Работоспособность ребенка 5 лет

Юлия Гусева
Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Работоспособность детей дошкольного возраста

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей

Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корректировать его работоспособность, т. е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. У дошкольников работоспособность понижается очень быстро. Об этом свидетельствует общее «двигательное беспокойство», что указывает на усталость ребенка. «Двигательное беспокойство» – защитная реакция организма. Ребенок как бы выключается от надоевшей деятельности, и таким образом избегает переутомления.

Правомерно и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать её у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идёт… И, тем не менее, сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, необходимо дошкольнику и является важным показателем общей готовности ребёнка к школьному обучению.

С возрастом работоспособность повышается. Повышение её общего уровня происходит, в частности, за счёт ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная.

При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.

Есть существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей — высокий и средний уровень, у других – они значительно снижены. Это вызывает тревогу по разным причинам.

Во-первых, потому, что эти дети недостаточно активны на занятиях, требующих напряжённой умственной работы (развитие речи, обучение грамоте, математике). Они редко поднимают руку и редко отвечают на вопросы, быстро и часто отвлекаются.

Во-вторых, потому, что подобное положение у некоторых детей почти не меняется в течение всего учебного года, другими словами, их работоспособность не увеличивается. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать (слушать, воспринимать, решать задачи). А ведь именно на этом строится всё обучение сначала в детском саду, а затем и в школе.

И если вовремя (до школы) не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в 1-м классе доставит много неприятностей и больших трудностей родителям, учителям и, в первую очередь, самому ребёнку.

В-третьих, недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая, прежде всего, влияет на объём продолжительности внимания, мыслительных процессов. Детям трудно составить рассказ, пересказать текст, решить задачу, ответить на вопросы, добиться нужного результата, оценить работу свою и товарищей. Вследствие этого возникают проблемы в знаниях.

В-четвёртых, часто ребёнок с низкой работоспособностью отличается неуверенностью в собственных силах. Эти дети характеризуются повышенной стеснительностью, замкнутостью, робостью. Результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной могут быть остро перенесённые заболевания, неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы и др. Дети эти или пассивны, или легко возбудимы. Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают. В этом случае за советом нужно обратиться к врачу.

Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей. В возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон. Вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями или сёстрами. Ребёнка настраивают на спокойную волну.

Прежде, чем повышать умственную работоспособность, нужно закалять ребёнка и укреплять его здоровье (в выходные дни – на свежем воздухе различные походы, игры).

Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети часто имеют неустойчивый аппетит (привлечь ребёнка к приготовлению пищи).

На работоспособность ребёнка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.

Умственная работоспособность дошкольника на занятии зависит от интереса к занятиям. А развить и поддержать её могут родители. Во время возвращения из детского сада домой,узнайте: с кем играл ребёнок, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с заданиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз.

Дома в играх с детьми предлагаем:

— пересказать несложный короткий текст или понравившийся отрывок;

— составить рассказ по картинкам с постепенно развивающимся сюжетом;

— устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить картины и рассказать о них (а родные угадывают).

Источник

галина григорьевна опаренко
Работоспособность — важный показатель готовности к школе

Работоспособность – важный показатель готовности к школе.

Правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идет. … И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребенка к школьному обучению.

Работоспособность ребенка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями, например меньшей продолжительностью. Не случайно поэтому, что, чем младше ребенок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.

У маленького ребенка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывать страницы книги, а потом захлопывает ее, хотя физиологические показатели пока еще не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца,хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности.

С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит, в частности, за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.

Вместе с тем наблюдения за детьми 4-7 лет выявили существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других — они значительно снижены. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать, слушать, воспринимать. И если вовремя не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.

Недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Ребенок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах.

Главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические). Родители должны заботиться о выполнении режима дня, обязателен дневной сон, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры. Ребенка настраивают на спокойную волну, предложив ему навести порядок в кукольном и книжном уголке, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет взять с собой в детский сад, самому раздеться.

Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка: гулять на свежем воздухе, совершая при этом с ребенком туристические походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах, санках и т. п. Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закаливать ребенка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо дольше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны меняться двигательной активностью. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять не благополучные семейные отношения. Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к знаниям. А развить и поддержать его могут родители.

Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, приводит к тому, что дети легко забывают о цели действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей протекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях. Например, если дети трудятся, то эффективность работыповышает мотив пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре. Пользу животным своей заботой о них; всегда интересна для детей совместная деятельность с взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, поддержи) а равноправного партнера. Если по ходу разговора с ребенком, занятий с ним от него требуют значительных умственных усилий, то варьируют задания и условия, в которых они выполняются,например задания на счет: сосчитать, сколько листиков мама положила на скамейку, угадать, сколько раз ударила она по спинке скамейки палочкой, из скольких частей, состоит слово «Сережа», «Таня». Использовать разнообразные игровые примеры, например, когда дети осваивают пространственные отношения, здесь могут участвовать любимые ребенком игрушки.

Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, страшный, грустный, составить рассказ по двум-трем картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить «картины» и рассказать о них.Можно использовать и другие игровые приемы: «Ты опиши игрушку, а я угадаю» или «Я начну сказку, а ты закончи»

И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах, проявить самостоятельность и активность в магазине.

Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребенка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, — глубоко ошибочно. Успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведенной с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Так же обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивать его объем и длительность.

Если работоспособность ребенка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьей.

Г. Г. Опаренко МБДОУ «Котовский детский сад Облачко», Старооскольский район, Белгородская область.

Источник

        

Работоспособность важный показатель готовности к школе

    Известно, что количество и качество работы, выполняемой за единицу времени, может колебаться в зависимости от работоспособности каждого человека, иначе говоря, от способности осуществлять какую- либо физическую и умственную деятельность в течении определённого времени без значительного снижения её качества.

    Возникает закономерный вопрос: правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать её у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие — то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идёт… И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребёнка к дошкольному обучению.

    Работоспособность ребёнка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями,        например, меньшей продолжительностью.

    Не случайно по этому, что ,чем младше ребёнок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.

    Работоспособность детей дошкольного возраста, по данным физиологов, психологов и педагогов характеризуется и качественными особенностями, Взрослые часто дают хорошие

«производственные» результаты на фоне физиологических показателей, свидетельствующих о том , что утомление уже наступило. У маленького ребёнка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывает страницы книги, которые читает ему бабушка, а потом и захлопывает её), хотя физиологические показатели пока ещё не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца, хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности. С возрастом работоспособность повышается. Повышение её общего уровня происходит, в частности, счёт ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма.

Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество. Вместе с тем наши наблюдения за детьми 4-7 лет с использованием специальных методик выявила существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других — они значительно снижены. В каждой из проверенных нами групп было 5-7 ребят с низкой работоспособностью на занятиях. Это вызывает тревогу по разным причинам.

Во-первых, потому, что эти дети недостаточно активны на занятиях, требующих напряжённой умственной работы (родной язык, математика). Они редко поднимают руку и редко отвечают на вопросы, быстро и часто отвлекаются.

       Во-вторых, потому, что подобное положение у некоторых детей почти не меняется в течении учебного года, другими словами их работоспособность не увеличивается (темпы её прироста не значительны). У большинства из этих детей наблюдается

«интеллектуальная пассивность», т.е. отсутствует привычка думать (слушать, воспринимать, решать задачи). А ведь именно на этом строится всё обучение сначала в детском саду, а затем и в школе. И если вовремя (до школы ) не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и больших трудностей родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.

       В-третьих, недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из — за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Детям трудно справиться с необходимыми заданиями, например: составить рассказ, пересказать текст, решить задачу, ответить на вопросы, добиться нужного результата, спланировать свою деятельность, оценить работу свою и товарищей и др. Вследствие этого возникают пробелы в знаниях, умениях и навыках детей.

     В-четвёртых, часто ребёнок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах. Поэтому большинство таких детей характеризуются повышенной стеснительностью, замкнутостью, робостью.

    Конечно, главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

    Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая’ умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические), неблагоприятно протекающая беременность матери, родовые травмы и т, д. Такие дети нуждаются в постоянном наблюдении врачей, индивидуальном подходе со стороны педагога и правильных воздействиях со стороны родителей. Дети эти или пассивны, или легковозбудимые.

    Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают , с трудом засыпают. В каждом конкретном случае советы по воспитанию такого ребёнка может дать врач, например: назначить общие или ножные ванны с настоем трав, укрепляющие нервную систему. Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей, даже в возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон в хорошо проветриваемой комнате, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями и сестрами.

Ребёнка настраивают на спокойную волну, предложив ему, навести порядок в кукольном и книжном уголке, вымыть ноги, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет или должен взять в детский сад, самому раздеться. Охотному выполнению этих поручений благоприятствуют щётка красивой расцветки, нарядный тюбик с пастой или мыльница, наличие своей полочки в гардеробе, детских вешалок для лёгкого и верхнего платья.

    Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребёнка: гулять в субботу и воскресенье на свежем воздухе, совершая при этом с ребёнком туристские походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах,

санках и т. п.

    Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закалить ребёнка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо больше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны сменяться длительной активностью.

    Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети имеют часто неустойчивый аппетит. Повышать его за счет острых закусок не стоит. Лучше использовать красивую раскладку блюд, привлечь ребёнка к приготовлению пищи, сервировке стола и т. д. На работоспособность ребёнка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.

 В нашем опыте был такой случай. По данным наблюдений и физиологических проб подвижный и жизнерадостный Ваня (5 лет) характеризовался высокой работоспособностью.

  Но в начале учебного года он вдруг потерял интерес к занятиям, работоспособность значительно снизилась. В поведении появилось упрямство, грубость. Выяснилось, что Ванины родители разводятся, а сын к ним обоим очень привязан.

   Уход отца из семьи так повлиял на мальчика, что, несмотря на внимание и заботу воспитателей, его работоспособность не улучшилась и успехи мальчика оказались ниже его возможностей.

   Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к занятиям. А развить и поддержать его могут родители. Порой достаточно нескольких минут во время возвращения из детского сада домой, чтобы узнать, с кем ребёнок играл, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с занятиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз выполнить узор на круге или полосе, слепить зайчика (так как родители узнали, что именно этими занятиями, ребёнок справился не достаточно хорошо).

    Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость приводят к тому, что дети легко забывают о целях действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей привлекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях.     Например, если дети трудятся, то эффективность работы повышает мотив общественной пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре (игольницу, салфетку, подставку для кисточек), принести радость окружающим (вырастить цветы), пользу животным своей заботой о них, всегда интересна для детей совместная деятельность со взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, подержи), а равноправного партнёра: «Давай решим, какой краской выкрасить большую  табуретку и твою маленькую табуреточку. С чего начнём?». Если по ходу разговора с ребёнком, занятий с ним от него требуются значительные умственные усилия (решить, выполнить), то варьируют задания и условия, в которых они выполняются, например задания на счёт: сосчитать, сколько листиков( палочек) мама положила на

скамейку, угадать сколько раз она ударила по спинке скамейки палочкой, из скольких частей состоит слово («Серёжа» «Таня») Использовать разнообразные игровые приёмы, например, когда дети осваиваю! пространственные отношения ( близко — далеко, справа-слева, впереди-сзади, между), здесь могут участвовать любимые ребёнком игрушки.

       Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, грустный, страшный), составить рассказ по двум-трём картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток « картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить « картины» и рассказать о них (а товарищи, родные угадывают). Можно использовать и другие игровые приёмы:

«Ты опиши игрушку, а я угадаю» или « Я начну сказку, а ты закончи»… И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах 9(соседке, бабушке, товарищу), проявить самостоятельность и активность в магазине.

В заключении повторим общие положения. Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребёнка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, — глубоко ошибочно. Опыт показывает, что успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведённой с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Также обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивая его объём и длительность.

Если работоспособность ребёнка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьёй. Родители должны постоянно интересоваться у воспитателя результатами обучения на занятиях в детском саду, своевременно выяснять, в чём отстаёт их сын или дочь, что у него не получается и почему, какие рекомендации необходимо выполнять чтобы преодолеть встречающиеся трудности.  

Источник