Работа над развитием речи ребенка
Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.
Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.
Причины задержки и нарушения речи
На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.
Родители не разговаривают с ребенком
С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.
Гиперопека родителей и лень ребенка
Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.
Индивидуальное развитие ребенка
Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.
Стрессы
К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.
Заболевания
Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.
Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.
Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.
Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:
- 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
- 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
- 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
- 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
- 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
- 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
- 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
- 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.
Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:
- При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
- У слабослышащих более благоприятный прогноз.
Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.
Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].
До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.
Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.
Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.
Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.
Развитие понимания речи
Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.
Специалисты делят речь на:
- Активную – то, что человек говорит.
- Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.
Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.
Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.
Развитие активной речи
Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.
Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:
- От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
- Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
- Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
- Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
- Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.
Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.
Читайте далее: развитие памяти у детей
Источник
Наталья Ольховая
Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:
— овладение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В процессе организации работы по речевому развитию детейиспользуем следующие подходы:
1. Комплексный подход к развитию устной речи,обеспечивающий:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей,мы предусматриваем:
— создание развивающей предметно-пространственной среды;
— целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
— повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
— изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной
речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно — ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Организацию воспитательно — образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Мы организовываем множество образовательных ситуаций,направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Приведу пример такой ситуации «Добрые приветствия»,во время которой мы знакомились с детьми с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что мы встретились».В качестве ситуаций общения проводим игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Так же в своей работе, как одну из технологий, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
В каждой группе нашего детского сада реализуются различные проекты. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и хочу отметить, что проектная деятельность очень нравится нам, педагогам, нашим детям и родителям. Мы реализовали проект «Детям о ВОВ и Дне Победы», цель которого была активизировать имеющиеся и расширить кругозор детей новыми знаниями о войне и Победе, речевая задача: развитие монологической речи, речевого творчества, понимание на слух текстов патриотического характера, продукт проекта досуг, посвященный Дню Победы. Работали над проектами «Пожарный – профессия важная и нужная», «Я и моя мама», «Зимующие птицы», «Огород на подоконнике», «Моя малая Родина».
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.
В течение дня используем разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет», «Съедобное –
несъедобное», «Добавь слово», «Подбери признак», дидактические игры «Волшебный коврик», «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку», «Исправь ошибку», индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).
Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей проводим родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН); консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками – развиваем речь», работы над проектами, посещение образовательной деятельности по речевому развитию (Дни открытых дверей).
И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной,если:
— дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
— обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
— педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Источник
Татьяна Реутова
Этапы работы по развитию речи дошкольников
«Этапы работа по развитию речи дошкольников».
Основные задачи развития речи:
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.
Необходимость развития связной речи:
Проблема развития речи весьма актуальна в нашем обществе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание художественных текстов.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом и усвоение языковых норм и законов (овладение грамматическим строем языка).
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Отсюда ясно, что невозможно развитие связной речи без совершенствования всех психических процессов, и в частности, словесно-логического мышления.
Этапы работы по формированию связной речи:
Подготовительный этап – предварительная работа.
Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики).
Речевое развитие: развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа,формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу и без него, составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца, составление предложений по одно- и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов, по опорным словам и без опоры, заучивание и воспроизведение 2 – 3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу, формирование лексико-грамматических категорий, исправление произношения.
Начальный этап –овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы.
Задачи:
1. Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно).
2. Научить постановке вопросов. Репродуктивные – Кто? Что? Кто это? Что это? (Кто это) Поисковые – Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? (Где спит кот) Проблемные – Почему? Зачем?
Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
Функции монологической речи — коммуникативная (информативная и регулирующая) средство выражения мыслей, образования и развития их.
Формы монологической речи: описание, повествование, рассуждение.
Направления: обучение пересказу, обучение составлению рассказов, придумыванию по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме.
Обучение пересказу.
Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений, т. е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме.
Подбирая произведения для пересказа,необходимо учитывать следующие требования:
1. высокую художественную ценность;
2. идейную направленность;
3. динамичность, лаконичность;
4. образность изложения;
5. четкость и последовательность развертывания действия;
6. занимательность содержания;
7. доступность литературного произведения и его объем.
Этим требования, например, соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.
Схема обучения пересказу.
1. Выбор текста (малый объем, доступность содержания и языка, простота сюжета, высокая художественность текста, нравственность содержания)
2. Подготовительная работа: знакомство с текстом и иллюстративным материалом, рисование, аппликация, лепка на данную тему, лексико-грамматические упражнения на материале рассказа, выборочное заучивание.
Непосредственное обучение пересказу.
— 1-е чтение, направленное на целостное эмоциональное восприятие;
— 2-е чтение с установкой на запоминание;
— беседа по содержанию (сначала ответы на вопросы);
— работа над текстом;
— рассматривание иллюстраций;
— выстраивание логической последовательности серии картин;
— придумывание «дополнительной» картинки;
— выделение из текста фраз к каждой картинке;
— лексико-грамматические упражнения (выделение и подбор предметов, признаков, действий; словообразование родственных слов и слов с уменьшительно-ласкательным значением; замена слов синонимами; распространение и преобразование предложений);
— 3-е чтение (выставление смысловых акцентов, деление текста на части);
— работа с планом (соотнесение пунктов готового плана с текстом, коллективное составление плана с опорой на сюжетные картинки, пиктограммы и т. д., запоминание плана, воспроизведение плана по цепочке.
Пересказ:
— со зрительной опорой (картинки, пиктограммы, символы и т. д.);
— с вербальной опорой (деформированный текст, первая фраза, опорные слова, опорные фразы с последующим распространением и т. д.
Составление рассказа.
Необходимые условия:
— достаточный уровень интеллектуального и речевого развития,
— сформированность лексико-грамматического строя,
— высокая интенсивность познавательной деятельности.
Типы рассказов по характеру литературного жанра:
1. Описательный (не имеет сюжета и фабулы, отношение одновременности)
Структура рассказа:
— название предмета или явления,
— характерные признаки,
— назначение,
— отношение к данному предмету или явлению.
Речь эмоциональная с активным использованием признаков предметов и действий.
2. Повествовательный (имеет сюжет и фабулу, передает события в определенной последовательности)
Структура:
— начало (экспозиция) – знакомство с героями, с обстановкой,
— завязка – с чего начинается действие, где и когда происходят,
— развитие сюжета – последовательность событий,
— кульминация
— окончание, развязка.
Речь простая с преобладанием глаголов и существительных.
3. Рассказы-рассуждения.
Виды рассказов по ведущему виду деятельности:
1. По восприятию (зрительное восприятие опоры – серия сюжетных картин с восстановлением пропущенного звена, сюжетная картина, предметные картины, пейзажные картины,
2. По представлению (из личного опыта – малый объем, характер произвольный, основа – личный опыт ребенка,
3. По воображению (творческие рассказы – придумывание конца сказки,
составление по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме).
Обучение детей рассказыванию.
Рассказы детей можно классифицировать так:
1)рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
3)рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив);
4) творческий рассказ.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа.
Монолог требует хорошей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане.
Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта.
Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции.
Пересказ – связанное изложение прослушанного текста.
По содержанию рассказы можно условно разделить:
1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.
2. Творческие – здесь творческое воображение.
По форме:
1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.
2.Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.
Приемы обучения детей рассказыванию:
Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей,должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.
Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.
Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.
Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т. к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.
Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.
Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.
Обучение детей рассказыванию по картине.
Структура занятий:
1. Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).
2. Показ картины, вспоминаем ее, рассказывая, задаем вопросы с целью напомнить содержание картины (4-5 вопросов).
3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи новое.
4. Составление рассказа детьми (образец рассказа или план дать детям или вместе составить, повторение плана детьми).
5.Оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?
Обучение детей рассказыванию по игрушкам:
1. Подбор игрушек.
2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.
3. Виды занятий.
4. Структура занятий.
5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.
Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти):
Рассказывание по памяти более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти,этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т. е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению):
Методические приемы:
— предварительная беседа на тему рассказа;
— план рассказа, составленный педагогом с детьми;
— рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);
— указания к составлению и анализу рассказа;
— наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.
Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.
Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.
Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.
Речевые и воспитательные задачи по обучению детей рассказыванию
Речевые задачи:
1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.
2. Развивать творческую продуктивность.
3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.
4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.
5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.
Список литературы
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. – М., 2005.
2. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. //Дефектология. 2007. — №6.
3. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М.: МГОПУ, 2010.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещения, 2005.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Некоторые методы и приемы: Методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
Источник