Работа с умственно отсталым ребенком 5 лет

Оксана Беляева
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью
Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ)включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.
Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.
Следует обратить внимание и на характер самого контакта,который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.
Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;
создать в ДОУ оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;
осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.
Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого.Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.
Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.
Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.
Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.
Основное, чему должны научиться эти дети — адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
Основные задачи программы:
1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;
4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
5. выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;
6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение
следующих основных задач:
* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.
Структура занятий:
* Коммуникативные игры;
•*Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;
Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.
Источник
Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.
Что представляет собой умственная отсталость
Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.
Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.
- Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
- Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
- Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
- Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.
Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:
- идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
- имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
- везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
- эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
- инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.
Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.
- легкая УО – дебильность;
- умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
- тяжелая УО – выраженная имбецильность;
- глубокая УО – идиотия.
Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:
- 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
- 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
- 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана
Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.
Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.
Основные задачи коррекционных занятий
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.
- Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. - Тактильное восприятие окружающего мира.
Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.). - Восприятие предметов
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию. - Кинетическое развитие.
Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д. - Формирование зрительного восприятия.
И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз. - Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных. - Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам. - Взаимодействие со взрослыми.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Где можно проводить коррекционные занятия?
То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.
Варианты следующие:
- Общеобразовательная школа.
Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома. - Интернаты для детей с ОУ.
Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении. - Коррекционные классы.
Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.
Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.
Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.
Коррекционные занятия в домашних условиях
Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.
Примеры коррекционных занятий и упражнений
Для развития крупной и мелкой моторики:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности:
- Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:
- Убрать руки за спину по команде;
- Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно команде.
Для различения предметов по их свойствам:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей:
Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.
- Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
Прогнозы коррекционных занятий
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Смотрите также статьи по теме
Источник
Евгения Холодняк
Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью
Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью
Умственная Отсталость:
(малоумие, олигофрения; др. -греч. — малый + — ум; англ. mental retardation) – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации;
стойкое, необратимое нарушение психического развития.
Причины умственной отсталости: Наследственные факторы (70-90%, Врожденные вредности, Приобретенные воздействия. С достоверностью этиология (причины) УО установлены только у 35% людей.
Эндогенные (наследственные):
— Мутации
— Эндокринные заболевания и метаболические дефекты
— Перезревание половых клеток
— Возраст родителей
Врожденные:
— Хронические заболевания матери, приводящие к гипоксии плода (СС-недостаточность, болезни печени, почек, диабет, болезни щитовидки)
— Несовместимость по Rh-фактору и факторам AB0
— Внутриутробные инфекции
— Вирусные заболевания
— Химические вредности
— Физические факторы
— Механическое воздействие
— Острые или хронические эмоциональные стрессы
— Недоношенность или переношенность
Приобретенные:
— Перинатальные вредности (гипоксия плода)
— Энцефалит
— Тяжелая интоксикация
— ЧМТ
— Состояние клинической смерти
— Социальные и культурные факторы
— Депривация
Классификация Умственной отсталости
МКБ-10/IQ/Отечественная классификация/Социальная характеристика
F70, Легкая УО/50-69/Дебильность/Воспитуемы, обучаемы, трудоспособны
F71, Умеренная УО/35-49/Имбецильность/Воспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны
F72, Тяжелая УО/20-34/Имбецильность/Воспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны
F73, Глубокая УО/Ниже 20/Идиотия/Невоспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны
Особенности развития детей с тяжелой УО
Двигательная сфера
Грубое недоразвитие двигательной сферы: нарушение и слабость статических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения замедленны, неуклюжи, дети не умеют прыгать и бегать. Заданную позу сохраняют в течение 1-2 секунд. Координация движений очень плохая. У одних детей преобладает замедленность, отсутствие движений, их однообразие, неловкость. У других преобладает повышенная подвижность, они находятся в постоянном движении, однако их действия нецеленаправленны, беспорядочны, активность определяется предметами, попадающими в их поле зрения. Как правило, такие дети не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев практически не отмечаются.
Внимание. Восприятие
Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. Часто внимание детей можно привлечь яркими или звучащими предметами, но на очень короткий срок.
Часто встречаются аномалии развития органов чувств. У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Дети в большинстве своем не умеют перерабатывать поступающую информацию.
Восприятие отличается глобальностью и поверхностностью. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.
Мышление / Речь / Память / Личность
Мышление : бессистемно и хаотично. Отсутствие смысловых связей. Дети не могу оперировать отвлеченными понятиями, не способны выявлять и понимать связи между действиями.
Речь глубоко недоразвита, ее появление очень запаздывает. Степень ее недоразвития обычно соответствует тяжести психических нарушений. Более чем у четверти детей речь не формируется. Большинство понимают обращенную речь примитивно, приблизительно. Некоторые могут улавливать мимику, интонации, отдельные слова.
Память отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Слабо развита механическая память.
Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц – отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, повторяют старые заученные штампы. Эмоциональные реакции отличаются однообразием и недифференцированностью.
Диагностические методики
Матрешки;
Стаканчики;
Кубики;
Разрезные картинки;
Кубики Косса;
Кому что нужно?;
Кто что любит?;
Что не нарисовано?;
Парные картинки;
Нарисуй так же;
Цветные коврики;
Что ты помнишь?
Покажи цвета;
Схематические фигуры;
Карта наблюдения за проявлениями эмоционального состояния детей
НАБЛЮДЕНИЕ!
Цели работы:
Дети:
1. Социализация!
2. Освоение норм общения и взаимодействия друг с другом/со взрослыми.
3. Помощь в освоении КГН.
4. Помощь в освоении новых способов общения (невербальных).
5. Обогащение сенсорного опыта детей.
Взрослые:
1. Психологическая поддержка.
2. Оказание фактической помощи («недостающие руки»).
Педагог в группе для детей с УО тяжелой степени:
какими качествами он должен обладать?
Понимание глубины дефекта
(отсутствие завышенных требований)
Терпение
Терпимость/Принятие
Требовательность
Доброта
Психическая устойчивость
Организованность
Ответственность
Тепло
Любовь
Коммуникабельность
Внимательность
Отзывчивость
Педагогический такт
Источник