Радио в развитии ребенка
«Со вступлением человечества в эру новых медийных технологий радио, естественно, меняется. Не меняется лишь его роль — это по-прежнему наиболее близкое к потребителю СМИ, сопровождающее его в течение всего дня и являющееся, в зависимости от времени суток, рода занятий, возраста, настроения, и источником информации, и собеседником, и эмоциональным фоном», — сказал РИА Новости генеральный директор Европейской медиа группы Александр Полесицкий.
На протяжении многого времени радио играло и играет огромную роль в нашей повседневной жизни.
Сегодня миллионы людей знают, что такое радио. Но было время, когда и учёным было неведомо то, что сейчас знает каждый школьник.
Радио (латин. Radio — излучаю, испускаю лучи, radius — луч) — «способ передачи на расстояние и приёма звуков, сигналов при помощи электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями».
Радио — по праву одно из величайших изобретений человечества, позволившее преодолеть пространственные барьеры между людьми, отправлять и получать информацию на огромные расстояния практически мгновенно.
Очень интересный факт, что практически в каждой стране мира считают, что радио изобрели именно у них. Так, например, в США считают, что это изобретение является плодом научных работ Дэвида Хьюза и Николы Тесла, в Беларуси — Якова Оттоновича Наркевича — Иодку, в России — А. С. Попова, в Индии — Джагадиша Чандра Боше. Но как бы то ни было, радио играло, играет и будет играть, в обозримом будущем, огромную роль в формировании и развитии общества.
Уважаемые родители!
В наше время, несмотря на колоссальное развитие СМИ, роль радио все еще по-прежнему очень велика. Конечно, для современных детей сейчас более актуальны телевидение и Интернет, но в нашей памяти осталось замечательные детские передачи, песенки и спектакли, которые многие нынешние родители слушали именно по радио.
В дошкольные годы жизни ребенка радио стремится в простой и доступной форме рассказать малышу об окружающем мире, дать детям первые элементарные сведения о различных предметах, явлениях, событиях. Радио знакомит ребенка с лучшими доступными его восприятию произведениями литературы и искусства. Слушание радиопередач требует от ребенка внимания к слову, развивает его речь и интеллект.
Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания. Оно помогает расширять и углублять знания, которые дети получают в школе, развивать их пытливость и любознательность.
Предлагаем вам пройти по ссылке «Любознайка» — детская познавательная передача, которая интересна и детям, и взрослым:
https://teatr.audio/lyuboznayka-poznavatelnaya-radioperedacha-dlya-detey
Кто-то возразит: для чего же нужно радио дома или в машине, если сейчас существует множество удобных и портативных устройств для просмотра мультипликационных фильмов или детских передач в режиме онлайн? С этим трудно поспорить, но иногда (для разнообразия), не лучше ли найти детскую волну на радио (в Интернете) и предложить послушать ребенку веселые детские песенки, стихи и, конечно же, сказки. Слушая интересную радиопередачу, малыши сами мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности.
Ссылка для просмотра https://www.deti.fm/
Все это будет развивать восприятие ребенка, учить его представлять героев сказки или песни. При этом исключается отрицательное воздействие телевизора, компьютера, планшета на зрение ребенка. А также ребенку не нужно концентрировать внимание на действии, происходящем на экране. Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) подробно объясняет, какой вред наносит телевизор детскому здоровью.
Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.
Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера или с книгой) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.
При прослушивании радио ребенок может совершать разнообразные движения (прыгать, танцевать), играть в настольные игры, лепить из пластилина и пр. Находясь в автомобиле и слушая радио, можно играть с любимой игрушкой или смотреть в окно, не испытывая скуки в дороге. Многие радиопередачи для детей составлены из произведений, которые рекомендованы для рассказывания и чтения в детском саду. Зная содержание знакомого произведения, дети с большим вниманием слушают о приключениях героев сказки. После прослушивания радиопередачи рекомендуется организовать обсуждение. Дети частично пересказывают содержание по наводящим вопросам взрослого, выражают свое отношение к делам и поступкам героев.
Детское радио Самара 107.2 FM https://top-radio.ru/samara/detskoe
Органу слуха необходима тренировка: способность правильно улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой — она воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать прослушивание детского радио.
При прослушивании с детьми музыкальных сказок, песен вы способствуете тому, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир. Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает и другие необходимые человеку качества: решительность, уверенность в себе.
Постарайтесь создать условия для того, чтобы Ваш ребенок как можно чаще имел возможность слушать классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П. И. Чайковский, В. А. Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме. Ссылки для прослушивания музыки:
https://top-radio.ru/web/populyarnaya-klassika;
https://top-radio.ru/web/klassik-vocals
На детском радио можно получить много интересной и познавательной информации для вас родители. Гости программы — детские специалисты — рассказывают об особенностях воспитания и развития ребенка.
Программа «Только для взрослых» на Детском Радио…
https://www.deti.fm/program_child/uid/1/kw1/1/page/8
Предлагаем вам еще одну интересную программу «Игры и игрушки».
Больше всех про игры и игрушки на Детском радио знает Влад Иванов. Он готов бесконечно рассказывать о правилах самых разных игр, их возникновении и особенностях. Если вы хотите узнать о новых играх и научить своих друзей играть в них — слушайте программу «Игры и игрушки»:
https://www.deti.fm/program_child/uid/971/kw1/971
И в заключение предлагаем вам поиграть вместе с детьми в игру «Радио»
Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровые правила. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идет речь, платит фант, который выкупается в конце игры.
Игровые действия. На роль диктора выбирают ребенка считалкой. Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.
Ход игры. Взрослый, обращаясь к детям, говорит:
— Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так взрослый начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своего окружения. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», — говорит взрослый. Нового диктора выбирают при помощи считалки.
Взрослый следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) у нас!» И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.
Литература:
- Какую роль играет радио в современном обществе, «Волжский,ру», https://www.volzsky.ru/press-relize.php?id=2169;
- Роль радио в эру новых технологий, «РИА Новости», https://ria.ru/media/20110507/371701902.html;
- Музыка в жизни вашего ребенка, Веркина Лидия Степановна, https://verkina-lytmdou3.edumsko.ru/articles/muzyka_v_zhizni_vashego_rebenka;
- Какую музыку слушать детям, «Учебно-методический кабинет», https://clck.ru/Cy4PA;
- Детская и юношеская радиожурналистика, «Радиопрограмма «Маяк» — Студопедия», https://studopedia.ru/19_11031_radioprogramma-mayak.html;
- Организация слушания н просмотра радио- и телепередач для детей, «i- gnom.ru Познавательное развитие дошкольников», https://i-gnom.ru/books/metodika_razvitia_rechi/mrr37.html;
- Радио, «Так то ЕНТ Методическая копилка», https://tak-to-ent.net/load/258–1-0–4090
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Детское радио, радио, диктор, взрослый, детская, игра, конец игры, огромная роль.
Источник
Плейлист в смартфоне – это хорошо, но когда хочется музыкального разнообразия, новостей и познавательных фактов, может пригодиться и радио.
Кто-то скажет, что время его прошло, а кто-то поспорит, сказав, что именно по радио слушает с ребенком сказки на ночь, песенки из мультфильмов, спектакли, или участвует в конкурсах. Да, «эпоха онлайна» говорит за себя – почти все детские радиостанции подают прямой эфир в интернете, своя частота есть только у одной радиостанции в нашем списке. Какие и о чем?
частота 96.8 FM (Москва)
deti.fm
«Детское радио» вещает в 35 городах России. Высокое качество передач про детей, о детях и для детей. Здесь можно услышать песни из самых популярных мультипликационных фильмов, записи мультфильмов для малышей и, конечно, детские сказки перед сном. Познавательными для ребенка будут: программа «Азбука путешествий» с увлекательными рассказами о самых чудесных уголках России и мира, или «Клуб веселых академиков», председатель которого, профессор Семен Семенович Загорулька, с помощником Петей Промокашкиным, приглашают познакомиться с выдающимися учеными и их открытиями. В программе «Музыкальный привет» можно в прямом эфире передать добрые слова всем знакомым!
Радио Disney
radio.disney.ru
скачать приложение
Цифровая радиостанция для настоящих ценителей хорошей музыки. Можно бесплатно скачать приложение в App Store и быть на волне с помощью смартфона, слушая саундтреки к детским фильмам и мультфильмам, а также просто хорошую музыку.
Радио «Песни»
tirnet.ru/radio
Больше музыки! Это радио — постоянный музыкальный поток, в котором исполнение песен из любимых детских художественных и мультипликационных фильмов сменяет друг друга почти без пауз и перерывов. Многие из этих песен и музыкальных сценок знакомы нашим малышам почти с пеленок.
Радио «Детские песни»
myradio.ua
24 часа в сутки в эфире только детские песни, даже без рекламы. «Я водяной» и «Луч солнца золотого» с удовольствием слушают и родители.
ТМ-радио
tmstudia.ru
На этой волне много детского творчества (стихотворения, сказки и прочие произведения собственного сочинения), сказок и радиоспектаклей, песен из детских мультфильмов и кинофильмов, песен в исполнении юных певцов и певиц — начинающих и не только. А каждую неделю проводится Дискотека с диджеями под любимые композиции.
Радио «Сириус»
radio-sirius.ru
А это радио не только для слушателей, но и для исполнителей! В прямом эфире развлекательного, детского, музыкально-познавательного радио звучат прекрасные песни юных талантливых ребят, лауреатов детских международных вокальных конкурсов, проходят актуальные конкурсы. Если ваш ребенок талантлив, поет, выступает на конкурсах, можно отправить запись песни в редакцию радио на почту.
KIDS FM
radiokidsfm.ru
Детское радио для дошкольников, ребят постарше и подростков. И они не только слушают, но и делают это радио, являясь ведущими большинства программ. Виолетта Юшкина разговаривает с талантливыми детьми в программе «Ярмарка Талантов», Влад Красавин знакомит радиослушателей с представителями самых разных профессий – будь то грузчик, виолончелист или водитель маршрутки – в программе «Один день из жизни», Арина Данилова, участница программы «Голос дети», ведет развлекательную программу «Время ариков». Радио вещает в интернете каждый день с 8 вечера до 12 ночи в прямом эфире, а в остальное время – в записи.
«Старое радио»
staroeradio.ru
Звучит не по-детски, однако там собраны десятки уникальных аудиозаписей из архивных советских фондов. Лучшие радиоматериалы прошлых лет (в том числе и сказки в исполнении Николая Литвинова) можно послушать на сайте.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник
Марина Прожерина
Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников
В стандарте дошкольного образования в качестве приоритетной выступает такая социальная деятельность как общение, овладение которой позволяет договариваться, разрешать конфликты, обеспечивать в дальнейшем информационную безопасность человека, общества, государства. Во взаимосвязи и на основе коммуникативных способностей формируются и развиваются речевые умения детей. Если к коммуникативным способностям относятся как вербальные, так и невербальные, то речевые проявляются в видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Как известно, аудирование и говорение относятся к устным видам речевой деятельности, а чтение и письмо – к письменным. В то же время аудирование и чтение это перцептивные виды речевой деятельности, а говорение и письмо – продуктивные. При аудировании восприятие (перцепции) текстовой информиции происходит на слух, а при чтении задействованы зрительные анализаторы. Речевые механизмы аудирования и чтения одни и те же, меняется только канал поступленеия информации. Поэтому когда ребёнок владеет умениями аудирования, то он не испытывает больших трудностей при обучении чтению. В то же время говорение начинается с аудирования: ребёнок произносит то, что слышит.
Аудирование как вид речевой деятельности – это процесс восприятия на слух, распознавания, переработки и усвоения текстовой информации. Аудирование – это мощное средство обучения. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом. Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда воспитанники воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, даже самую элементарную, содержательно-смысловую информацию.
Использование радиоточки в ДОУ – одна из возможных форм организации работы по развитию у старших дошкольников умений аудирования. В ДОУ № 4 г. Камышлов Свердловской области с января 2017 года реализуется проект «Детское радио». Этот проект включает несколько направлений — подпроектов, каждый из которых направлен на реализацию конкретных образовательных задач.
Подпроект «Родная речь» разрабатывает учитель-логопед, он адресован старшим дошкольникам. Содержательно подпроект делится на блоки: «Лексика», «Грамматика», «Фонетика», «Культура речи». Каждый блок включает в себя цикл радиопередач, объединённых общей тематикой. Радиопередачи подпроекта «Родная речь» выходят в эфир 1 раз в неделю, продолжительностью 5-7 минут. Каждая радиопередача имеет свою тему, например: «Слова-признаки», «Гласные звуки», «Вежливые слова», «Слова-родственники» и т. п. В соответствии с темой радиопередачи, формулируются образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
Важным условием при формировании умения аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Для создания мотивации (на наш взгляд) необходимо соблюдение ряда условий. Одним из важных является содержание радиопередачи. Слишком сложное содержание может вызвать разочарование детей, слишком лёгкие тексты также нежелательны: отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, и она не становится развивающим фактором в процессе обучения. Необходимо также придерживаться определённой последовательности при составлении радиопередачи, т. е. все радиопередачи должны иметь примерно одинаковую структуру. Желательно, чтобы в передаче участвовало ограниченное число действующих лиц. Ещё одним немаловажным условием является регулярность прослушивания радиопередач, а также соблюдение систематичности. Под систематичностью понимается чередование выхода радиопередачи каждого блока: 1-я неделя месяца – передача из блока «Лексика», 2-я неделя месяца – передача из блока «Фонетика» и т. д.
Несмотря на то, что прослушивание радиопередачи может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и др. В процессе прослушивания радиопередач дети учатся воспринимать на слух и выделять ключевые слова, смысловые фразы, сравнивать антонимы и синонимы, делать обобщения, то есть овладевают на устной основе стратегиями смыслового чтения, которые смогут использовать в начальной школе. В содержание радиопередачи включаются не только рассказ и разъяснение логопеда, но радиоинсценировки, диалоги, речевые игры и упражнения. В конце передачи дети обязательно получают интересное задание.
Данная форма работы позволяет увеличить объём коррекционного воздействия, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти дошкольников, повышает мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщает детей к процессу активного познания.
Аудирование как вид речевой деятельности является метапредметным способом работы с текстовой информацией на родном языке, на языке учебного предмета (окружающего мира, матаматики и пр., а в дальнейшем и на иностранном языке.
Литература
1. Горлова Н. Педагогическая запущенность. Почему дошкольное образование порождает её? // Учительская газета. — 2017. — № 03.
2. Зиновьева А. Н. Учебно-методическое пособие по обучению аудированию // Электронный журнал «Педагогика online». URL: https://aneks.spb.ru/publikatcii-pedagogicheskikh-rabotnikov.html (дата обращения: 24 мая 2017)
Источник