Работа с родителями по развитию эмоциональной сферы ребенка

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов и родителей ДО

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследовавших проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

В последние годы происходит реформирование системы образования (всё больше становится учреждений «Начальная школа-детский сад», появляются сады с прогимнастическими классами, центры образования, в которых есть дошкольные группы). Изданы и рекомендованы Министерством образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единства способны обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов, критиков, работа с детьми в театральной деятельности получила научное обоснование и методические проработки. Учёные единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.

Рассматривая труды учёных, педагогов, музыкантов, заметно, что проблема развития эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца.

Считается, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешние проявления.

Прежде чем говорить о состоянии эмоций в театрализованной игре, рассмотрим понятийный аппарат эмоциональности.

Эмоциональность, как свойство личности, упоминалась ещё Гиппократом. Первоначально эмоциональность чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость на эмоциональные ситуации).

Эмоция-это реакция всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться, это поведение. В своём проявлении эмоция многокомпонентная. Это, прежде всего переживания как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Любое переживание-это волнение, неспокойное состояние.

         Другой компонент эмоционального реагирования физиологический, его характеризует изменение вегетативных показателей (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания).

Третий компонент эмоционального реагирования экспрессивность. Экспрессия выражается через речевое, мимическое, пантомимическое, жестикуляционное средства, а также внимание к своей внешности. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимико-выразительным свойствам речи, мимико-выразительным движениям мышц лица. Владение выразительными движениями предполагают также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.

Как, отмечали, Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты — эмоциональные действия (подпрыгивания при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.).

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребёнка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.

Читайте также:  Из за чего ребенок отстает в развитии

 «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе».

О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Несомненно, что приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т.е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей способность осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика) перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движением и т.д. Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать  чувство радости от своего и совместного творчества.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, имеет большое значение для развития творческих способностей, формирует чувство коллективизма.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является одним из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры.

Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетные и образные игрушки, пальчиковые, конусные, плоскостные фигурки); непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность; изобразительная, музыкальная деятельность.

Театрализованные игры способствуют развитию эмоций детей, фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. Театрализованные игры названы так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Ребёнок в театрализованной игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремиться передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере театрализованной игры говорят многие деятели искусства. советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда», как надо перевоплощаться. Известный кинорежиссёр писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство называется игрой). И так, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры — театральной иллюзией».

Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством.

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в значительной степени стимулирует совершенствование творческих способностей дошкольников. В этом возрасте одним из наиболее действенных мотивов в плане мобилизации волевых усилий ребенка является оценка действий взрослыми. Именно поэтому, для достижения хороших результатов, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

1. Дошкольник учится в игре.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

Развитие творческого потенциала ребенка-это, прежде всего развитие его души.

В воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств — сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления — все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом для воспитания личности ребенка.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Эмоциональное состояние, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка предпосылки

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико. «Общение» со сказкой ребёнок получает ещё на раннем этапе его развития, когда он ещё не всё понимает из того, что говорит ему взрослый. Ведь в душе каждого ребёнка живёт сказка. Обращённые к сердцу ребёнка, сказки учат доброте, мудрости, оптимизму, любви ко всему живому, дают глубокие знания об эмоционально-духовном мире человека. Сказки — это реальность человеческих эмоций, чувств.

В спектаклях не всегда всем детям достаются роли. Активность детей и участие бывает очень разным. Одни дети продумывают содержание спектакля, другие определяют в нём роль для себя, следующие, готовят костюмы, выбирают атрибуты. Каждый ребёнок, по мере своей возможности,  готовится к празднику — показу спектакля.

Мы живём в маленьком провинциальном городе и понимаем, что не каждый родитель имеет возможность свозить ребенка  в крупные города, посмотреть хороший, настоящий спектакль, в настоящем театре. Поэтому стараемся вовлечь наших детей заниматься театрализованной деятельностью в кружках, чтобы охватить как можно больше воспитанников.

А сейчас я хочу предложить вам маленький этюд, с помощью которого можно создать основные черты героя сказки. Включайте свою фантазию, и у вас все получится! (раздаются маски)

Я лиса, лиса, лиса.
Рыженькая я краса!
Очень я нарядная,
Милая, приятная!

Я зеленая лягушка,

Я болотная квакушка.
Люблю по камушкам скакать,
Бегать прыгать и играть!

Я мышка-норушка-

Розовое ушко.
Трудиться я люблю:
И печку истоплю,

Пирог я  испеку,
На чай Вас приглашу!

А я — лесной разбойник,

Я страшный серый волк.

И можете поверить мне —

 В зайчатах знаю толк!

Я зайчишка-молодец!
И немножечко храбрец.
Не бегу я от лисы, 
Волка дерну за усы!

Бурый я Топтыжка, 
Косолапый мишка.
Приглашаю выпить чаю, 
Сладким медом угощаю.

Источник

Елена Сатаева
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие дошкольников»

Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции.Она включает в себя следующие компоненты:

Первый компонентом является взаимодействие педагога с детьми, основанное на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и т. д.) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон,среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство» (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница; «Уголок настроения» и т. д.

Одно из направлений развития эмоциональной сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона, а страх и тревогу изобразить фиолетовым или черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Читайте также:  Занятие с ребенком 2 лет по математическому развитию

Стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Эмоционально — активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми — заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника:

• Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;

• Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

• Игры с песком и водой;

• Игры-ситуации, активизирующие общение;

• Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

Эмоциональные паузы;

• Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

• Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

Источник

Вера Шумилкина
Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста»

Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью. К тому же обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития интеллектуальной сферы.

Эмоциональную сферу ребенка можно и нужно развивать.

Воздействие взрослых, их отношение приобретают решающее значение в возникновении и течении эмоций, они начинают поддаваться управлению со стороны. Эмоции таким образом становятся объектом воспитания.

Известно, что любой предмет и любая обстановка могут вызвать у ребенка страх и радость в зависимости от того, как к ним относятся взрослые. Ребенок обнаруживает боязнь по отношению к самым простым вещам, если этих вещей боятся взрослые, и, наоборот, проявляет полнейшее безразличие к серьезной опасности, если взрослые ведут себя спокойно.

Взрослые на собственном примере учат ребенка эмоциональному отношению к действительности. Переживания взрослых, выражаемые голосом и движениями, заражают ребенка, вызывают эмоциональный отклик. У детей дошкольного возраста развитие чувств по содержанию и по форме выражения в основном происходит как подражание.

Дети легко отражают эмоциональное состояние родителей. Они чувствуют, в каком настроении мать или отец, и соответствующим образом настраивается их психика.

Взрослые воспитывают чувства ребенка не только путем организации определенного образа жизни, предметным и словесным воздействием, но и своим собственным поведением, примером собственной эмоциональной жизни. Особое значение в жизни маленького ребенка имеет оценка взрослыми его поведения, его отношений. Именно оценка служит средством закрепления положительных эмоциональных отношений и торможения отрицательных.

В воспитании эмоциональной сферы ребенка родителям поможет художественная литература. Уже первые сказки пробуждают у ребенка яркие представления о хорошем и плохом, о справедливом и несправедливом. Они сопровождаются сильными сопереживаниями, которые в той или иной мере сказываются на поведении ребенка, его отношении к окружающим людям.

Также развитию эмоциональной сферы малыша способствуют мини-сценки (этюды) на основе известных детям сказок, рассказов, стихов.

Театрализованная игра-этюд — это небольшая драматизация на основе художественного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Здесь важно учитывать возраст детей. Взрослый читает текст, предлагая детям показывать действия героев сюжета.

Работа над этюдами формирует умение ребенка общаться, реагировать на поведение партнёра; формирует навыки конструктивного взаимодействия, так как идёт близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни, обыгрываются эмоции.

Серый волк (этюд на выражение гнева)

Волк поймал козлят, посадил их в мешок, а сам уснул. Проснулся, а козлят нет — сбежали. Рассердился Волк, что без ужина остался. Бегает, ногами топает, кулаками размахивает.

Медведь испугался (этюд на выражение страха)

Медведь принес бабушке и дедушке короб с пирожками от Машеньки. Собаки почуяли медведя и стали лаять. Медведь испугался и пустился бежать.

Волк подслушивает (этюд на выражение интереса)

Волк стоит у окна избушки, в которой живут козлята с козой, и подслушивает, о чем они говорят.

Зайчик плачет (этюд на выражение горя — радости)

Выгнала лиса зайчика из избушки. Зайчик горько заплакал (горе). Тут пришел петушок и помог зайчику (радость).

Благодаря чтению художественной литературы и проигрыванию этюдов у малыша развиваются не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение.

Источник