Раннее двигательное развитие ребенка

Прошло уже двадцать лет с тех пор, как я окончила медицинский институт и получила диплом педиатра. За эти годы у меня самой родились и выросли трое детей, да еще сотни малышей появились у женщин, посещавших мои курсы подготовки к родам. Все это время я с интересом наблюдала за тем, как из крошечного беспомощного новорожденного всего за год вырастает человечек, который уже во многом похож на взрослого.
Сегодня я уже хорошо понимаю, как это происходит, по каким этапам идет двигательное развитие ребенка, и хочу, чтобы каждый родитель, которому интересен данный вопрос, мог с легкостью разобраться в последовательности овладения малышом двигательных навыков, вложенной в него самой природой. Осознав, что в моторном развитии младенцев существует простая логика, вы сможете легче оценить своевременность развития своего дитя.
Итак, после девятимесячного ожидания в вашей семье появился новый человек! Он еще совсем маленький, беспомощный и ничего не умеет делать. Пройдет лишь год, и он, как все люди вокруг, будет ходить на двух ногах, а пока… А пока среди ваших забот и тревог частенько мелькает вопрос: «Нормален ли мой малыш? Правильно ли он развивается?» Конечно, за компетентным ответом стоит обратиться к профессионалам: педиатру и детскому неврологу. Однако и вы сами, при желании, можете кое-что уяснить в вопросе моторного развития вашего малыша.
Человеческий детеныш при рождении крайне беспомощен, но в него природой вложена мощная программа развития, благодаря которой он быстро совершенствуется. Мне кажется, каждой молодой маме полезно осознать этот факт, чтобы снять чрезмерную ответственность со своих плеч. Многие родители почему-то полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься со своим ребенком (гимнастикой, плаванием, массажем), тем быстрее он сядет, поползет, пойдет. А раз быстрее, раньше остальных, значит лучше, успешнее! Однако для ребенка бывает полезней, чтобы родители, создав и обеспечив необходимые условия для развития, сами просто с любовью за ним наблюдали.
Необходимые условия для правильного развития малыша до года
Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване). С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.
Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.
Развитие в первый месяц жизни
Вернемся, впрочем, к нашей сегодняшней теме. Для того чтобы вам было проще понять, как развивается малыш на первом году жизни, предлагаю следующую схему: внимательно посмотрите на своего младенца, когда он лежит на спине, и с помощью моих пояснений попытайтесь сформулировать стоящую перед ним в данный момент задачу. Затем переверните его на живот и попробуйте оценить, на что устремлено развитие ребенка в этом положении.
Итак, перед вами малыш первого месяца жизни, лежащий на спинке. Как он выглядит в норме? Его поза крайне неравновесная, голова, ручки и ножки находятся в постоянном хаотичном движении. Чем младше ребенок, тем быстрее он начнет в такой позе плакать, призывая к тому, чтобы его взяли на руки. Это происходит, потому что новорожденный, придя в мир, сталкивается с категорическим изменением в отношениях собственного тела и окружающей среды. В материнской утробе он развивался в условиях относительно тесного, замкнутого пространства, последние месяцы перед рождением его тело постоянно соприкасалось со стенками матки. Кроме того, и сам «домик» малыша постоянно двигался, ведь женщина даже во сне часто меняет положение своего тела. Родившись, ребенок попадает в совсем другой мир. Теперь он лежит на неподвижной плоскости, и только половина его тела соприкасается с опорой, другая же половина (личико, грудь, живот, руки и ноги) как бы не искала границы, к которым можно прикоснуться, не находит их. Поэтому-то мы и видим младенца, судорожно «ищущего» в окружающем пространстве опору. Три первых месяца жизни как раз и уходят на то, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации.
Развитие ребенка в три месяца
Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью. В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту. Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.
В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается. В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот. Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!
Положение на спине
Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.
Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения. Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются. Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.
Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.
Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы. Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».
Положение на животе
Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира. Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые. Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.
Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.
К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.
Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.
Важность основных этапов развития
Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.
Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.
Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.
Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве. Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки. Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.
В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья. Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев. Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.
В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.
Источник
Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.
Содержание статьи:
- Что такое раннее физическое развитие
- Физическое развитие ребенка до года в цифрах
- Факторы, влияющие на физическое развитие
- Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
- Способы развития физических возможностей ребенка до года
- Первичное закаливание
- Массаж
- Водные процедуры
- Занятия на фитболе
Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.
Что такое раннее физическое развитие
Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:
- Соотношение роста и массы тела;
- Окружности головы и грудины;
- Пропорциональность полученных измерений;
- Двигательные умения ребенка;
- Срок и количество прорезанных зубов.
На все эти параметры сильно влияют многие факторы.
Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.
Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.
Физическое развитие ребенка до года в цифрах
Физическое развитие ребенка до года в цифрах
Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:
- Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
- Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;
Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.
- Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
- Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
- Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.
Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.
Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка
Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:
- Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
- Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
- Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
- Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.
Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:
- Держать голову к 2 мес.;
- Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
- Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
- Сидеть в полгода;
- Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
- Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
- Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
- Начать самостоятельно ходить к году.
Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.
Способы раннего развития физических возможностей ребенка
Способы раннего развития физических возможностей ребенка
С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:
- Первичное закаливание;
- Физиологический массаж;
- Водные процедуры;
- Упражнение на развитие умений по возрасту;
- Гимнастика;
- Занятия на фитболе.
Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.
Первичное закаливание
В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:
- Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
- Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
- Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.
Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.
Массаж
В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.
Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.
Водные процедуры
Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.
Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.
Занятия на фитболе
Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.
В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:
- Спины;
- Свода стоп;
- Брюшного пресса;
- Позвоночника и суставов;
- Мышц таза.
Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.
Источник