Работа участковой медсестры по развитию и воспитанию здорового ребенка

Работа участковой медсестры по развитию и воспитанию здорового ребенка thumbnail

Обслуживание детей на педиатрическом участке осуществляется врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой с момента выписки ребенка из родильного дома до передачи его под наблюдение врачу подросткового кабинета. Такая система динамического наблюдения обеспечивает тесную связь медицинских работников поликлиники с семьей и постоянный контроль за состоянием здоровья детей. В работе участковой сестры выделяют несколько крупных направлений: профилактическое, лечебное и санитарно-просветительное.

Профилактической работе участковая сестра уделяет особое внимание. Новорожденные и дети первых лет жизни отличаются большой ранимостью, повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды, высоким уровнем заболеваемости. Поэтому их объединяют в группу усиленного профилактического наблюдения. Участковая сестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по профилактике рахита. Совместно с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию. Кроме того, участковая сестра осуществляет подготовку детей к поступлению в дошкольношкольные учреждения; контролирует направление детей для осмотра узкими специалистами и лабораторного обследования. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и их оздоровление.

Большое значение в работе участковой сестры придается участию в лечебном процессе. При оказании медицинской помощи остро заболевшим детям сестра по назначению врача вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков, наблюдает за состоянием больного ребенка, о всех переменах сообщает лечащему врачу, контролирует выполнение родителями лечебных назначений и обучает их правилам ухода за больным ребенком. Сестра подробно информирует родителей о возможных признаках ухудшения состояния ребенка и при их возникновении рекомендует немедленно обращаться к врачу, в случае ухудшения состояния ребенка в ее присутствии принимает меры к его госпитализации. При направлении ребенка на стационарное лечение сестра должна проконтролировать своевременность госпитализации. В случае отказа от госпитализации она обязана немедленно сообщить об этом участковому врачу или заведующему педиатрическим отделением.

Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как реабилитационный процесс после выписки из стационара. Дети обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой, а также врачами-специалистами. Приемы участковых врачей организуются по скользящему графику, чтобы родители могли выбрать удобное время для посещения поликлиники.

Санитарное просвещение — один из ответственных разделов работы участковой сестры. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка должно вестись сестрой индивидуально, с учетом особенностей его развития. Участковый педиатр и сестра, руководствуясь в работе годовым планом санитарно-просветительной работы, читают лекции, проводят беседы. Санитарное просвещение осуществляется во время активных патронажных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, кабинете здорового ребенка, на занятиях в школе молодых матерей. Большую помощь в воспитании здорового ребенка могут оказать брошюры и памятки по вопросам воспитания и развития. Особое внимание сестра должна уделять работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, и детям из неблагополучных семей.

Источник

Обслуживание детей на педиатрическом участке осуществляется врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой с момента выписки ребенка из родильного дома до передачи его под наблюдение врачу подросткового кабинета. Такая система динамического наблюдения обеспечивает тесную связь медицинских работников поликлиники с семьей и постоянный контроль за состоянием здоровья детей. В работе участковой сестры выделяют несколько крупных направлений: профилактическое, лечебное и санитарно-просветительное.

Профилактической работе участковая сестра уделяет особое внимание. Новорожденные и дети первых лет жизни отличаются большой ранимостью, повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды, высоким уровнем заболеваемости. Поэтому их объединяют в группу усиленного профилактического наблюдения. Участковая сестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по профилактике рахита. Совместно с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию. Кроме того, участковая сестра осуществляет подготовку детей к поступлению в дошкольношкольные учреждения; контролирует направление детей для осмотра узкими специалистами и лабораторного обследования. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и их оздоровление.

Большое значение в работе участковой сестры придается участию в лечебном процессе. При оказании медицинской помощи остро заболевшим детям сестра по назначению врача вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков, наблюдает за состоянием больного ребенка, о всех переменах сообщает лечащему врачу, контролирует выполнение родителями лечебных назначений и обучает их правилам ухода за больным ребенком. Сестра подробно информирует родителей о возможных признаках ухудшения состояния ребенка и при их возникновении рекомендует немедленно обращаться к врачу, в случае ухудшения состояния ребенка в ее присутствии принимает меры к его госпитализации. При направлении ребенка на стационарное лечение сестра должна проконтролировать своевременность госпитализации. В случае отказа от госпитализации она обязана немедленно сообщить об этом участковому врачу или заведующему педиатрическим отделением.

Читайте также:  Развитие грудного ребенка месяцам

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как реабилитационный процесс после выписки из стационара. Дети обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой, а также врачами-специалистами. Приемы участковых врачей организуются по скользящему графику, чтобы родители могли выбрать удобное время для посещения поликлиники.

Санитарное просвещение – один из ответственных разделов работы участковой сестры. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка должно вестись сестрой индивидуально, с учетом особенностей его развития. Участковый педиатр и сестра, руководствуясь в работе годовым планом санитарно-просветительной работы, читают лекции, проводят беседы. Санитарное просвещение осуществляется во время активных патронажных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, кабинете здорового ребенка, на занятиях в школе молодых матерей. Большую помощь в воспитании здорового ребенка могут оказать брошюры и памятки по вопросам воспитания и развития. Особое внимание сестра должна уделять работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, и детям из неблагополучных семей.

Похожие статьи

Источник

Автор: О.В.Красницкая,
заместитель главного врача
по организационно-методической работе
ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская
городская детская поликлиника №2»

Здоровье и благополучие детей — главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки.

Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это отразится и на здоровье последующих поколений.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Одной из важнейших современных профилактических задач является формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.

Формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (далее – КЗР).

Основными задачами КЗР являются  гигиеническое образование и воспитание, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний детей, а также обучение родителей и беременных женщин основным правилам воспитания здорового, адаптированного к социальным условиям  ребенка.

Кабинет здорового ребенка при  ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника №2» организован в январе 2013г. в соответствии с приказом № 366н МЗ РФ от 16 апреля 2012 года «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи», который подтвердил особую значимость данного подразделения в структуре детской поликлиники.

Работу кабинета возглавляет опытная медицинская сестра 1 квалификационной категории  по специальности «Сестринское дело в педиатрии» и сертификат по специальности «Сестринское дело в педиатрии», хорошо знающая особенности детей раннего возраста, их вскармливание, сроки введения прикормов, подготовки детей в детские общеобразовательные учреждения.

Она владеет навыками массажа и обучает этому молодых родителей, дает рекомендации по развитию детей, при выявлении отклонений, направляет к специалистам. Раннее выявление и своевременная коррекция способствуют профилактике серьезных заболеваний.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход), санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики анемии, рахита).

Важным разделом работы кабинета здорового ребенка является профилактика рахита. Она складывается  из рекомендаций по правильному вскармливанию ребенка, своевременного назначения ему соков, прикорма в виде овощных блюд, достаточного пребывания на свежем воздухе, правильного режима дня, проведения закаливающих мероприятий.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте

На занятиях, проводимых в кабинете здорового ребенка, родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

Кабинет работает в тесном контакте с такими специалистами, как невролог, гинеколог, психолог и участковыми педиатрами.

В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до рождения.

Совместно с педиатром и психологом проводится работа по подготовке детей к поступлению в детские сады и школы.  Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды. Подготовка начинается  задолго до того, как ребенок поступит в дошкольное учреждение. Важным разделом работы медицинской сестры КЗР при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями. В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение. Основными формами такой работы являются беседы на темы: «Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение», «Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада», «Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний», «Режим дня детей первых трех лет жизни». Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, способствует подготовке детей к режиму детского сада и дети быстрее и легче адаптируются.

Проводимая в кабинете здорового ребенка работа помогает молодым родителям вырастить здоровых детей, которые хорошо адаптируются в детских дошкольных учреждениях и школах. Они меньше болеют, без особых проблем вливаются в коллективы.

Кабинет здорового ребенка обеспечен методическим материалом и наглядным пособием: по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка; профилактике заболеваний; таблицы возрастных режимов, таблицы-схемы естественного и искусственного вскармливания детей первого года жизни; таблицей показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. При посещении кабинета родители получают памятки с рекомендациями, соответственно возраста ребенка.  

В помощь молодым мамам в кабинете здорового ребенка имеются стенды с информацией о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни, стендом по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ. Родители могут в любое время ознакомиться с этой информацией.

Борьба за здорового ребенка начинается с борьбы за здоровье будущей мамы. Еще до рождения ребенка будущая мама посещает кабинет здорового ребенка, где она слушает лекции, смотрит созданную медицинской сестрой кабинета совместно с заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом презентацию «Грудное вскармливание».  Медицинская сестра обращает внимание на самочувствие беременной, сон, аппетит, дает рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию, гигиене, ношению одежды и обуви. Особое внимание уделяется беседе с беременной, ее мужем и близкими родственниками о создании в семье спокойной, доброжелательной обстановки.

Одним из важнейших разделов в работе КЗР является пропоганда грудного вскармливания. Чтобы грудное вскармливание было эффективным и длительным, необходима психологическая настроенность и желание матери долго кормить ребенка, осознание значимости грудного вскармливания, правильное прикладывание к груди, постоянная поддержка матери в случае гиполактационных кризов. В решении всех этих проблем ведущую роль имеют участковые медсестры, но огромную помощь им оказывает медицинская сестра кабинета здорового ребенка. Наиболее важные действия медицинской сестры кабинета здорового ребенка — контроль вскармливания и помощь молодой матери в обеспечении правильного прикладывания к груди. Для реализации программы поддержки грудного вскармливания необходимо не просто декларировать его целесообразность, но и иметь глубокие, современные знания. Грамотная и опытна медицинская сестра кабинета здорового ребенка становится основным звеном в системе медицинской поддержки грудного вскармливания, которое в конечном счете определяет формирование здоровья детей раннего возраста.

Одним из главных разделов работы медицинской сестры КЗР является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов. Санитарное просвещение осуществляется при посещении родителей  кабинета здорового ребенка. Темы лекций и бесед для молодых родителей, которые проводит медицинская сестра КЗР:

  • «Уход за новорожденным»;
  • «Организация рационального вскармливания и питания детей первого года жизни»;
  • «Режим дня и питание кормящей матери»;
  • «Режим дня и его значение в воспитании ребенка»;
  • «Анемия и ее профилактика у детей»;
  • «Предупреждение рахита у детей»;  
  • «Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста»;
  • «Воспитание гигиенических навыков у детей»;
  • «Профилактические прививки у детей»;
  • «Предупреждение простудных заболеваний у детей»;
  • «Профилактика травматизма у детей» и другие.
Читайте также:  Ребенок с впс отстает в развитии

Когда в семье растет здоровый малыш, это положительный психологический микроклимат в семье, это счастливое материнство и отцовство, это экономическая выгода семьи. Эти средства могут быть направлены на дальнейшее укрепления здоровья и развитие ребенка. Регулирование состава семьи и рождение здорового ребенка стало целью каждого общества независимо от его благосостояния. Воспитание ценностного отношения к здоровью на ранних этапах становления личности способствует развитию потребности здорового образа жизни в дальнейшем.

Современная медицина призвана защитить всех детей от любых неблагоприятных воздействий. Особенно он в этом нуждается от периода своего внутриутробного развития до передачи его во взрослую сеть, поскольку этот этап является самым ответственным для здоровья человека.

Список используемой литературы:

  1. Приказ МЗ РФ  № 366н от 16.04.2012 г. «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»;
  2. Иванова В.И. Организация медицинского просвещения в «школах пациентов»/ В.И.Иванова, Т.В.Матвейчик// Медицинские знания.- 2006.- №3.
  3. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле/ Л.Ф.Пшеничная.-Ростов н/Д: Феникс,2002.

Источник

Главная задача ДП – предупредить патологию у ребенка, рано выявить и своевременно оказать помощь. Общим принципом оказания медицинского обслуживания детей в поликлинике является участковость.

Участковость обеспечивает тесную связь работы медицинской сестры с семьей в интересах более полного и успешного проведения всей профилактической работы. Основной метод работы ДП – диспансерный.

В работе ДП 3 этапа:

1. Организация переписи детского населения проживающего в районе обслуживания (с рождения до 18 лет) списки вносятся в паспорт участка. На каждого ребенка заводится история развития ф112/у, карта профилактических прививок ф063/у, карта диспансерного наблюдения.

2. Профилактическая работа – диспансерное наблюдение, организация вскармливания, профилактика заболеваний, специфическая профилактика, неспецифические методы профилактики заболеваний

3. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.

Диспансеризация это:

1. Активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей определенного возраста с целью выявления заболеваний

2. Активное систематическое наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

3. Проведение своевременных комплексно-оздоровительных мероприятий.

Основные задачи м/с

1. Подготовка детей к профилактическим осмотрам

2. Проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного, гармоничного физического, биологического и НПР детей

3. Снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной высококвалифицированной медицинской помощи

Весь комплекс профилактических мероприятий осуществляют под руководством врача участковая м/с, м/с кабинета здорового ребенка, м/с прививочного кабинета.

Вся территория обслуживания разделяется на участки. 1 участок – 800 детей, до 1 года – приблизительно 40.

Основные разделы профилактической работы

1. Антенатальная охрана плода

2. Наблюдение за детьми с периода новорожденности до передачи во взрослую сеть

3. Организация рационального вскармливания

4. Профилактика рахита, хронических расстройств питания, анемии, аллергических заболеваний

5. Организация и проведение профилактических прививок

6. Подготовка детей к поступлению в ДДУ и школу

7. Участие в профилактических осмотрах специалистов с проведением лабораторных исследований

8. СПР со школьниками, подростками, родителями, гигиеническое воспитание детей.

Антенатальная охрана плода: роль м/с сводится к выявлению при дипансеризации беременных во время первого и второго дородовых патронажей факторов риска по отношению у будущему ребенку на основе собранного у матери анамнеза.

Первый дородовый патронаж проводится м/с в течение 10 дней после получения сведений о беременности из женской консультации. Основная направленность – будущая мать. Методы: опрос, анализ обменной карты, знакомство в родителями условиями проживания, с состоянием здоровья родителей, родственников. Особое внимание м/с уделяет социальному анамнезу: образование, психологический климат, жилищно-бытовые условия, материальное благополучие, уровень социальной культуры и состав семьи.

Итог беседы – заключение м/с и дача советов по питанию, режиму, необходимости своевременного посещения врачей и сдчи анализов.

Согласно приказа №430 МЗ РФ все беременные женщины делятся на группы риска по сумме пренатальных факторов: выше10 – высокий риск, 5-9 – высокий риск, 4 и меньше – низкий риск.

Второй дородовый патронаж в период декретного отпуска на сроке 32-34 недели беременности. Основная направленность – ребенок. Основная цель – профилактика заболеваний ребенка. Беременной даются советы по питанию, режиму дня, назначаются витамины, рекомендуется посещение школы матерей, индивидуальные и групповые занятия по профилактике гипогалактии, грудном вскармливании, об уходе за новорожденным. Главная цель – убедить мать в важности обеспечения условий для развития и воспитания здорового ребенка.

Источник