Работа с семьей по развитию способностей ребенка
Слайд 1
Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» Выполнила: Быстрицкая А.А . КУ Урайский специализированный Дом ребенка Урай , Хмао
Слайд 2
Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» — направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ Урайского специализированного Дом ребенка В данном проекте педагог в дошкольном учреждение является посредником между ребенком и родителями, что в свою очередь помогает гармонизировать их отношения, повысить творческое развитие ребенка и раскрыть его личностный потенциал. Аннотация проекта
Слайд 3
Использование различных форм работы и взаимодействия с семьей для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста . Цель проекта:
Слайд 4
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; Обогащение знаний родителей о важности развития творческих способностей детей; Обогащение знаний родителей о возможных способах взаимодействия родителей с ребенком по вопросу развития творческих способностей детей. Задачи проекта:
Слайд 5
Подобное сотрудничество возможно при определенных условиях: Наличие двухсторонней востребованности отношений; Четкое осознание целей и конечных результатов социального партнерства; Анализ влияния отношений взаимодействия на повышение качества воспитательно – образовательного процесса в учреждении; Возможность распространения данного опыта. Условия реализации проекта:
Слайд 6
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Личностные достижения каждого ребенка, как результат совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи. Ожидаемые результаты:
Слайд 7
Предполагается включение в реализацию проект всех воспитателей, родителей и детей групп. Участники проекта:
Слайд 8
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для развития творческих способностей ребенка необходимо их взаимодействие. В дошкольном учреждении ребёнок приобретает художественные навыки, учится организовывать творческую деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии творческих способностей ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному микроклимату у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности . Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании». Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства. Обоснование проекта Актуальность проекта:
Слайд 9
Анкетирование; Индивидуальные и групповые консультации; Привлечение родителей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности; Просмотр с родителями занятий и режимных моментов. Методы работы:
Слайд 10
Родительские собрания; Семинар-практикум; Творческая мастерская; Продолжение работы по развитию творческих способностей дома, которую ведут педагоги в ДОУ Ежедневные непосредственные контакты во время, когда родители приводят ребенка в ДОУ и забирают домой; Деловая игра; Участие в выставках, конкурсах, мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми; Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, изготовлению в семьях; Тематические выставки; Тематические папки Формы работы:
Слайд 11
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; Преемственность согласованных действий; Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ; Открытость; Индивидуальный подход к каждой семье; Сотрудничество, а не наставничество; Динамичность; Поэтапность реализации. Принципы работы:
Слайд 12
Предполагает организация модели взаимодействия детей, родителей, педагогов; Разработка перспективного планирования совместных мероприятий; Проведение родительских собраний, с целью разъяснения целей и задач, основных направлений совместной деятельности. Описание проекта I этап. Подготовительная работа
Слайд 13
Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности творческим развитием детей, уровня коммуникативности , способности к сотрудничеству; Выделение группы родителей, с профессиональными художественно-творческими увлечениями; Определение форм и методов по реализации проекта. Описание проекта II этап. Диагностический
Слайд 14
На данном этапе предполагается реализация всей системы мероприятий по взаимодействию. Они распределены на несколько блоков: Взаимодействие родителей и педагогов; Взаимодействие детей и родителей; Педагогическое воздействие на родителей; Реализация перспективного плана взаимодействия ДОУ и родителей в развитии творческих способностей у детей. Описание проекта III этап. Основной
Слайд 15
Анализ итогов и результатов взаимодействия, обсуждение характера дальнейшей совместной работы. Описание проекта IV этап. Заключительный
Слайд 16
Перспективное планирование взаимодействия с родителями на 2018-2019гг Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Родительское собрание «Художественно-эстетическое воспитание в семье» 2.Анкетирование. «Творчество и ребенок» 3.Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка» Познакомить родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка. Выявление заинтересованности родителей в творческом развитии детей . Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Сентябрь Воспитатели, специалисты 1.Выставка детских работ «Художница осень». 2.Консультация для родителей «Организация развивающей среды дома». 3.Круглый стол с педагогами и родителями на тему «Развитие детской одаренности» Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребёнком. Формировать у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей как в детском саду, так и дома. Октябрь Воспитатели 1. Детский осенний праздник «Художник». 2.Совместная деятельность воспитателя с родителями «Весёлая мастерская». Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками в художественном творчестве. Ноябрь Музыкальный руководитель, воспитатели Приложение
Слайд 17
Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Конкурс творческих семейных работ «Новогодняя сказка» 2.Детский новогодний праздник «Капризная принцесса». Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов. Декабрь Воспитатели, Музыкальный руководитель 1.Наглядно – информационный материал «В музей вместе с ребенком» 2.Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования» ( фитодизайн ) Распространение педагогических знания среди родителей, практическая помощь семье в воспитании детей. Обеспечить знаниями по вопросам применения разнообразных материалов и техник выполнения изображения. Январь Воспитатели, специалисты 1.Беседа с родителями на тему: «Как развивать воображение в рисовании». 2. Выставка совместных работ детей и родителей «Зимние фантазии». 3. Консультация для проведения занятия по созданию альбома «Мое творчество» Обеспечить знаниями по вопросам применения разнообразных материалов и техник выполнения изображения. Привлечь родителей к работе детского сада, развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Развивать творческий потенциал ребенка и родителей для создания альбома Февраль Воспитатели
Слайд 18
Мероприятие Цель Время проведения Ответственный 1.Выставка рисунков «Цветочная фантазия для мамы». 2.Праздничный концерт, посвящённый международному женскому дню 8-е Марта. Формирование уважительного отношения к детским работам. Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Демонстрация творческих способностей детей, создание радостного настроения. Март Воспитатели, Музыкальный руководитель 1 Выставка детских работ «Мы живём на планете Земля». 2. Совместное занятие по рисованию для детей и их родителей. 3.Семинар – практикум для родителей и педагогов на тему « О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности » Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам. Развивать совместное творчество детей и родителей. Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Апрель Воспитатели 1 Итоговое мероприятие совместное творчество детей и их родителей «Весенний день» 2. Анализ результатов реализации проекта. Продолжить работу по приобщению родителей к совместной деятельности с детьми по художественному творчеству. Вызвать желание, активно участвовать в творческом проекте и показать свои таланты. Подведение творческих итогов. Май Музыкальный руководитель, воспитатели
Источник
Мария Юрьевна Горбунова
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
«Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами.
Б. П. Никитин.
Я считаю, что одна из целей воспитания дошкольника это — развитие ребёнка творчески активного, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей, формирование творческих способностей до уровня, соответствующего его возрастным возможностям.
В нашей группе мы стараемся создать развивающую предметную среду, которая играет большую роль в развитии у ребёнка творческой активности. Активность детей стимулируется свободой выбора совместной деятельности, которая проходит через различные виды.
Дети – маленькие оптимисты и очень ценят эти качества в своём наставнике, которому подражают во всём. Обучая детей трудовым навыкам, обращаю внимание на то, чтобы любое дело доставляло детям радость, чувство удовлетворённости и доводилось до конца.
Вместе с детьми делаем многие куклы для игры и кукольного театра, интересные декорации, придумываем необычные костюмы для выступления, различные поделки из бросового материала, бумаги, картона, природного материала. Особенно дети любят готовить подарки своим близким людям мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
Анализируя действия детей, я поняла, что в труде реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый и я поддерживаю это стремление у детей. И хочу отметить, что обучение детей всегда непредсказуемо, и в зависимости от ответов детей, мне приходилось не раз импровизировать и иметь в запасе несколько вариантов развития ситуации, что способствовало развитию творческого воображения и фантазии.
Для всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, а педагоги помогают сделать этот процесс более насыщенным и интересным. Со стороны взрослых должна поощряться творческая активность ребёнка и руководство ею, что я и стараюсь осуществлять совместно с родителями. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.
Придя домой ребёнок с большим удовольствием рассказывает, чем он занимался в группе, какую игрушку смастерил и я предлагаю сделать родителям совместную поделку дома или помочь своему ребёнку в творческой работе в детском саду.
Вместе с родителями мы оформляли выставки «Сделайте вместе с детьми», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Военная техника», «Роботы», «Цветы для мамы»
Ребёнок испытывает радость, при изготовлении поделки, за свой замысел. У него возникает ответственность и конечно бережное отношение к своей работе.
Очень тесно мы общаемся с бабушками, приглашаем их в гости, готовим для них праздники и конечно дарим им подарки. Нравится посещать детские сады нашим бабушкам и они с удовольствием принимают сами участие в выставках.
Большую помощь предлагают родители в изготовлении кукольных игрушек для театрализации сюжетов сказок, изготовление кукол из сухих трав.
Оформляем уголок творчества детей.
В данном уголке располагаем работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию.
Для показа рисунков и аппликаций можно использовать альбом по рисованию. Работы детей по лепке и конструированию размещаю на полочках сказочного домика. Дети старшего возраста могут сравнить свой рисунок с работами других детей. Иногда делаю персональную выставку работ одного ребёнка, или с нескольких детей, что стимулирует творческую активность остальных детей.
Выставка «Сделайте вместе с детьми».
Эта выставка побуждает родителей к совместным занятиям с детьми дома.
На специальных полочках выставляем все изготовленные игрушки. Предлагаю родителям возможность посмотреть образцы поделок.
Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Поселок — то место, где ребенок родился и вырос. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет ему Родина, Россия. По составленному проекту, мы вместе с родителями сделали макеты домов и оформили альбом «Посёлок глазами детей», где дети нарисовали свой дом, и свои мечты.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего поселка. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождая свои рассказы показом фотографий о родном поселке и презентации «Мой родной посёлок».
Мы регулярно посещаем краеведческий музей, где выставляем наши работы — макеты «Наш родной посёлок», «Любимый детский сад», альбом «Посёлок глазами детей».
Силами родителей оформляем участок в детском саду.
Дети очень любят экспериментировать. Каждый ребёнок своеобразен и обладает потребностью в развитии, исходя из собственного опыта. Посадив овощи в «огород» на окне, они с большим интересом наблюдают за их ростом. Это способствует у ребёнка чувства надёжности, уверенности в своих силах. А уверенность, придаёт ему силы для экспериментирования.
Во всех видах деятельности стараемся поощрять творческую активность ребёнка и руководить ею. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.
Таким образом, творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. У ребёнка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придаёт всей его деятельности творческий характер.
И я согласна с немецким философом И. Г. Гамани,который говорил: «Вы ничему не можете научить ребёнка, вы только можете помочь ему открыть это в себе…»
Источник
ирина Аверкиева
Организация взаимодействия воспитателя с семьёй по выявлению, поддержке и развитию одарённости у дошкольников
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.
Одарённость – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении наилучших результатов в какой – либо сфере деятельности.
Типы одаренности, которые легко увидеть.
— Интеллектуальный тип. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает такой тип одарённости. Таких детей называют «светлыми головами». Они обладают глубокими знаниями, хорошо анализируют различный материал, склонны к философскому осмыслению материала.
— «Академический» тип. При этом типе одарённости достаточно высокий т интеллект тоже имеет место, однако, на первый план выходят особые способности именно к обучению.
— Художественный тип. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
— Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляд на мир. Этот тип одарённости с большим трудом обнаруживается на практике, так как стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
— Еще один тип одаренности, который легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности, — это лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагаетлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим.
— Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Наилучшим периодом для развития способностей ребёнка является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У дошкольников хорошо развиты воображение, фантазия, нестандартность мышления, отзывчивость на окружающее.
Чтобы наилучшим образом развиватьспособности детей в детском саду необходимо создавать следующие условия:
— создание атмосферы доброжелательности, заботливости и уважение по отношению к ребёнку, обстановки поощряющей проявление его индивидуальности;
— наличие предметно – пространственной среды, соответствующей ФГОС, необходимой для свободного творческого самовыражения ребёнка в процессе образовательной и поисковой деятельности.
Любая деятельность с одарённым ребёнком должна отличаться разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также соответствующим интересам и потребностям ребёнка.
Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, используются развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал. Например,детям можно предложить такие задания: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру», «Закончи мысль в высказывании» и тому подобное. Важно, чтобы ребёнок не только нашёл правильное решение, но и доказал, обосновал свой выбор.
Для развития творческих способностей. Ребёнка необходимо вовлекать в музыкальную, танцевальную деятельность, организовывать для них различные кружки и дополнительные занятия.
Однако у детей с высокими умственными и другими способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.
Одной из особенностей одарённого ребёнка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.
У ребёнка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития, у него возникают особые интересы. В результате он оказывается в изоляции от своей группы.
Взрослые: педагоги, родители должны всячески способствовать тому,
чтобы у одарённых детей не возникало психологических «преград» в общении со сверстниками. Как бы ни был талантлив ребёнок, его нужно учить. Важно воспитывать у него усидчивость, терпение, дружелюбие, приучать трудиться.
Взаимодействие с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями.
Природой заложен огромный потенциал, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность достигать больших высот в развитии. Для развития способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.
Работа с родителями одарённых детей может проводиться по таким направлениям:
— психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка;
— организация информационной среды для родителей;
— совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.
Целью психолого – педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы необходимо проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.
Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников может быть разработан цикл родительских собраний «Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания были наиболее эффективными,используются различные формы общения:
— информационно – практические беседы;
— обучающие семинары;
— круглые столы;
— творческие лаборатории родителей;
— обмен мнениями;
— создание различных распечаток, памяток, газеты для родителей;
— проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, предложений в работе с родителями.
В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы.
На сегодняшний день важно то, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определённая система в работе с родителями. Использование различных форм работы даёт определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками педагогов.
Источник