Раннее интеллектуальное развитие ребенка
Раннее развитие
В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?
Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структуры мозга.
Этот процесс полностью завершается к 8 годам. Поэтому родителям не стоит откладывать интеллектуальное развитие ребенка на школьный период, ведь так они рискуют упустить лучшее время.
Создание условий для раннего интеллектуального развития
Принуждать ребенка узнавать новое не надо – в юном возрасте в силу природного любопытства он учится сам. Кроха с момента рождения знакомится с окружающей его средой. Поэтому задача родителей – в создании гармонично развивающей обстановки для малыша.
Лучший способ учить ребенка новому – игра. Она позволяет удовлетворять любознательность детей в исследовании всего их окружающего. А чтобы занятия были эффективными и проходили на позитивном фоне, родителям необходимо завершать занятия до того момента, как ребенок устанет.
Типичные ошибки родителей
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос любознательным, эрудированным. Но, стремясь к этой цели, многие допускают ошибки, которые рискуют свести к минимуму положительные результаты.
Наиболее распространенные неправильные действия пап и мам:
- Соблазн создать из своих детей более удачный вариант самих себя, видеть в них то, чего сами не сумели или не успели достичь.
- Навязывание занятий, к которым ребенок не испытывает влечения. Нередко взрослые принуждают детей к изучению того, чего не знают сами, но хотели бы знать. При этом игнорируют личные пожелания маленького человечка.
- Стремление добиться эффективности занятий любой ценой, что становится причиной появления проблем с детским здоровьем: невроза, головных болей, ухудшения зрения, сколиоза.
Лучший учитель: родитель или преподаватель?
Благодаря эмоциональной связи родители чувствуют своего ребенка и понимают, что ему необходимо в данный момент развития. Поэтому им не стоит слепо следовать методикам развития, даже успешно себя зарекомендовавшим. Важно учитывать индивидуальность ребенка, который будет смотреть на мир глазами того взрослого, кто его воспитывает и заботится о нем, постоянно находясь рядом.
А так как в детском возрасте ребенок доверяет только родителям, они и будут лучшими педагогами для него. Ведь посторонний человек, даже квалифицированный преподаватель, может вызвать негативную реакцию со стороны малыша: от зажатости и до испуга.
Слагаемые успешного раннего интеллектуального развития
- Инструментами раннего интеллектуального развития малыша должно быть все, что он видит вокруг.
- Окружающая развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться от простого к сложному.
- Нельзя подгонять развитие ребенка под педагогические методики. Важно учитывать его индивидуальные особенности.
- Ранее интеллектуальное развитие не должно нарушать эмоциональное и социальное состояние ребенка.
- В случае потери детского интереса к процессу учебы его стоит временно прекратить. Продолжить нужно, лишь убедившись, что ребенок не только воспринимает получаемые знания, но и движется в их освоении вперед.
Риски раннего интеллектуального развития
- Фанатичное раннее интеллектуальное развитие вызывает приток крови к коре головного мозга и дефицит кровоснабжения центров, отвечающих за сердцебиение, дыхание и пищеварение. Возникают спазмы сосудов, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на усталость, головную боль и боль в животе.
- Дети, успешно развивающиеся интеллектуально с раннего возраста, чаще всего не умеют или не любят общаться со сверстниками. В будущем это может повлиять на их неумение строить здоровые отношения в обществе и ведение одинокого образа жизни.
- Одаренные дети нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, чье развитие происходило без акцента на интеллектуальное.
- Рано приобретенный багаж знаний может вызвать скуку во время учебы в школе и выработать негативное к ней отношение.
По статистике, один признанный гений приходится на 6 млн людей с обычными
способностями. Но генетики утверждают, что в числе каждых 100 тысяч
новорожденных появляется на свет одаренный ребенок.
Успех раннего развития – в мудром подходе
Занимаясь ранним интеллектуальным развитием ребенка, родителям важно не перешагнуть тонкую грань, которая вместо блага принесет вред физическому, эмоциональному и психологическому состоянию маленького человечка. Ведь знания должны давать пользу, а не становиться причиной дисбаланса во многих сферах жизни малыша.
Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Источник
Зара Селимова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальное развитие детейв ДОУ должно включать:
развитие речи и речевого общения;
развитие пространственного мышления и воображения
развитие логического мышления
формирование сенсорной координации и моторики рук формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Развитие восприятия. Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. Восприятие отличается от ощущений в следующих отношениях. Ощущения отражают все доступные анализаторам свойства предметов, а восприятие выделяет из них основные и отвлекается от несущественных. Ощущения отражают отдельные качества реальности, а восприятие создает интегральную картину действительности.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На втором-третьем году жизни существенно усложняются задачи сенсорного воспитания. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Манипулируя предметами,дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.
На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы. Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Развитие памяти. Существуют различные принципы классификации памяти, подразделяющие ее на отдельные формы. Широкое распространение получила классификация памяти, данная И. С. Бериташвили, который различал у человека образную память, условнорефлекторную, эмоциональную и словесно-логическую. Очевидно, что указанные подразделения памяти оправданны; в то же время они в значительной мере условны, так как в нормальной жизнедеятельности целого организма все виды памяти находятся в постоянном взаимодействии.
Самый ранний вид — моторная или двигательная память — начальное свое выражение находит в первых двигательных условных рефлексах детей, прежде всего в той своеобразной условной реакции, которая наступает, когда ребенка берут на руки в положении кормления. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети осмысленно запоминают то, что вызывает их интерес. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов и явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Развитие мышления. Устанавливая генетическую связь памяти с другими психическими функциями, П. П. Блонский отмечал, что память одной своей стороной соприкасается с движением и восприятием, а другой — с мышлением.
Значимым этапом развития мышления ребенка является период, когда один и тот же предмет можно назвать несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к 3-3,5 годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.
Наиболее распространенным в современной психологии является разделение мышления на три вида: словесно-логическое, конкретно-образное и наглядно-действенное. Эти виды мышления являются этапами развития мышления в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.
Наиболее важные особенности наглядно-действенного мышления составляют направленность на конкретные, воспринимаемые в данный момент предметы, и проявление в виде определенных действий с этими предметами. Данный вид мышления представляет собой «первичный», наиболее ранний вид интеллектуальной деятельности, не связанной с речью.
Наглядно-действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней,а также в связи с овладением речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-действенного в опосредствованное внутренним планом. Этот процесс связан со специфическими этапами в развитии обобщения опыта деятельности и с овладением словом, становящимся в более старшем возрасте орудием мысли. Вместе с тем наглядно-действенное мышление не исчезает на рубеже понятийного мышления, а существенно дополняет конкретностью наглядных представлений осмысление более общих связей между предметами и явлениями. Ребенок живет в социальной среде, развивающее содержание которой зависит от культурного уровня ближайшего окружения и общества в целом. В раннем детстве происходит интенсивное овладение миром социальных отношений и предметных действий. На первом году жизни ребенок знакомится и начинает действовать с предметами в условиях ведущей роли общения со взрослым. Он овладевает сигнальной, атрибутивной, номинативной, а впоследствии и обобщающей функцией речи в единстве с освоением предметной деятельности.
Таким образом, наглядно-действенное мышление характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно совершается только в данной наглядной ситуации, в ходе непосредственного восприятия предметов и, во-вторых, в процессе материального действия с предметами. Действия с предметом выступает главным способом этого мышления. Если в дальнейшем ребенок оперирует представлениями, словами, схемами, то на этом этапе он оперирует, главным образом, предметами и познает существенные свойства только в действии с предметами.
В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Он считал, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами Согласно мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те в свою очередь опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия. И в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
Источник
Я пишу этот пост не для того, чтобы «открыть глаза» кому-то или «направить на верный путь», просто делюсь своими наблюдениями и делаю некоторые выводы (для себя). Ну, а читать или нет, а тем более, прислушиваться ли — дело каждого. Ведь для того мы и пишем сюда, чтобы обмениваться опытом и выбирать для своих детей всё только самое лучшее.
Во время беременности я прочитала много книг на тему «Раннего развития», была просто очарована Масару Ибука с его «После 3-ёх уже поздно», и понеслось: Синъити Судзуки, Глен Доман, Сесиль Лупан и т.д… Я ещё не родила, мы ещё не выбрали имя для ребёнка, но уже знали, что мы с ним будем делать!.. У новорожденного Егора одежды было не столько, сколько методических пособий по раннему развитию ( и это мы ещё далеко не фанаты, так скажем…). Я заставила прочесть эти книги мужа, маму, свекровь, чтобы они «верно» поняли мои намерения. Итак, я была во всеоружии.
Помню, Егору 2-3 недели, я нарисовала какую-то рожицу чёрным по белому и демонстрирую ему. Потом пошли карточки, школа 7 Гномов, муж смастерил трек, чуть позже подключили рамки-вкладыши и т.д…
Я точно не могу зафиксировать тот момент, когда я поняла, что ошибаюсь. Насколько быстро и безоговорочно я приняла систему раннего развития, настолько постепенно и обдуманно я от неё ушла…
Когда мне попадались посты с содержанием типа: «раннее развитие — это бред» — ха-ха, думала я, лентяйки! Не могут 10 минут в день уделить занятиям по карточкам! Да, я была категорична. Но вот я уже и сама по другую сторону баррикад и не считаю себя лентяйкой, не развивающей ребёнка.
Как я уже сказала, не помню точно, где начало конца, но вот несколько пунктиков:
1) Однажды, во время занятий с сортером, я подумала: до чего же скучная и нудная игрушка, слишком уж «правильная» — это сюда давай, это — туда, э — нет, треугольник с тремя дырочками насадим на 3 палочки, а квадратик с четырьмя дырочками на 4 палочки! По просьбе он насаживал, куда я просила, но в какой-то момент я перестала просить и решила понаблюдать, что он сам захочет сделать с этим. Егор насадил всё как хотел: где должен был быть круг — стоял квадрат, где квадрат — круг и т.д. У него получилась необычная конструкция, а не просто «правильно собранное пособие по интеллектуальному развитию». Не блокирую ли я его фантазию, требуя сделать всё так, как « надо»? Рано или поздно он всё равно будет собирать как требуется, а будет ли сооружать вот такие композиции?
2) В год с небольшим Егор по просьбе запросто показывал все виды транспорта из набора «Мир на ладошке», русский и английский алфавит в картинках, всех животных из кучи карточек! И все эти умения мы, конечно же, демонстрировали бабушке с дедушкой по скайпу. Я подумала однажды: зачем?.. Зачем я так нагружаю его память? Если нам удастся увидеть один Камаз, внимательно посмотреть на него со всех сторон, залезть внутрь, а может, даже и прокатиться — впечатлений-то будет гораздо больше, чем от 500 изображений того же Камаза. У меня у самой прекрасная память (вот, чес.слово, мне муж очень завидует), я любила учить стихи, знала их много, я сама тянулась к ним, мама лишь читала мне книги. Я спросила у мамы, помнит ли она, как я научилась читать? Так вот представьте, она не помнит! Сказала только: «Да как-то просто, я уж и не помню», зато как я тиранила свою младшую сестру буквами, мне не забыть никогда, а уж ей-то, бедняжке, подавно… Просто, да очень просто. Мне самой захотелось читать уже книги и уж очень нравилось, как мама пишет письма — тоже захотелось писать письма бабуле с дедом. Был живой интерес с моей стороны и поэтому я очень быстро всему научилась.
Что ни предложи ребёнку — он до определённого возраста будет принимать всё. Почему же не позволить ему самому выбрать, не навязывать. Но его же всё равно надо направлять — скажите вы? Надо, да, но не пребыванием в искусственно созданном мире, а созданием живой, эмоциональной среды или встреч, пример с тем же Камазом.
3) Мне никак не удавалось заинтересовать Егора рисованием, я говорила: ну, видимо, это не наше!.. Но в глубине души меня такой ответ не устраивал. Так я вышла на книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Знакомство с этим автором, с её статьями, послужило мощным толчком к тому, чтобы открыть ребёнку «мир», а не очередное пособие.
4) Прочитав в общих чертах про Вальдорфское образование, я решила, как и многие, что это секта, ещё и , о, Господи, запрещающая раннее развитие, хотя многое меня привлекало, душа моя отзывалась, но мозг твердил: Ему уже год, а после 3-ёх, сама знаешь, поздно!.. Но случайно выяснилось, что у моих хороших друзей есть друзья, у которых трое детей обучаются в Вальдорфской школе и посещают Вальдорфский садик и это замечательные, очень творческие и всесторонне развитые дети. Я отбросила все свои домыслы и предрассудки и принялась читать совершенно другую литературу: Грюнелиус, Осорина, Дыкман — вы не встретите этих авторов в книжном магазине, их там нет! Зато для пособий по раннему развитию есть не то что специальные отделы — но даже целые магазины! С точки зрения бизнеса — это ведь настоящая золотая жила в отличии от того, чем живёт и на чём основывается Вальдорфское образование.
Мы пошли по другому пути. Мы играем с ветками, палками, тряпками, делаем домашние спектакли, много рисуем, стучим, гремим, плещем воду, рассматриваем птиц на улице, вместе занимаемся бытом — дел-то не убавилось, просто они качественно изменились. Английский язык мы не «учим», по возможности применяем его в быту, только так есть смысл.
Много путешествуем, посещаем экскурсии, не ставим ограничений: он ещё маленький, он не поймёт, не запомнит — у него копятся ощущения.
5) А ещё меня ну очень напрягает школа моей сестры — свалка ненужной информации и отсутствие нужной. Постоянное переживание из-за оценок и вечная гонка за ними, а не за знаниями, это притом, что учится она очень хорошо. Я стала искать альтернативу. Может , тогда-то всё и началось…
Хочу ещё вспомнить своё детство.
До 7 лет я жила в идеальных условиях. В детстве я получала очень много впечатлений, живых и настоящих, я выросла в деревне у бабули с дедом, проводила там по полгода: рыбалки, сенокосы, животные, походы в лес, огород, деревья, встреча коров, наблюдения за дойкой, ловушки для ёжиков, крыша гаража, концерты по пятницам с подружками, строительство будки и многое другое. Меня ничего не заставляли делать, я лишь наблюдала, из интереса рождалось желание и я тоже принималась за дело: пекла пироги, крутила сепаратор, вязала, косила, ухаживала за животными. Всех моих подружек заставляли всё это делать, поэтому они и ненавидели это. Почему-то моя бабуля ни о чём меня не просила, почему-то она была настолько мудра в отличии от бабушек моих подружек, которые боялись, что их внучки вырастут лентяйками, я не знаю. Ещё у моего дяди была мастерская, где мне позволялось брать и делать всё, что я захочу! У меня была целая сокровищница с брусочками, полешками, спилами и т.д. Пока мои подружки были заняты домашними делами, мне хотелось играть, очень! Играть было больше не с кем, поэтому я играла с бабулей и дедом, они у меня и прыгали и в углу стояли и «болели». До того они боялись, что я заскучаю и буду проситься домой…
Я думаю, вот чего я хотела добиться, вкладываясь в раннюю интеллектуализацию? Чтобы мой ребёнок вырос эрудированным, умным, успешным? У меня есть один знакомый, он мега-эрудит! Если бы я была на передачи «Кто хочет стать миллионером» — он первый, кому бы я позвонила. Однако умным назвать его сложно, в некоторых, даже простейших бытовых ситуациях он до невероятности глуп, а с людьми ему вообще очень тяжело сходится, только с компьютерами. Знаю много умных людей, даже успешных, очень закрытых, безэмоциональных, сухих… Счастливыми, получающими удовольствие от жизни я бы их тоже не назвала.
Хотелось бы затронуть тему пробуждения чувств — вот чему необходимо уделять внимание, но об этом в другой раз, сейчас говорим именно о «раннем интеллектуальном развитии».
Ещё я бы хотела уточнить, чтобы вы правильно поняли меня, я так же не за то, чтобы пустить всё на самотёк, мол, ну мы же выросли нормальными людьми, никто с нами вот так не занимался. Если мы до сих пор живём в обществе, которым сами же крайне не довольны, ненавидим своё государство, завидуем раскованности европейцев, не любим свою работу, не особо ценим родственные и дружественные связи, значит всё же, что-то в нас не то и не так.
И последнее, очень уж мне понравилась фраза, где-то на просторах интернета подсмотренная, может, и здесь, не помню, смысл таков: «Арина Родионовна вон, Поэта воспитала, уж точно не показыванием карточек».
Источник