Раннее развитие ребенка 2 года
Жизнь каждого человека от рождения до самого последнего вздоха проходит не как прямая линия, а ступенчато. В ней есть этапы и переходные периоды. И одной из самых важных ступеней являются первоначальные жизненные периоды, в которых закладываются основы для всей последующей жизни. Нельзя относиться небрежно к началу жизни, чтобы не приблизить ее конец раньше положенного времени. Первый этап, который преодолевает малыш в познании самого себя и окружающего его мира, – это период младенчества. Он подготавливает фундамент для очень важного и, можно сказать, критического возрастного рубежа – 2-3 года.
Раннее развитие детей
Именно так называется этот этап жизни человека. Ему характерно формирование коммуникации с близкими людьми и окружающим миром. В 2-3 года ребенок впервые начинает осознавать, что значит самостоятельность.
Дети продолжают свое знакомство с собственным телом, удивляясь его возможностям и огорчаясь ограничениям. Они активно пополняют свой словарный запас, поэтому задача родителей в это время – следить за тем, какие слова слетают с их собственных уст, чтобы не передать ребенку слов с негативной окраской.
Период 2-3 лет – это еще один шаг в воспитании и взрослении, формировании и развитии не только ребенка, но и взрослых людей, находящихся рядом с малышом. Если в этот период родители не обратят внимание и не станут преодолевать ради ребенка свои негативные черты характера и привычки, то они в полной мере передадут их своему чаду. Поэтому можно назвать этот этап жизни временем совершенствования личности родителя и становления личности ребенка.
Дети учатся выражать свои эмоции, прежде всего глядя на маму и папу. Если родители сдержанны и адекватны в выражении своих чувств к окружающим людям, событиям, неожиданным фактам, то и ребенок будет впитывать соответствующую реакцию, а потом выдавать ее в самых неожиданных обстоятельствах. Так родители смогут увидеть себя в своих детях. Поэтому желательно помнить и хранить в своем сердце слова: «Владеющий собою лучше завоевателя города».
Нельзя научить ребенка тому, чего не умеешь сам. Лучший образец скрыт не в словах, а в поведении родителей. Поэтому, говоря о развитии детей 2-3 года жизни, приходится обращать большое внимание на воспитание их родителей.
Основным приоритетом развития детей 2-3 лет является, несомненно, развитие речи. Помочь родителям правильно сформировать речь ребенка могут игры и занятия, направленные на развитие творческого потенциала малыша. Именно в играх маленький человек учится наблюдать за развитием событий, выражать сначала на бумаге, в пластилине и картинках эмоции героев сказок, историй. Потом он переносит все это в реальную жизнь.
Важно не забывать, что развитие моторики у ребенка этого возраста имеет основополагающее значение.
Развивая моторику детей, мы развиваем их мышление, координацию движений. Мозг ребенка получает тренировку, а значит, развивается, подготавливаясь решать более сложные задачи.
Здесь родителям очень помогут конструкторы, но не просто лежащие в коробке, а обязательно снабженные интересными ролевыми играми, которым, без сомнения, детей должны учить мама и папа.
Необходимыми помощниками в развитии сенсорики ребенка, кроме конструкторов, станут еще и Монтессори-игры, моделирование, художественное творчество. Монтессори-игры – это игры, которые превращают в игрушки обычные вещи. Дети, наблюдая за родителями, хотят повторять за ними совершаемые действия. Когда мама работает на кухне, можно дать ребенку какие-нибудь безопасные предметы, которые на некоторое время займут малыша и одновременно дадут женщине возможность спокойно приготовить обед. Играть ребенок должен только под присмотром взрослых, чтобы случайно не навредить себе.
Развитие ребенка в 2-3 года – основные задачи
Развитие ребенка этого возраста подразделяется на несколько этапов:
- Развитие моторики, сенсорики и координации движений;
- Развитие мышления, логики, умственных способностей;
- Воспитание эстетических чувств и ориентиров;
- Конструирование и моделирование.
Давайте остановимся кратко на каждом из пунктов.
Развитие моторики, сенсорики и координации движений
Выше мы уже немного коснулись значимости для детей 2-3 лет таких необходимых инструментов интеллектуального развития. Прежде всего ему способствуют игры, направленные на развитие моторики, сенсорного восприятия и координации движений. Ребенок исследует это мир на вкус, запах, познает разнообразие форм, красок, получает понятие о времени и пространстве. Таким образом он постепенно обретает уверенность в себе, своих силах и возможностях, что необычайно важно для правильного психологического развития малыша.
Если родители правильно применяют все приемы сенсорного развития ребенка, то к трем годам он умеет совершать ряд точных действий, например открывать и закрывать, разворачивать и сворачивать, раскладывать и складывать, собирать и разбирать на составляющие и т.п.
Кроме того, дети знают назначение бытовых приборов и устройств. Они могут пользоваться игрушками, имитирующими эти устройства, в правильном направлении, т. е. дудочку прикладывать к губам, игрушечным утюгом гладить платочек, мешать ложкой в кастрюле, прикладывать к ушку мобильный телефон и пр. Дети хорошо сортируют предметы по цвету, размеру и форме.
В 2-3 года ребенок должен научиться самостоятельно раздеваться и одеваться, кушать ложкой и пить из чашки, а также выполнять другие действия по самообслуживанию.
Для развития моторики в этом возрасте по-прежнему хорошо применять пазлы, мозаику, легкие конструкторы, кубики, игрушечные бытовые приборы, интерактивные игрушки.
Развитие мышления, логики, умственных способностей
Самые лучшие игры для развития мышления ребенка, а также его умственных способностей и логики – это игры Монтессори, т.е. манипуляции с различными бытовыми предметами, природными материалами: камешками, крупами, водой, пуговицами, ложками, тканью и т.п. Но в 3 года эти игры должны приобретать более глубокий смысл, приносящий пользу людям.
Мама дает установку при игре, для чего малыш совершает то или иное действие, объясняет ему, какую пользу это может принести окружающим. Таким образом ребенок учится осмысливать свою деятельность не только как развлечение, но и получает навыки взрослой жизни, подготавливающей его, прежде всего, к пребыванию в детском саду.
Основные умения, которые обретает ребенок при регулярных занятиях по системе Монтессори-игр:
- прекрасное знание и определение основных цветов: красного, синего, желтого, а также зеленого, белого и черного;
- безошибочное определение простых форм предметов, их размера, умение сравнивать их;
- умение группировать предметы по различным признакам, например по цвету, форме, размеру; определять количество в простых понятиях: много-мало, один-несколько;
- понимание части и целого.
Воспитание эстетических чувств и норм
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает осознанно творить. Именно теперь необходимо, давая ему в руки карандаш, спрашивать, что это он нарисовал. Ребенок уже пытается изобразить то, что он видит снаружи, или образы, которые возникают внутри него. Будет очень хорошо, если теперь родители дадут ему в руки пластилин и помогут изобразить какой-нибудь предмет, животное или явление.
Необходимым в этом возрасте является ознакомление детей с музыкальными инструментами, чтение книг, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, походы на экскурсии и в детские театры. Все перечисленное является прекрасными инструментами для эстетического формирования личности, норм и правил выражения эмоций и чувств ребенка.
Если родители не ленивы и прилагают максимум усилий для эстетического воспитания своих детей, то к трем годам их малыши уже будут уметь:
- правильно использовать материалы для творчества (карандаши, пластилин, краски, фломастеры, кисти);
- делать аппликации из готовых деталей, используя несколько технических приемов в работе над одним изображением;
- сравнивать оригинал со сделанным им изображением и показывать все детали на том и другом;
- определять характер и темп музыкального произведения, ритмично напевая или повторяя песенки на простейших музыкальных инструментах.
Конструирование и моделирование
Что же касается конструирования и моделирования, то ими малыш теперь тоже занимается осознанно и может объяснить, что и для чего он делает. В этом очень важна помощь взрослых, которые могут показать разные приемы использования деталей конструктора. После наблюдения за деятельностью взрослых и совместного творчества ребенок уже сможет сам моделировать простейшие конструкции, а задача родителей – подбадривать и хвалить кроху за самостоятельное творчество.
Если вы приложите максимум усилий к развитию своего чада и его самых лучших личностных качеств в двух-трехлетнем возрасте, то в итоге сможете прекрасно подготовить кроху к младшему дошкольному возрасту, когда он будет радовать успехами, которые не будут стоить ему лишнего времени, нервов, усталости и многих других неприятностей. Растить детей надо с удовольствием и любовью. Чего мы вам и желаем!
Источник
Основные принципы занятия с ребенком (2 года)
Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.
Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.
Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты.
Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.
С чего начинать
Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.
Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.
В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года — это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами. Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями — пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.
После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать — пусть использует мимику и голос.
Малыш должен быть внимательным
Придумывайте интересные занятия с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.
Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают «урожай» по всей квартире.
Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.
Хочу все помнить!
Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.
В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года — очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.
Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.
- Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников — чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
- Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, «какого цвета платье надето на девочке?», «что растет возле дерева?» Просите приносить предметы из другой комнаты.
- Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.
Мышление и восприятие у детей 2-3 лет
Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.
Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.
Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.
Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.
На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.
Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года — это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.
В заключение
Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.
Источник
Когда малыш достигает двухлетнего возраста, он начинает более активно интересоваться окружающим миром, поэтому родители задумываются о том, как развивать ребёнка в 2 года правильно. Задания для детей 2 лет развивают большое количество различных способностей, в том числе речь, социальные, сенсорные, творческие навыки и многое другое.
Но как же правильно подобрать занятие для ребёнка, чтоб ему было интересно и не надоело получать новые знания? Об этом мы сегодня и поговорим.
Ребёнок в 2 года: какой он
Дети 2–3 лет весьма активны. Им не сидится на месте, и они хотят узнать, как устроен этот мир, всё попробовать и везде побывать. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.
В 2 года дети впитывают в себя максимально много информации, поэтому развивать их нужно обязательно. При этом совсем необязательно покупать дорогие игрушки и водить на специальные занятия. Достаточно просто следить за интересами своего чада и пытаться отвечать на все его вопросы и объяснять всё, что происходит. Однако не перестарайтесь. Малышу может надоесть получать новые знания, и он откажется воспринимать информацию.
Чтобы ребёнок выполнял развивающие задания, он должен быть заинтересован в них. Добиться этого довольно сложно, поэтому родители нередко отдают своих малышей в образовательные дошкольные заведения, в которых развитием способностей крохи занимаются уже специалисты.
Особенности возраста
Для того чтобы правильно подобрать развивающие игры для ребёнка 2–3 лет, необходимо понимать его возрастные особенности:
- Ближе к 2 годам ребёнок начинает более точно выполнять те или иные движения, улучшается его координации. В результате этого ему становится намного интересней играть с сортёром, конструктором, пазлом или же любой другой аналогичной игрушкой.
- Занятия с детьми 2 лет на развитие логики начинают приносить больше успеха. Это связано с тем, что в этом возрасте малыш начинает самостоятельно интересоваться тем, как решить ту или иную задачу или понять, как и почему работает определённый предмет.
- Активные игры начинают ещё сильнее интересовать малыша. Теперь он лучше может ориентироваться в пространстве, контролировать скорость и направление своих движений.
- Обладает небольшим словарным запасом, который позволяет ему общаться со взрослыми, описывать то, что он видит, а также составлять простые предложения.
- С каждым месяцем малыш становится всё более самостоятельным, и ему уже не нужно столько вашего внимания, а это означает, что в два с половиной года играть в развивающие игры он может сам.
Что должен уметь ребёнок
Занятия для детей 2–3 лет проводятся с учётом того, что ребёнок уже умеет и того, каких именно навыков ему не хватает. Обычно в этом возрасте малыш способен:
- подниматься и спускаться с лестницы, бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, ловить мяч;
- для девочек на втором году жизни свойственно помогать по дому маме, открывать двери и закрывать их, есть ложкой и пить из стакана;
- строить из кубиков и конструктора, собирать пирамидку;
- разговаривать, заканчивать знакомые стишки, говорить простые предложения, прощаться, здороваться, называть и показывать части тела, имитировать звуки животных, описывать то, что нарисовано на картинке;
- различать цвета, рисовать каракули, пытаться подпевать любимой песенке.
Виды развития ребёнка
Развивающие задания для детей 2–3 лет можно поделить на несколько основных блоков:
- логика;
- речь;
- творчество;
- мелкая моторика;
- социум и окружающий мир.
При развитии физических навыков или абстрактного мышления желательно также принимать участие в занятии, показывать ребёнку, как правильно делать то или иное упражнение. В таком случае эффект будет намного лучше.
Развивая детей до трёх лет, можно пользоваться картинками с изображением тех или иных предметов, ситуаций, книжками, а также другими подручными средствами. Кроме того, не проводите занятие дольше, чем 15-20 минут, и при этом не забывайте постоянно менять деятельность.
Физическое
Развитие физических способностей является одной из главных задач каждого родителя, так как спорт делает кроху не только сильнее и выносливей, но и более здоровым. Спортивные занятия для детей от 2 лет включают в себя следующий комплекс упражнений:
- бег, чередуя медленный и быстрый бег, паровозиком, на носочках, преодолевая различные препятствия, догоняя других;
- ходьба по линии, на руках, по неровной поверхности;
- ползание через тоннель, с подушкой;
- прыжки на двух ногах одновременно, на одной, из положения «полуприсед», на фитоболе, по подушкам, шинам или другим «кочкам»;
- лазание по лестнице, пытаясь достать предметы, которые высоко расположены, перенос объёмных, но лёгких предметов, хождение по брёвнам, доскам или узеньким скамейкам;
- в домашних условиях можно упражняться на турнике или кольцах, кататься по полу, бросать мяч в стену и ловить его, копировать движения различных животных.
Физическое развитие ребёнка – важная составляющая, без которой рассматривать его общее развитие нельзя. Развивающие пособия для детей 2 лет также говорят о том, что нужно как можно больше времени проводить с малышом на спортивной площадке, или занимаясь другим типом активных действий.
Познавательное
Развивашки для детей 2–3 лет продолжают рассказывать малышу об окружающем мире, предметах и их свойствах, развивать его память, логическое мышление, а также учить основам математики. К перечню познавательных игр и заданий можно отнести следующее:
- Изучение с помощью карточек, форм, цветов, природных явлений, фруктов, растений, цветов, овощей, грибов, времён года, птиц, животных, насекомых, рыб, частей тела и т.д.
- Знакомство с такими понятиями, как времена года, мало и много, ночь и день, высоко и низко, далеко и близко, узкий и широкий, тяжёлый и лёгкий, прочее.
- Обсуждение транспорта, семьи, профессий, города, приборов, поездов, мебели, магазина, детского садика и школы, прочее.
- Описание картинки и её сюжета, воспоминания о том, что делали на прогулке или с утра.
- Развитие во время прогулки, куда может входить изучение правил дорожного движения, транспорта, растений и насекомых, а также игры с песком, снегом, тенью, и прыганье по лужам.
- Поиск того, что пропало, и поиск нового предмета, игра в прятки, поиск тени, соответствующей предмету, одинаковых узоров, части изображения или полного изображения по его части, поиск фигуры по нескольким признакам и т.д.
- Загадки, обучение счёту, буквам, цифрам.
- Напёрстки, матрёшки, конструкторы, кубики, строительство башен, собирание пазлов, печати, другие игры для детей.
- Использование обучающих изображений для детей. С их помощью можно попросить малыша искать пары, сопоставлять картинки, проводить между ними логические связи, классифицировать карточки по тому или иному признаку.
Сенсорное
Раннее развитие ребёнка включает в себя и сенсорное развитие. Развивают ребёнка в 2 года следующим образом:
- Дают малышу попробовать на ощупь предметы, обладающие различной фактурой. Просят его найти пару куску того или иного материала.
- Обучают различным запахам и вкусам, учат находить похожий.
- Обучают таким понятиям, как тепло и холодно, твёрдо и мягко, громко и тихо. Дают детям различные предметы, чтобы они могли определить их свойства.
Такой тип развития направлен на улучшение зрительного и тактильного восприятия, слуха, вкуса и обоняния малыша.
Музыкальное
К этому типу развития относится игра на музыкальных инструментах, распознавание звуков, пение и танцы.
Для развития музыкальных способностей подходят такие занятия, как:
- прослушивание детских песен и попытка им подпевать;
- прослушивание классической музыки и отличие грустной от весёлой, медленной от быстрой, громкой от тихой и т.д.;
- прислушивание к звукам, которые нас окружают, и определение их источника;
- танцы, обучение простым танцевальным движениям, вождение хороводов;
- слушание, как звучат различные музыкальные инструменты, и игра на них.
Речевое
В возрасте 2-2,5 лет очень важно развивать у малыша речь. Существуют различные развивающие программы, одна из которых «Говорим с пеленок», разработанная лучшими психологами и логопедами России. Также есть и другие авторские и зарубежные методики. Все они обладают определённой схожестью, хотя есть и различия. Как бы там ни было, направлены они на увеличение словарного запаса малыша, развитие его артикуляции и повторение слов.
К основным заданиям можно отнести:
- Чтение книг и обсуждение того, что было только что прочитано.
- Пение и прослушивание песен.
- Общение с ребёнком, описание окружающих предметов и объяснение происходящего. При этом желательно использовать местоимения, наречия, прилагательные и предлоги.
- Он должен рассказывать, что он видит на картинки и описывать окружающий его мир.
- Малыша нужно научить говорить тихо, громко, сдувать лёгкие вещи, задувать свечи, надувать мыльные пузыри, показывать язык, корчить рожицы и т.д.
Для того чтобы малыш повторял слова правильно, вам необходимо говорить их достаточно чётко. В материалах для развития артикуляции и речи можно найти много примеров игр и развивающих заданий.
Мелкая моторика
Игры и занятия с детьми на развитие моторики также способствуют развитию речевого аппарата. Это связано с тем, что часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с речевой зоной, и в то время, когда работает одна, развивается и другая.
Наиболее подходящими упражнениями для развития мелкой моторики являются:
- Гимнастика для пальцев, застёгивание и расстёгивание пуговиц, липучек, змеек, кнопок.
- Лепка, аппликация, рисование, создание узоров.
- Игры с конструктором, шнуровкой, мозаикой, наклейками, пирамидкой, вкладышами и сортёрами.
- Пересыпание песка, круп, переливание воды и её собирание с помощью пипетки или губки.
- Игры с прищепками, крышками и бутылками. Комканье и разрывание бумаги.
Занимаясь играми на развитие моторики с малышами, темы занятий нужно продумывать очень тщательно. Если ему не будет интересно, он просто не захочет выполнять данные задания и постоянно будет отвлекаться.
Творческое
Занятия с ребёнком, направленные на развитие его творческих способностей, включают в себя лепку из пластилина, рисование, создание аппликаций, вырезание из бумаги и конструирование. Для малышей 2 лет лучше всего подойдут такие упражнения:
- Рисование спиралей, кругов и линий, создание узоров. Всё это можно делать карандашами, кисточкой и красками, пальцем, мелками или даже палкой, если вы рисуете на снегу или песке.
- Дорисовывание недостающих деталей. Например, листья для дерева, стебельки для цветов, дым из трубы и другие простые рисунки.
- Ставим печати с помощью губки, картошки и других вещей.
- Лепим из пластилина шарики, колбаски, кружочки, размазываем его по бумаге или оставляем на нём печати.
- Лепим из теста, режем его и вырезаем с помощью формочек.
- Создаём аппликацию из бумаги или ткани. Это может быть аппликация из нескольких объектов, из частей одного объекта или же создание абстрактной картины.
- Строим из конструктора дома, мосты, заборы и другие сооружения.
Если вы не умеете хорошо рисовать, то распечатайте на обычной бумаге найденные в интернете рисунки, к которым нужно будет добавить недостающие элементы.
Социальное
Общение с ровесниками очень важно для ребёнка 2 лет. В этом возрасте он тянется к другим и пытается всё за ними повторять. Именно поэтому нужно научить малыша:
- знакомиться и проявлять симпатию к другим детям, а также играть вместе с ними;
- жалеть других людей, когда они плачут, ударились или заболели;
- делиться или же меняться игрушками.
Развивать коммуникативные навыки крохи можно самостоятельно или же с помощью специальных программ которые подготовят малыша к детскому садику и научит его ладить с другими людьми.
Помимо общения, малышу также необходимо приобретать бытовые навыки. Вместе с двухлетним ребёнком можно выполнять следующие действия:
- поливать цветы;
- вытирать разлившуюся воду;
- мыть руки мылом и вытирать их после этого;
- убирать за собой со стола;
- складывать игрушки на место;
- одеваться и раздеваться самостоятельно.
Приблизительное расписание занятий на неделю
Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.
Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
Мелкая моторика | Крупы | Гимнастика для пальцев | Шнуровка | Прищепки | Прищепки | Песок | Наклейки |
Сенсорное развитие | Тёплое и холодное | Материалы | Вкусы | Шершавое и гладкое | |||
Познавательное | Пазлы | Поиск картинки по её кусочку | Поиск теней | Виды домашних животных | Цвета и сортировка предметов по ним | Времена года | Поиск игрушки |
Речевое | Кривляние | Обсуждаем картинку | Чтение сказок | Обсуждение прочитанного | Разыгрываем сказку | Чтение стихов | Задувание свечей |
Социальное | Общаемся с другими детками | Игры в песочнице | Гости. Идём в гости или принимаем у себя | ||||
Творческое | Аппликация | Лепка из пластилина | Рисуем красками | Раскрашивание | Лепка из теста | ||
Музыкальное | Детские песни | Пение | Классическая музыка | Музыкальные инструменты | |||
Физическое | Игры в мяч | Бег с препятствиями | Прыжки | Ходьба на руках | Игра в улитку | Занятие с фитоболом | Ходьба по линии |
Это только прибл?