Работа с семьей имеющей ребенка с дефектами развития

Работа с семьей имеющей ребенка с дефектами развития thumbnail

Бушева   Инга  Николаевна
«Работа с семьей, имеющей ребенка с дефектами развития»
        Естественной средой, обеспечивающей гармоничное развитие личности  
ребенка  и  его социальную адаптацию, традиционно выступает  семья. 
Проблемам семьи всегда уделялось большое внимание. И особое положение 
здесь  занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, 
которым характерен высокий уровень проявления «проблемности».
        Необходима серьезная работа с родителями, которые воспитывают 
ребенка с ограниченными возможностями, направленная как на решение их 
психологических проблем, так и на оказание помощи по социализации таких 
детей. Психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми решают многие 
задачи, касающиеся ребенка, но их работа не должна ограничиваться 
взаимодействием с ребенком; она должна включать и работу с семьей. 
             Поэтому, знание особенностей такой семьи, понимание того, что 
испытывают родители, поможет педагогам более эффективно организовывать 
сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными 
возможностями. Родители таких детей должны быть готовы к тому, что  стадии
развития их семьи отличаются от данного процесса в   обычных семьях. Ведь 
одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически 
возникать на протяжении всей жизни ребенка. 
             Такие дети должны обучаться и воспитываться в специальных 
условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. 
Семья, в которой воспитывается  ребенок­инвалид, имеет особый статус. 
Особенности и проблемы здесь определяются не только личностными 
особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего 
мира, дефицитом общения. Но главное ­ специфическое положение в семье 
ребенка­инвалида, которое обусловлено дефектами его развития. В связи с 
этим,  особенно важной становится проблема оказания  психолого – 
педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в 
развитии.  
1. Проблемы семьи, имеющей ребенка с дефектами развития
       Семья, в которой родился ребенок с нарушениями развития, находится в 
условиях психотравматической ситуации. По данным исследований Р.Ф. 
Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 
65,7%матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и
попытки, аффективно­шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем 
психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических 
расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже 
усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога. 
        Особую важность приобретает проблема  консультирования семьи с 
аномальным ребенком, а также создание комплексной информационно­
прогностической системы многоаспектной оценки функциональных 
особенностей и потребностей семей, имеющих одним из своих членов 
инвалида.
         Как показывает практика, возникает  высокая вероятность распада семей,
не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка, с различными  
дефектами  развития. 
        В работах Н.Л. Белопольской определены принципиальные подходы к 
организации и  содержанию консультирования данной категории семей.
Практически  каждая семья, воспитывающая аномального ребенка, испытывает
2 хронический стресс. И здесь  особое  значение приобретают  семейная  
спаянность и  согласованность действий родителей. Кроме этого, важно, как 
семьей воспринимаются события, связанные с ”особым” ребенком, какие 
видятся перспективы. Для некоторых  родителей болезнь ребенка 
воспринимается как катастрофа для всей семьи, высказываются идеи 
самообвинения. В связи с этим возникает  необходимость работы по ”замене 
аффективных и когнитивных фильтров”, через которые в семье 
воспринимается ребенок с дефектами развития.
       Восприятие семьей ребенка и возможность семьи адаптироваться тесно 
взаимосвязаны. Как отмечают ученые­психологи, стресс в большей степени 
проявляется у матерей, испытывающих чрезмерные ограничения личной 
свободы и времени, имеющих очень низкую самооценку.  Вследствии 
хронического стресса у матерей возникают  депрессия, раздражительность, 
эмоциональная напряженность. Отцы, проводя больше времени на работе, чаще
всего  избегают ежедневного стресса. Но, тем не менее и они переживают 
чувство вины. На них ложатся особые материальные тяготы, связанные с 
воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем,
что обещают быть долговременными, практически пожизненными.
       Семьи, в которых воспитывается ребенок с дефектами развития,  особо 
ранимы, и эта ранимость  усиливается в момент возрастных кризисов и в те 
моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего 
развития. Совершеннолетие больного ребенка не менее  стрессовое событие 
для семьи, как   постановка диагноза.
      Качественные изменения, имеющие место в семьях этой категории 
проявляются на нескольких уровнях:
1. психологическом;
2. социальном;
3. соматическом.
3 1. Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями 
воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Стресс, имеющий 
длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее 
воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого 
травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов.
Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же 
новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. 
        Мать,  в силу тяжести переживаемого может быть предрасположена к 
развитию пограничных форм нервно­психической патологии. Семья посвящает 
себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы 
делая акцент на проблемы ребенка. Эти детские проблемы могут помочь 
родителям объединиться для преодоления кризисных периодов и отодвинуть 
собственные разногласия на задний план. Ребенок остается в центре внимания 
и это помогает родителям избежать обсуждения собственных проблем и 
супружеских взаимоотношений.
2. Социальный уровень. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в 
развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Она 
сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу 
особенностей состояния аномального ребенка, а также из­за личностных 
установок самих родителей.
        Вследствие тех же причин матери больных детей оставляют работу по 
избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, 
или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка 
оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между 
родителями. Нередко такие браки распадаются. Однако известны случаи, 
когда подобные трудности сплачивали семью.
3.Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» 
4 ребенка, часто приводят к различным соматическим заболеваниям, 
астеническим и вегетативным расстройствам.
        Из всего вышесказанного становится ясно, насколько важно    оказывать 
медико­психолого­социально­педагогическую помощь  семьям, имеющим 
детей  с отклонениями в развитии.
2. Этапы  работы с семьей, имеющей ребенка с дефектами развития.
        Начиная работать с семьей, воспитывающей ребенка  с отклонениями в 
развитии, необходимо изучить качественные характеристики личностных 
изменений, которые возникают у родителей. 
        На этом этапе происходит наблюдение за семьей,   проводятся беседы­
интервью, личностные тесты (16­факторный личностный опросник Кеттелла, 
опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест 
Люшера). 
         После этого необходимо разработать основные стратегии, которые будут 
направлены на реализацию помощи таким семьям. И уже потом, использовуя 
психокоррекционные и психотерапевтические приемы, направленные на 
оказание помощи семье, приступать к решению основных задач:
­ Помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть;
­ Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а 
как «особое предназначение»;
­  Научить помогать и поддерживать друг друга;
­ Помочь избавиться от чувства обособленности и «брошенности» в своем 
горе;
­ Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния 
детей;
5 ­ Помочь в снятии тревоги и страха быть отверженными;
­ Формирование адекватного представления о месте «особых» людей в 
структуре общества;
­ Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей 
семьи. 
                             3. Формы и содержание работы с семьей.
         Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей,
воспитывающей ребенка с дефектами развития, строится на идее 
сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления 
гармоничных отношений между детьми и родителями. Задачами этой работы 
являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в 
образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; 
более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме 
этого, эта работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами
и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование 
об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к 
лицам с ограниченными возможностями здоровья.
          Формы и содержание работы с семьей определяются в зависимости от 
степени готовности родителей, воспитывающих ребенка с дефектами развития,
к сотрудничеству, от степени их мотивации, от наличия обратной связи. 
Наибольшие трудности возникают при работе с  родителями, имеющими  
низкий уровень мотивации.  И в этом случае самой продуктивной формой 
работы выступает  индивидуальная работа.
К индивидуальным формам работы мы относим:
1.1.   Беседы   и   консультации   специалистов.   Это   практическая   помощь
родителям   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   суть   которой
6 заключается   в   поиске   решений   проблемных   ситуаций   психологического,
воспитательно­педагогического,   медико­социального   и   т.   п.   характера.
Рассматривая   консультирование   как   помощь   родителям   в   налаживании
конструктивных   отношений   со   своим   ребенком,   а   также   как   процесс
информирования родителей о нормативно­правовых аспектах будущего семьи,
  прогнозирования
вытаскивания   их   из   «информационного   вакуума»,
возможностей   развития   и   обучения   ребенка,   можно   выделить   несколько
моделей   консультирования,   самой   адекватной   из   которых   является
трехсторонняя   модель,   предусматривающая   ситуацию,   когда   во   время
консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер
семейное   консультирование (психотерапия):   специалист   оказывает
проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
o
поддержку   в   преодолении   эмоциональных   нарушений   в   семье,   вызываемых
появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как
психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют
формированию   психологического   и   физического   здоровья,   адаптации   в
индивидуальные   занятия   с   ребенком   в   присутствии   матери:
обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
o
подбираются   эффективные   методы   воспитательно­педагогического
воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные
способы обучения родителей коррекционно­развивающим технологиям;
1.2. Родительский час. Мероприятие проводится один раз в неделю во второй
половине   дня   с   целью   информирования   родителей   о   ходе   образовательной
работы с ребенком.
1.3.“Служба   доверия”.   Предназначена   для     работы     с   персональными   и
анонимными   обращениями   и   пожеланиями   родителей.   Эту   работу
обеспечивают администрация и психолог.
7 Отдавая   должное   важности   индивидуальной   работы   с   родителями
«особенных» детей, нельзя отказываться от коллективных форм работы.
2. Коллективные формы взаимодействия.
2.1. Общие родительские собрания. На таких собираниях происходит:
­  
  информирование   и   обсуждение   с   родителями   задачи   и   содержание
коррекционно­образовательной работы;
­ решение организационных вопросов;
­   информирование   родителей   по   вопросам   взаимодействия   ДОУ   с   другими
организациями, в том числе и социальными службами.
2.2. Групповые родительские собрания, которые направлены на: 
­ Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
­ Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
­ Решение текущих организационных вопросов.
2.3. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
­   Знакомство   и   обучение   родителей   формам   оказания   психолого­
педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
­ Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
2.4.   Проведение   детских   праздников   и   развлечений.   Подготовкой   и
проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
­ Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью.
2.6. Мероприятий родительского всеобуча. Целью таких мероприятий является
повышение психолого­педагогической компетентности родителей.
      В   практической   деятельности   организация   всеобуча   родителей   детей   с
дефектами развития  осуществляется с помощью группы следующих методов:
1.   Информационные   методы:   информационные   тексты,
сообщения и доклады.
 родительские
8 2. Проблемные методы: проблемные лекции­диалоги, круглые столы, тренинги,
дискуссии,   тренинги,   ролевые   игры,   детско­родительские   мероприятия,
тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические  методы:  релаксации, визуализации, элементов   арт­
терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, фольклора. 
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1.   Информационные   стенды   и   тематические   выставки.   Стационарные   и
передвижные   стенды   и   выставки   размещаются   в   удобных   для   родителей
местах.
­ информирование  родителей  об организации  коррекционно­образовательной
работы в ДОУ.
3.2.   Выставки   детских   работ.   Проводятся   по   плану   воспитательно­
образовательной работы и направлены на привлечение и активизацию интереса
родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы
подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Такие занятия
помогают формировать  у родителей объективную оценку успехов своих детей,
а   также   наглядно обучают   родителей методам и формам дополнительной
работы с детьми в домашних условиях.
        Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь
они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но
и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях
родители   учатся   приводить   в   соответствие   возможности   ребёнка   и   свои
требования к нему.
         В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,
близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере
9 других   семей,  что   активное  участие   родителей   в  развитии  ребёнка   ведёт   к
успеху;   формируется   активная   родительская   позиция   и   адекватная
самооценка.
 
Заключение.
       Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. 
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями ­ 
главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения 
потребностей, обучения, профориентации. 
       Важно подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция 
улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными 
физическими и умственными возможностями. Этому способствовало 
укрепление и расширение законодательной и нормативно­правовой базы 
социальной поддержки семей с детьми, имеющими дефекты в развитии. 
Оказывает положительное воздействие и то, что изменяется  массовое сознание
людей по отношению к таким семьям. Особое внимание уделяется 
социальному обслуживанию детей­инвалидов, развитию социально­
реабилитационных услуг. 
Детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его 
личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для 
его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного 
«Я».  Гармонично организованная работа с семьями , имеющими детей с 
10 дефектами развития – гарантия успеха образовательного и воспитательного 
процесса, адаптации таких детей в коллективе.  
Список использованной литературы:
1. Айвазян  Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи  // 
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
2. Артамонов Н.А. Программа работы с семьями, воспитывающими  детей с
ограниченными возможностями «Перезагрузка», Москва 2015.
3. Бакулина Е. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными 
возможностями. //Социальная работа. 2002. №3. 
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с 
задержкой психического развития. – М.: издательство Когито­Центр, 
2010.
 Егорова Т.В., Родькина Е.В. Социально­педагогическая поддержка 
5.
семьи ребенка с ограниченными возможностями. //Вестник 
психосоциальной и коррекционно­реабилитационной работы. 2005. 
6. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. 
(Психопатологические и психологические аспекты проблемы): автореф. 
дисс. канд. мед. наук. / Р.Ф.Майрамян. – М.: 1976.
11 7. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, 
воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с 
отклонениями в развитии. – 2002. ­ № 4.
8. Ткачева  В.В.. Психолого­педагогическое сопровождение современной 
семьи. Монография. М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.
12

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка агрогородка поречье

Источник