).
- Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
- Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
- Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: «Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.
Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.
Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.
Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.
Источник
Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию «Lancet», в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.
Нервная система и ее роль в развитии ребенка
Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.
Особенности нервной системы у детей
Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.
Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.
Что такое раннее развитие ребенка
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.
Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.
Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста
Множество факторов влияет на раннее обучение детей:
- Наследственность.
- Экологическая обстановка.
- Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
- Течение беременности и родов у матери.
- Вскармливание и режим дня.
- Заболевания.
- Культура воспитания.
- Уход за ребенком и др.
Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)
По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.
Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.
Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:
Моторно – статическое:
- Держит голову (2 мес.);
- Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
- Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
- Сидит (6 мес.);
- Ползает (7-8 мес.);
- Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
- Стоит сам (10-11 мес.);
- Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
- Ходит сам (12 мес.).
Целенаправленная моторная деятельность:
- Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
- Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
- Примитивно играет (9-10 мес.);
- Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).
Зрительный анализатор:
- Фиксирует взгляд (2 недели);
- Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
- Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
- Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
- Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
- Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).
Слуховой анализатор:
- Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
- Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
- Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
- Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).
Речь:
- Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
- Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
- Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
- Произношение слов (9-10 мес.);
- Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
- Многословные фразы (3 года);
- Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).
Такими методами педиатр оценивает развитие.
Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:
- В течении первого года жизни ежемесячно.
- От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
- От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
- Старше 7 лет с интервалом 1 год.
Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста
Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.
Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые «Окна достижений для 6 этапов моторного развития». Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является «Шкала ментального развития Гриффитс». Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.
Задержка развития ребенка
Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.
Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.
Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.
Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».
Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.
Источник