Раннее развитие ребенка авторы
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник
Прежде чем прочитать книги Монтессори, Никитиных, Лупан, Домана — мне стала интересна их биография, а в частности-судьба их детей.
Сейчас, перенасытившись информацией о раннем развитии, я уже точно знаю, что ни одна из методик, по сути, не нужна для нормального развития ребенка. Но по всем авторским системам я сдавала контрольные и практические работы, когда училась на педагога раннего развития, поэтому волей-неволей узнала принципы их методик.
Честно говоря, и никто из авторов не ставил целью вырастить гения, а прежде всего, гармоничную личность (ну может быть только амбициозный Доман, но я его методику записала для себя в список запретных). Согласитесь, любой нормальный родитель хочет этого.
Что касается Монтессори-то тут спорная история, которую мы уже обсуждали (тут). Мария отдала сына на воспитание другим людям. Многие женщины, находящиеся в схожем положении, отдавали детей гувернерам. Мария навещала сына по выходным, а не каждый день, как делало большинство. В итоге, только примерно в 15 лет мальчик смог вернуться к матери. Тем не менее, сын стал талантливым педагогом и продолжил дело своей знаменитой мамы.
Марио внес значительный вклад в развитие гуманистического образования. Правда, есть версия, что Мария признала его сыном практически перед своей смертью — до этого она представляла его как племянника или усыновленного ребенка.
Мария и Марио Монтессори
Дети Гленна Домана (статья о нем была тут) тоже продолжили дело отца — работали в его Институте. У Домана трое детей. Больше всего сведений о его дочери Джанет — она является соавтором многих книг отца. И с 1980 года возглавляет Институт развития достижений человека, который помогает детям по всему миру.
Гленн и Джанет Доман
Наиболее интересна судьба детей Сесиль Лупан (статья тут )-но в русскоязычных источниках я не нашла никакой информации. Знаю только, что Сесиль до сих пор активно выступает в качестве эксперта во Франции. Она была приверженцем теории, что родители должны заниматься развитием детей не только в раннем возрасте, но и не останавливаться во время школы, иначе результаты просто угаснут. К сожалению, ни фотографий, ни статей найти не удалось. Я решила здесь ее указать, так как методика весьма любопытна. Но раз мы ничего не знаем, значит, её дело не нашло продолжения, как дело тех же Никитиных или Домана.
Сесиль Лупан
Больше всего сведений о детях Никитиных.
Да, это не нобелевские лауреаты, известные ученые или спортсмены. Но все семеро детей:
????уважают дело родителей, подчеркивают важность семейных принципов самостоятельной мысли ребёнка, здоровой и честной атмосферы, взаимопомощи, труда, превентивных мер поддержания здоровья и др. Младшие дети продолжают писать статьи и вести сайт по методике развития Никитиных.
????почти все дети и внуки закончили престижные московские вузы и имеют прекрасную работу.
????младшая дочь является матерью десятерых детей!
Да, это не гении, но достойные члены нашего общества, перенявшие идеи развития детей, многодетности, люди с хорошим образованием. Для меня это прекрасный результат)
Скажу пару слов о недостатке методики-всем детям пришлось «перепрыгивать» классы, так как они опережали сверстников в развитии. Это негативно сказывалась на коммуникации с новыми, более старшими, одноклассниками. Вот, пожалуй, основной минус опережающего развития по Никитиным.
Вот, что кстати, пишет о методике родителей Любовь — младшая дочка:
«Для меня главное в семье моих родителей – это ОБЩАЯ жизнь детей и родителей. Им было интересно с нами, нам – с ними, и это В ДЕЛАХ, не только разговорах. И еще важно, что не было ощущения, что родители жили «для нас» или мы «для них». Очень многое, что делали папа и мама, объединяло, а не разобщало (игры, соревнования, чтение, измерения папины и т.п.). Это очень актуально сейчас, когда и у родителей, и у детей большинство интересов вынесены ЗА границы дома. Из развивающих игр люблю «Кубики для всех» и «Сложи квадрат», любимые книги БП и ЛА – «Мы, наши дети и внуки» и «Отчий дом».
В моей семье все ходят босиком дома и во дворе, дети много двигаются, все рано начали читать (младшие учились у старших), устраиваем общие чтения вслух любимых книг. Не стали отдавать детей раньше в школу, как и перепрыгивать через классы. Тут сказался мой негативный опыт: два года разницы с одноклассниками с самого начала учебы в школе – это много (я пошла в 1-й класс в 5 лет). И ради чего экономить год или два после школы?»
Семья Бориса и Лены Никитиных
Статья по теме здорового раннего развития, с учетом особенностей развития мозга ребенка, а также мнений неврологов и нейрофизиологов — тут.
Источник