Работа с семьей по развитию связной речи ребенка
Новикова Людмила Валериевна
Работа с семьёй по формированию связной речи у детей с недоразвитием речи 5–7 лет в свете ФГОС до РФ (из опыта работы)
Новикова Людмила Валериевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования определяют родителей, как полноценных участников педагогического процесса, ответственных не только за воспитание, но и за образование детей.
Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи. Эти дети особенные, требующие повышенного внимания, индивидуального подхода со стороны педагогов. У таких деток зачастую встречаются проблемы с произвольным вниманием, они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться, у них слабая концентрация внимания. Детям с недоразвитием речи бывает сложно выделять свойства и качества предметов, сравнивать и группировать предметы по определённым признакам. У них есть проблемы с логическим мышлением, памятью. Этим деткам сложно запоминать стихи, загадки, скороговорки и другой речевой материал. Встречаются задержки интеллектуального развития. Задерживается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой, грамматической и смысловой стороне речи. Дети не используют сложные предложения, в речи мало прилагательных, глаголов, неправильно употребляют предлоги, часто допускают грамматические ошибки, скудный словарный запас, речь «бедна» и однообразна.
Всё это свидетельства плохо развитой связной речи у детей с недоразвитием речи. А ведь связная речь необходима для всестороннего развития личности ребёнка, для развития его коммуникативных способностей и для дальнейшего успешного обучения в школе.
Поэтому, одна из основных задач воспитания и обучения, стоящих в таких группах перед педагогами, это – формирование связной речи у детей. В процессе формирования связной речи наиболее интенсивно происходит умственное развитие детей, развитие мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, наблюдательности, воображения.
Работая с такими детьми уже много лет, мы пришли к выводу, что наша работа по формированию связной речи у детей с ОНР будет более продуктивной, если привлечь к активному содействию в решении этой сложной задачи семью. Мы стараемся взаимодействовать с каждой семьёй, используя принцип индивидуального подхода, учитываем структуру семьи, социальное положение, стиль семейных отношений. Чтобы узнать каждую семью лучше, проводим анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, наблюдаем за общением родителей с детьми и прочее.
Огромное значение для успешной совместной работы имеет использование коммуникативных ресурсов – установление личностных положительных связей между педагогами и родителями воспитанников. Мы понимаем, что для благоприятных условий воспитания детей в семье, родители должны обладать определёнными знаниями о физическом, психическом, умственном, речевом развитии ребёнка данного возраста. Они должны обладать и практическими умениями и навыками элементарной педагогической деятельности. Мы стараемся помочь родителям в вопросах воспитания, обучения, речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Педагогические беседы с родителями, в сочетании с консультациями, родительскими собраниями и наглядным материалом, повышают педагогический уровень родителей.
Очень важно обеспечить возможность для непосредственного общения детей, родителей и педагогов, для сотрудничества педагогов и родителей в решении задач по воспитанию и развитию детей. Для этого были выбраны несколько нетрадиционные формы работы с семьёй – это подготовка и проведение открытых мероприятий с участием родителей. Такие мероприятия являются для родителей своеобразной «педагогической лабораторией», где они учатся общаться со своим ребёнком, больше узнают о нём, осваивают новые методы и приёмы общения с ребёнком. Родители, на таких мероприятиях,повышают свой педагогический уровень: учатся задавать ребёнку вопросы, требующие развёрнутого ответа, осознают необходимость расширять словарный запас ребёнка, следить за правильным произношением уже поставленных звуков и т. п.
Ценность такой совместной работы в том, что родители становятся ближе к своим детям, начинают осознавать свою роль в развитии личности своего ребёнка, в развитии его внимания, памяти, связной речи. Эти мероприятия – «маленькая школа» для родителей, где они обучаются с интересом и, сами того не замечая, приобретают новые знания о воспитании своих детей, о новых способах общения при совместной деятельности с ними.
Беседуя с родителями, консультируя их, научив их, мы предлагаем помочь ребёнку в подготовке к открытому мероприятию, чтобы он чувствовал себя более уверенно. Поэтому значительная работа по подготовке речевого материала (разучивание стихов, пословиц, поговорок, закличек; составление с ребёнком рассказов, сказок, загадок; знакомство с новыми словами, их смысловым значением, активизация словарного запаса; подбор прилагательных и глаголов к новым словам) выполняется в семье. Обследовательские действия с предметами, которые будут использованы во время совместной деятельности детей, педагогов и родителей, тоже предлагается осуществлять в домашних условиях, потому что в семье имеются для этого больше возможностей, чем у дошкольного учреждения.
Педагоги обучают родителей тому, как правильно организовать эту деятельность, способную обогатить тактильный опыт ребёнка, его знания, словарный запас, развить мелкую моторику, память, произвольное внимание, а значит, и связную речь.
Совместно с родителями мы готовим и проводим различные викторины, конкурсы, вечера развлечений, кулинарные занятия. Такая совместная деятельность с родителями вызывает у детей радость, гордость за себя и своих близких, уверенность в своих силах, формирует умения и навыки, обогащает новыми интересными знаниями, обогащает и активизирует словарный запас, развивает любознательность, наблюдательность и внимание, делает родителей и детей единомышленниками, сближает их. В результате, происходит интенсивное развитие связной речи у детей с недоразвитием связной речи, да и у любого дошкольника. Поэтому такая форма работы с родителями, на наш взгляд, очень продуктивна.
Приобщая родителей к совместной деятельности с детьми в процессе открытых групповых мероприятий, мы заметили, что родители стали чаще интересоваться жизнью детей в группе, стали охотнее принимать участие в таких мероприятиях, предлагать свои идеи, высказывать свои пожелания, свои взгляды на эту совместную деятельность.
Даже те родители, кто был «не за», стали потихонечку «вступать» в нашу команду.
Воспитатели группы становились им ближе, отношения становились более доверительными, образовывалась «команда единомышленников».
Некоторые родители стали проявлять желание принять участие не только в организации, но и в проведение непрерывной образовательной деятельности. Теперь у нас бывает и так, что занятие проводит вместе с воспитателем чья-то мама. И мы несказанно этому рады.
Воспитатели, дети и их родители лучше узнают друг друга в процессе совместной деятельности, становятся соучастниками общей деятельности.
И, получаемый результат, превосходит все наши ожидания. Ребёнок чувствует себя более раскрепощённым, повышается его речевая активность, появляется непреодолимое желание высказаться, поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, с воспитателями, обогащается речь и жизненный опыт детей.
В конце такой совместной деятельности мы благодарим друг друга за сотрудничество.
Источник
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь отражает все достижения ребёнка в овладении родным языком. По умению дошкольника строить связное высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Чем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Многолетние наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
— неспособность грамматически правильно построить предложение;
— недостаточный словарный запас;
— употребление не литературных слов и выражений;
— неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
— построить краткий или развернутый ответ;
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— отсутствие навыков культуры речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается, дети с речевыми нарушениями плохо запоминают и неадекватно используют лексическую терминологию, не могут грамматически правильно оформить свои мысли.
В соответствии с ФГОС «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»[ФГОС п.3.2.3].
В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. В воспитании ребенка, родители больше беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и, как правило, не уделяют должного внимания развитию связной речи. Часто родители считают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли, но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Основы умения правильно говорить закладываются в семье. От того, как родители говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Более эффективному формированию речи дошкольника способствует систематическая и целенаправленная работа родителей в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов детского сада. К сожалению, многие родители в наше время частенько не утруждают себя и пускают процесс развития речи на самотек. Намного проще посадить ребенка перед планшетом и включить мультики, чем почитать ему книгу.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по развитию связной речи дошкольников. Для этого можно использовать различные формы работы.
Взаимодействие педагогов с родителями, в значительной степени, повышает результативность работы по развитию связной речи дошкольников. В нашем дошкольном учреждении большое значение придается привлечению родителей к процессу развития речи дошкольников.
Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей (собрания, консультации, дни открытых дверей и т.д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Педагогический коллектив нашего ДОУ искал новые формы взаимодействия с родителями, которые будут способствовать более тесному общению родителей с детьми. Очень широкое распространение получили такие формы работы, как фольклорные праздники, фестивали, тематические выставки, мастер – классы, размещение в родительском уголке заданий по лексическим темам. Эти формы работы направлены на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, и самое важное, требуют от родителей непосредственного общения с ребенком в процессе подготовки к какому-либо мероприятию. Совместные мероприятия с родителями помогают установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к последующему обучению в школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, — все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Основная суть взаимодействия педагога с семьей – это сотрудничество. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут формирования связной речи для каждого воспитанника. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.
Литература.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005
Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
Интернетресурсы:
https://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/7053-puti-formirovaniya-svyaznoj-rechi-u-doshkolnikov.html
https://logoportal.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr/.html
Приложение
Источник
Ольга Курбатова
Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ
Формы работы с родителями
по развитию связной монологической речи дошкольников
в условиях дошкольного образовательного учреждения
(Выступление О. А. Курбатовой, воспитателя)
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста
(обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
О. С Ушакова
В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родите-лями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слу-шают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятель-но научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанав-ливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Не смотря на то, что дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ре-бенка. Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие связной монологической речи детей. Но ни одна, даже самая лучшая развивающая про-грамма не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семь-ей. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Для решения проблем развития связной монологической речи дошкольников в дет-ском образовательном учреждении используются следующие формы взаимодействия: традиционные коллективные, досуговые формы, наглядно-информационные.
Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями.
Задача: объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития связной речи детей.
Досуговые формы взаимодействия с родителями.
Задача: устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, способствовать по-вышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Задача: ознакомить родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.
Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями
Родительское собрание.Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей; стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой дея-тельности для общения с собственным ребёнком.
Педагогический совет с участием родителей.Задача: привлечь родителей к актив-ному осмыслению проблем связной речи детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, педагоги-психологи и т. д
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, инте-ресующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию связной монологической речи, обучению грамоте и др.
Круглый стол. Проводиться в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структу-рой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы бе-седы с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении.
Дни открытых дверей которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педаго-гические знания, применить их на практике, узнать какие методы необходимо использо-вать для развития речи своих детей, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Деловая игра. Присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы.
Мастер-класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть, как теоретическим, так и практическим.
Ток-шоу — обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.
Лекция-семинар — для проведения собрания в форме лекции — семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
Педагогические беседы с родителями. В результате беседы родители должны полу-чить новые знания по вопросам обучения ребенка.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к бесе-де. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консульта-цию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Гость группы или доброволец. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интере-сы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий тем самым способствовать развитию связной речи детей.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
К совместным досугам относят:
• праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования);
• работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
• литературные вечера;
• фольклорные праздники;
• ярмарки;
• КВН;
Так же рекомендуется проводить «Речевые праздники». Они полезны для развития ком-муникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной связной монологической речи, закрепления пройденного материала.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Разделена на две подгруппы.
Информационно-ознакомительная группа
Направлена на ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, осо-бенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоле-ние поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
Включает в себя:
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информа-ция: полезные статьи и справочные материалы-пособия. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию речи детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудо-вать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы.
Информационные листы. Они могут нести в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей. Небольшая инструкция грамотного выполнения каких ли-бо действий.
Папки–передвижки. Формируютсяпо тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользова-ние родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать пред-ложения и т. д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интерес-ные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Напри-мер, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста» и др.
Информационно-просветительская группа.
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Для того чтобы она была действенной, помогала акти-визировать родителейиспользуются рубрики: «Наши успехи», «Что мы учим», в которые поместить практический материал, дающий возможность понять, как занимается ребенок в детском саду. Можно предложить информацию по поводу книг, которые следует читать детям разного дошкольного возраста (стихи, пословицы считалки, скороговорки для за-учивания с детьми дома, загадки).
Специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредо-ванное – через газеты, организацию выставок, информационные проспекты для родите-лей, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, выпуск стенгазет.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым усло-вием полноценного развития связной монологической речи дошкольников. Задача дет-ского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать все перечисленные формы работы.
Источник